Датчик холостого хода ВАЗ 2109 инжектор

Холостой ход (режим холостого хода) двигателя автомобиля включается по команде от электронного блока управления (ЭБУ). Это происходит во время запуска или когда двигатель должен прогреться. Двигатель находится в этом состоянии, когда коробка передач выключена и автомобиль остановился, например, на светофоре. Работа двигателя контролируется специальным датчиком холостого хода. Обычно это не вызывает никаких проблем, но его отказ может доставить водителям много неприятностей. Поэтому необходимо следить за работой регулятора холостого хода и при возникновении неисправности устранять ее.

 

Датчики холостого хода ВАЗ 2109 новой и старой конструкции

Конструктивное исполнение

Каждый датчик холостого хода обеспечивает подачу воздуха в двигатель при закрытой дроссельной заслонке. Кроме того, если до датчика холостого хода ВАЗ 2109 карбюратор работал как запорный клапан, калиброванное отверстие, которое можно было только открыть или закрыть, то новый инжектор с датчиком холостого хода ВАЗ 2109 способен самостоятельно уменьшать или увеличивать количество необходимого воздуха через разные промежутки времени в зависимости от положения дроссельной заслонки. Поэтому специалисты рассматривают новую версию регулятора холостого хода (далее IAC) не как датчик, а как измерительное устройство.

Регулятор холостого хода инжектора ВАЗ 2109 выполнен в виде миниатюрного модуля, в корпусе которого помимо шагового двигателя находится игольчатый стержень с коническим наконечником.

Дроссельная заслонка крепится к корпусу дроссельной заслонки двумя винтами.

 

закрепите датчик холостого хода на корпусе дроссельной заслонки двумя винтами

 

Устройство также оснащено 4-контактным разъемом, предназначенным для подключения устройства к ЭБУ автомобиля.

Принцип работы

Основной принцип работы печатной платы сводится к изменению площади поперечного сечения калиброванного обводного канала в зависимости от текущего положения дроссельной заслонки. Это изменение инициируется поступательным движением иглы, соединенной с якорем шагового двигателя посредством червячной передачи. Полное закрытие обводного канала при полностью открытой дроссельной заслонке не влияет на работу приводного устройства. По мере того как игла движется назад, количество воздуха увеличивается пропорционально углу, на который закрыта дроссельная заслонка. Это позволяет плавно регулировать частоту вращения коленчатого вала при переходе от состояния работающего двигателя автомобиля к состоянию холостого хода.

 

диаграмма

Схема включения РХХ и его работа

Схема подключения регулятора холостого хода

Регулятор холостого хода подключен к ЭБУ через 4-проводной жгут через стандартный разъем.

Существующая электрическая схема не позволяет водителю влиять на работу регулятора холостого хода, так как алгоритм управления регулятором перепрограммируется только с помощью специального оборудования.

Механизм IAC работает по следующему алгоритму:

  1. При повороте ключа зажигания шток регулятора перемещается в крайнее положение, а калибровочное отверстие воздушного канала дроссельной заслонки полностью закрывается.
  2. После начала отсчета градуса фазометр возвращается в исходное положение клапана. В этом положении обеспечивается запуск двигателя и начинается работа на холостом ходу.

    Важно: Базовое положение штока определяется прошивкой ЭБУ — например, для прошивки «Bosch» требуется 50 шагов, а для прошивки «Январь 5.1» — 50 шагов 120 шагов.

  3. Когда передача включена, дроссельная заслонка открыта и дроссель не участвует в работе двигателя — положение клапана закрыто, а игольчатый рычаг неподвижен.
  4. Если приводное устройство переходит в режим холостого хода (то есть дроссельная заслонка закрыта), напряжение подается на шаговый двигатель.
  5. Игла открывает отверстие в клапане немного позже начала движения штока.
  6. Через байпас необходимое количество воздуха поступает в двигатель (через отверстие дополнительного воздуховода), предотвращая его остановку.

Недостатком датчика холостого хода инжекторного типа ВАЗ 2109 и схемы его подключения к ЭБУ является отсутствие самодиагностики. В случае сбоев и ошибок водитель не получит никакой полезной информации об этом. Предупреждающая лампа «Check Engine» на панели приборов не загорается. Поэтому водитель должен сам догадаться о неисправности регулятора на основе собственного анализа любых косвенных симптомов, влияющих на работу двигателя.

Признаки неработоспособности РХХ и способы их устранения

Если двигатель начинает работать ненормально или появляются ранее не наблюдавшиеся симптомы, это может указывать на неисправность регулятора, напр:

  • холостой ход — нестабильность;
  • двигатель начинает глохнуть при переключении передачи или сам по себе;
  • обороты двигателя не увеличиваются при запуске автомобиля — это связано с начальной фазой прогрева; — обороты холостого хода нестабильны
  • после разминки;
  • при включении различных вспомогательных устройств обороты падают.

Также могут возникать схожие симптомы:

  • перепускной канал корпуса дроссельной заслонки забит грязью;
  • имеются повреждения электрической системы (отверстия, незакрепленные соединения и т.д.);
  • установленный вариант дроссельной заслонки не соответствует типу прошивки ЭБУ.

Перед проведением диагностики регулятора рекомендуется убедиться в отсутствии вышеупомянутых неисправностей.

Демонтаж РХХ

Снимите регулятор следующим образом:

  1. Заблокируйте автомобиль с помощью ручного тормоза или противооткатных упоров.
  2. Снимите клеммы с аккумулятора.
  3. Отсоедините разъем от регулятора холостого хода.
  4. Очистите область вокруг ICCB от мусора.
  5. Выкрутите 2 крепежных винта.

Извлечение видеомагнитофона

После выполнения всех этих действий извлеките регулятор из монтажного гнезда.

Проверка исправности и восстановление работоспособности РХХ

Проверьте правильность работы регулятора следующим образом:

  1. Подключите аккумулятор к бортовой сети автомобиля и, удерживая хвостовой ротор в руках, установите на его место силовой блок.
  2. Включите зажигание. Стержень регулятора должен втянуться внутрь, а затем выдвинуться на некоторое расстояние.  Если это так, регулятор холостого хода исправен. Если нет, его следует заменить.

Иногда работоспособность регулятора можно восстановить, очистив пружину, отверстие клапана и стреляющий штифт.

Клапан холостого хода можно очистить с помощью чистящего средства, например, WD-40. Нет необходимости разбирать устройство — просто обработайте растворителем шток, иглу и пружину. Не помешает распылить очиститель внутри канала регулятора холостого хода, что позволит очистить отверстие клапана от мусора. После высыхания очистителя повторно протестируйте регулятор и только после этого принимайте решение о целесообразности его замены.

ВАЖНО: Перед установкой вновь приобретенного или отремонтированного клапана холостого хода рекомендуется

Убедитесь, что изделие соответствует прошивке ЭБУ автомобиля; проверьте функциональность; смажьте пружину и шток консистентной смазкой.

Выбирая МАК зажигания ВАЗ2109, избегайте покупки подделки. Подделка отличается следующими характеристиками:

  • Информация на упаковке не идентифицирует производителя;
  • Желтый цвет наклейки на корпусе изделия;
  • Более темный кончик на блокирующей игле;
  • Тонкое уплотнительное кольцо.

Приведенный ниже рисунок также может помочь отличить датчик старого типа (справа) от датчика нового типа (слева):

Отличать оригинал от подделки

Видео по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector