Датчик температуры охлаждающей жидкости является важным компонентом системы управления двигателем. Его назначение — контролировать нагрев антифриза, циркулирующего в системе охлаждения. Датчик температуры в инжекторных двигателях ВАЗ-2110 влияет на состав сгорающей смеси, обороты коленчатого вала и угол опережения зажигания.
Какие функции выполняет датчик
Датчик имеет множество функций. Он используется для приготовления топливной смеси и изменения угла опережения зажигания. Он также инициирует включение вентилятора в случае перегрева.
Обогащение смеси всегда связано с повышением температуры в силовом блоке. Чем ниже температура двигателя, тем богаче должна быть впрыскиваемая смесь. Каждый электронный ЭБУ работает по этому принципу. И отечественная десятка — не исключение.
Читайте также: Датчики двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536
Устройство датчика
На заре автомобилестроения в качестве датчиков температуры охлаждающей жидкости использовались простые термостаты — они устанавливались на большинство двигателей внутреннего сгорания. Эти датчики теперь можно найти в K-Jetronic и аналогичных системах моновпрыска. Они использовались в старых автомобилях Mercedes 1980-х и 1990-х гг. Как это работает? Когда контакт реле находится в разомкнутом положении, двигатель прогревается. Когда контакт замкнут, электронный блок управления считает, что двигатель прогрелся до рабочей температуры. Концентрация и состав смеси изменяются.
В настоящее время термисторы используются в качестве щупов. Это резисторы, которые меняют свое сопротивление в зависимости от температуры окружающей среды. В автомобиле ВАЗ-2110 датчик температуры охлаждающей жидкости относится к этому типу. Контроль за отоплением осуществляется непрерывно, без перерывов. Термисторы для этих датчиков изготавливаются из оксида никеля или оксида кобальта. Эти сплавы имеют ту особенность, что количество свободных электронов в них увеличивается при повышении температуры, в результате чего сопротивление уменьшается.
Термистор внутри CTG имеет отрицательный температурный коэффициент. Максимальный уровень сопротивления достигается при холодном двигателе. На датчик температуры подается напряжение +5 В, по мере прогрева двигателя это напряжение уменьшается. ЭБУ обнаруживает наименьшее изменение напряжения, и таким образом определяется температура охлаждающей жидкости.
Датчики с положительными температурными коэффициентами могут быть установлены на двигатели Renault и некоторые другие силовые агрегаты. Они строятся аналогичным образом. Однако при повышении температуры антифриза сопротивление на датчике не уменьшается, а увеличивается.
Принцип действия ДТОЖ
Датчик температуры ВАЗ-2110 работает следующим образом. Термистор, расположенный внутри датчика, представляет собой электронное устройство с отрицательным температурным режимом. Режим температурных значений до 130 градусов снижает сопротивление в диапазоне 70 Ом, а нижние пределы при -40° увеличивают сопротивление до 107 кОм.
Детектор подает +5 В на датчик температуры через фиксированный резистор внутри детектора. Элемент определяет уровень нагрева антифриза посредством разности потенциалов через термистор с переменным сопротивлением.
Где расположен
Владельцы автомобилей этой модели знакомы с различными проблемами, связанными с этим устройством. Нередко устройство требует замены. Новые пользователи не всегда знают, где находится датчик температуры в ВАЗ-2110. В автомобилях этот элемент может быть установлен в разных местах.
Поэтому в классических моделях термистор расположен непосредственно в блоке цилиндров. А в моделях десятого семейства АвтоВАЗа термистор можно найти в термостате. Кстати, в ВАЗ-2110 нет одного датчика температуры — их два, но второй не выполняет никаких важных задач. Он подключен только к индикатору температуры в нижней части приборной панели.
Неисправности датчика
Как вы знаете, соотношение топлива и воздуха в горючей смеси зависит от показаний на дисплее прибора. Все владельцы сталкиваются или будут сталкиваться с различными проблемами, причиной которых является датчик температуры. Он также определяет, будет ли включаться вентилятор при перегреве.
Если датчик охлаждающей жидкости ВАЗ-2110 вышел из строя, можно заподозрить следующие симптомы. Первыми признаками этого являются проблемы с запуском двигателя морозным утром. Также может наблюдаться плохой выхлоп, а расход топлива значительно увеличится.
Эти симптомы не обязательно означают, что датчик необходимо заменить. Иногда достаточно очистить контакты и убрать коррозию с самого датчика. Если визуальный осмотр не выявил проблему, то следует проверить компонент.
Диагностика датчика
Все автовладельцы должны знать, как проверить датчик температуры на ВАЗ-2110. Проверив его, можно сэкономить на стоимости нового блока, хотя цена его не совсем высока.
Вы можете проверить компонент, нагрев его. Вам нужен подходящий контейнер. Это может быть стакан или чайник. В него наливается горячая вода. Вода должна быть нагрета примерно до 100 градусов — для проверки используйте термометр. Рабочая часть устройства погружается в воду. Однако именно часть датчика температуры, находящаяся в двигателе, должна быть опущена. Контакты не должны находиться в воде. Затем к контактам подключается мультиметр и измеряется сопротивление.
Рабочий датчик при температуре жидкости 100 градусов имеет сопротивление 177 Ом. При температуре +50 градусов сопротивление составляет 973 Ом. Если значения выходят за пределы спецификации, замените неисправный компонент. Если он находится в рамках этих ценностей, то в этом нет ничего плохого.
Замена
Прежде чем покупать новое устройство взамен старого, стоит проверить маркировку на старом датчике. Лучше всего покупать точно такой же экземпляр.
Другие подобные компоненты могут давать неверные показания, ЭБУ будет неправильно их понимать, и водитель будет видеть на приборной панели ложные показания. В комплекте с новым компонентом должна поставляться медная шайба. Если он отсутствует, его необходимо приобрести отдельно.
Как снять
Первое, на что следует обратить внимание, это засорение термостата и датчика. Корпус воздушного фильтра мешает — снимите его. Далее неплохо бы слить антифриз из двигателя, но это не всегда необходимо. При замене выльется совсем немного жидкости, и вы всегда сможете долить ее до уровня.
Затем, после слива жидкости, отсоедините клемму от аккумулятора, выберите нужный вам датчик и отсоедините все, что к нему подключено. Как только компонент отсоединен, просто открутите его, удерживая его края руками или гаечным ключом. После этого устройство можно удалить.
Замена без слива ОЖ
Если вы решили произвести замену без слива охлаждающей жидкости, возьмите новый блок в руку и постепенно откручивайте старый. Когда датчик можно будет повернуть рукой, снимите гаечный ключ, медленно открутите блок рукой и вдавите его в отверстие. Если видно, что блок открутился, его быстро снимают и на его место быстро устанавливают новый. Затем деталь прикручивается и проверяется ее функциональность.
Установка нового датчика охлаждающей жидкости
Новый датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2110 устанавливается в обратном порядке. Опытные автомобилисты рекомендуют смазывать резьбу элемента герметиком.
Иногда вы можете заметить утечку охлаждающей жидкости из-под нового датчика. Процесс замены чрезвычайно прост и с ним легко справится даже новичок, который только сел за руль и ранее ничего не знал об автомобилях.
Заключение
Всем известны последствия перегрева двигателя — детали двигателя повреждаются в результате температурной деформации. Головка блока цилиндров является наиболее часто повреждаемой деталью, и ее ремонт обходится довольно дорого. Перегрев также может привести к дальнейшим повреждениям. Если смесь слишком богатая, двигатель расходует слишком много топлива и повреждает свечи зажигания. Когда смесь бедная, двигатель нагревается и может перегреться. Всего этого можно избежать, если знать предупреждающие признаки неисправного датчика, как его заменить и где он находится.