Водяной насос системы охлаждения двигателя предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). Насос КамАЗ расположен перед левым блоком цилиндров и приводится в действие вращением, передаваемым от шкива гидромуфты двигателя через ременную передачу. Отказ помпы приводит к закипанию антифриза и выходу из строя всего двигателя. Контроль уровня и качества охлаждающей жидкости поможет обеспечить исправность насоса.
Устройство и принцип работы
Водяной насос представляет собой насос центробежного типа, состоящий из:
- тело;
- ось;
- 2 шарикоподшипника;
- механическая печать;
- бустеры;
- шкив.
Литой корпус изготавливается из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий патрубок соединяется с радиатором, а напорный патрубок соединяется с гильзой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность закачивать в радиатор уже остывшую жидкость.
В корпусе насоса имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля утечки антифриза в случае выхода из строя уплотнения; он также действует как дренаж.
Смазка подшипников в процессе эксплуатации осуществляется через специальное устройство (масленку).
В связи с тем, что привод помпы механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции охлаждающей жидкости зависит от оборотов двигателя. Чем выше скорость, тем интенсивнее кулдаун. Торцовое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза в гидравлическую полость (воду) подшипникового узла. Он установлен на валу и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) частей. Герметичность обеспечивается графитовыми уплотняющими поверхностями, покрытыми графитовой смазкой.
Для создания герметичного соединения в подвижной части уплотнительного устройства установлена пружина. Со временем графитовые поверхности изнашиваются и теряют герметичность. В этом случае возможна их замена. Рабочее колесо надевается на вал насоса и фиксируется гайкой. Насос установлен в блоке цилиндров на специальной прокладке, снижающей вибрацию.
Помпа Камаз Евро 2
На следующем рисунке показана конструкция насоса формата Euro two.
- накрутить манжету на помпу;
- уплотнение насоса;
- корпус устройства;
- схождение рубки;
- насос омывателя крыла;
- кольцо для удержания на близком расстоянии;
- приспособление для уплотнения насоса;
- уплотнительное кольцо сепаратора;
- стиральный порошок;
- часть привода к насосу;
- подшипник для соединения деталей насоса (уплотнение расположено только с одной стороны);
- подшипник для соединения деталей насоса (уплотнение расположено только с одной стороны);
- оливковый уплотнитель;
- зажимной болт;
- стопорная шайба на десяти пружинах;
- стиральная машина с плоским дном;
- гайка для крепления;
- фиксирующее кольцо;
- шайба основания замка;
- ключ разделен на сегменты;
- гайка для крепления;
- фиксирующее кольцо;
- шайба основания замка;
- ключ разделен на сегменты.
Помпа в автомобилях с двигателем Евро-2 имеет особую конструкцию. Для обеспечения высокой степени герметичности и плотности соединения деталей друг с другом, а также для снижения степени истирания на устройстве установлено уплотнительное кольцо. Изготовлен из специального плотного материала, защищенного от коррозии. Материал устройства — композитный материал с графитовой основой. С помощью специальных пружин части изделия прижимаются друг к другу. В верхней части насоса есть отверстие, через которое выходит воздух. Водяной насос для двигателей Евро-2 отличается от других форматов тем, что детали скрепляются шкивом. Обычно различий в конструктивной схеме водяных насосов практически нет.
Неисправности и ремонт
Причина выхода из строя водяного насоса – потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей охлаждающей жидкости в полость подшипника смазка удаляется из подшипников. Через некоторое время насос начинает тарахтеть, а затем заклинивает. Самодиагностика позволяет выявить такой дефект по утечке антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а зимой — по снижению КПД салонной печки.
Восстановление работоспособности насоса может осуществляться заменой агрегатов. Но большинство водителей ремонтируют насос КамАЗ своими руками. Если в комплекте ЗИП есть необходимые детали или вал в сборе, то ремонт насоса совсем не сложен. Для этого необходимо снять насос с привычного места, разобрать и заменить неисправные детали. Отличительной особенностью водяной помпы КамАЗ Евро является то, что вентилятор установлен не на шкиве помпы, а на гидромуфте.
Как снять и разобрать
Разобрать насос не сложно. Перед началом работы необходимо слить охлаждающую жидкость. Необходимо помнить, что антифриз токсичен и может нанести вред окружающей среде. Поэтому его необходимо собрать в контейнер. Очищенную охлаждающую жидкость после фильтрации можно использовать повторно. Чтобы снять приводные ремни, ослабьте их натяжение. После слива охлаждающей жидкости демонтируются хомуты крепления патрубков подачи антифриза.
Насос крепится к блоку 3 болтами. Открутив их, снимаем насосный агрегат со своего привычного места и снимаем его вместе с патрубками подвода охлаждающей жидкости к термостату и гидромуфте. Чтобы разобрать водяной насос, снимите шкив и крепления с крыльчатки. Для снятия вала с подшипниками и сальником используйте выколотку из мягкого материала. При необходимости разберите неисправный узел и установите исправные детали из ремкомплекта.
Как поменять
На автомобилях КамАЗ применяются насосы с одно- и двухтросными шкивами. Если есть добавленная замена, то необходимо приобрести насос, являющийся полным аналогом установленного ранее. В противном случае велика вероятность того, что дефект повторится. Замена насоса производится в порядке, обратном разборке. Перед установкой необходимо заполнить полость подшипникового узла смазкой до ее появления в контрольном отверстии. Это затруднит попадание охлаждающей жидкости при нарушении герметичности.
Сколько стоит помпа и ее ремонт
Цена насоса зависит от производителя, модели двигателя и региона страны. Его стоимость колеблется от 5 до 15 тысяч рублей. Восстановленные изделия продаются в пределах 2-2,5 тысяч рублей. Ремонт своими руками будет значительно дешевле, т.к. Ремкомплект можно приобрести за 600-700 рублей. Этого будет более чем достаточно даже для полной замены антифриза. Если корпус насоса исправен, а рабочее колесо не повреждено кавитационной коррозией, то имеет смысл заменить неисправные детали самостоятельно.
Следует помнить, что использование качественной охлаждающей жидкости и регулярное техническое обслуживание значительно продлят срок службы помпы.
В Москве насос для автомобиля Камаз можно приобрести в любом специализированном магазине запчастей. Товар продается как новым, так и бывшим в употреблении.
У вас возникла необходимость заменить насос на большегрузном автомобиле? Вы ремонт делали сами или обращались к специалистам СТО?