Мнения автолюбителей и экспертов о том, что лучше — механика или автомат, расходятся. Поклонники АКПП ценят комфорт и удобство езды, особенно в пробках. Сторонники МКПП отмечают большую надежность и экономичность, а также возможность самим выбирать стиль вождения.
.jpg)
Содержание
Сравнение АКПП или МКПП по разным критериям
Сравнение достоинств и недостатков двух типов коробок передач приведено в таблице.
Критерий сравнения | АКПП | МКПП |
Стоимость автомобиля и обслуживания | Выше, по сравнению с механикой. | Стоимость ремонта обслуживания ниже, чем у АКПП. |
Расход бензина | Повышен за счет гидротрансформатора. Кроме того, АКПП нуждается в длительном прогреве. |
Ниже, чем у автомобилей с АКПП. Исключается расход на гидротрансформаторе. |
Ресурс | Часто требуют замены шестеренки и фрикционы. | Выше, чем у автомата. |
Динамика разгона | Ниже, чем у МКПП. | Быстрее набирает скорость. |
Особенности вождения | Легко водить начинающим, особенно в пробках, автомобиль не глохнет.Автомат сам выбирает нужную передачу.При трогании в гору машина не катится. |
Новичкам труднее водить, при неумелом трогании мотор глохнет.
Нужную передачу следует находить водителю. В момент трогания на подъеме машина катится вниз. При езде по бездорожью легче выбраться из грязи. |
Буксировка и запуск при неисправности | Во время буксировки не работает масляный насос, наступает масляное голодание. При разряженном аккумуляторе авто не запускается «с толкача». |
При разряженном аккумуляторе машину легко запустить.
Возможно буксировать на любые расстояния. |
Надежность
Механическая коробка передач отличается большей надежностью по сравнению с автоматической. Это связано с простотой конструкции. Если в МКПП залито хорошее масло, она почти не подвергается износу.
В случае неисправности средства с механической коробкой его легко буксировать на любое расстояние на жесткой или гибкой сцепке. Транспортировку неисправного автомобиля с АКПП возможно проводить лишь на эвакуаторе.
Надежность классической АКПП ниже по сравнению с механикой. Однако при правильном уходе и аккуратной эксплуатации она служит сотни тысяч километров без поломок.

Ресурс эксплуатации
Ресурс автоматической коробки передач зависит от ее типа:
- «Классический» автомат с гидротрансформатором считается самым надежным и долговечным среди АКПП. Его пробег при правильном уходе и эксплуатации может достигать 200-250 тыс. км.
- Ресурс коробки-вариатора на 20-25 % ниже, чем у «классического» автомата. Ее ресурс зависит не только от регулярного обслуживания и качества масла. Важное значение имеет стиль езды. На автомобиле с вариатором не рекомендуется резко стартовать и ездить на высоких оборотах: это уменьшает ресурс агрегата.
- Роботизированная коробка отличается долговечностью. Однако ее слабыми местами являются узел сцепления и дополнительные сервомеханизмы. Их хватает не более чем на 80-120 тыс. км.
Ресурс эксплуатации МКПП выше, чем у АКПП. Механическая коробка, в отличие от автоматической, будет исправно служить и после капитального ремонта двигателя.
Ресурс двигателя и сцепления
Ресурс двигателя у машин с автоматической коробкой передач выше. Это обусловлено несколькими факторами:
- АКПП контролирует количество оборотов и не допускает перегрева двигателя.
- При неумелом переключении передач на МКПП водители часто допускают перегрузку двигателя.
- Начинающие водители часто забывают переключить передачу на более высокую, и мотор работает на повышенных оборотах.
При езде на машине с автоматической коробкой передач не нужно постоянно выключать сцепление: пакет будет служить дольше.

КПД и разгон
Механические коробки отличаются лучшей динамикой разгона. Автомобили с этим типом трансмиссии отличаются большей приемистостью. При этом водитель самостоятельно выбирает стиль вождения и скорость разгона, регулирует переключение скоростей.
Кроме того, средства с ручной коробкой имеют больший КПД. Это дает возможность использовать по максимуму крутящий момент и мощность мотора.
Комфорт
Управление машиной с автоматической КПП более удобное по сравнению с механикой:
- Нет педали сцепления, которую нужно часто выжимать.
- Автомобиль плавно трогается с места, не делая рывков и не создавая аварийной ситуации.
- При трогании на подъеме машина не покатится назад. Стоит заметить, что последние модели с МКПП тоже снабжены системой автоматической блокировки.
- Транспорт с АКПП никогда не глохнет, даже если водитель неопытный.
- Автомат сам выбирает лучшую передачу, водителю не придется об этом беспокоиться.
- При движении в пробках водитель меньше устает в автомобиле с автоматической КПП. Механика требует большей концентрации внимания.
Зимнее вождение
В зимнее время высока вероятность пробуксовки на скользкой поверхности или застревания в снегу. В регионах с более мягким климатом зима может сопровождаться грязью. В этих условиях механическая коробка передач предпочтительнее:
- Легче и быстрее выбраться из грязи или снега.
- На скользких поворотах машина с механикой более управляема. Автомобиль с АКПП лучше заранее перевести на пониженную передачу.
- Автоматической коробке вредна зимняя пробуксовка: перегревается трансмиссионное масло, рабочие элементы быстрее изнашиваются.
- В сильные морозы транспортное средство с механикой проще запустить, выжав сцепление.

Поведение машины на дороге
Каждый тип КПП имеет свои преимущества на дороге:
- Транспортное средство, оснащенное автоматом, двигается более плавно и не скатывается при подъеме в гору.
- Предусмотрен режим «паркинг», когда выходной вал КПП блокируется. Мотор при этом отсоединяется от трансмиссии. Это надежно удерживает машину на одном месте.
- В режиме Drive невозможно торможение двигателем, поэтому приходится переходить на пониженные передачи.
- Ручная коробка позволяет быстрее набирать разгон. Владельцы автомобилей с АКПП часто жалуются на вялость при наборе скорости.
- Автомобиль с механикой лучше ведет себя при езде по грязи, бездорожью или по льду.
Обслуживание и ремонт
Обслуживание автоматической трансмиссии обойдется автовладельцу дороже. Расход масла и его стоимость выше, чем у МКПП. «Классический» автомат требует замены масла и масляного фильтра через каждые 40-50 тыс. км. Обслуживание механики выходит дешевле, так как цена на масло и фильтр ниже.
Механическая КПП имеет более простое устройство, поэтому ее проще и дешевле ремонтировать.

Цена вопроса
Автомобиль с МКПП экономичнее по нескольким причинам:
- Изначально при покупке транспорт с автоматом стоит дороже.
- У АКПП в городском цикле расход топлива выше на 10-15%, что тоже влечет за собой финансовые расходы.
- Ремонт и обслуживание механической коробки переключения передач обойдется дешевле, чем автоматической.
Поскольку машина с МКПП более надежна и неприхотлива, она медленнее теряет в стоимости со временем.
Так что лучше: автомат или механика
Не существует однозначного мнения о том, что лучше — автомат или механика. Ответ на вопрос зависит от нескольких факторов:
- В каких условиях планируется эксплуатировать машину. Для городской езды с частыми пробками и регионов с мягким климатом больше подойдет АКПП. При эксплуатации в суровых климатических условиях или по бездорожью предпочтительнее механика. При движении по загородной трассе разница между типами трансмиссии намного меньше.
- Новичкам, желающим ездить с комфортом и быстро освоить вождение, лучше покупать машину с автоматом. Механика требует от водителя опыта и навыков.
- Тем, кто хочет ощущать скорость и использовать возможности двигателя по максимуму, лучше остановить выбор на ручном типе.
Достоинства обоих видов включает в себя КПП с двойным сцеплением. Принцип ее работы во многом схож с механической, однако передачи переключаются автоматически, педаль сцепления не предусмотрена.