Генератор – это устройство, которое преобразует механическую энергию в электрическую. Это неотъемлемая часть каждого автомобиля, и, как и все сложные детали, со временем она может выйти из строя. Одной из наиболее частых причин поломки генератора является износ щеток. Для устранения неисправности необходимо заменить щетки генератора (можно со снятием или без). Подробнее о том, как поменять щетки генератора своими руками, и пойдет речь в этой статье.
Что это такое?
Для изготовления деталей используется графит, поэтому автомобилисты часто называют его карбоном. Такие щетки используются во всех транспортных средствах и устройствах, в конструкцию которых входят электродвигатели (грузовые и легковые автомобили, краны, слесарные и т д).
Генераторные щетки: что это такое?
Примечание! К наиболее распространенным генераторным щеткам относится ЭГ-4. Продукт подходит для автомобилей разных марок и годов выпуска. Такая универсальность связана со стандартными рабочими параметрами ЭГ-4.
Найти щетки с генератором в автомобиле достаточно просто: практически во всех моделях автомобилей (особенно отечественных) генератор находится возле правой фары. Стоит только открыть капот и устройство сразу бросается в глаза. Внешне генератор выглядит как небольшой цилиндр с обмоткой, закрытый двумя крышками.
Где находятся щетки генератора
Признаки неисправности щеток
Плановое обслуживание не всегда сопровождается осмотром мелких деталей, поэтому износ щеток является неприятным сюрпризом для водителя автомобиля. В этом случае все достаточно просто, ведь при обнаружении неисправности необходимо менять детали. Никакой ремонт и реставрация не помогут.
Неисправность щетки генератора
Важно! Во избежание проблем со щетками генератора специалисты рекомендуют менять весь комплект щеток примерно раз в 3-4 года или через 50 000 км пробега.
Распространенные неисправности генератора
Когда нужно проверить? Все просто, ведь о неисправности элементов могут свидетельствовать следующие признаки:
- внезапное и необоснованное отключение электроприборов в автомобиле;
- ухудшение работы внешних и внутренних источников света (начинают тускло светиться фары и габаритные огни, а в салоне полностью пропадает освещение);
- напряжение в сети снижается;
- аккумуляторная батарея (аккумулятор) очень быстро разряжается и ее становится очень трудно полностью зарядить.
Признаки неисправного автогенератора
Появление хотя бы одного из вышеперечисленных признаков свидетельствует о неисправности генератора. Поэтому водителю стоит задуматься о возможной замене щеточного механизма. Для диагностики можно использовать разные методы, но сначала нужно подготовить все необходимое для работы.
Инструменты и материалы
Для замены не требуются специальные инструменты или приспособления. Достаточно подготовить набор ключей и отверток, а также новые щетки. Если работа будет проводиться в слабоосвещенном помещении, к инструментам следует добавить фонарик или лампу (генератор часто располагается в труднодоступном месте).
Инструменты для замены щеток генератора
На старых автомобилях некоторые крепления могут ржаветь, поэтому для их удаления используйте специальный растворитель, например WD-40. С ним процесс откручивания креплений будет проще.
Для разборки старых щеток также понадобится паяльник
Инструкция по замене
После выявления неисправности щеток постепенно подходим к вопросу их замены. Это можно сделать как со снятием генератора, так и без него. В каждом отдельном случае водитель сам решает, какой способ ему больше подходит. Процесс замены достаточно сложен, поэтому во избежание поражения электрическим током нужно снять клемму аккумулятора. Корпус генератора крепится к двигателю автомобиля несколькими гайками, поэтому при снятии блока может понадобиться растворитель (если заржавеет крепеж).
Как заменить щетки генератора
Распознать генератор очень просто: у него есть приводной ремень и небольшой металлический шкив. После выбора процедуры замены можно приступать к работе. Процессы замены подробно описаны ниже.
Генератор расположен в моторном отсеке с правой стороны двигателя
Со снятием
Если электроприбор снять и поставить на рабочий стол, ремонтировать и заменять его элементы будет намного проще; в этом случае места для разборки предостаточно. Чтобы снять устройство, нужно снять ремень, а затем открутить все крепления. Теперь вы должны аккуратно удалить устройство, чтобы работать с ним позже. Также все строго по инструкции.
Шаг 1. Снимите генератор, отвернув крепежные гайки. В зависимости от модели автомобиля точное расположение устройства может различаться, поэтому при необходимости уточняйте технические характеристики вашего автомобиля.
Снять генератор для дальнейшей разборки
Шаг 2 Снимите три гайки и один болт, которыми крепится крышка генератора.
Откручиваем крепления крышки генератора
Шаг 3. Снимите крышку, открутив все крепления.
Снимите крышку генератора
Шаг 4 С помощью отвертки Phillips открутите два винта, удерживающие узел держателя щетки.
Откручиваем болты крепления блока щеткодержателя
Шаг 5 Осторожно снимите узел щеткодержателя с генератора. Это небольшая деталь, форма и размеры которой могут различаться в зависимости от модели автомобиля.
Снимите держатель щетки
Шаг 6. Снимите полукруглую защитную крышку, чтобы обеспечить прямой доступ к щеткам. Никаких инструментов для этого не нужно, так как кожух фиксируется специальными защелками.
Снимите защитную крышку
Шаг 7. Замените щетки и установите на место защитный кожух.
Заменить щетки генератора
Шаг 8. Отшлифуйте контакты генератора мелкой наждачной бумагой, затем очистите их ацетоном или чистым бензином.
Очистите контакты генератора от скопившейся грязи
Шаг 9 Очистите контакты щеткодержателя.
Очистите контакты щеткодержателя
Шаг 10. Установите на место щеткодержатель, а после фиксации крышки наденьте генератор, закрепив его на моторе. Не забудьте его подключить.
Соберите генератор и установите его на место
В заметке! После замены бортовая система автомобиля может выдавать ошибки о неисправности устройства, но это пройдет со временем. Такие ошибки возникают из-за плохой притирки установленных деталей.
Без снятия
Для замены его элементов снимать генератор не обязательно, ведь конструкция некоторых моделей автомобилей позволяет сделать это без его разборки. Этот вариант замены удобен для тех людей, которые вместе со щетками планируют замену регулятора напряжения.
Шаг 1 — Поднимите капот, чтобы получить доступ к генератору.
Поднимите капот автомобиля
Шаг 2 Отвинтите нижнюю клемму. Для этого поднесите ключ к «8».
Снимите нижний терминал
Шаг 3. Открутите верхнюю клемму ключом на «13.
Открутите верхнюю клемму
Шаг 4. Осторожно отсоедините клемму генератора.
Отсоедините клеммы генератора
Шаг 5. Снимите защитный кожух с генератора. Крепится гайками в «8».
Снимите защитную крышку
Шаг 6. Открутите три гайки и положите их на видное место, чтобы не потерять.
Открутите фиксирующие гайки
Шаг 7. Медленно снимите защитную крышку.
Снимите крышку генератора
Шаг 8. Теперь у вас есть доступ к щеточному регулятору напряжения. Теперь его нужно удалить.
Снимите регулятор напряжения
Шаг 9. Открутите крепеж и снимите регулятор напряжения. Он прикручен на «8». Для подъема щеток из специального кольца при снятии регулятора используйте иголку или распрямленную скрепку.
Используйте тонкую вилку, чтобы удалить кисти
Шаг 10. Так выглядит регулятор напряжения стартера. Остальные действия проводите в хорошо освещенном месте.
Перейдите в хорошо освещенное место для работы
Шаг 11. Осмотрите товар на наличие механических повреждений. Щетки необходимо снять.
Выполните визуальный осмотр щеток
Шаг 12. Необходимо установить эти графитовые щетки.
Так выглядят новые графитовые щетки
Шаг 13. Приступайте к удалению щеток из модуля. Сначала снимаем слой изоляционного материала (как на фото).
Удалите изоляционный материал
Шаг 14. Отрежьте выступающие провода перед пайкой (кусачком или напильником). Это значительно облегчит последующую работу.
Отрежьте торчащие провода
Шаг 15. Припаяйте щетку паяльником. Благодаря пружинам он должен выскочить из своего места.
Припаяйте щетку паяльником
Шаг 16. Повторите процедуру со второй кистью.
Таким же образом приварите вторую щетку
Шаг 17. Рассортируйте подушечки. В них должны быть небольшие отверстия для новых щеток.
Подготовить прокладки
Шаг 18 Очистите поверхность регулятора напряжения перед установкой новых щеток. Используйте наждачную бумагу для очистки. Также нужно почистить контакты.
Зачистите контакты наждачной бумагой
Шаг 19. Свяжите пружину проволокой, а после пайки развяжите.
Свяжите пружинку тонкой проволокой
Шаг 20. Проденьте трос с пружиной через отверстие регулятора, а затем зафиксируйте его с другой стороны пассатижами.
Пропустите пружину с щеткой через отверстие регулятора
Шаг 21. Как только щетка войдет в направляющую, снимите проволоку, которая натягивала пружину.
Теперь сними провод
Шаг 22. Стяните проволоку с щеткой со второй стороны.
Шаг 23. Потянув за трос щетки генератора, прижмите его к корпусу регулятора, как показано на фото.
Правильные посты
Шаг 24. Припаяйте провод. Следите, чтобы припой не попал в отверстие, иначе щетки не смогут двигаться полностью по каналу.
Проволочная щетка генератора припоя
Шаг 25. Таким же образом установите и приварите вторую щетку.
Повторите процедуру со второй щеткой
Шаг 26. Используйте тот же зажим, чтобы прикрепить новые щетки за кольцами.
Получить кисти за кольцами с помощью скрепки
Шаг 27. Замените регулятор напряжения.
Установить регулятор напряжения
Шаг 28. Закрепите регулятор, затянув все крепления.
Зажимной регулятор
Шаг 29. Установите на место защитную крышку и закрепите ее болтами.
Установить крышку генератора
Шаг 30. Установите клеммы на место. После замены щеток заведите автомобиль и проверьте работу генератора. Для этого проверьте напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе.
Закрепите клеммы и проверьте работоспособность генератора
Дополнительные рекомендации
Перед установкой новых щеток обязательно проверьте графитовые контакты; они должны выступать из щеткодержателя не менее чем на 5 мм. В противном случае новая деталь не будет работать и генератор все равно не будет питать аккумулятор. Стоит отметить, что ремонт генератора не всегда заканчивается заменой щеток, ведь без своевременного выявления их износа будут изнашиваться и другие детали генератора.
Диагностика щеток генератора
В теории процедура замены кажется достаточно простой, но на практике многие автолюбители сталкиваются с различными трудностями. Поэтому необходимо работать строго по инструкции и тщательно продумывать все действия. Здесь нужна уверенность в себе!