Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, расходомер воздуха) является частью электронной системы управления двигателем (ЭСУД) автомобиля. Ниже приведена основная информация о датчике.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
1. Назначение ДМРВ.
Датчик массового расхода воздуха предназначен для определения количества воздуха, всасываемого в цилиндры двигателя автомобиля за определенное время (кг/ч).
2. Устройство датчика массового расхода воздуха.
Датчик массы воздуха, устанавливаемый на ВАЗ 21083, 21093, 21099, имеет чувствительный элемент (отличается от конструкции датчиков GM и BOSCH). Три датчика GM помещаются в поток всасываемого воздуха: один датчик определяет температуру воздуха, два других нагреваются до температуры, немного превышающей температуру окружающего воздуха. В качестве сенсорного элемента в BOSSH SMRV используется тонкая сетка (мембрана). На решетке находится нагревательный резистор и два температурных датчика.
3. Расположение на автомобиле ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Регулятор воздуха на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 установлен между воздушным фильтром и заслонкой.
4. Принцип действия датчика массового расхода воздуха.
Когда двигатель работает, воздух, проходящий через SMART, охлаждает элемент датчика, который нагревается до определенного значения. Система требует некоторого увеличения мощности для поддержания чувствительного элемента в заданных температурных пределах. Контроллер (ЭБУ) измеряет эту электрическую мощность и, исходя из величины ее изменения, рассчитывает количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя (масса воздуха в определенный момент времени). Далее, в соответствии с этим значением, а также показаниями датчика положения коленчатого вала (обороты двигателя в данный момент времени), он рассчитывает количество впрыскиваемого топлива, необходимое для получения оптимальной топливно-воздушной смеси на различных режимах работы двигателя (изменяет время открытия форсунок) и устанавливает необходимый угол опережения зажигания.
Сигнал датчика массы воздуха представляет собой постоянное напряжение, изменяющееся от 4 до 6 В для GM, от 1 до 5 В для BOSCH. На BOSCH SMART установлен датчик температуры, показания которого также учитываются контроллером при определении скорости впрыска.
5. Неисправности ДМРВ.
Симптомами неисправного датчика расхода воздуха являются проблемы с запуском прогретого двигателя (двигатель запускается и глохнет), провалы и рывки при нажатии на педаль акселератора, потеря мощности и захлебывание двигателя, повышенный расход топлива, неустойчивая работа на холостом ходу. Может выйти из строя сам датчик (возможно, из-за загрязнения и смазки чувствительных компонентов) или подводящие к нему линии, что следует учитывать при выявлении неисправностей. Кроме того, неучтенная подача воздуха во впускной трубопровод ниже датчика может вызвать аналогичные проблемы с двигателем (так как топливная смесь становится бедной).
В случае отказа DMRE контроллер переключает систему управления двигателем в режим ожидания. В этом случае на приборной панели загорается лампочка «Check engine» и в оперативной памяти сохраняется код неисправности. Регулятор холостого хода установлен на 120 градусов (повышенная скорость холостого хода). При расчете запаса топлива в этой ситуации контроллер использует показания датчика положения дроссельной заслонки и рассчитанные обороты двигателя. Расход топлива в резервном режиме увеличивается.
В некоторых случаях можно восстановить эффективность работы расширительного клапана путем его очистки с помощью жидкости для очистки карбюратора (важно для двигателей с большим пробегом, изношенной ЦПГ, засоренной системой вентиляции картера), сопровождаемой заменой воздушного фильтра двигателя.
6. Применяемость ДМРВ на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099.
В инжекторных двигателях ВАЗ 2108, 2109, 21099 используются два типа датчиков массового расхода воздуха: GM и BOSCH. Они не могут использоваться как взаимозаменяемые.
GM SMART: 2112-1130010, 2112-1130010-01 (Январь 4.1 контроллеры, GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)).
BOSSN:
21083-1130010-01 (контроллер BOSCH M1.5.4);
21083-1130010-10 (контроллеры BOSCH M1.5.4, MP7.0H, M1.5.4N, M7.0H, VS5.1, Январь 5.1, 5.1.1, 5.1.2).
Примечания и дополнения
— В некоторых случаях, когда ДМРВ выходит из строя и двигатель не запускается, можно отсоединить жгут проводов от датчика и запустить двигатель с отсоединенным ДМРВ. ЭБУ перейдет в режим ожидания, и двигатель запустится. Скорость холостого хода в режиме ожидания будет поддерживаться в пределах 2000 об/мин.