Устройство КПП и схема переключения передач КамАЗ

Схема переключения передач на КамАЗе мало чем отличается от автомобильной схемы. Но каждая система грузовика имеет свои особенности.

Коробка передач

Устройство и принцип работы

Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КамАЗ. Автомобили КамАЗ оснащены механическими коробками передач. Имеют 5 скоростей. Переключение передач происходит нажатием педали сцепления и перемещением рычага переключения передач в нужное положение. Поскольку машина тяжелая, переводить коробку передач с одной передачи на другую необходимо в несколько приемов.

Принцип работы коробки передач КамАЗ следующий: с дизелем она работает в повышенном режиме В или в пониженном режиме Н. Они созданы для снижения нагрузки на двигатель большегрузного автомобиля при его полной, а при в то же время не запускайте его слишком активно без нагрузки.

Схема коробки передач КамАЗ с делителем проста, но различается в зависимости от модели коробки. Рассмотрим схему коробки передач КамАЗ, которая встречается на дизельных автомобилях. При движении по ровной дороге переключать передачи нужно без сцепления. Устройство раздаточной коробки КамАЗ можно представить следующей формулой: 1Б – 2Б – 3Б – 4Н – 4Б – 5Н – 5Б.

Визуальная схема

Изменение скорости происходит следующим образом:

  1. В первую очередь с помощью рычага меняется режим работы коробки передач с более высокого на более низкий.
  2. Затем выжмите сцепление.
  3. Рычаг ставится на нужные передачи, не перескакивая через них, а включая все по порядку.

Есть коробки передач с автоматическим переключением режимов.

Как работает делитель на КамАЗе

Делитель или мультипликатор коробки передач – это дополнительно устанавливаемая повышающая передача, делающая из 5-ступенчатой ​​коробки передач 10-ступенчатую.

Принцип их работы следующий. Множитель уменьшает диапазоны между главными передачами, уплотняя количество передаточных чисел в коробке и расширяя их на 20-25 процентов.

Данная модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:

  • экономия топлива;
  • скорость ускорения;
  • тяговое усилие;
  • управляемость

Механизм расположен перед редуктором, либо немного правее от него, так как основной узел не испытывает больших нагрузок и не требует конструктивной переделки. Это позволяет самостоятельно отремонтировать и отрегулировать разветвитель при возникновении неисправности.

Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе

Большинство автомобилей Камского завода оснащены 5-ступенчатыми механическими коробками передач (с делителем или без него). Переключение передач осуществляется перемещением рычага переключения передач при нажатой педали сцепления. Но передачи грузовика должны включаться не напрямую, а поэтапно. Теоретически это снижает нагрузку на двигатель при движении с полной нагрузкой, а при работе с пустым кузовом экономится топливо.

Обычные режимы работы коробки передач КамАЗ — повышенный «В» или пониженный «Н». На машинах, оснащенных мультипликаторной коробкой передач, переключение из режима «В» в режим «Н» осуществляется опусканием специального одинарного делительного рычага.

Важно знать, как переключаться на повышенную передачу при движении КамАЗа с полной загрузкой – опытные водители рекомендуют включать первые 4 передачи на второстепенном тяжелом режиме «Н», а затем переводить четвертую передачу на «В» режим, переключившись на пятую низкую, а затем перейти на «В». Порядок переключения может различаться в зависимости от конкретной модели коробки передач.

Технические характеристики

Коробка передач КАМАЗ с делителем включает в себя следующие элементы:

  • картер, в котором ведущий, ведомый и промежуточный валы собраны с шестернями;
  • аспекты;
  • синхронизаторы,
  • реверсивный блок
  • верхняя крышка коробки
  • механизм переключения передач.

Коробка передач автомобилей КамАЗ может быть пятиступенчатой ​​и десятиступенчатой. Делитель коробки передач имеет повышенную и пониженную передачи и в сочетании с основной коробкой передач позволяет получить 10 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Делительная система улучшает тяговые качества машины, облегчает управление и снижает частоту переключения передач рычагом. Передаточные числа редуктора доступны в инструкции по эксплуатации устройства.

Коробка и делитель участка

На КПП 141 КамАЗ есть выключатель света заднего хода. Для предотвращения одновременного включения 2-х передач крышка имеет шариковый замок, а от случайного включения задней передачи — предохранитель пружинного типа. Редуктор делителя весит 320 кг. Захваты расположены на кожухах осей. Они защищают коробку передач от засорения и предотвращают утечки масла. Недостаточное количество масла в коробке передач приведет к ее повреждению. При первой заправке в коробке передач должно быть 9 литров масла, при замене жидкости – 8 литров.

Технические характеристики КПП КАМАЗ-141:
Картер:

  1. Внутренний диаметр подшипника 150 мм.
  2. Диаметр отверстия вала редуктора 32 мм.

Первичный вал:

  1. Диаметр передней опорной шейки 24 мм.
  2. Задний подшипник — 59мм.

КАМАЗ-141 КПП

Выходной вал имеет следующие диаметры по деталям:

  1. Втулки четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовые подшипники — 80 мм.
  3. Втулки заднего хода — 70 мм.
  4. Внешний диаметр гильзы 72 мм.

Промежуточный вал:

  1. Диаметр шейки переднего подшипника 65 мм, заднего 49 мм.
  2. Диаметр чашки заднего подшипника составляет 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала 65 мм.
  4. Внутренний диаметр звездочки 65 мм.

Вес редуктора с делителем 320 кг.

Как переключать передачи на КамАЗе

Чтобы правильно переключать передачи, нужно знать, как работает коробка передач. Коробка передач устроена так, что большую часть времени движение осуществляется на пониженной скорости, благодаря чему машина может перевозить тяжелые грузы. КамАЗ имеет 5-ступенчатую коробку передач. Вы должны переключать передачи с помощью педали и рычага сцепления.

Схема управления механизмом переключения

Начало движения

Прежде чем начать движение, нужно нажать на пониженную скорость. Переключение передач должно производиться только при выжатой педали сцепления. Схема переключения передач основана на ступенчатом переключении передач. Чтобы начать движение в грузовике, нужно провернуть коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания.

Вторую передачу следует включать, когда стрелка тахометра достигает отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой способ переключения передач продлит срок службы коробки передач и снизит расход топлива.

Переключение скоростей

Рассмотрим порядок передач после того, как автомобиль уже начал движение. Когда КамАЗ разгоняется, то порядок переключения передач: 4Н — 4В — 5Н. Для включения 2 скорости необходимо, чтобы частота вращения коленчатого вала увеличилась до 3000 об/мин по показаниям тахометра. Функции коленчатого вала являются основными.

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, вы должны перевести переключатель в нижнее левое положение. Нельзя включать заднюю передачу во время движения машины. Для включения заднего хода необходимо сначала полностью остановить агрегат, а затем выполнить маневр.

Правила переключения в разных условиях

Переключение передач зависит от различных условий, в которых движется автомобиль. Эти правила необходимо соблюдать, чтобы во время эксплуатации коробка передач не вышла из строя.

Подъем

Во время подъема необходимо перевести коробку передач в режим Н, в результате чего трансмиссия начнет работать с повышенным напряжением.

Движение в гору

Вы должны соблюдать правила:

  1. При переключении с 1-й на 2-ю передачу при посадке в КамАЗ нужно использовать метод двойного нажатия на педаль сцепления.
  2. Чтобы коленвал работал исправно при переключении передач, нужно использовать педаль подачи топлива, ее тоже нужно периодически нажимать. В этом случае можно преодолеть любой из самых крутых подъемов.
  3. Число оборотов вала при подъеме должно быть больше 2000 об/мин. В противном случае двигатель может заглохнуть, что может стать причиной аварии при движении по дороге.
  4. Во время подъема переключитесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.

Спуск

Некоторые водители глушат двигатель при спуске с горы, чтобы сэкономить бензин. Этого нельзя допускать на КамАЗе.

Если во время поездки выключить двигатель внутреннего сгорания, электроусилитель руля не будет выполнять свои функции, что приведет к блокировке руля.

Торможение КамАЗ происходит не только в результате остановки двигателя, но и за счет включения вспомогательной тормозной системы. Когда тяжелый автомобиль поднимается в гору и водитель включает вспомогательные тормоза, не следует выжимать сцепление или переключать передачи.

Обледенелые участки

Необходимо вести грузовик по обледенелым участкам с максимальным запасом скорости и хода. Во время торможения необходимо использовать систему помощи при остановке двигателя. Если требуется экстренное торможение, оператор должен остановить колеса прицепа. Если вы не будете следовать этому правилу, вас может занести.

КамАЗ зимой

Снижать обороты двигателя внутреннего сгорания можно только в порядке исключения, так как это может привести к его износу. При торможении колеса не должны пробуксовывать. Чтобы этого избежать, необходимо отключить пониженную скорость, что поможет уменьшить вращение коленчатого вала.

Занос

При заносе сцепление нельзя выключать. Когда грузовик заносит, нужно повернуть руль в сторону заноса. Если КамАЗ остановился, нужно убрать ногу с газа и нажать на дифференциал. Делать это нужно с помощью регулятора на щитке. В результате загорится индикатор на панели. Начинать движение следует на второй высокой передаче. Преодолев занос, разблокируйте дифференциал.

Особенности переключения в разных моделях

На автомобили КамАЗ различных моделей и комплектаций (тягачи — 44108 или 5490; самосвалы — 6520 или 55111; грузовики — 5320 или военная модель 5350; автопоезда — 5410, 65206) устанавливаются следующие коробки передач:

  • 141, 142 и 144 — коробки передач механические, 5-ступенчатые (используются в легких грузовиках, по конструкции и принципу работы аналогичны коробкам передач легковых автомобилей);
  • 152 и 154 — Коробки механические с мультипликатором, десять скоростей;
  • Коробка передач немецкого производства ZF-6S1000 с механическим переключением, 6 скоростей с полным комплектом синхронизаторов;
  • ZF-9S109 и ZF-9S1310 — 9-ступенчатые механические коробки передач с понижающей передачей.

Модели коробок передач для грузовых автомобилей отличаются друг от друга количеством ступеней, сложностью устройства, компоновкой кулисы и порядком переключения передач. Более подробное описание различных коробок передач мы дадим на примере различных моделей КамАЗ.

Устройство и схема переключения коробки передач КамАЗ-5320 с делителем

На КамАЗ-5320 устанавливаются коробки передач двух моделей: пятиступенчатая 142 или десятиступенчатая 152 с делителем. Переключение скоростей на КАМАЗ-152 происходит по следующей схеме:

Характеристики:

  • количество ступеней — 10;
  • тип кассы — механическая;
  • тип управления делителем — пневмомеханический преселекторный;
  • подшипники: полнокомплектные и бессепараторные роликоподшипники (редукторы), сферические шариковые и роликовые подшипники (валы редукторов);
  • синхронизаторы — инерционно-пальцевые;
  • коробка передач — передняя двухступенчатая.

КамАЗ-4310: схема переключения

Военные грузовики модели 4310 имеют повышенную проходимость и оснащены 14 пятиступенчатой ​​трехходовой коробкой передач (отличается от 141 тем, что имеет прямую пятую передачу, а у 141 прямая четвертая передача прямая, здесь пятая передача ускоряется). Механизм переключения передач аналогичен упомянутому выше для главной коробки передач автомобиля КамАЗ-5320 с делителем. Схема представлена ​​на фото:

коммутационная схема

КПП КамАЗ-43118

КАМАЗ-43118 оснащен коробкой передач модели КАМАЗ-154 с делителем, которая имеет схему переключения передач аналогичную модели 152.

Передаточные числа коробки передач:
Номера передач

КПП КамАЗ-65115

В зависимости от модификации на самосвал модели 65115 устанавливается усиленная коробка с мультипликатором КАМАЗ-154 или девятиступенчатая коробка ZF9 немецкого производства.

Коробка с механическим типом управления имеет передаточные числа в пределах 9,48 – 0,75; и 8,97 для реверса. Максимальный крутящий момент составляет 1300 Нм. Схема переключения передач представлена ​​ниже:

схема

Неисправности и ремонт

Ремонт коробки передач состоит из разборки узла, диагностики, ремонта или замены изношенных деталей. После восстановления механизма производится повторная сборка узла и проверка работы системы. Можно обратиться в сервисный центр, но ремонт раздаточной коробки лучше сделать своими руками.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяется следующим образом. Вывернуть пробку из картера. При проверке необходимо установить картерный указатель в отверстие до упора. Слив картерного масла десятиступенчатой ​​МКПП осуществляется через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части корпуса редуктора и третье — делитель. Из картера пятиступенчатой ​​коробки передач дренаж осуществляется через 2 отверстия.

Замена масла

Для замены масла необходимо промыть картер коробки передач моторным маслом. Очистите магнитные пробки от металлических частиц и залейте масло до верхней линии указателя. Уровень масла измеряется через 5 минут. При движении автомобиля коробка передач должна работать без запинок, передачи должны переключаться свободно и быть жестко зафиксированными. Громкий шум может указывать на износ подшипника вала, недостаточный уровень масла или плохую смазку картера.

Техническое обслуживание КПП

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Нужно снять передачу. Для этого откручиваем 4 гайки крепления.
  2. Снимите блок питания.
  3. Удалите загрузочный носитель.
  4. Отсоедините трубку, идущую к редуктору.
  5. Снимите рычаг переключения передач.
  6. Между маховиком и поддоном двигателя ставится домкрат, а двигатель демонтируется через деревянную подставку.
  7. Отверните гайки на задней траверсе и снимите ее.
  8. Снимите толкатель.
  9. Ослабьте болты крепления выпускного кронштейна.
  10. Прикрепите подъемник к болтам и затяните.
  11. Отвернуть гайки крепления боковых подушек двигателя.
  12. Открутите болты, крепящие коробку передач к двигателю.
  13. Поднимите подъемник, отведите редуктор от двигателя к выходу входного вала коробки передач.
  14. Вытяните коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать коробку передач, провести дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, замените их новыми. Шпунтовые соединения должны быть без дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменять после осмотра места их установки на предмет износа или защемления роликов.

Заменены подшипники валов, так как в результате пробоя и попадания в масло металлической стружки повреждаются точки качения подшипников, что может привести к поломке коробки передач. Осмотрите шестерни, выявите повреждения, износ зубьев шестерен. Конические втулки синхронизатора не должны деформироваться или изнашиваться. Направляющие валы не должны провисать. На растяжках не должно быть никаких повреждений.

Как правильно собрать

Монтаж КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал установлен в картере коробки передач. Установлены подшипники: передние и задние сферические ролики. Прикрутите опорную шайбу. Закрепите его гайкой и закройте заднюю крышку кронштейна сферического подшипника. Установите прокладки. Шпиндель должен легко вращаться, не должно быть заклинивания заготовки при движении.

Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем

Для ремонта коробки передач КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Анализ включает в себя следующие этапы:

  • чтобы разобрать коробку, нужно сначала разобрать воздушный выключатель, открутить крепления;
  • снимите ролик и вилку переключения передач;
  • следующий шаг – разобрать вилку и вал выжимного устройства, а также синхронизатор;
  • затем нужно открыть крышку заднего подшипника, открутив фиксирующие ее винты;
  • снимите подшипник и вал;
  • кроме того, чтобы открыть доступ к мультипликатору коробки передач, потребуется снять шайбу опорного ролика, металлический стакан и подшипник ведомого вала;
  • с помощью резинового (не металлического) молотка или деревянного бруска нужно аккуратно вынуть подшипник из картера редуктора, стараясь не раздавить деталь;
  • затем необходимо снять муфту и гайки нагнетания масла соответствующими ключами;
  • последним этапом разборки узла является снятие подшипника качения, втулки и ведущей шестерни редуктора.

Далее необходимо осмотреть все детали и заменить изношенные, а затем собрать устройство, следуя приведенным выше инструкциям в обратном порядке.

Кассовый аппарат

Сколько стоит коробка на КамАЗ

Купить коробку передач для КамАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с доступными моделями. Цена покупки коробки передач зависит от модели грузовика, на который она будет установлена. Так, стоимость КПП на КамАЗе составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КамАЗ 141 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КАМАЗ экологического класса Евро-3.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector