Бесступенчатая трансмиссия (вариатор) отличается от других вариантов силовой передачи тем, что более эффективно использует потенциал двигателя в плане тяги. Это повышает экономичность и снижает выбросы. Важны и другие параметры передачи: ее надежность и ресурсы. В статье речь пойдет о вариаторе японской марки Nissan.
- Общие сведения о вариаторе
- Как работает клиноременная бесступенчатая коробка?
- Технические элементы клиноременной CVT
- Бесступенчатые КПП Ниссан (Jatco)
- CVT Nissan Qashqai j10, X-trail T31 (T32), Murano (Z50 и Z51), Teana
- Вариатор Ниссан (Рено) для моторов малого объема
- CVT8 для Qashqai j11, Х-Trail T32
- Заключение
Общие сведения о вариаторе
Отличия вариатора от коробки другого типа кардинальные. Определяющей характеристикой является способность адаптироваться к текущим условиям, в которых находится автомобиль. Коробка также постоянно определяет нужное передаточное число. Диапазон передач ограничен конструкцией трансмиссии, но внутри нее количество вариаций практически бесконечно. Именно эта функция способствует экономии топлива и оптимизации энергозатрат.
Существуют тороидальные и клиноременные вариаторы. Первые устанавливаются на большинство автомобилей.
Как работает клиноременная бесступенчатая коробка?
Конструктивно клиноременная коробка вариатора представлена двумя шкивами: ведущим и ведомым. Ведущий подключается к двигателю автомобиля, ведомый — к ведущим колесам. Оси соединяются ремнем или цепью.
Особенность шкивов в том, что они имеют вид двух половинок конической формы, направленных навстречу друг другу своими верхними частями. Расхождение и схождение конусов изменяет диаметр единой структуры.
Работа вариатора заключается в следующем. Когда автомобиль начинает движение, двигатель находится под нагрузкой. Для его уменьшения конусы приводного вала расходятся, диаметр уменьшается. На ведомом шкиве происходят обратные изменения: конусы сближаются, диаметр увеличивается. В результате число оборотов ДВС становится оптимальным.
Увеличение скорости имеет следующий эффект: диаметр ведущего шкива увеличивается, а диаметр ведомого шкива уменьшается. Тяговое усилие снижено, мотор работает плавно. Электронный блок управления (ЭБУ) отвечает за схождение/расхождение конических шкивов. Простота конструкции делает трансмиссию CVT более экономичной, чем другие варианты трансмиссии.
Технические элементы клиноременной CVT
К элементам клиноременного вариатора относятся:
- сцепление, отвечающее за соединение двигателя с трансмиссией;
- преобразователь крутящего момента;
- конические шкивы;
- соединительная цепь (ремень);
- масляный насос, создающий необходимое давление (в некоторых случаях работа конических элементов обеспечивается гидросистемой или пружиной);
- гидроблок, подающий масло к различным частям ведущего и ведомого мостов;
- фильтры;
- радиаторы, забирающие тепло из бокса;
- система управления, связанная с ЭБУ автомобиля;
- реверсивное устройство.
Бесступенчатые КПП Ниссан (Jatco)
Автоконцерн Nissan разработал коробки Jatco, которые устанавливаются не только на модели марки, но и на автомобили других производителей. На российском (вторичном) авторынке автомобилей с вариатором Jatco довольно много, поэтому получить информацию о надежности коробки передач и ее ресурсе не составит труда.
Статистика официальных и независимых сервисных центров позволяет оценить надежность и ресурс приводов, стоимость и целесообразность ремонтных работ, наличие запчастей.
При рассмотрении коробок в центре внимания будет Nissan Qashqai CVT, также появятся и другие модели. Это ответит на вопрос, надежен ли вариатор Ниссан.
CVT Nissan Qashqai j10, X-trail T31 (T32), Murano (Z50 и Z51), Teana
Модели Jatco JF010E и JF011E представляют собой второе поколение бесступенчатых трансмиссий. Второй сочетается с 2 и 2,5-литровыми бензиновыми ДВС, первый идет с 3,5-литровым мотором. Конструктивных отличий нет, в первом вариаторе элементы только усилены для более высокого крутящего момента.
Вариатор JF011E устанавливался на кроссоверы Qashqai и X-Trail предпоследнего поколения, а также на автомобиль Mitsubishi Outlander (последние два поколения). JF010E предназначался для кроссовера Murano (Z50 и Z51) и седана Teana.
Надежность вариатора Кашкай не вызывает сомнений, так как рассматриваемое семейство КПП не отличается наличием характерных болячек. Ресурс около 150-200 тыс км. Как только срок службы вариатора Nissan подходит к концу, его элементы уже имеют критический износ.
Плюс вариатора это его ремонтопригодность. Стоимость последнего составляет 150-180 тысяч рублей. Компания выпускает полный гидроблок или вариатор для вторичного рынка. Некоторые детали можно найти на рынке, другие можно отремонтировать. Новый непрерывный редуктор стоит 200-230 тысяч. Если ресурс это позволяет, следует выбрать этот вариант.
По сравнению с коробками первого поколения получается, что новое поколение почти в два раза уступает по ресурсу. Экономия затрат и упрощение играют важную роль в надежности новейших трансмиссий.
Вариатор Ниссан (Рено) для моторов малого объема
Атмосферные двигатели внутреннего сгорания с малым объемом получили силовую трансмиссию JF015E. Указанный вариатор устанавливался на кроссоверы Qashqai, Captur, а также Renault Fluence с двигателем 1,6 л. Особенностью конструкции вариаторов для двигателей внутреннего сгорания малого объема является двухступенчатый планетарный редуктор. Уменьшенные конусы были хороши в теоретическом смысле, по факту получилась конструкция, снижающая собственный ресурс и влияющая на надежность.
Джатко JF015E
Отвечая на вопрос, как долго работает вариатор Ниссан этого семейства, стоит отметить, что естественный износ элементов из-за непродуманных технических решений наступает раньше ожидаемого срока. Ресурс вариатора – до 120 000 км.
Кузовной ремонт сводится к шлифовке ведущего и ведомого валов. Требования к полировальному оборудованию и опыту мастера высоки, поэтому срок службы отремонтированной детали может быть недолгим.
Масляный насос здесь такой же, как на версиях JF010E и JF011E. В целом можно сказать, что бесступенчатая коробка передач для малолитражных автомобилей не блещет надежностью, малоресурсна и склонна к выходу из строя.
CVT8 для Qashqai j11, Х-Trail T32
Серия CVT8 пришла на смену десятому семейству вариаторов Jatco. Модели JF016E и JF017E основаны на технических решениях их предшественников. По наследству оказались и комбинации с моторами: коробка вариатора X-Trail и Qashqai — JF016E. Модель JF017E предназначалась для Murano и Pathfinder.
По конструкции представители серии приобрели отличия. Коробки для объемных двигателей нуждались в штифтовом ремне, для машин меньшего объема было решено оставить прежний вариант — ламинарный.
Неисправность вариатора Nissan связана с усложнением системы управления наряду со старым базовым оборудованием. Ресурс дисков уменьшился, их надежность стала под большим вопросом. Плюс дизайна — в его ремонтопригодности. Восстановление работоспособности стоит 150 000 рублей, что дешевле, чем раньше. Суть ремонтных работ аналогична характерной для вариаторов 10-го семейства. Сходство используемых насосов позволяет заменить поврежденный редукционный клапан.
Заключение
Ресурс Nissan CVT — тема, которую часто обсуждают со скептицизмом. Автомобиль с установленным бесступенчатым вариатором и большим пробегом оказывается на рынке запасных частей кавалером. Узнать, как ездил на машине предыдущий владелец, невозможно, а вариатор — вещь довольно чувствительная. Ранние вариаторы Jatco были более надежными, чем более поздние поколения.