Рулевые тяги автомобиля ВАЗ 2107

В современных автомобилях передние колеса вращаются с помощью шестерни, соединенной с рулевым валом. На ВАЗ 2107 и других классических моделях «Жигулей» используется устаревшая система подвески кроссовера — так называемая трапеция. Надежность механизма оставляет желать лучшего — детали буквально изнашиваются на 20-30 000 км, максимальный срок службы — 50 000 км пробега. Положительный момент: зная приемы сборки и разборки, владелец «семерки» может сэкономить деньги и самостоятельно заменить комплектующие.

Назначение и схема работы трапеции

Система тяг служит посредником между рулевым валом и кулачками шарнира передней ступицы. Назначение механизма — поворачивать колеса в ту или иную сторону в зависимости от вращения рулевого колеса. Рулевая труба расположена под двигателем на уровне шасси и крепится к жестким элементам кузова, т.е. к нижним боковым стойкам.

Система рулевого управления состоит из 3 основных компонентов:

  • центральное звено прикручено к двум сошкам — маятниковому рычагу и червячному рулевому механизму;
  • правая тяга крепится к кронштейну шарнира маятника и шарниру правого переднего колеса (по направлению движения);
  • левая тяга соединена с распределителем коробки передач и левым шарниром передней ступицы.

Система рулевых трубок ВАЗ 2101-2107

Трапециевидные рычаги механически соединяют систему рулевого управления с механизмами передних колес.

Соединение маятниковых рычагов с трапециевидными элементами осуществляется с помощью конического штифта, который вставляется в отверстие сошки и фиксируется гайкой. Маятник и шестерня жестко прикреплены к лонжеронам длинными болтами.

Центральное звено представляет собой полый металлический стержень с двумя шарнирами. Две боковые тяги представляют собой сборные детали, состоящие из двух концов — длинного и короткого. Детали соединены между собой резьбовым зажимом, закрепленным двумя винтами.

Центральная система рулевого управления с

Центральная часть предназначена для жесткого соединения сошек редуктора и маятника

Как работает трапеция:

  1. Водитель поворачивает рулевое колесо, вращая вал и вал коробки передач. Червячная передача передает меньшее вращение на сошку, но увеличивает крутящий момент (усилие).
  2. Сошка начинает вращаться в нужном направлении, увлекая за собой левую и центральную подвески. Последний передает усилие через кронштейн рычага на правый подъемник.
  3. Все 3 компонента смещаются в одну сторону, заставляя передние колеса вращаться синхронно.
  4. Маятниковый рычаг, прикрепленный ко второму лонжерону, служит дополнительной точкой поворота системы. В старых версиях маятника втулка поворачивается на маятнике, в то время как в новых компонентах она поворачивается на роликовом подшипнике.
  5. Сферические штифты на концах всех тяг позволяют трапеции двигаться в одной горизонтальной плоскости независимо от сжатия пружин передней подвески.

Центральная рулевая система

Прицепной рычаг состоит из двух концевых элементов, соединенных фланцем.

Увеличение крутящего момента с помощью червячной передачи позволяет отказаться от использования гидравлических и электрических усилителей рулевого управления. С другой стороны, водитель имеет некоторые физические проблемы с ходовой частью — когда шаровая опора или наконечник тяги становятся слишком слабыми, поворачивать рулевое колесо становится намного сложнее.

Устройство тяг и наконечников

Центральный цельный трапециевидный элемент является самым простым — это железный стержень с двумя шарнирами на концах. Шарниры сухожилий вставляются во второе отверстие в сошке (с конца рычага), фиксируются корончатыми гайками 22 мм и шплинтами.

Примечание: центральный шатун слегка наклоняется вперед, чтобы обойти коробку передач. Если вставить деталь наоборот, проблемы неизбежны — изгиб будет тереться о корпус коробки передач, что сильно затруднит управление автомобилем.

Как правильно установить центральную тягу на ВАЗ 2101-07

Центральный рычаг слегка наклонен вперед, чтобы шток не терся о коробку передач при движении трапеции

Не все механики СТО знают о правильной установке средней прицепной штанги. Мой друг обнаружил это, когда приехал в мастерскую для замены комплекта рулевых тяг на автомобиле ВАЗ 2107. Неопытный техник установил среднюю часть с изгибом назад, так что он не смог проехать далеко — вплоть до первого поворота.

Боковые стержни состоят из следующих частей:

  • короткий (наружный) конец с шаровым пальцем;
  • длинный (внутренний) штифт с шарниром;
  • Соединительный фланец с 2 болтами M8 и гайками с помощью гаечного ключа 13 мм.

Компонент разделен, чтобы обеспечить регулировку угла наклона носка передних колес. Длину рычага можно регулировать, поворачивая резьбовой зажим и тем самым корректируя положение колеса при движении прямо. Резьба на концах и внутри зажима разная — правая и левая — поэтому стержень удлиняется или укорачивается при вращении.

Расположение управляющих стержней на

Точки поворота звеньев в «Жигулях» совпадают с торцевыми отверстиями сошек.

Конструкция всех соединительных штырей идентична и включает следующие детали (нумерация соответствует схеме):

  1. Шаровой палец с резьбой M14 x 1,5 для корончатой гайки 22 мм. Радиус шарика составляет 11 мм, а в резьбовой части имеется отверстие для шплинта.
  2. Крышка резиновая (или силиконовая), которая также является пылезащитным покрытием;
  3. Металлический корпус, приваренный к резьбовой шпильке M16 x 1.
  4. Несущая вставка из композитного материала, также известная как поршень.
  5. Весна.
  6. Крышка вдавливается в корпус.
    Конструкция шарнира рулевой тяги автомобиля ВАЗ 2107
  7. Стержневой подшипник работает по принципу подшипника скольжения — металлический шарик вращается в пластиковой втулке

Некоторые производители рычагов встраивают в крышку небольшое гнездо для периодической смазки — штифт.

Короткие внешние концы боковых штифтов одинаковые, а длинные — разные. По изгибу можно определить, какая часть к какой относится — рычаг установлен на правой стороне с изгибом вправо. Шаровые пальцы боковых тяг крепятся к первым отверстиям во втулках рычагов управления и трансмиссии.

Как отличить праворульный ВАЗ 2107 от леворульного трактора

Длинные концы стержней идентифицируются по изгибу стержня

Мой знакомый автотехник рекомендует различать длинные концы следующим образом: возьмите деталь за сустав в правую руку так, чтобы шаровой палец был направлен вниз, как будто вы держите пистолет. Если «дуло» изогнуто влево, перед вами левая рукоятка шатуна.

Видео: конструкция наконечника тяги ВАЗ 2101—2107

Диагностика неисправностей

При движении автомобиля шаровые пальцы вращаются в разных плоскостях, и сухие шарниры постепенно изнашиваются, вызывая люфт. На критический износ кулака (или нескольких) указывают следующие симптомы

  • Слышимый стук при движении по любой неровной поверхности;
  • Вибрация от шаровых шарниров передается на рулевое колесо;
  • На ровной дороге автомобиль будет дрейфовать прямо вперед;
  • Рулевое колесо поворачивается с трудом, а снизу слышен скрип.

Если для поворота рулевого колеса требуется большое усилие, следует немедленно заменить изношенный поворотный кулак. Этот симптом указывает на то, что шаровой палец заклинило внутри корпуса. Если вовремя не принять меры, шаровой шарнир может разболтаться, и автомобиль станет неуправляемым.

Похожая история произошла с моим родственником. Когда до гаража оставалось всего полкилометра, на его седьмом автомобиле сломалась правая рулевая труба. Водитель проявил изобретательность: он привязал конец сломанного стержня к рычагу подвески, руками выпрямил колесо и медленно продолжил поездку. Когда нужно было сделать поворот, он останавливался, выходил из машины и вручную устанавливал руль в нужном направлении. Дистанцию в 500 метров он преодолел за 40 минут (считая въезд в гараж).

Проблемы с наконечниками рулевых тяг ВАЗ 2101-07

Чаще всего суставы ломаются из-за порванной крышки.

Рулевые тяги «Жигулей» выходят из строя по ряду причин:

  1. Естественный износ. Ослабление и стук появляются при пробеге 20-30 000 км, в зависимости от условий и вождения.
  2. Эксплуатация с сорванными крышками на петлях. Отверстия позволяют воде, пыли и песку проникать внутрь устройства. Коррозия и истирание быстро изнашивают шариковые штифты.
  3. Отсутствие смазки приводит к увеличению трения и ускоренному износу. Перед установкой компонента на автомобиль проверьте наличие смазки.
  4. Изгиб дышла в результате наезда на камень или другое препятствие. В этом случае компонент можно снять и выровнять, нагрев его горелкой.

Когда износ всех наконечников достигнет критического предела, передние колеса будут двигаться горизонтально с большой свободой. Водитель должен «поймать» машину до конца, чтобы ехать прямо. Как диагностировать износ рулевых тяг и не путать его с неисправностями подвески:

  1. Припаркуйте автомобиль в кювете или на эстакаде и поставьте его на ручной тормоз.
  2. Спуститесь в яму и внимательно осмотрите прицепной рычаг, особенно после удара о шасси.
  3. Возьмите удилище за кончик и покачайте его вверх-вниз. Если чувствуется ослабление, замените изношенный компонент. Повторите операцию на всех стыках.
    Как проверить люфт рулевой тяги на автомобиле
  4. Для проверки поверните рычаг в вертикальное положение с помощью рукоятки на шаровом шарнире.

Способ поворота стержня при диагностике имеет первостепенное значение. Нет смысла крутить рычаг вокруг своей оси — это его нормальный рабочий ход. Если проверка покажет небольшой люфт, то можно считать, что шарнир в порядке — это работает внутренняя пружина.

Проверка рулевой тяги ВАЗ 2107

Нет смысла давить на шарнир — вы почувствуете только сопротивление пружины.

Видео: как проверить рулевую трапецию «Жигулей»

Выбор новых деталей трапеции

С тех пор как ВАЗ 2107 был снят с производства, найти оригинальные запчасти становится все труднее. На дорогах стран СНГ рулевые тяги довольно часто приходят в негодность, поэтому запас оригинальных деталей давно исчерпан. В последние годы комплекты деталей рулевого управления поставляются на рынок несколькими известными производителями:

  • «Белмаг»;
  • «Кедр»;
  • «Трек»;
  • Фенокс;
  • Delphi;
  • «ВИС».

Особенностью ремонта рулевой трапеции является то, что изношенные муфты можно заменить по отдельности. Немногие владельцы «Жигулей» покупают полные комплекты из-за одного сломанного шарового пальца. В результате трапеции 7 часто собираются из запасных частей разных производителей.

Комплект рулевых тяг для ВАЗ 2101-2107

В комплект входят стяжные шпильки, фланцы и гайки со шплинтами.

Качество тяг этих производителей практически одинаково, о чем свидетельствуют мнения автовладельцев на форумах. Поэтому выбор новой запасной части сводится к соблюдению 3 правил:

  1. Остерегайтесь подделок и не покупайте запчасти в сомнительных торговых точках.
  2. Избегайте рулевых тяг неизвестных марок, продаваемых по выгодной цене.
  3. Не путайте левый и правый наконечники при замене детали рулевого управления.

Замена внешнего короткого наконечника

Поскольку внешний конец трапеции может быть доступен со стороны колеса, демонтаж может быть произведен без использования швеллера. Какие инструменты и материалы необходимы:

  • Гаечный ключ 13 мм и 22 мм;
  • плоскогубцы;
  • молоток;
  • Съемник — инструмент прижимного типа
  • линейка длиной не менее 20 см или измерительная лента;
  • Оборудование для снятия колес — домкрат, колесный ключ, противооткатные упоры;
  • тряпки, матерчатые перчатки.

Инструмент для замены рулевой тяги ВАЗ 2107

Подходящий скребок в виде чашки никогда не порвет резиновый пыльник при сдавливании болта.

Также заранее подготовьте новый шплинт, аэрозольную смазку WD-40 и металлическую щетку для удаления грязи, налипшей на стержень, перед началом работы.

Почему наконечники тяг заменяются, а не ремонтируются?

  1. Высококачественные заводские детали сделаны неразборными, в гараже нереально снять испорченную сушилку — крышка петли плотно прижата к корпусу.
  2. Разборные домкраты, самодельные с помощью токарного станка, считаются ненадежными. Причина этого заключается в том, что профиль резьбы внутри корпуса «сплющен» и под нагрузкой шаровой палец может сдавить колпачок и выскочить.

Конструкция съемной рулевой системы

С разборным шаровым концом нижний корпус удерживается на месте резьбой, нарезанной токарем.

Подготовительный этап

Перед удалением наконечника необходимо выполнить несколько подготовительных действий:

  1. Припаркуйте автомобиль на платформе и открутите колесо. Поверните рулевое колесо до упора вправо или влево, чтобы получить доступ к наконечнику.
    Обработка резьбовых соединений с помощью WD-40
    За 15 минут до откручивания гаек сбрызните резьбу WD-40
  2. Очистите резьбу суппорта и шарового пальца от грязи и сбрызните WD-40.
  3. Измерьте линейкой расстояние между центрами двух концов тяг. Идея заключается в том, чтобы обеспечить оригинальную длину рычага при его замене, иначе придется корректировать угол наклона носка переднего колеса.
    Как правильно измерить длину рулевой тяги ВАЗ 2107
    Первоначальная длина рычага определяется расстоянием между центрами шарниров
  4. Открутите и снимите шплинт с корончатой гайки.
    Как извлечь шплинт из рулевой тяги ВАЗ 2101-2107?
    Перед извлечением загните концы штифта.

Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы проверить состояние пылезащитных чехлов на оставшихся концевых штифтах. Если замечены трещины, полностью снимите трапецию и установите новые силиконовые колпачки.

Инструкция по разборке

Демонтаж старой детали и установка нового углового элемента производится в следующем порядке:

  1. Используя гаечный ключ 13 мм, ослабьте одну гайку на ближайшей к колесу кабельной стяжке. Вторую гайку оставьте нетронутой.
    Как открутить фланец рулевой тяги на
    Чтобы снять короткое соединение, ослабьте гайку внешнего зажима.
  2. С помощью гаечного ключа 22 мм ослабьте гайку, крепящую шаровой палец к поворотному кулаку.
    Как открутить шарнир рулевой тяги на 7-ке.
    Ослабьте гайку шарового пальца и открутите ее до упора.
  3. Установите съемник (допускается постукивание молотком) и поверните центральный болт гаечным ключом, пока он не упрется в шаровой палец и не вытолкнет его из сцепного устройства.
    Как снять штифт рулевой тяги на ВАЗ 2107?
    При затягивании прижимного болта лучше всего поддерживать съемник рукой.
  4. Открутите торцевую крышку от зажима, повернув ее рукой против часовой стрелки.
    Как снять укороченный вал рулевой тяги на ВАЗ 2101-07
    Если зажим достаточно ослаблен, торцевую крышку можно легко открутить рукой (слева)
  5. Убедившись, что внутри новой детали есть смазка, вкрутите ее на место старой торцевой крышки. Поверните шарнир и отрегулируйте длину стержня с помощью линейки.
  6. Затяните крепление хомута, вставьте штифт в поворотный кулак и затяните гайкой. Установите и отпустите шплинт.
    Как установить рулевую тягу на
    Смажьте поворотный кулак перед установкой соединения.

Некоторые мотористы, вместо того чтобы измерять длину, считают обороты при откручивании поворотных кулаков. Это не лучший способ — длина резьбы на деталях разных производителей может отличаться на 2-3 мм. Мне лично пришлось столкнуться с этой проблемой — после замены автомобиль начал скользить вправо и «съедать» край шины. Проблема была решена в сервисном центре — специалист отрегулировал угол наклона носка.

Если вы не можете найти съемник, попробуйте извлечь штифт из наконечника с помощью молотка. Способ второй: Опустите ступицу колеса на башмак, накрутите гайку на резьбу штифта и ударьте молотком по штифту через деревянную проставку.

Как снять штифт рулевой тяги в 7

Чтобы выпрессовать штифт, нажимайте на него точно, чтобы не заклепать резьбу

Выбивание — не лучший способ удаления соединения. Резьба может быть случайно сорвана, и удар также передается на подшипник ступицы. Лучше купить недорогой съемник — он пригодится при замене других шарниров.

Видео: как поменять наконечник рулевой тяги

Полная разборка трапеции

Снятие всех тяг практикуется в двух случаях — замена рычажных узлов или полного комплекта пыльников на шарнирах. Процедура аналогична процедуре демонтажа внешнего конца, но в другом порядке:

  1. Выполните подготовительный этап — припаркуйте автомобиль на яме, очистите шарниры, смажьте и извлеките шплинты. Нет необходимости поворачивать и снимать колеса.
  2. Накидным ключом 22 мм открутите гайки крепления двух шаровых пальцев бокового рычага, фланцевые болты оставьте нетронутыми.
    Как снять средний палец рулевой тяги на автомобиле ВАЗ 2107?
    Гайки внутренней рулевой тяги можно достать только с помощью ключа с загнутым кольцом.
  3. Выньте два штифта из поворотного кулака и шарнира рычага управления. Снимите стяжную тягу.
  4. Таким же образом снимите оставшиеся 2 стяжные тяги.
  5. Ослабьте стяжные тяги и точно отрегулируйте их длину в соответствии с размером снимаемых компонентов. Закрепите стяжные шпильки гайками.
    Регулировка длины рулевой тяги ВАЗ 2101-07
    Отрегулируйте длину тяги, закручивая/откручивая более короткую.
  6. Установите новые детали трапеции, затяните гайки и закрепите их шплинтами.

Не забудьте правильно расположить центральную часть — наклонитесь вперед. После замены выезжайте на ровный участок дороги и наблюдайте за поведением автомобиля. Если автомобиль поворачивает в сторону, заедьте на станцию техобслуживания, чтобы исправить развал передних колес.

Видео: замена рулевых тяг ВАЗ 2107

Операцию по замене наконечников или узла навески нельзя назвать сложной. Имея съемник и небольшой опыт, вы замените детали гусеницы ВАЗ 2107 за 2-3 часа. Самое главное — не перепутать правую руку с левой и правильно установить среднюю часть. Есть надежный способ избежать ошибок: перед демонтажем сфотографируйте положение рулевой тяги с помощью камеры смартфона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector