Ремонт энергоаккумуляторов автомобилей КамАЗ

Автомобиль КамАЗ имеет двухконтурную пневматическую тормозную систему, обеспечивающую безопасность автомобиля на всех режимах движения. При торможении (при нажатии на педаль тормоза) сжатый воздух сразу подается на тормоза всех колес. Стояночный тормоз блокирует только колеса на центральной и задней осях. Основным элементом срабатывания указанного тормоза является аккумулятор энергии. На КамАЗе таких устройств 4: по 1 на каждое колесо задней тележки.

Энергач КАМАЗ

Устройство

Пружинный аккумулятор установлен на крышке тормозной камеры и служит для накопления энергии сжатой пружины.

Основными частями устройства являются:

  • цилиндр;
  • поршень;
  • силовая пружина;
  • выскочка;
  • упорный подшипник;
  • выжимной винт с роликовым подшипником;
  • перепускная трубка;
  • морские котики.

Схема накопления энергии

Аккумулятор крепится к камере болтами, что обеспечивает надежное соединение и исключает люфт во время работы. Герметичность между цилиндром и тормозной камерой обеспечивается установкой уплотнительного резинового кольца. К верхней части корпуса приварена гайка винта системы разблокировки. В нижней части цилиндра имеется резьбовой штуцер, через который подсоединяется пневматическая магистраль.

Трубчатый толкатель приварен к металлическому поршню, имеющему резиновое уплотнительное кольцо. Стальная силовая пружина расположена в канавке поршня и упирается в верхнюю часть цилиндра. Толкатель имеет упорный подшипник, который передает усилие на шток тормозной камеры через мембрану.

Винт используется для ручного сброса при недостатке сжатого воздуха в системе из-за выхода из строя компрессора или неисправного ресивера. В нижней части шнека установлены роликовый подшипник и 2 упорных кольца.

Полость, расположенная над поршнем, сообщается с атмосферой через перепускную трубку через тормозную камеру. Воздух подается в камеру под поршнем от клапана управления стояночным тормозом. Все аккумуляторы энергии одновременно участвуют в анализе воздуха.

Различные модели энергоаккумуляторов КамАЗ

КамАЗ производит энергоаккумуляторы и тормозные камеры по классификации соотношения площади мембраны и площади поршня энергоаккумулятора:

  • 20/20
  • 20/24
  • 24/20
  • 30/30

КамАЗ 65115 оснащен энергоаккумулятором модели 6520 с усиленной пружиной класса 30/24.

Также распространен тип 5320 20/20.

Такие энергоаккумуляторы обеспечивают безопасность, так как отвечают за аварийную и стояночную тормозную систему, работающую при выключенном двигателе и без постоянной подачи сжатого воздуха.

Принцип работы

На стоянке автомобиль удерживается тормозной системой задних колес тележки, которая приводится в действие пружинными аккумуляторами. Кран с рукояткой управления стояночным тормозом расположен справа от места водителя. Принцип работы энергоаккумулятора прост и основан на воздействии энергии, выделяемой силовыми пружинами, на приводные элементы тормозной системы.

Стояночные и вспомогательные тормоза

При включении стояночного тормоза сжатый воздух в нижней полости цилиндра гидроаккумулятора выбрасывается в атмосферу. Пружина, распрямляясь, перемещает поршень вниз. Вместе с ним движется толкатель, который передает усилие на диафрагму и шток тормозной камеры. Последний вращает ось через рычаг, разжимающиеся кулаки которого прижимают тормозные колодки к барабану, блокируя тем самым колеса задней тележки грузовика.

Если ресивер пневматического тормоза или цепь повреждены, воздух в магистрали выходит в атмосферу. Отпущенная пружина приводит в действие стояночный тормоз и блокирует колеса. После освобождения (разблокировки) колес можно продолжить движение грузовика.

Как растормозить

Чтобы снять тележку со стояночного тормоза, необходимо снять рукоятку управления с защелки и перевести ее в крайнее нижнее положение. Управляющий сжатый воздух по пневмолинии через открытый клапан поступает в дроссельный клапан, который запускает подачу рабочего тела из ресивера через перепускной клапан в нижнюю полость энергоаккумулятора. Поршень движется вверх и сжимает пружину. Тормозные тяги возвращаются в исходное положение и освобождают колодки. Грузовик готов к движению.

При отсутствии воздуха в системе или отказе двигателя (компрессора) и необходимости буксировки автомобиля энергоаккумулятор необходимо освободить вручную. Для этого торцевым ключом открутите болты на цилиндрах всех аккумуляторов. Благодаря наличию подпятника усилие будет передаваться на поршень, который, двигаясь, будет сжимать силовую пружину. После снятия нагрузки возвратная пружина переместит диафрагму и шток с опорным диском в верхнее положение. Приводы тормозных колодок вернутся в исходное состояние и разблокируют колеса.

Нередко в рейсах возникают ситуации, когда необходимо отремонтировать энергоаккумулятор КамАЗ своими руками в полевых условиях. Конструкция устройства позволяет это сделать. Однако гораздо проще будет заменить неисправный энергоаккумулятор на ремонтопригодный и отремонтировать его в гараже.

Как снять и разобрать

Для ремонта неисправного аккумулятора его необходимо снять с прежнего места. Для этого снимаем воздушные шланги и откручиваем 2 гайки, которые крепят устройство к основанию. Разборка осуществляется с помощью «баллонного» ключа. Для снятия узла штока тормозной камеры и привода колодки необходимо отвинтить и снять коническую прокладку с посадочного места.

Неисправный накопитель энергии

Перед ремонтом устройства необходимо снять перепускной патрубок между цилиндром и тормозной камерой. Разборка начинается со снятия нижней части камеры. Он крепится к верхнему корпусу с помощью хомута. Для безопасной работы энергоаккумулятор устанавливается цилиндром вниз и фиксируется в тисках. После разборки хомута легким постукиванием по корпусу камеры он освобождается от посадочного места.

При выполнении этих работ необходимо соблюдать осторожность, так как под действием возвратной пружины колпак может «выстрелить».

Слабым местом тормозной камеры является мембрана. Неисправный элемент необходимо заменить.

Из-за низкой коррозионной стойкости материала корпуса цилиндра на внутренней поверхности образуются каверны и питтинги. Этому способствует попадание влаги и грязи на стекло в верхней части энергонакопителя. Все это приводит к нарушению герметичности полостей и, как следствие, к выходу из строя всего устройства. Для устранения дефекта необходимо заменить стекло баллона или попробовать отполировать внутреннюю поверхность. А это приводит к полной разборке цилиндра.

Чтобы отсоединить верхнюю часть аккумулятора от крышки камеры, необходимо открутить винты М8, расположенные по периметру корпуса. Оставшиеся 2 болта не дадут крышке «отключить» пружину. Для сжатия пружины и откручивания остальных креплений используйте струбцину или пресс. Мастера, занимающиеся таким ремонтом профессионально, отдают предпочтение токарному станку.

Ремонт тормозной камеры

Ствол крепится к патрону и головкой сжимается пружина. После откручивания оставшихся болтов при полностью выжатом штоке начинают медленно втягиваться. Все уплотнительные элементы заменены на новые из ремкомплекта. Сборка цилиндра производится в обратном порядке. Отремонтированное устройство проверяется на стенде подачей сжатого воздуха. Установка энергоаккумулятора на штатное место осуществляется после получения положительных результатов испытаний.

Как разобрать энергоаккумулятор КамАЗ без стенда

Самый удобный способ разобрать пружинный энергоаккумулятор КамАЗ – использовать специальный кронштейн. Обычно он используется на станциях технического обслуживания и ремонтных мастерских, но что делать, если поломка произошла далеко от них? Вы можете сделать это без поддержки.

Сначала необходимо снять воздушные шланги и отсоединить энергоаккумулятор от пневмокамеры. Кроме того, весь процесс должен осуществляться в строгой последовательности. Найти видео и фото, показывающие подробно как разбирать можно в свободном доступе в интернете.

Необходимо открутить толкатель, снять уплотнительное кольцо, а затем, слегка ослабив винт цилиндра, отсоединить фланец. Установите цилиндр на место, снимите стопорное кольцо. Полностью расслабьте пружину, освободив поршень, снимите его и пружину — цилиндр. Снимите направляющее кольцо поршня, отверните винт цилиндра, снимите уплотнительную шайбу.

Сборка производится в обратном порядке, детали, на которые оказывается трение, необходимо смазать.

Неисправности и ремонт энергоаккумулятора

Накопление энергии играет важную роль в пневматическом срабатывании тормозов. Самая распространенная неисправность – разгерметизация системы. Воздушные шланги следует проверить на утечку воздуха. Наиболее вероятным местом такой поломки являются соединения труб и шлангов, на которые следует обращать больше внимания при диагностике. Если проблема возникает в месте соединения, то ее устраняют пережатием шланга, если шланг пропускает воздух, то его необходимо заменить.

Частой причиной плохой работы тормозов является повреждение корпуса энергоаккумулятора: на нем может быть вмятина или коррозия, так как металл корпуса не устойчив к износу. Цилиндры начинают пропускать воздух, что приводит к разгерметизации всей системы. В этом случае необходимо заменить стекло цилиндра.

В Интернете вы без труда найдете видеоролики, в которых пошагово показан процесс разборки и разборки энергоаккумулятора, а также решение некоторых задач.

Сколько стоит

Цена товара зависит от модификации, производителя и региона покупки. Восстановленное силовое устройство на предприятии для КамАЗ тип 20/20 в центральных регионах России можно приобрести за 1500-1800 рублей. Аналогичная новая модель стоит от 4 до 6 тысяч рублей. Цена более мощных устройств, таких как 30/30, колеблется от 10 до 13,5 тысяч рублей. Учитывая, что стоимость ремкомплекта около 300 рублей, есть смысл восстанавливать неисправные устройства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector