Датчик включения вентилятора

Двигатель автомобиля преобразует в полезную работу только часть энергии сгорания топлива. Значительный процент уходит на нагрев корпуса агрегата, который необходимо охлаждать. Надежность работы системы охлаждения напрямую зависит от состояния проводки и датчика зажигания вентилятора.

Функции датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора предназначен для выполнения следующих функций:

  • включение крыльчатки вентилятора при достижении определенной температуры;
  • регулировка скорости вращения вентилятора при охлаждении (не на всех автомобилях);
  • отключение вентилятора, предохраняющего силовой агрегат от переохлаждения.

Где находится датчик и как он работает?

Датчики включения вентиляторов расположены на элементах системы охлаждения. Место установки находится на пути подаваемого потока жидкости от гильзы двигателя к радиатору. Это связано с тем, что жидкость в этой магистрали будет иметь самую высокую температуру.

Датчик автомобиля ВАЗ, установленный внизу радиатора

Возможные места установки:

  • запорный клапан корпуса термостата;
  • крышка цилиндра;
  • нижний патрубок радиатора;
  • сторона радиатора.

На некоторых автомобилях датчик совмещен с указателем температуры охлаждающей жидкости. Блок управления включает вентиляторы в соответствии с температурными данными. При этом на радиаторе есть дополнительный датчик, который используется для климат-контроля или кондиционера. Работа любого устройства включает оба вентилятора (на радиаторах двигателя и кондиционера). Аналогичное решение встречается в японских автомобилях.

В автомобилях могут использоваться два датчика включения вентилятора, расположенные на входе и выходе патрубков радиатора. Такая схема позволяет поддерживать температуру в узком диапазоне.

Разновидности

В автомобилях для включения вентилятора используются следующие типы датчиков:

  • биметаллический;
  • воск;
  • термистор;
  • датчик, который работает, чтобы разорвать или замкнуть цепь.

Первые два типа датчиков имеют электромеханическую схему работы и могут быть двух разновидностей:

  • односкоростные, оснащенные одной контактной группой, управляющей вентилятором в диапазоне температур;
  • двухскоростной, оснащен парой контактных групп, настроенных на работу в разных температурных диапазонах.

Независимо от типа датчики представляют собой металлический корпус, оснащенный резьбой. В качестве материала корпуса используются цветные металлы на основе меди (бронза или латунь), обеспечивающие более высокую теплопроводность. На корпусе имеется шестигранник под ключ, используемый для установки детали. Разъем проводки расположен в верхней части датчика.

Биметаллический датчик

На биметаллический датчик устанавливается металлическая пластина. В обычном состоянии контакты разомкнуты. По мере нагрева пластина деформируется и замыкает цепь, подавая на реле управляющий сигнал на включение электродвигателя привода. Есть датчики, которые включают двигатель вентилятора напрямую без реле. Когда жидкость остывает, пластина возвращается к своей первоначальной форме и подача тока на двигатель прекращается.

Принцип работы датчика на карбюраторном двигателе

Восковый датчик

Выпускались датчики, для которых в качестве рабочего тела использовался воск или церезит (или другое вещество со значительным коэффициентом теплового расширения). При нагревании он расширялся и смещал металлическую мембрану, связанную с контактами. По мере остывания воска объем воска уменьшался и под действием пружины контакты размыкались.

Датчик парафина

Терморезисторный датчик

Термисторный датчик работает по принципу изменения сопротивления резистора, установленного в потоке жидкости. Изменение температуры регистрируется электронным блоком, который пересчитывает значение температуры по программе.

Датчики, работающие на разрыв или на замыкание цепи

Устройства, включающие вентилятор при разрыве цепи, часто встречаются в автомобилях японского производства. Тип датчика можно проверить, сняв заглушку. Разобрав блок датчиков, работая на обрыв, вентилятор включится.

При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора?

Температурный диапазон срабатывания датчика зависит от типа питания двигателя. На карбюраторных машинах применяют устройства с диапазоном переключения 82-110 ºС. Температура активации выбита на корпусе детали. В автомобилях одной модели могут быть датчики, откалиброванные на разные температуры.

По стандарту датчики делятся на четыре группы по рабочей температуре:

  • 82-87 ºС;
  • 87-92 ºС;
  • 92-99 ºС;
  • 104-110 ºС.

В российских автомобилях используются датчики первых трех групп. Двигатели иномарок рассчитаны на более жесткий температурный режим, поэтому часто имеют устройства четвертой категории.

С началом использования многоточечных систем впрыска температура воспламенения вентилятора определяется настройкой блока управления двигателем. Датчик просто передает информацию о температуре на блок управления, который принимает решение о включении вентилятора по запрограммированной программе.

В инжекторных машинах можно запрограммировать температурные пороги, от которых будет срабатывать датчик розжига вентилятора. Делать это нужно осторожно, так как легко нарушить температурный режим и повредить двигатель.

Как проверить датчик включения вентилятора?

Датчик включения можно проверить, не снимая его с автомобиля и не разбирая. Проверка не снятого устройства позволяет проверить состояние устройства, а диапазон температур срабатывания можно проверить только при демонтаже изделия с автомобиля.

Проверка снятого датчика:

  1. Подготовьте емкость, термометр и мультиметр. Мультиметр настроен на режим омметра.
  2. Поместите датчик в воду, нагрейте ее до необходимой температуры. При низкой температуре сопротивление датчика отображается как бесконечность.
  3. Дождитесь момента резкого снижения сопротивления. Проверьте температуру воспламенения датчика.
  4. Постепенно охлаждая воду, определяют температуру размыкания контакта.
  5. Сравните полученные данные с паспортными значениями.

При отсутствии тестера датчик розжига вентилятора можно проверить контрольной лампой, загорающейся при срабатывании контактной группы.

Дмитрий Мазницын, автор видео, делится секретами проверки датчика вентилятора.

В авто с карбюраторным двигателем

Последовательность проверки датчика на автомобиле с карбюратором:

  1. Выключите зажигание.
  2. Аккуратно снимите провода с датчика. При разборке держите руки и одежду подальше от привода вентилятора, так как электродвигатель может запуститься даже при выключенном зажигании.
  3. Вставьте провода в розетку.
  4. Включите зажигание. Вентилятор должен начать работать. Если механизм не начинает вращаться, то проблема кроется в электродвигателе или проводке.

Допускается работа двигателя автомобиля при замкнутых контактах проводки, идущей от датчика. Подключенные кабели должны быть изолированы от короткого замыкания в кузове автомобиля.

В авто с инжекторным двигателем

Порядок проверки датчика на инжекторном автомобиле:

  1. Снимите разъем датчика.
  2. Включите зажигание. Может загореться индикатор Check Engine на комбинации приборов, что указывает на ошибку системы охлаждения.
  3. Запуск двигателя. Через некоторое время блок управления двигателем перейдет в аварийный режим и принудительно запустит вентилятор на постоянную работу.
  4. После прибытия в автосервис требуется провести диагностику автомобиля и устранить ошибки, зарегистрированные в блоках управления.

Если вентилятор не включается в аварийном режиме, то проблема в драйвере или проводке. Автомобиль доставляется в сервис с помощью эвакуатора или крана.

Как правильно произвести замену датчика включения вентилятора?

Типовой набор инструментов и приспособлений для замены:

  • головной убор;
  • удлинитель храповика;
  • плоскогубцы;
  • плоская отвертка;
  • герметик;
  • головка для снятия датчика или подходящий ключ;
  • возможность слива жидкости (на 5-6 л);
  • охлаждающую жидкость долить (0,4-0,5 л).

Последовательность действий по замене:

  1. Охладите двигатель до комфортной температуры.
  2. Установите емкость и слейте охлаждающую жидкость из радиатора. Возможно, вам придется снять защиту поддона или пластиковые брызговики, чтобы получить доступ к сливному крану. На некоторых автомобилях необходимо снять трубку отопителя.
  3. Отсоедините разъем проводки датчика. Осмотрите клеммы, очистите их от грязи и следов окисления. Проверьте состояние кабелей, подходящих для вилки. В случае появления трещин или других дефектов изоляции необходимо заменить изношенный участок. Подключение новых кабелей должно выполняться с соблюдением полярности.
  4. Выкрутите неисправный датчик. Прикладывать большие усилия не рекомендуется, так как есть риск повредить радиатор. Для облегчения процесса допускается использование жидкостей типа WD40. Для доступа к месту установки датчика может потребоваться снять аккумулятор, площадку под ним или воздуховоды двигателя.
  5. Смажьте резьбу нового датчика высокотемпературным герметиком.
  6. Установите новое уплотнительное кольцо на датчик. Не рекомендуется повторно использовать прокладки, поскольку прокладка не герметична.
  7. Вкрутите датчик на место и затяните требуемым моментом.
  8. Установите разъем проводки на датчик.
  9. Восстановите уровень охлаждающей жидкости в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.
  10. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и проверьте работу нового устройства. В первые дни эксплуатации внимательно следите за температурой охлаждающей жидкости. В большей степени это относится к автомобилям отечественного производства, так как датчики часто неисправны или настроены на неправильную температуру срабатывания.

На некоторых автомобилях после включения зажигания диагностируется новый датчик, который предполагает включение вентилятора охлаждения на 15-20 секунд (на холодном двигателе).

Как подобрать новый датчик?

При покупке нового датчика рекомендуется приобретать устройство того же типа и диапазона, что и старый. Однако допускается замена устройства на аналогичное, с аналогичными характеристиками.

Рекомендации по выбору датчика:

  • рабочее напряжение датчика должно соответствовать напряжению бортовой сети;
  • штекер подключения должен соответствовать жгуту проводов;
  • датчик должен соответствовать току в цепи. Недопустимо использовать устройство, предназначенное для работы с реле, в цепи прямого включения вентилятора;
  • диапазон температурного отклика должен быть близок к отметке на сломанном устройстве;
  • корпус датчика должен иметь резьбу и длина резьбовой части соответствующего размера.

На современных автомобилях иностранного производства датчик зажигания вентилятора подбирается по оригинальным каталогам запчастей.

Сколько стоит датчик?

Стоимость датчика зависит от вашего типа и марки автомобиля.

ИмяЦена, руб
Биметалл для отечественных автомобилейот 250 до 400
Датчик экономичного автомобиляот 700 до 1500
Цены действительны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар

Стоимость датчиков для некоторых типов автомобилей может доходить до 3-6 тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector