В баке всегда должно быть достаточно топлива. Неважно, сколько стоит бензин — вам приходится ездить, хотите вы этого или нет. И если в городе расстояние между заправочными станциями составляет максимум 500-800 метров, то в сельской местности вы можете неправильно рассчитать расход топлива и выехать на полпути. Чтобы избежать этого, обратите внимание на датчик уровня топлива.
Принцип работы датчика уровня на ВАЗ-2110
Принцип работы датчика уровня топлива.
Подавляющее большинство датчиков уровня топлива в недорогих автомобилях имеют аналогичную конструкцию. Работа прибора основана на принципе измерения сопротивления простого реостата.
Конструкция топливного насоса ВАЗ.
Неподвижная часть устройства представляет собой нихромовую контактную дорожку, а подвижная часть — контакт, который отсекает часть дорожки, изменяя сопротивление на выходе. Конечным результатом является схема, которая преобразует сопротивление датчика в количество топлива, отображаемое на приборной панели. К подвижному контакту прикреплена спица и поплавок, который перемещается в зависимости от количества бензина в баке.
На рисунке показана шкала датчика уровня топлива.
На автомобилях семейства ВАЗ 10 датчик установлен в том же блоке, что и бензонасос, — топливном модуле. Датчик способен сигнализировать о низком уровне топлива (4-6 литров), давая возможность водителю-наблюдателю добраться до заправочной станции.
Запаса должно хватить на 80-100 км, в зависимости от условий и стиля вождения.
Для замены датчика уровня топлива постарайтесь найти оригинальную запчасть с артикулами 21101-3827010, 21102-3827010 или 2112-3827010. Цена датчика в сборе со спицей и поплавком колеблется от 350 рублей (компания «Точмаш») до 420 рублей (SEPO, Cartronic, Motorika).
Лучше не покупать запасные части сомнительного происхождения. В любом случае, сравните новое устройство со старым датчиком.
Признаки неисправности и диагностика
Наш датчик не считается высоконадежным устройством, поскольку конструкция нихромового реостата подвержена износу. Возможно, удастся ненадолго реанимировать устройство, отрегулировав иглу так, чтобы подвижный контакт работал с неизношенной части, но износ неизбежен, и вскоре появятся признаки поломки:
- Показания указателя уровня топлива нестабильны, стрелка прыгает. Это верный признак того, что контактные дорожки изношены. В этом случае можно согнуть дорожки качения, если площадь износа не слишком велика.Изношенные дорожки не подлежат восстановлению, но загрязненные можно аккуратно зачистить мелкой наждачной бумагой.
- Когда бак полон, стрелка поднимается до максимального значения, а затем опускается до нуля. В этом случае следует проверить ограничитель поплавка. Скорее всего, бегун работает с контактной дорожкой до конца и теряет с ней контакт. Регулировка максимального положения поплавка поможет.
- Стрелка указателя уровня топлива находится на нуле, независимо от того, сколько топлива находится в баке. Это указывает на отсутствие питания датчика уровня. Проверьте контакты на самом датчике, а также на клеммной колодке на приборной панели. Обратите особое внимание на контакт с грунтом в зоне ручного тормоза, так как часто именно это является причиной неисправности.
- Если после определенного количества топлива указатель опускается до нуля, то через некоторое время он все равно показывает фактический уровень. В этом случае ищите либо разрыв контактной дорожки, либо отсутствие контакта с бегуном в определенном секторе дорожки. Это может быть износ или засорение.Возможно, износились контактные шарики ползуна, их два — основной и резервный.
- Контрольная лампа загорается несвоевременно или не загорается вообще. Ищите причину в питании лампы, изношенном резисторе или отсутствующем контакте на разъеме датчика.
Проблема может скрываться в поплавке датчика, который потерял свое уплотнение и заполнен бензином.
Теоретически, датчик у нас готов, теперь мы его протестируем и при необходимости заменим на новый.
Замена датчика уровня топлива (детальный тест)
Как мы уже знаем, датчик установлен в топливном модуле, который, помимо датчика, содержит бензонасос и фильтры. Для его демонтажа выполните следующие действия:
- Отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
- Снимите подушку заднего сиденья.Под подушкой находится люк топливного насоса.
- Отогните напольное покрытие, очистите люк топливного модуля от грязи и пыли.Лучше пропылесосить все.
- Снимите заслонку.
- Отсоедините клеммные колодки от силового модуля.Отсоедините клеммную колодку и снова займитесь пылесосом — обычно здесь достаточно пыли.
- Отсоедините топливопровод — два ниппеля с помощью ключа на 17, отведите трубки в сторону.Нажимная мойка крепится с помощью штифтов небольшого диаметра. Старайтесь не сорвать резьбу как при откручивании, так и при сборке деталей.
- Открутите напорную мойку с помощью отвертки 7 мм и трещотки.
- Остается только аккуратно извлечь весь топливный модуль в сборе из бака.Снимите бензонасос и проведите внешний осмотр.
- С помощью крестообразной отвертки выкрутите винты крепления датчика из корпуса модуля.Открутите разъемы датчиков тонкой отверткой и выкрутите крепежные винты крестовой отверткой.
- Отверните зажимы с помощью отвертки и снимите направляющие.
- Открутите гайки (ключ 5), крепящие крышку, и отделите датчик от насоса.Так выглядит бензонасос без индикатора топлива.
Теперь мы можем детально протестировать датчик. Рабочий манометр должен иметь сопротивление 270 — 320 Ом в самой нижней точке (поплавок подвешен). В наивысшей точке сопротивление датчика должно составлять от 7 до 19 Ом. Считайте эти данные с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления.
Если значение сопротивления не меняется или быстро меняется при перемещении поплавка, датчик следует заменить.
При половине уровня бензина в баке сопротивление должно составлять примерно 118 Ом.
Соберите топливный модуль с новым датчиком в обратном порядке. При сборке рекомендуется смазать уплотнительное кольцо мойки высокого давления бензостойким герметиком.
Конечно, мы должны помнить, что работаем в среде паров бензина, поэтому не должно быть искр, открытого пламени или подключенного электрооборудования.
Заключение
Лучше работать на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Удачи всем и всегда иметь полный бак хорошего бензина.