Замена помпы на ВАЗ 2110/2112

Автомобили ВАЗ семейства «десяток» (ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, а также все их модификации) считаются классическими автомобилями для большинства населения России. В то же время, как стоимость, так и низкая стоимость обслуживания этих автомобилей позволяют использовать их как для частного использования, так и для коммерческих целей. Однако есть один компонент ВАЗ 2110/2112, о значении которого большинство автолюбителей даже не догадываются. Речь идет о насосе системы охлаждения.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Если речь идет о двигателе автомобиля, то следует сразу же решить вопрос его охлаждения. Действительно, без надлежащего охлаждения двигатель не может работать долго и обязательно «закипит». Благодаря циркуляции охлаждающей жидкости становится возможной работа двигателя в любое время года при любых внешних условиях.

Силовой элемент в семействе ВАЗ имеет довольно сложную конструкцию. Во время рабочего цикла поршни сильно трутся друг о друга, что неизменно приводит к сильному нагреву поверхности. Единственный способ предотвратить перегрев двигателя — постоянно поддерживать температуру в зоне трения за счет циркуляции охлаждающей жидкости. Поэтому в конструкции ВАЗа предусмотрена система охлаждения.

Охлаждающая жидкость (соли или антифриз) заливается водителем в расширительный бачок автомобиля. Оттуда жидкость по трубам поступает к водяному насосу, а от него — к радиатору и блоку цилиндров. Задача водяного насоса (или помпы) — прокачивать воду через систему во время работы двигателя. То есть насос запускается вместе с двигателем и отключается, когда водитель останавливает автомобиль. Без насоса всю систему охлаждения можно считать неработающей, поскольку только насос может создать быструю циркуляцию жидкости по всем частям системы.

Задача насоса — создать необходимое давление в системе охлаждения для перемещения жидкости.

Насос ВАЗ 2110

Металлический корпус устройства обеспечивает бесперебойную циркуляцию охлаждающей жидкости через систему охлаждения.

Как проверить помпу на ВАЗ 2110/2112

При подозрении на неисправность водяного насоса водитель может проверить этот узел, не обращаясь в автосервис. Нет необходимости снимать насос с автомобиля, вся процедура проверки может быть выполнена в течение 10 минут:

Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (в семействе ВАЗ десятки — 91 градус).

Наденьте перчатку на правую руку.

Сожмите рукой трубопровод подачи жидкости, выходящий из радиатора. В этом случае, если насос работает нормально, вы сразу почувствуете давление воды в коллекторной трубке. Если шланг легко сжимается при нажатии, циркуляция охлаждающей жидкости сильно ограничена, что указывает на неисправность насоса.

Проверка работы насоса

Чтобы проверить, не неисправен ли насос, просто сожмите трубу подачи воды — если труба выдерживает сжатие, давление в системе стабильно

Будьте осторожны при выполнении этой проверки, так как зола сильно нагревается при работе двигателя: вы можете обжечься о горячие соединения и поверхности двигателя.

Признаки неисправности водяного насоса

Диагностировать неисправный водяной насос в семействе ВАЗ 10 довольно просто: необходимо постоянно наблюдать за «поведением» вашего автомобиля. Существует всего три симптома неисправного насоса:

Необычный шум или скрежет в приводе клапанов во время движения.

Утечки насоса из-за негерметичности уплотнений.

Серьезные повреждения ремня ГРМ (асимметричный износ, расслоение или трещины).

Утечка тополиного пуха из-под насоса

Следы охлаждающей жидкости можно увидеть как при установке ремня ГРМ, так и на асфальте после длительного простоя

Однако основной проблемой помпы на ВАЗ 2110/2112 является износ подшипника — если подшипник изношен, или неправильно натянут ремень ГРМ, отремонтировать помпу будет невозможно.

Замена помпы на ВАЗ 2110/2112

Однажды владелец автомобиля ВАЗ десятка столкнется с необходимостью замены водяного насоса. К счастью, конструкция самого насоса довольно проста, поэтому он редко выходит из строя.

Рекомендуется заменять насос на автомобиле ВАЗ 2110/2112 через каждые 50 000 км пробега или при первых признаках проблем.

Если своевременно не заменить водяной насос, последствия для автомобиля могут быть очень неприятными:

  • порванный ремень ГРМ (неисправный насос изнашивает ремень неравномерно);
  • дорогостоящий ремонт головки блока цилиндров (при повреждении приводного ремня могут быть погнуты клапанные механизмы)
  • перегрев двигателя (движущиеся части заедают, выходят из строя).

Выбираем помпу на свой автомобиль

Итак, вы приняли решение о замене насоса. Теперь вам нужно пойти в автомобильный магазин и купить необходимый компонент. Но дилеры предлагают широкий ассортимент различных водяных насосов для ВАЗ 2110/2112 — какой насос выбрать, чтобы не разочароваться в цене и качестве?

Цена насоса на 8-клапанный двигатель ВАЗ 2110/2112 начинается от 800 рублей, на 16-клапанный двигатель — от 1 000 рублей. Однако независимо от стоимости и чистоты упаковки при покупке обращайте внимание на следующие детали:

  • производителя (берите продукты только у хорошо знакомых вам компаний);
  • насос имеет свой каталожный номер (например, стандартный «вазовский» насос по всем каталогам в автомобильных магазинах и на сайтах — 21081307010);
  • насос продается в чистой, нераспечатанной упаковке;
  • прокладка входит в комплект;
  • На насос распространяется заводская гарантия качества.

Автомобилисты предпочитают насос производства TZA. Водяной насос отечественного производителя прост в установке, долговечен и недорог. Однако существует риск приобрести некачественный товар.

Водяной насос ВАЗ

Продукт российского производства характеризуется доступной ценой и высоким качеством исполнения

Где располагается водяной насос

На моделях десятого семейства ВАЗ насос установлен на правой стороне блока цилиндров двигателя. Точное положение насоса обусловлено принципом его работы: лопасти ротора насоса начинают вращаться благодаря энергии зубчатого ремня. Другими словами, конструкция автомобиля уже предопределила место посадки насоса в клапанном механизме.

Расположение насоса на автомобиле ВАЗ 2110/2112

Насос в семействе ВАЗ 10 расположен как часть узла ГРМ

Подготовка инструментов

Замена водяного насоса на автомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 — процедура, не требующая специального оборудования или опыта. Кроме того, в этих моделях ВАЗ сама конструкция автомобиля значительно упрощает работу: вам понадобится обычный набор инструментов:

  • гаечный ключ на 10
  • гаечный ключ на 17;
  • гаечный ключ на 19;
  • торцевая головка 10
  • Отвертка с тонким плоским лезвием.

Стандартный набор инструментов

Замена насоса своими руками не требует профессиональных инструментов или сложного оборудования

Лучше заранее подготовить емкость для слива толуола (один или несколько сосудов, содержащих 10-12 литров охлаждающей жидкости). Конечно, во время замены не обойтись без тряпки, чтобы быстро очистить места протечек.

Нужно ли сливать весь тосол из системы

Водители, заменившие насос на своем ВАЗе, часто задаются вопросом, как слить воду из системы. Сколько охлаждающей жидкости нужно слить, и если слить, то сколько литров?

На эти вопросы есть конкретные ответы:

При проведении работ в любой части системы охлаждения необходимо обязательно слить охлаждающую жидкость. Слив воды из системы обеспечивает разгерметизацию системы и снижает риск получения травмы. Кроме того, при снятии и установке насоса посадочное место будет постоянно осушаться, что доставит массу неудобств и в конечном итоге приведет к неправильной замене.

Когда речь заходит о том, сколько бытовой воды нужно сливать, есть два решения. Первый — из заботы о машине. Как правило, охлаждающую жидкость принято заменять вместе с насосом, поэтому лучше полностью слить систему. Второй вариант подходит для водителей, у которых охлаждающая жидкость была заменена совсем недавно. В этом случае можно слить только часть жидкости из системы (около 2-3 литров), чтобы свести на нет остаточное давление в соединениях.

Слейте охлаждающую жидкость

Слейте охлаждающую жидкость из полости радиатора

Соответственно, после замены насоса следует пополнить количество охлаждающей жидкости, слитой перед демонтажем.

Пошаговая процедура работы

Замена водяного насоса производится на траншее или эстакаде. Обычный домкрат также подойдет, но убедитесь, что кузов поднят с передней правой стороны и заранее зафиксирован дополнительными упорами.

Процедура замены насоса идентична для автомобилей ВАЗ 2110/2112 с 8- и 16-клапанными двигателями.

Блок синхронизации

Замена насоса связана со снятием ремня ГРМ и звездочки.

После первоначальной подготовки можно приступать к основной работе:

  1. Откройте капот и отсоедините кабель от минусовой клеммы аккумулятора.
  2. Выкрутите пробку из расширительного бачка.
  3. Залезьте под автомобиль и поместите контейнер под блок двигателя.
  4. Открутите сливную пробку и слейте охлаждающую жидкость в контейнер.
  5. После слива воды установите крышку на место.
  6. Затем снимите переднее правое колесо с ВАЗа.
  7. Под ним будет видна шестерня привода ГРМ — с помощью гаечного ключа на 10 мм открутите три болта на корпусе.
  8. Снимите капот с автомобиля.
  9. Затем зафиксируйте коленчатый вал в высшей точке первого цилиндра: включите передачу и поверните болт крепления шкива ключом на 19. Поворачивайте до тех пор, пока шестерня коленчатого вала не совместится с меткой на задней крышке ГРМ.
  10. Лучше вставить большую отвертку или длинный винт между зубцами коленчатого вала, чтобы убедиться, что он неподвижен.
  11. Затем с помощью ключа на 17 ослабьте натяжитель, что также приведет к ослаблению ремня ГРМ.
  12. Сначала снимите ремень, а затем шкив.
  13. Выверните пять винтов, крепящих нижний насос к зубчатой передаче.
  14. Затем выкрутите три винта, крепящие верхнюю часть насоса.
  15. Корпус насоса можно легко сжать отверткой и вытащить из гнезда.
  16. Рекомендуется сразу же очистить область сиденья от пыли и старой охлаждающей жидкости. Остатки старого уплотнения должны быть удалены.
  17. Рекомендуется нанести герметик на обе стороны нового уплотнения насоса и аккуратно установить его в посадочное место.
  18. Установите новый насос поверх уплотнения.
  19. Повторная сборка выполняется в обратном порядке.

Видео: замена водяного насоса своими руками

Вместе с заменой насоса рекомендуется одновременно заменить ремень ГРМ и натяжной ролик.

Новый насос

Для замены лучше использовать водяной насос того же производителя, который уже стоял на автомобиле

Ремонт помпы ВАЗ 2110/2112 своими руками

Водитель не всегда может заменить неисправный насос. В некоторых случаях возможно отремонтировать устройство, восстановив рабочие функции насоса. Если насос еще не исчерпал свой запас (пробег 50 000 км), его можно отремонтировать. Однако насос невозможно отремонтировать без использования специального ремонтного комплекта. Это набор резиновых уплотнений и деталей, которые чаще всего выходят из строя и требуют замены.

Ремонтные комплекты для насосов ВАЗ 2110

Ремонтные комплекты насосов различаются по своему составу — в зависимости от того, какие детали необходимо заменить.

Кроме того, ремонтный комплект требует тщательной подготовки — место, где будет производиться разборка и ремонт насоса, должно быть чистым и ровным.

Как разобрать водяной насос

После снятия насоса с машины его необходимо демонтировать. Замена деталей насоса возможна только после его разборки и тщательной очистки.

Для демонтажа насоса целесообразно руководствоваться приведенной ниже схемой:

  1. Протрите изделие сухой тканью.
  2. Открутите шкив насоса.
  3. Вытяните упорный хомут.
  4. Выбейте подшипники из вала с помощью молотка.
  5. Извлеките вал из корпуса.
  6. Открутите крыльчатку.
  7. Если от сальника что-то осталось, удалите остатки резины из корпуса.

Разобранный насос

Процедура демонтажа водяного насоса не требует пояснений: если не снять шкив, доступ к валу и крыльчатке невозможен.

Затем необходимо тщательно очистить полость самого насоса от грязи и старых отложений — можно промыть насос тем же бензином, который обычно подается в бак ВАЗ 2110/2112.

Визуальный осмотр деталей насоса покажет, какой именно компонент нуждается в замене. Насос обычно протекает из-за прогнившего дросселя, а также свистит или шуршит на высоких оборотах двигателя из-за износа вала.

Видео: разборка помпы

Замена сальника

Сальник — это прокладка из резины и металлических вставок. При обычном капитальном ремонте насоса замена сальника является обязательной процедурой, поскольку прокладка изготовлена из резины и быстро изнашивается.

Замена сальника не представляет собой ничего сложного:

  1. Старое уплотнение снимается с вала.
  2. Сидячая зона очищается от мусора.
  3. Устанавливается новое сальниковое уплотнение.

Сальник

Резинометаллическое изделие, уплотняющее насос, называется сальником.

Перед установкой резинового герметика его можно смазать магазинной грунтовкой, чтобы он быстрее «дошел» до вала.

Смена вала с подшипниками

Чаще всего в замене нуждаются именно «разболтавшиеся» подшипники. Однако выбивание их из шахты — очень трудоемкая задача. Кроме того, требуются гидравлические тиски, которые есть не у каждого водителя. Поэтому проще заменить подшипники вместе с валом.

Опять же, процедура замены вала проста: новый вал забивается молотком взамен старого.

Вал насоса с подшипниками

Невозможно отсоединить старые подшипники от насоса, поэтому проще заменить вал вместе с ними

Как заменить патрубок на помпе

Иногда из-за нестабильного давления в системе охлаждения могут деформироваться шланги впрыска или выпуска топлива. Новые муфты стоят копейки, а новые металлические крепежные зажимы купить несложно.

Если сиденье вздулось, это явный признак того, что резина вот-вот треснет. Трещины и вмятины на трубке также указывают на то, что ее необходимо как можно скорее заменить.

Для его замены вам необходимо:

  1. Ослабьте зажим с помощью отвертки.
  2. Снимите хомут шланга.
  3. Отсоедините шланг от насоса.
  4. Ослабьте зажим на противоположной стороне розетки и снимите зажим.
  5. Извлеките трубу коллектора из-под капота.

Отсоедините форсунку

Если сильно сжать зажим кабеля, можно повредить резину, что может привести к утечке воды.

Зачем нужна вторая помпа в конструкции автомобиля

Некоторые современные модели автомобилей оснащены вторым насосом на заводе. Это оборудование обеспечивает максимально надежное охлаждение двигателя в любых условиях эксплуатации.

Для лучшего охлаждения в автомобиле необходим дополнительный насос. Если речь идет о владельцах семейства ВАЗ десять, то второй насос чаще всего устанавливается для оптимизации работы печки в зимний период.

Второй насос

В этом случае корпус насоса прикручивается к корпусу двигателя с помощью специального кронштейна

Установка дополнительного водяного насоса

Основным преимуществом ВАЗ 2110/2112 является то, что эти автомобили имеют простую конструкцию системы охлаждения. Поэтому вы можете легко установить второй насос и организовать малый круг циркуляции тосола. Вам необходимо заранее подготовиться к работе:

  • новый насос;
  • два шланга (один длинный, другой короткий);
  • герметик;
  • крепеж (в зависимости от того, где будет легче закрепить насос: металлические хомуты, болты и гайки).

Необходимо собрать малый циркуляционный блок из нового насоса и шлангов. Для этого два шланга подсоединяются к штуцерам насоса и закрепляются хомутами. Важно соблюдать следующее правило: длинный шланг отвечает за подачу воды в насос, а короткий — за слив.

Перед установкой нового блока в автомобиль необходимо слить охлаждающую жидкость.

Процедура установки собранного блока выглядит следующим образом:

  1. Найдите два шланга на радиаторе (один из них подает охлаждающую жидкость к отопителю, а другой выполняет функцию слива).
  2. Отсоедините отводной трубопровод.
  3. Установите собранный блок со вторым насосом на место.
  4. Закрепите новый блок металлическими стяжками.
  5. Рекомендуется закрепить сам насос на картере коробки передач. Насос можно закрепить с помощью кабельных стяжек или прикрутить к кронштейну.
  6. Залейте охлаждающую жидкость и запустите двигатель.
  7. Проверьте второй контур охлаждающей жидкости на наличие утечек.

Примерный вид дополнительного контура охлаждения

Суть процедуры заключается в закреплении малого контура жидкости со вторым насосом вместо шланга подачи охлаждающей жидкости

Следует отметить, что дополнительный насос будет срабатывать под действием давления, создаваемого в системе первым насосом. Поэтому второй насос прослужит долго и обеспечит тщательное охлаждение двигателя даже в самых агрессивных условиях эксплуатации.

Итак, вся сложность ремонта и замены водяного насоса на автомобиле ВАЗ 2110/2112 сводится к тому, чтобы правильно снять агрегат с автомобиля и установить его обратно. И установка насоса занимает гораздо больше времени из-за замены ремня ГРМ и вала. Услуги специалиста будут стоить около 1000-1500 рублей, поэтому если есть сомнения в его компетентности, лучше заплатить СТО мастерам и быть уверенным в грамотной замене водяного насоса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector