Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Инжектор ВАЗ 21099 (2109) оснащен датчиком холостого хода для ускорения прогрева холодного двигателя и уменьшения износа фрикционных деталей во время прогрева, а также для поддержания холостых оборотов двигателя, механики называют его сокращенно датчик холостого хода. Это устройство установлено в дроссельном узле, который виден с левой стороны двигателя, если смотреть сверху.

 

Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099Датчик холостого хода в ВАЗ-2109 (Инжектор): где находится, его работа, возможные проблемы и ремонт

IAC (или RTC) — это один и тот же датчик.

Читайте также: Датчики двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.

Назначение

Датчик необходим для регулирования потока воздуха, поступающего в двигатель при закрытой дроссельной заслонке. Это означает, что компонент автоматически регулирует заданную скорость двигателя при закрытой дроссельной заслонке. Регулятор также играет роль в прогреве приводного агрегата после холодного запуска.

Датчик холостого хода в ВАЗ-2109 (Инжектор): где находится, работа, возможные неисправности и ремонт

Функции

Дроссельная заслонка регулирует количество воздуха, поступающего в двигатель при закрытой дроссельной заслонке. Это означает, что регулятор холостого хода автоматически регулирует обороты двигателя на холостом ходу.

Контроллер также участвует в процессе прогрева двигателя до оптимальной рабочей температуры в зимний период. Диапазон рабочих температур IAC достаточно широк — от -40 до +130 градусов Цельсия.

Дроссель, несмотря на свою важную функцию, имеет небольшие размеры и состоит из трех основных компонентов:

  • Шаговый двигатель;
  • Весна;
  • Стержень с иглой, сужающийся к концу.

Регулятор холостого хода установлен на корпусе дроссельной заслонки с помощью пары винтов.

 

Замена датчика холостого хода в автомобиле ВАЗ 2109 (инжектор, карбюратор)

Устройство

В первые годы существования двигателей с инжекторами в качестве регуляторов холостого хода использовались роторные и электромагнитные устройства. Они могут иметь два рабочих положения — здесь можно провести аналогию с запорным клапаном. Датчик может находиться в полностью открытом или полностью закрытом положении. Это препятствовало эффективной стабилизации оборотов холостого хода.

Позже инженеры АвтоВАЗа разработали датчик холостого хода для инжектора ВАЗ-2109 в виде ступенчатого клапана. Отличается постепенной регулировкой подачи воздуха по обводному каналу в корпусе дроссельной заслонки.

BCD устроен следующим образом: в его сердце находится небольшой шаговый двигатель, устройство также содержит стержень, пружину и иглу.

 

Датчик холостого хода в ВАЗ-2109 (инжектор): где и как работает, возможные неисправности и ремонт

Датчик дросселя

До 2011 года все автомобили Шевроле были оснащены такими датчиками; в последний год автомобиль мог быть оснащен электронной педалью акселератора, которая выполняла функцию этого устройства. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) необходим для точной регистрации угла дроссельной заслонки и передачи этой информации в ЭБУ двигателя. Устройство устанавливается на корпус дроссельной заслонки и представляет собой простой потенциометр с пластиной сопротивления и ползунком. Изменяя сопротивление пластины, изменяется уровень импульса, и ЭБУ на основании показаний датчика определяет количество воздуха, поступающего в коллектор. Когда заслонка закрыта, ЭБУ регулирует обороты холостого хода с помощью регулятора холостого хода.

Признаки неисправности

Самостоятельная диагностика без использования специализированного оборудования может быть затруднена, поскольку большинство симптомов неработающего блока характерны и для других неисправностей, включая потерю компрессии в отдельных цилиндрах. В основном, присутствуют все симптомы неустойчивой работы двигателя, сбои переходных режимов, плавающий холостой ход и неадекватная реакция на движение педали акселератора. С другой стороны, проверить датчик положения холостого хода довольно просто.

Как проверить

Хороший DPZ имеет выход 5 В на плюсовом выводе, минусовой вывод — земля, а третий вывод используется для подачи импульса на контроллер. Именно на этом выводе следует проверить напряжение. Вам нужен мультиметр в режиме измерения напряжения. При полностью закрытом дросселе напряжение на новом датчике качества должно составлять 0,7 В, на старом — не менее 0,3 В. Когда дроссель открывается, потенциал плавно и без рывков повышается до 4 В. Это максимальное значение при открытой дроссельной заслонке. Неравномерное повышение напряжения, расхождение номинала в начале и конце теста — это повод для замены датчика. Бесконтактные устройства были установлены с 2011 года. Они вдвое дороже, но практически никогда не выходят из строя.

Принцип действия

Когда автомобиль находится в движении и дроссельная заслонка открыта, дроссель не задействован, его клапан закрыт, а шток неподвижен. Когда дроссельная заслонка закрыта и двигатель работает на холостом ходу, напряжение подается на электродвигатель, и шток поршня перемещается в открытом направлении — клапан приходит в действие. Он открывается наклонно и пропускает воздух к двигателю через специальное отверстие.

Когда водитель включает зажигание, шток дроссельной заслонки выдвигается в крайнее положение и закрывает калибровочное отверстие в дроссельной трубе. Затем датчик подсчитывает шаги, и клапан возвращается в свое основное положение. Что касается этой базовой позиции, то она варьируется и зависит от прошивки, установленной в ЭБУ. В прошивке «Январь 5.1» эта позиция составляет 120 шагов, а в прошивке «Bosch» она составляет — 50 шагов.

Расположение

Зная принцип работы датчика холостого хода (инжектора) ВАЗ-2109, нетрудно догадаться, где он установлен. В данном автомобиле он расположен рядом с дроссельной заслонкой и датчиком положения дроссельной заслонки. Устройство крепится винтами к корпусу дроссельной заслонки. Если он выйдет из строя, владелец автомобиля может легко заменить его самостоятельно.

 

Датчик холостого хода в ВАЗ-2109 (инжектор): где находится, работа, возможные неисправности и ремонт

Немного из истории

Автомобиль отечественного автопрома ваз 21099 инжектор стал достаточно популярным с момента выхода с конвейера первых моделей. Его основными преимуществами перед аналогом, шестой по популярности моделью, было использование переднего привода и инжекторных агрегатов. Использование таких двигателей значительно улучшило качество самого агрегата, с последующим увеличением мощности.
Это связано с более эффективным сгоранием и приготовлением топливной смеси благодаря использованию систем впрыска. А с увеличением производительности возросло и качество выхлопных газов. Но хотя двигатель имеет на порядок больше характеристик по сравнению с «шестеркой», все же иногда возникают проблемы с производительностью. Они могут быть связаны со следующими факторами:

  • низкое качество топлива;
  • повреждение самого устройства, двигателя или инжектора
  • неисправности, вызванные температурой и влажностью окружающей среды;
  • неправильная регулировка устройства впрыска топлива.

Одной из наиболее типичных и частых неисправностей является нестабильность работы двигателя — от небольших колебаний в пределах 100 об/мин до больших скачков вплоть до остановки двигателя. Эта неисправность чаще всего возникает при температурах ниже нуля, особенно при изменении температуры с положительной на отрицательную и при высокой относительной влажности.

Затем во всех каналах и полостях образуется конденсат, а при понижении температуры он превращается в лед, так как не успевает полностью высохнуть. Это, в свою очередь, приводит к заеданию как самой дроссельной заслонки, так и конического клапана регулятора холостого хода. Его также называют датчиком холостого хода.

Схема включения ДХХ

Регулятор холостого хода подключается одним четырехпроводным кабелем. Провод датчика холостого хода ВАЗ-2109 подключается к ЭБУ. Эта проводка создает некоторые проблемы при попытке самостоятельной диагностики датчика. Для проверки нельзя просто подать напряжение на клемму: ЭБУ подает напряжение на обмотки шагового двигателя в импульсном режиме. Поэтому проверка мультиметром в случае неисправности малоэффективна.

Датчик холостого хода в ВАЗ-2109 (инжектор): где и как работает, возможные неисправности и ремонт

Признаки неисправности

Этот компонент отвечает за работу двигателя на холостом ходу, а значит, любая неисправность повлияет на стабильность холостого хода. Основные симптомы недостаточности ГЭС включают:

  • Неустойчивый холостой ход;
  • Падение оборотов коленчатого вала при включении дополнительных потребителей электроэнергии;
  • Отсутствие повышенных прогревочных оборотов при запуске холодного двигателя;
  • Заглохание двигателя при выключении или переключении передачи.

Эти симптомы не всегда будут причиной отказа датчика холостого хода (инжектора) ВАЗ-2109, так как такие же симптомы будут при отказе ДПДЗ. Однако, если есть проблема с датчиком положения дроссельной заслонки, загорится лампочка «Check engine». Поскольку VTC, или датчик холостого хода, не имеет собственной системы диагностики, лампочка не будет гореть при тех же симптомах.

КАКИЕ ПРИЗНАКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НЕИСПРАВНОСТИ ДХХ

Каждый водитель, будь то опытный или начинающий, должен обращать внимание на ненормальное поведение двигателя на передаче. Это может включать следующие явления:

  1. Неустойчивый ход или полная остановка двигателя. Невозможность включения двигателя при отпускании педали акселератора;
  2. Когда двигатель полностью прогрет, обороты холостого хода самопроизвольно увеличиваются и уменьшаются;
  3. При выключении передачи двигатель полностью останавливается;
  4. При запуске холодного двигателя увеличение частоты вращения коленчатого вала не наблюдается;
  5. При подключении других мощных потребителей обороты двигателя падают.

При появлении любого из этих симптомов или даже нескольких одновременно следует обратить внимание на эффективность работы стартера холостого хода.

КАК ПРОВЕРЯЮТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДХХ

Этот датчик не оснащен элементами самодиагностики, как некоторые другие, поэтому сигнал о неисправности не будет отображаться. С одной стороны, это облегчает поиск неисправного устройства, но с другой стороны, вам нужен измерительный прибор, чтобы проверить, работает ли он. Хорошее решение — китайский цифровой мультиметр, он стоит недорого и доступен каждому автовладельцу. Если у вас есть такое устройство, вы можете начать тестировать его работу.

Проверка датчика холостого хода на автомобиле ВАЗ 2109 типа инжектор, производится следующим образом:

  1. Устройство устанавливается на место для измерения напряжения и проверки бортовой сети автомобиля. Щуп прибора, приложенный к клеммам аккумулятора, должен показать напряжение чуть выше 12 В;
  2. При выключенном зажигании отсоедините разъем с проводами от BCD. Для этого нажмите пальцами на защелку на пластиковом корпусе разъема.

Снятие и проверка датчика с помощью мультиметра

Это хорошо видно на рисунке слева. Отсоединяйте или подсоединяйте датчик только при выключенном зажигании во избежание повреждения электроники блока управления. Измерительный щуп подключается к заземлению автомобиля. Включите зажигание и, используя второй щуп, проверьте напряжение на контактах разъема, обозначенных A и D на фото. Это хорошо видно на фотографии справа. Оно должно быть не менее 12 вольт. Если оно значительно ниже или напряжение вообще отсутствует, виновником может быть обрыв питающих проводов или отказ электроники в контроллере двигателя.

На фотографии хорошо видно, где расположен датчик холостого хода.

 

Расположение датчика холостого хода

Расположение датчика угла продольного наклона холостого хода.

 

Демонтаж датчика холостого хода

Снятие генератора переменного тока

  • На фотографии также хорошо видно положение катушки холостого хода. Винт, который находится ближе к трубке, имеет «плохую привычку» теряться. Осторожно потяните ведомый диск на себя и выкрутите винт с правой стороны. Это удержит его в отверстии корпуса и предотвратит его выпадение;
  • Установите измерительный прибор в положение для измерения сопротивления. Прижмите щуп к клеммам A и B, а затем к C и D. Измерительный прибор должен показать приблизительно 52 Ом. Это рабочий параметр. Если вы измеряете сопротивление между контактами A и C, а затем B и D, показания должны быть около бесконечности. Если это не так, следует заменить клапан холостого хода.

Также можно проверить регулятор холостого хода «на ощупь». Это делается следующим образом. Сняв преобразователь холостого хода, но с подключенными проводами, слегка нажмите пальцем на выступающую часть конической иглы. При включении зажигания он должен вдавить штифт внутрь. Если толчка нет, датчик неисправен. Если нет сомнений в том, что дроссельный кулачок неисправен, приступайте к его замене.

Прежде чем будет произведена замена датчика холостого хода на автомобиле ВАЗ 21099 инжектор, несколько слов о выборе нового датчика холостого хода. Механики, работающие с такими системами, хорошо отзываются о производимых устройствах. Датчики холостого хода марки «KZTA» также показали хорошие результаты. При покупке последнего необходимо обратить внимание на торцевую маркировку регулятора. Необходимо приобрести датчик с той же маркировкой, что и на неисправном устройстве. Стоимость датчика может составлять от 500 до 700 рублей. Новый датчик имеется в наличии и может быть установлен.

Простейшая диагностика ДХХ

Проще всего проверить датчик холостого хода ВАЗ-2109 следующим способом. Потребуется помощь друга. Отсоедините датчик от розетки, затем выкрутите крепежные винты и снимите устройство. Затем мы снова включаем регулятор в розетку, но держим его в руках.

Ассистент в это время активирует привод, и шпиндель редуктора должен в этот момент полностью втянуться, а затем выдвинуться на определенное расстояние. Если устройство ведет себя таким образом, то оно исправно — шпиндель не погнут и не заклинен внутри клапана. Но нет гарантии, что устройство совместимо с прошивкой ЭБУ. Стебель расширяется, но количество степеней неизвестно. На разъеме есть маркировка — по ней можно проверить, соответствует ли манометр ЭБУ.

Это начальная стадия диагностики. Затем проверьте электрическую часть, состояние клапана, износ иглы.

Принцип регулирования ХХ

Датчик холостого хода следует называть регулятором, так как он ничем не управляет. Однако все привыкли называть его просто регулятором, а называют им всю систему управления.

Структурная схема

Структурно схему регулятора можно разделить на несколько функциональных блоков, которые выполняют определенные операции:

  • контролируемый;
  • контроль;
  • контроль.

Блок управления содержит сам датчик-двигатель, он открывает и закрывает воздушный канал.

Последовательность работы всех блоков

Блок управления представляет собой схему управления. Он содержит микроконтроллер, который выдает управляющие импульсы на датчик для управления скоростью. Это осуществляется датчиком коленчатого вала ваз 21099 инжектор. Затем контроллер обрабатывает полученные от него данные и при необходимости выдает другую последовательность импульсов.

В начальный момент, когда двигатель холодный и еще не работает, резистивный стержень датчика холостого хода полностью закрывает воздушный канал. Контроллер не издает никаких импульсов. Когда ключ поворачивается и двигатель запускается, блок управления считывает обороты с датчика коленчатого вала. Поскольку он обнаружил, что обороты уже есть, но клапан еще не открыт, блок управления подает первые импульсы для открытия воздушного клапана. В то же время он также контролирует расход воздуха с помощью соответствующего датчика.

Затем контроллер снова считывает данные с датчика коленчатого вала и обнаруживает, что обороты ниже требуемых. Затем контроллер посылает еще один импульс на датчик холостого хода, который, поворачиваясь на определенный угол, больше открывает канал, чтобы смесь была более заряженной. Это приводит к увеличению частоты вращения коленчатого вала. Когда вспомогательные передачи достигают заданной частоты, контроллер прекращает подачу импульсов на двигатель.

Если обороты двигателя на ВАЗ 21099 инжектор плавают, то скорее всего неисправен датчик холостого хода, но также может быть неисправность в блоке управления.

Поскольку диагностическая система автомобиля сама по себе не может определить неисправность датчика холостого хода, необходимо принять комплексные меры. Замените датчик, если это не поможет, замените блок управления. Если двигатель ревет на полной мощности, а на тахометре нет оборотов, датчик коленчатого вала уже неисправен.

Как проверить датчик мультиметром

Для диагностики датчика холостого хода (инжектора) ВАЗ-2109 можно использовать мультиметр двумя способами: сначала провести измерения в режиме омметра, а затем — в режиме вольтметра.

Если вы соедините контакты C-D и A-B, мультиметр должен показать сопротивление в диапазоне 40-80 Ом. Если контакты D-C и A-D замкнуть щупами, мультиметр на исправном PTC покажет бесконечность.

В режиме вольтметра напряжение на датчике при включенном зажигании должно составлять 12-20 В.

 

Датчик холостого хода в ВАЗ-2109 (инжектор): где находится, функции, возможные неисправности и ремонт

Диагностика на стенде

Простейший тестер для проверки клапана холостого хода обойдется рядовому водителю в 1500-2000 рублей. Замена датчика холостого хода ВАЗ-2109 обойдется в 300 рублей. Поэтому приобретение стенда экономически не оправдано. Простой стеллаж можно собрать своими руками. Система состоит из зарядного устройства от любого мобильного оборудования с напряжением 6 В, штекерной ленты и контрольной лампы. Если лампочка загорается во время проверки, клапан холостого хода неисправен. Если лампа горит наполовину, прибор подлежит ремонту.

Как заменить датчик холостого хода

Если чистка не помогла, и регулятор холостого хода не работает, необходимо заменить датчик холостого хода (инжектор) ВАЗ-2109. Это очень просто сделать.

Датчик установлен на корпусе дроссельной заслонки. Он крепится двумя винтами, как и топливный насос. Для снятия открутите крепежные болты и отсоедините штекер от устройства. Перед установкой нового преобразователя холостого хода рекомендуется отшлифовать посадочное место наждачной бумагой.

Установите новый преобразователь холостого хода таким же образом, в обратном порядке. Установите компонент на свое место, закрепите его винтами и подсоедините провода. Иногда, однако, случается, что замена не решает проблему, и обороты холостого хода колеблются даже с новым датчиком. Причиной этого является качество запасных частей в магазинах — лучше проверить исправность нового датчика перед установкой.

 

Датчик холостого хода в ВАЗ-2109 (инжектор): где находится, его работа, возможные неисправности и ремонт

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099

Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099

 

За холостой ход двигателя отвечает регулятор, с его помощью двигатель способен поддерживать оптимальные обороты, необходимые в режиме холостого хода, что экономит топливо и увеличивает срок службы рабочих механизмов двигателя.

Холостой ход также позволяет двигателю прогреться перед запуском. Регулятор холостого хода расположен с левой стороны в дроссельном узле и состоит из трех основных компонентов:

— пружина — шаговый двигатель — штифт с конической иглой на конце

Регулятор холостого хода работает путем открытия или закрытия канала в обход дроссельной заслонки. Когда двигатель работает, датчик частоты вращения коленчатого вала предоставляет контроллеру информацию о частоте вращения коленчатого вала (об/мин) с помощью специальных маркеров.

Контроллер принимает решение об открытии или закрытии дроссельной заслонки на основе определенных расчетов и алгоритмов. Затем он информирует данный конкретный регулятор холостого хода о своем решении, и затем регулятор холостого хода фактически выполняет эту команду, т.е. увеличивает или уменьшает подачу топлива, выдвигая или втягивая шток штифта.

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099 имеет признаки неисправности:

— Нестабильные обороты двигателя на холостом ходу (плавающий холостой ход). — Внезапная остановка двигателя при переключении на нейтральную скорость. — Обороты увеличиваются или уменьшаются даже при прогретом двигателе. — Обороты не увеличиваются, когда двигатель холодный. — Двигатель не запускается при нажатой педали акселератора. Это признак того, что игла заблокирована. — Заметное снижение оборотов двигателя при включении потребителей электроэнергии, например, отопителя, фар и т.д.).

Предупреждение.

Все вышеперечисленные симптомы могут быть вызваны и другими компонентами, например, неисправной катушкой, свечами зажигания, бензонасосом, топливным фильтром или другими проблемами с подачей топлива. Поэтому перед заменой регулятора холостого хода ВАЗ 2109 убедитесь, что причина действительно в нем.

Заменить регулятор холостого хода ВАЗ 21099 можно в сервисном центре, но я рекомендую сделать это самостоятельно, тем более что в этой работе нет ничего сложного.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099 своими руками

1. сначала снимите минусовую клемму с аккумулятора.

2. после этого отделите колодку с проводами, идущими к регулятору холостого хода от дроссельной заслонки, для этого нажмите на пластиковую колодку.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099

3. открутите два крепежных винта и снимите регулятор холостого хода ВАЗ 21099 с дроссельной заслонки. Именно здесь иногда возникают проблемы, например, ситуация, когда крепежный винт, расположенный ближе всего к ствольной коробке, выпадает при откручивании. Учитывая это, я рекомендую сначала открутить левый винт, затем потянуть регулятор холостого хода на себя и открутить правый винт. Такой порядок позволит вытащить регулятор холостого хода без потери всех винтов, в этом случае они останутся во фланце.

Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099

4 На этом можно сказать все, самостоятельная замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099 закончена, необходимо установить новый датчик, делать это нужно в обратном порядке снятия. Для упрощения этой операции допускается капнуть несколько капель моторного масла на уплотнительное кольцо.

Теперь осталось откалибровать датчик холостого хода ВАЗ 21099, эта процедура полностью автоматическая. Все, что вам нужно сделать, это: — Установите минусовую клемму. — Включите зажигание, не запуская двигатель, достаточно 5-10 секунд. — Выключите зажигание.

Это все калибровка. Автомобиль готов к работе. Напомним, что в предыдущей статье мы рассказали, как поменять пыльник на рулевой рейке ВАЗ 21099 своими руками.

Внимание.

Если при замене регулятора вы не отсоединили аккумулятор, вы должны понимать, что в этом случае ЭБУ не будет калибровать регулятор холостого хода.

Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099Регулятор холостого хода двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Нюансы выбора

В магазинах представлено огромное количество различных датчиков от разных производителей. Оригинальная деталь обязательно имеет маркировку XX-XXXXXXX-XX. Последние две цифры используются для определения совместимости. Например, номера 01 и 03 взаимозаменяемы, также могут быть взаимозаменяемы 02 и 04. 01 или 03 не могут быть заменены на 02. Если датчик оригинальный и новый, лучше дополнительно смазать пружину и шток густой смазкой.

При покупке датчика, даже в солидном магазине, обращайте внимание на следующие детали:

  • на упаковке нет этикеток, позволяющих отличить производителя;
  • Наклейка на корпусе устройства желтого цвета и не имеет ободка;
  • Игла имеет темный кончик;
  • Уплотнительное кольцо тонкое и черное;
  • Диаметр головок заклепок составляет менее 3 мм;
  • Весна белая;
  • Длина корпуса на 1 мм меньше, чем у оригинального датчика «АвтоВАЗа».

Датчик холостого хода в ВАЗ-2109 (инжектор): где находится, работа, возможные неисправности и ремонт

Все эти признаки указывают на подделку датчика холостого хода ВАЗ-2109. Фотографии настоящего и поддельного приборов вы можете увидеть выше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector