Датчик АБС

ABS, или антиблокировочная тормозная система автомобиля, используется для предотвращения блокировки колес при экстренном торможении. В его состав входят электронный блок управления, гидравлический блок управления, датчики поворота передних и задних колес. Основная задача системы — сохранить управляемость автомобиля, обеспечить устойчивость и сократить тормозной путь. Поэтому очень важно содержать все его элементы в исправном состоянии. Проверить датчик АБС можно самостоятельно, для этого необходимо знать, какой тип датчика установлен на автомобиле, признаки, указывающие на его выход из строя, и как его проверить. Рассмотрим все по порядку.

Типы датчиков АБС

В современных автомобилях чаще всего встречаются три типа датчиков ABS, это:

  1. пассивный тип – его основу составляет индукционная катушка;
  2. магнитно-резонансный – действует на основе изменения прочности материалов под действием магнитного поля;
  3. активный – работает по принципу эффекта Холла.

Пассивные датчики начинают работать с началом движения и считывают информацию с зубчатого импульсного кольца. Металлический зуб, проходя через устройство, вызывает в нем импульс тока, который передается на компьютер. Датчики срабатывают при скорости движения 5 км/ч, загрязнение не влияет на их работу.

Активные датчики состоят из электронных компонентов и постоянного магнита, расположенного в ступице. При приближении магнита к устройству образуется разность потенциалов, которая формируется в управляющем сигнале микросхемы. Затем данные считываются с электронного блока управления. Такие датчики ABS встречаются крайне редко и не подлежат ремонту.

Пассивный тип датчиков АБС

Пассивный датчик АБС

Конструктивно простое и надежное устройство с длительным сроком службы. Не требует дополнительной мощности. Он состоит из индукционной катушки, внутри которой размещен магнит с металлическим сердечником.

При движении автомобиля металлические зубья ротора проходят через магнитное поле сердечника, изменяя его и образуя в обмотке переменные токи. Чем больше скорость автомобиля, тем больше частота и амплитуда тока. На основании полученных данных ЭБУ выдает команды электромагнитным клапанам. К преимуществам этого типа датчиков можно отнести низкую стоимость и простоту замены.

Недостатки пассивного датчика ABS:

  • относительно большой размер;
  • низкая точность данных;
  • не включается на скорости до 5 км/ч;
  • работает на минимальных оборотах колес.

Из-за постоянных отказов на современные автомобили устанавливается редко.

Магниторезонансный датчик АБС

Магнитно-резонансный датчик ABS

Его работа основана на способности изменять электрическое сопротивление ферромагнитного материала под действием постоянного магнитного поля. Участок датчика, отвечающий за отслеживание изменений, состоит из двух-четырех слоев железной и никелевой фольги, на которые укладываются проводники. Другая часть встроена в интегральную схему и считывает изменения сопротивления, формируя управляющий сигнал.

Ротор этой конструкции состоит из пластикового кольца с магнитными секциями и жестко закреплен на ступице колеса. При движении машины магнитные секции ротора воздействуют на магнитное поле пластин чувствительных элементов, которое регистрируется схемой. Формируется импульсный сигнал и передается на блок управления.

Магнитно-резонансный датчик ABS с высокой точностью определяет изменения в вращении колес, повышая безопасность транспортных средств.

На основе эффекта Холла

Его работа основана на эффекте Холла. На разных концах плоского проводника, помещенного в магнитное поле, образуется поперечная разность потенциалов.

В датчиках таким проводником является квадратная металлическая пластина, помещенная на микросхему, включающую в себя интегральную схему Холла и управляющую электронной схемой. Датчик ABS расположен перед наддувным ротором. Ротор может быть полностью металлическим с зубьями или в виде пластикового кольца с магнитными участками и жестко закреплен на ступице колеса.

В такой схеме постоянно формируются всплески сигнала на определенной частоте. В спокойном состоянии частота минимальна. Во время движения металлические зубья или магнитные участки проходят через магнитное поле и вызывают изменение тока в датчике, которое контролируется и фиксируется схемой. На основании этих данных формируется сигнал и передается в ЭБУ.

Датчики запускаются сразу после начала движения, они очень точны и обеспечивают надежную работу систем.

Признаки и причины неисправностей датчика ABS

Одним из первых признаков неисправности системы АБС является свечение индикатора на панели приборов более 6 секунд после включения зажигания. Или загорается после начала движения.

Причин неисправности может быть много, укажем самые распространенные:

  • Обрыв проводов в датчике или неисправность блока управления. В таких случаях на панели приборов отображается ошибка, система отключается, а сигнал на изменение угловой скорости не подается.
  • Датчик колеса вышел из строя. После включения система начинает самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работать. Возможно, на контактах датчика появилось окисление, из-за чего был плохой сигнал, либо датчик АБС закоротил или «упал» на массу.
  • Механическое повреждение одного или нескольких элементов: подшипника ступицы, люфта ротора в датчике и т.п., в этих случаях система не включается.

Наиболее уязвимым звеном всей системы является датчик колеса, расположенный возле вращающейся ступицы и полуоси. Появление грязи или люфта в подшипнике ступицы может стать причиной полной блокировки системы АБС. На неисправность датчика указывают следующие признаки:

  • на бортовом компьютере появляется код ошибки системы ABS;
  • отсутствие характерных вибраций и звуков при нажатии на педаль тормоза;
  • колеса блокируются при экстренном торможении;
  • сигнал стояночного тормоза появляется, когда он выключен.

При обнаружении одного или нескольких сигналов первым делом необходимо провести диагностику датчика колеса.

Как провести диагностику системы ABS

Чтобы получить полную и достоверную информацию о состоянии всей системы, необходимо провести диагностику с помощью специального оборудования. Для этого производитель поставляет специальный разъем. После подключения включается зажигание и начинается проверка. Адаптер генерирует коды ошибок, каждый из которых свидетельствует о выходе из строя того или иного узла или элемента системы.

Хорошей моделью такого устройства является Scan Tool Pro Black Edition от корейских производителей. 32-битный чип позволяет диагностировать не только двигатель, но и все узлы и агрегаты автомобиля. Стоимость такого устройства относительно невысока.

Также диагностику можно выполнить в сервисных центрах и на станциях технического обслуживания. Однако даже в гаражных условиях при наличии некоторых знаний выявить дефекты не составит труда. Для этого вам понадобится следующий набор инструментов: паяльник, тестер, термоусадочная пленка, ремонт разъема.

Проверка выполняется в следующей последовательности:

  1. руль поднят;
  2. удалены выходы блока управления и контроллера;
  3. к датчикам подключаются ремонтные разъемы;
  4. сопротивление измеряется мультиметром.

Полнофункциональный датчик ABS на холостом ходу имеет сопротивление 1 кОм. При повороте руля показания должны меняться, если этого не происходит, датчик неисправен. Необходимо помнить, что разные датчики имеют разное значение, поэтому их необходимо изучить перед началом работы.

Проверка датчика ABS мультиметром

Проверка датчика АБС мультиметром

Помимо самого устройства, вы должны найти описание модели датчика. Дальнейшие работы проводятся в следующей последовательности:

  1. Станок ставится на ровную ровную поверхность, после чего фиксируется его положение.
  2. Колесо, на котором будет проверяться датчик ABS, снимается.
  3. Отсоедините разъем и почистите контакты как датчика, так и самого штекера.
  4. Кабели и их соединения осматривают на наличие царапин, а также других признаков повреждения изоляции.
  5. Переключатель мультиметра входит в режим измерения сопротивления.
  6. Щупы тестера прикладывают к выходным контактам датчика и снимают показания. В нормальных условиях на панели приборов должно отображаться число, указанное в паспорте датчика. Если такой информации нет, то за норму принимаем показания 0,5 — 2 кОм.
  7. Итак, не снимая щупы, колесо автомобиля вращается. Если датчик исправен, сопротивление изменится, и чем выше скорость вращения, тем сильнее изменится сопротивление.
  8. Мультиметр войдет в режим измерения напряжения, и измерение будет выполнено.
  9. При скорости вращения колеса 1 об/сек. Показатель должен быть в пределах от 0,25 до 0,5 В. Чем выше скорость вращения, тем выше напряжение.
  10. Все датчики проверяются в одинаковой последовательности.

Кроме того, вся проводка соединена кольцами, чтобы не было короткого замыкания.

Необходимо помнить, что датчики на передней и задней осях отличаются по конструкции и назначению.

На основании данных, полученных при измерениях, определяется работоспособность датчика:

  • показатель ниже нормы – датчик не работает;
  • очень маленький или близкий к нулю показатель сопротивления — катушка замыкается;
  • при перегибе проводки меняется показатель сопротивления – жилы провода повреждены;
  • показатель сопротивления уходит в бесконечность: обрыв проводника или сердечника в индукционной катушке.

Следует знать, если при диагностике показания сопротивления одного из датчиков АБС сильно отличаются от остальных, то он неисправен.

Прежде чем начинать дребезжать проводами в жгуте, нужно узнать распиновку разъема модуля управления. Затем размыкаются соединения датчика и ЭБУ. И уже после этого можно приступать к раскладке проводов в жгуте по распиновке.

Проверка датчика ABS осциллографом

Проверка датчика АБС осциллографом

вы также можете использовать осциллограф для определения характеристик датчиков ABS. Однако стоит отметить, что для этого потребуется некоторый опыт работы с ним. Если вы заядлый радиолюбитель, это не покажется сложным, а вот у простого обывателя может возникнуть ряд сложностей. И главный из них – стоимость устройства.

Такой прибор больше подойдет специалистам и мастерам сервисных центров и станций технического обслуживания. Однако если у вас есть такой прибор, он будет хорошим помощником и поможет выявить неисправности не только в системе АБС.

Осциллограф показывает электрический сигнал. Амплитуда и частота тока отображаются на специальном экране, благодаря чему можно получить точную информацию о работе того или иного элемента.

Так что проверка начинается так же, как и с мультиметром. Только в точке подключения мультиметра подключается осциллограф. И так последовательность такая:

  • подвесное колесо вращается с частотой около 2-3 оборотов в секунду;
  • показания качания фиксируются на экране прибора.

После определения целостности колеса следует сразу начинать проверку с противоположной стороны оси. После сравнения полученных данных и на их основе были сделаны следующие выводы:

  • пока показания относительно одинаковые: датчики работают;
  • отсутствие явления скачка при установке меньшего синусоидального сигнала свидетельствует о нормальной работе датчика;
  • стабильная амплитуда с пиками, не превышающими 0,5 В на указанных выше скоростях, свидетельствует о целостности датчика.

Проверка без приборов

Работоспособность датчиков ABS также можно проверить по наличию магнитного поля. Для этого берется любой железный предмет и прикладывается к корпусу датчика. При включенном зажигании его следует вытащить.

Также необходимо внимательно осмотреть сам датчик и место его установки на наличие повреждений. На кабеле не должно быть царапин, забоин, дефектов изоляции и т.п. На разъеме датчика не должно быть окисления.

важно помнить, что грязь и окисление могут исказить сигнал датчика.

Вывод

Для диагностики датчиков АБС необязательно ехать в автомастерскую, это можно сделать самостоятельно при наличии необходимых инструментов. Однако, чтобы получить полную картину, нужны правильные знания и немного свободного времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector