Датчики ВАЗ 2115

Дорога есть дорога, и любую нестандартную ситуацию или мелкую неисправность можно решить на месте, если знать, где установлены датчики ВАЗ 2115, их назначение, неисправности и как их проверить. Оригинальный инжекторный двигатель ВАЗа только появился в семействе Samara 2. Несколько лет автомобиль жил на девятиклапанном двигателе, а с 2001 года вся линейка вторых Samara пополнилась восьми- и 16-клапанными инжекторными двигателями.

Особенности инжекторной электроники

С 2001 года «Самара-2» оснащается восьми- и шестнадцатиклапанными двигателями с впрыском топлива.

Несмотря на то, что двигатель второй Самары лично ничем не отличается, в нем порой сложно разобраться, найти симптомы и неисправности. Особенно когда под рукой есть только тестер и набор гаечных ключей. Но все возможно. Поэтому, чтобы устранить неисправности в электронике 2115, необходимо, прежде всего, понять принцип работы системы управления двигателем.

В отличие от карбюраторных двигателей, все процессы управления и регулировки систем двигателя отданы в руки электроники. Электронный блок управления двигателя является сердцем системы управления. Он собирает данные о состоянии отдельных датчиков, в режиме реального времени делает выводы о режиме работы двигателя и регулирует количество топлива и воздуха, подаваемого в камеру сгорания, угол опережения зажигания и даже контролирует вредные выбросы на выхлопе.

На протяжении всего периода производства с 1997 по 2012 год в автомобиле сменилось несколько двигателей и несколько электронных блоков управления — Январь, Bosch, Itelma. Однако набор датчиков в автомобиле ВАЗ 2115 остался стабильным, и именно они часто становятся виновниками многих внезапных неисправностей с различными симптомами.

Единственным исключением является датчик наружной температуры, поэтому мы оставим его в покое. На повестке дня — только самые важные.

Читайте также: Датчики двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536

Регулятор холостого хода

Как и в карбюраторных двигателях, двигатель с инжекторами поддерживает обороты холостого хода при полностью закрытой дроссельной заслонке. Это возможно только при одном условии — если дроссель спроектирован с обводным каналом, который должен иметь переменный расход. Для этого в обходной воздушный канал корпуса дроссельной заслонки вводится конический клапан, который регулирует подачу воздуха при закрытой дроссельной заслонке и называется IAC, или регулятор холостого хода. Он состоит из конусного клапана, штока и шагового двигателя. В зависимости от того, какая катушка находится под напряжением, двигатель вращается в одном или другом направлении и тем самым изменяет скорость потока в обходном воздуховоде. В результате движения конического клапана грузоподъемность увеличивается или уменьшается. Дроссельная заслонка без нагрузки на автомобиле ВАЗ 2115 имеет номер детали 1148300 02.

Приметы неисправности

Отсутствие холостого хода, плавающие обороты холостого хода, обороты холостого хода не увеличиваются при холодном двигателе.

Как проверить

Наиболее распространенной неисправностью регулятора холостого хода является перекрученная обмотка шагового двигателя. Чтобы проверить обмотки, вам понадобится мультиметр, подключенный к процедуре измерения сопротивления. Номинальное сопротивление между контактами A-B и C-D составляет 45-80 Ом. Если это не так, контроллер запрашивает замену. Между клеммами A-D и B-C должно быть бесконечное сопротивление. Это означает, что обмотки не закорочены вместе. Если на этих клеммах имеется сопротивление, датчик подлежит замене. Номинальное напряжение стола составляет от 7,4 В до 14,1 В.

Датчик синхронизации

Более распространенное обозначение — датчик положения коленчатого вала. Чрезвычайно важное устройство в системе управления. Дело в том, что это единственный датчик, который синхронизирует систему впрыска, систему зажигания и ГРМ, а также многие другие периферийные системы. Блок управления должен точно знать, где находится коленчатый вал, и благодаря DPKV происходит основная синхронизация между электроникой и оборудованием. Индикатор установлен напротив 58-зубого управляющего шкива. Каждый зуб соответствует шести градусам вращения коленчатого вала, но на главном шкиве не хватает двух зубьев. Этот конкретный зазор отслеживается датчиком коленчатого вала ВАЗ. Когда он пропущен, он посылает импульс в ЭБУ, который, в свою очередь, подает порцию топлива и приказывает системе зажигания обеспечить искру зажигания.

Симптомы неисправности

По симптомам бывает трудно определить, неисправен ли датчик, поскольку все они могут указывать на неисправность различных датчиков и систем, но основным симптомом является нестабильная работа двигателя или полное отсутствие реакции стартера. Иногда может наблюдаться детонация под нагрузкой или резкое падение мощности.

Как проверить

Горизонтальный датчик коленчатого вала отвечает исключительно за синхронизацию системы впрыска, зажигания и синхронизации.

Датчик шага коленчатого вала проверяется путем измерения его сопротивления и проверки отсутствия импульсов. Сопротивление должно составлять от 570 до 740 Ом. Проверьте расстояние между контактами в разъеме. Наличие импульса проверяется элементарно — подключите к клеммам датчика мультиметр на напряжение порядка 200 мВ и несколько раз взмахните металлическим предметом вблизи сердечника. В этот момент устройство должно зарегистрировать всплеск напряжения. Если этого не происходит, датчик следует заменить.

Контрольный зазор между сердечником датчика и управляющим шкивом составляет 1 мм. Справочный номер — 2112-3847010-04.

Датчик фаз

Отвечает за корректировку впрыска топлива только в цилиндр во время такта сжатия, т.е. топливо подается только в один цилиндр одной форсункой. Ориентированный на распределительный вал, он называется датчиком положения распределительного вала. Он работает по принципу Холла, выдавая электрический импульс, когда магнитное поле находится под напряжением. Если датчик фаз ВАЗ 2115 выходит из строя, топливо подается по принципу карбюраторного двигателя — в два цилиндра одновременно. В результате возникает комплекс неисправностей.

Симптомы неисправности

VDC расположен там, где находятся шестерни распредвала, на головке блока. Основным симптомом неисправности является повышенный расход топлива и снижение мощности. Кроме того, компьютер отобразит ошибку 0340 (ошибка датчика) или 0343 (высокий уровень импульсов).

Проверка

Неисправность VDC можно определить по коду неисправности и горящему индикатору CE, но проверка напряжения на клемме A (12 В) необходима для обеспечения работоспособности VDC. Остальные клеммы должны быть обесточены.

Датчик дросселя

До 2011 года все седаны были оснащены этим датчиком, а в последний год автомобиль может быть оснащен электронной педалью акселератора, которая служит для этой цели. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) необходим для точной регистрации угла открытия дроссельной заслонки и передачи этой информации в блок управления двигателем. Конструкция устанавливается на корпус дроссельной заслонки и представляет собой простой потенциометр с пластиной сопротивления и ползунком. Изменяя сопротивление пластины, изменяется уровень импульса, и ЭБУ делает вывод о количестве воздуха, поступающего в коллектор, на основании показаний датчика. ЭБУ регулирует обороты холостого хода с помощью регулятора холостого хода, когда заслонка закрыта.

[embedded content]

Приметы неисправности

Самостоятельная диагностика без использования специализированного оборудования может быть затруднена, поскольку большинство симптомов неисправного блока характерны и для других неисправностей, включая потерю компрессии в отдельных цилиндрах. В основном, присутствуют все симптомы неустойчивой работы двигателя, сбои в переходных режимах, плавающий дисбаланс, неадекватная реакция на движение педали акселератора. С другой стороны, проверить датчик положения дроссельной заслонки довольно просто.

Как проверить

На плюсовой вывод DPDZ подается напряжение 5 В, минусовой вывод находится на общей земле, а третий вывод предназначен для подачи импульса на панель управления. Это контакт, на котором следует проверить напряжение. Для измерения напряжения вам понадобится мультиметр. При полностью закрытом дросселе напряжение должно быть 0,7 В на новом датчике качества, не менее 0,3 В на старом. Когда дроссель открывается, потенциал плавно и без рывков повышается до 4 В. Это максимальное значение при открытой дроссельной заслонке. Неравномерное увеличение силы, расхождение в показателях в начале и конце теста — это повод для замены датчика. С 2011 года устанавливаются бесконтактные конструкции. Они вдвое дороже, но почти никогда не выходят из строя.

Датчик детонации

Несложный, но важный датчик, расположенный на блоке цилиндров между цилиндрами 2 и 3. По сути, это пьезоэлектрический элемент, реагирующий на постукивание в кривошипно-шатунном механизме, а постукивание является признаком детонации. Как только датчик детонации обнаруживает стук, он посылает импульс в блок управления, который корректирует момент зажигания для последующего этапа.

Неисправности и симптомы

Первым и основным симптомом является отсутствие реакции ЭБУ на детонацию: клапаны постукивают с увеличением нагрузки на двигатель, в двигателе слышен металлический стук, двигатель может пульсировать, и чаще всего загорается лампочка Check Engine.

Как проверить

Датчик детонации можно проверить с помощью мультиметра, установленного в режим проверки порогового напряжения 200 мВ. Если датчик имеет два вывода, подсоедините щупы мультиметра к обоим, если один, поместите минус на корпус, плюс — на вывод. Теперь просто слегка, аккуратно постучите по рабочей поверхности устройства, и вы увидите всплеск силы на стрелке (или цифрах). Датчик детонации исправен. Если он не реагирует на постукивание, его следует заменить. Соответственно, датчик детонации можно заменить на волговский, такие же ставятся и на УАЗы.

Датчик температуры антифриза

На автомобиле ВАЗ 2115 установлен датчик температуры, который используется для измерения литерной температуры антифризной жидкости и управления температурными режимами двигателя.

Он используется для контроля температуры двигателя и измерения фактической температуры антифризной жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой простой термистор — элемент, который изменяет свое сопротивление синхронно с температурой антифризной жидкости. Термистор работает по алгоритму с отрицательным коэффициентом, чем выше температура, тем ниже выходное сопротивление.

Признаки неисправности

Неточный индикатор на приборной панели, индикатор вообще не работает.

Как проверить

Температурный датчик можно проверить обычным тестером, любым прибором, измеряющим температуру до 100-130 градусов, емкостью с водой. Мультиметр включается в порядке измерения сопротивления, подключается к клеммам датчика, сам датчик погружается в сосуд с водой. Сосуд нагревается, номинальное сопротивление при температуре 5 градусов должно быть в пределах 7280 Ом, при температуре 20 градусов датчик температуры должен давать 3520 Ом, 40 градусов соответствует 1458 Ом, а при температуре кипения показания не должны превышать 90-100 Ом. Если показания не совпадают с номинальными, необходимо заменить датчик температуры ВАЗ 2115.

Расходомер воздуха (ДМРВ)

Один из самых дорогих сканеров, его поломка очень неприятна. Он устанавливается в воздушном блоке сразу за фильтром и оценивает количество воздуха, поступающего в коллектор. По его данным, ЭБУ дозирует топливо, на холостом ходу расходует около 9 литров в час, при 3000 об/мин — около 30 литров в час.

Неисправности и симптомы

Это один из немногих датчиков, который не дает явных симптомов. Однако со временем это может привести к повышенному расходу топлива, потере тяги на низких оборотах, просадке на высоких оборотах и проблемам с холодным пуском. Может загореться индикатор CE.

Как проверить

Если есть подозрения в правильной работе расширительного клапана, снимите компрессионный фитинг и запустите двигатель. Если обороты холостого хода поднимаются выше 1300 об/мин, возможно, потребуется замена датчика. Этот метод не является точным, поэтому лучше всего использовать мультиметр и проводить простые измерения. Мультиметр должен быть настроен на порог измерения 2 В, при этом щуп плюсовой стороны должен быть подключен к правому выводу (чаще всего желтому), а щуп минусовой стороны — к зеленому выводу на расстоянии одного контакта от плюса. Включите зажигание, не запускайте двигатель. Мультиметр покажет минимум 0,9 вольт, максимум 1,04 вольт. Окончательное значение уже является критическим, и если измерение показывает более высокое напряжение, датчик следует заменить. Не помешает и внешний осмотр: если на поверхности есть маслянистые следы, очистите датчик и повторите тест.

Датчик кислорода

В зависимости от рабочего объема двигателя на ВАЗ 2115 может быть один или два датчика. Лямбда-зонд (кислородный датчик) устанавливается во впускной трубе (на двигателях 1600 см3 их два). Датчик необходим для оценки количества кислорода в отработавших газах и регулирования соотношения атмосферы и топлива в смеси. Для того чтобы устройство функционировало должным образом, керамический пролетарский элемент должен быть нагрет до 345-360 градусов. Поэтому в его корпус встроен нагреватель. Датчик кислорода ВАЗ подает на ЭБУ импульс от 0,1 до 0,9 вольт. В первом случае смесь считается бедной, во втором — богатой.

Симптомы неисправности

Основным сигналом, указывающим на неисправный лямбда-зонд, будет сообщение об ошибке. По ошибкам P0130 — P0141, расположенным по порядку, можно сделать вывод о неисправности ЭБУ. Ошибки P1102 и P1115 указывают на неисправный нагревательный элемент. В дополнение к индикации неисправности бортового компьютера может указываться высокий расход бензина. Этот датчик не проверяется в мастерской и должен быть заменен при обнаружении ошибки.

Датчик скорости

Измерение скорости в переднеприводных автомобилях ВАЗ осуществляется электроникой. Измерительная система включает в себя датчик скорости и шаговый двигатель в спидометре. Он расположен в верхней части коробки передач и представляет собой простой датчик Холла — чем быстрее вращается вал датчика, тем сильнее отклоняется стрелка спидометра. Номер детали шестиимпульсного устройства — 2111-3843010.

Неисправности

Стрелка спидометра показывает неправильные данные, во время движения может лежать на нуле.

Проверка работоспособности

Проверка датчика скорости ВАЗ 2115 достаточно проста. Все, что вам понадобится, — это мультиметр и домкрат. Мультиметр подключается к разъемам привода спидометра, переднее колесо вывешивается на домкрате, запускается двигатель и подключается передача. При вращении вала датчика должен создаваться потенциал от 1 до 5 вольт. Увеличение потенциала при увеличении скорости должно быть плавным, без рывков и колебаний. Если это не так, DS следует заменить.

Датчик давления масла

Когда давление масла падает, об этом сигнализирует сигнальная лампа давления масла на приборной панели.

Это самый простой прибор, состоящий из корпуса, измерительной мембраны и клемм. Датчик давления масла расположен в блоке цилиндров и подключен к системе смазки. Масло под давлением воздействует на измерительную мембрану, вызывая изменение выходного напряжения. Когда давление становится критическим, датчик давления масла подает минимальный сигнал, и в этот момент ЭБУ включает сигнальную лампу. Это достаточно серьезный сигнал, поэтому следует срочно проверить состояние двигателя.

Симптомы

Загорается сигнальная лампа давления масла.

Как проверить

Если датчик давления масла неисправен, то в системе с давлением все должно быть в норме. Его можно проверить с помощью манометра. Вы откручиваете датчик, прикручиваете на его место манометр и запускаете двигатель. Манометр должен показывать 0,6-0,7 бар в незамужнем состоянии. В этом случае датчик следует заменить.

Никакие проблемы с двигателем не смогут помешать даже в дороге, если вы хорошо знаете систему управления двигателем, датчики ВАЗ 2115, их направление и неисправности.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector