Передняя ось и рулевые тяги МАЗ

При осмотре переднего моста обратите внимание на степень затяжки конусного соединения шкворня и состояние опорного подшипника. При износе упорного подшипника зазор между верхним выступом шкворня и балкой увеличивается и не должен превышать 0,4 мм. При необходимости используйте металлические прокладки.

Обратите особое внимание на износ пальца поворотного кулака и втулки. Замените изношенные бронзовые втулки поворотного пальца на новые.

Регулярно проверяйте крепление пальцев шаровых шарниров продольных и поперечных тяг и крепление рычагов рулевых тяг к стоякам. При осмотре деталей шарового шарнира проверьте, нет ли трещин на пружинах и фланцах подшипников. Вмятые штифты, треснувшие уплотнения и пружины следует заменить.

Регулярно проверяйте углы наклона передних колес, так как в процессе эксплуатации углы могут изменяться из-за износа и деформации деталей.

Угол наклона горизонтальных колес устанавливается путем регулировки длины поперечной тяги, на концах которой имеется правая и левая резьба.

При прямом положении передних колес расстояние B между концами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости сзади должно быть на 3-5 мм больше, чем расстояние A спереди (см. рис. 86).

Рекомендуется регулировать носок в следующем порядке:

  • установите колеса в положение «прямо вперед»;
  • Ослабьте болты обоих наконечников тяг;
  • вращая тяги (закручивая их при высоком носке и откручивая при низком), изменить их длину так, чтобы носок колес стал нормальным;
  • затяните крепежные болты с обоих концов.

После регулировки носка проверьте углы поворота руля и отрегулируйте положение обоих болтов ограничения поворота колес (упорных болтов). Угол поворота левого колеса при повороте налево и правого колеса при повороте направо должен составлять 38°.

При регулировке шарового шарнира продольной рулевой тяги вставьте вилку 6 (см. рис. 84) в винт до отказа (для выбора зазора между кулаком 4 и упорной пружиной 2), затем поверните на 1/8 — 1/4 оборота (до первого положения, в котором можно использовать штифт) и закрепите штифтом.

При регулировке шаровых шарниров поперечной рулевой тяги болтом крепления к опорной пяте (см. рис. 85) выберите зазор между кулаком 7 и опорной пятой 9, затем поверните на 1/2 — 1 оборот (до первого положения, в котором можно использовать шплинт) и защелкните на месте.

Как правило, углы поворота руля следует проверять и регулировать после регулировки носка. При регулировке углов установки колес измените положение стопорных винтов, вкрученных в кронштейны корпуса передней оси.

После регулировки углов убедитесь, что шины не касаются элементов, когда пружины подвески оседают и колеса поворачиваются в крайнее положение.

Установочные параметры передних колес МАЗ

Устойчивость движения автомобиля, легкость управления и более равномерный износ передних шин зависит от угла установки колес (рис. 86).

Угол поворота в 2°30′ достигается за счет того, что нижний конец шарнира смещен вперед. Его положение определяется креплением пружины в кронштейнах рамы.

Продольный угол наклона шкворня обеспечивает хорошую устойчивость автомобиля благодаря наличию стабилизирующего момента, что особенно заметно при прохождении поворотов, а также облегчает управление автомобилем. Изменение этого угла во время движения может привести к шатанию колес, потере контроля над автомобилем («roadholding») и затруднению выхода из поворота по прямой. Эти явления могут возникнуть при значительной неравномерности осадки и прогиба пружин передней подвески, скручивании амортизаторов передней оси или износе шарнирного соединения. В этом случае продольный угол шкворня должен быть восстановлен путем замены или исправления изношенных деталей.

Поперечный угол поворота заглушки 8° достигается за счет наклона оси отверстия под заглушку в корпусе переднего моста.

Стабилизирующий эффект угла наклона шкворня проявляется в способности колес сохранять нейтральное положение во время движения автомобиля.

При отклонении корпуса переднего моста угол поворота шкворня может быть нарушен. В этом случае необходимо скорректировать отклонение балки.

Угол развала колес в 1° обусловлен фиксированным положением оси шкворня относительно отверстий в проушине во время механической обработки.

Когда колеса наклонены, создается горизонтальная составляющая вертикальной нагрузки, которая направлена на ось автомобиля. Эта сила всегда прижимает ступицу колеса к внутреннему роликовому подшипнику. Если развал колес отсутствует, а в подшипниках ступиц имеется некоторый осевой люфт, ступицы могут перемещаться в осевом направлении на подшипниках, что снижает устойчивость автомобиля и увеличивает износ шин.

На развал колес влияет износ шкворневого соединения, а также чрезмерный люфт в подшипниках колеса.

Для проверки развала колес измерьте расстояния B и D, соответственно, от верхней и нижней частей обода колеса до вертикальной плоскости или отвеса. Разница в этих расстояниях при правильном развале должна составлять 7-11 мм.

Читайте также Тормозной кран МАЗа

Параметры установки колеса МАЗ

Рис. 86 Параметры установки колес МАЗ

Выравнивание колес в горизонтальной плоскости необходимо для обеспечения близкого качения передних колес в продольной плоскости, поскольку при наличии развала-схождения колеса автомобиля стремятся катиться по расходящимся дугам в сторону от автомобиля. Схождение колес зависит от угла развала колес, который увеличивается по мере увеличения носка. Увеличение носка может привести к сильному износу шин.

Устройство передней оси и рулевых тяг МАЗ

Передняя ось принимает на себя вертикальную нагрузку, тормозные и рулевые усилия и крутящий момент. Колеса передней оси являются управляемыми.

Основной несущей частью, через которую нагрузка передается на раму автомобиля с помощью пружин, является балка 21 (рис. 83) переднего моста.

Он изготовлен методом горячей ковки из стали 40 и имеет двутавровое сечение с промежутками на верхнем фланце для пружин.

Балка имеет цилиндрические усиления на концах, в которых сделаны конические отверстия с вершиной конуса, направленной вверх. Балка переднего моста соединена с поворотными цапфами 7 посредством поворотных пальцев 27. На концах поворотных цапф расположены цилиндрические шарниры разного диаметра, соединенные конической частью. Верхний поворотный штифт имеет резьбу на конце. Шарниры большего диаметра соединяются с нижней проушиной на цапфе, а шарниры меньшего диаметра — с верхней проушиной. Штифт защелкивается в коническое отверстие в центре цапфы и соединяется с ней.

Для повышения износостойкости поверхность цапфы закалена до HRC 56-63. Нижний цилиндрический вал опирается на бронзовую втулку, которая запрессована в проушину цапфы. Поскольку концы цапф идеально выровнены и имеют одинаковый диаметр, но диаметр верхнего конца цапфы меньше диаметра нижнего конца, для компенсации разницы в диаметре сверху на цапфу устанавливается стальная втулка, которая также служит в качестве распорки. Втулка шарнирно посажена вместе с цапфой в бронзовой втулке 26 в верхней проушине цапфы.

Концы распорки и бронзовой втулки, расположенные в проушине верхней цапфы, зафиксированы резиновым уплотнительным кольцом, уплотненным металлической обоймой. На резьбовой конец заглушки навинчивается гайка, которая служит для устранения люфта в коническом соединении между заглушкой и корпусом переднего моста. Гайка крепится с помощью стопорной шайбы.

Между нижним краем шкворня и балкой находится упорный шарикоподшипник 28. Балка опирается на этот подшипник с помощью упорной шайбы 31, причем плоская сторона подшипника и сферическая сторона подшипника прилегают к балке для обеспечения правильного самоцентрирования подшипника. В этом соединении между балкой переднего моста и цапфой оси горизонтальные нагрузки воспринимаются бронзовыми втулками, запрессованными в выступы цапфы оси, а вертикальные нагрузки — упорным шарикоподшипником.

Передний мост МАЗ и ступица переднего колеса

Рисунок 83: Передняя ось МАЗ и ступица переднего колеса:

1 — болт колеса; 2 и 12 — гайки; 3 — контргайка колеса; 4 — внутренний подшипник; 5 — внешний подшипник; 6 — колпак ступицы; 7 — цапфа; 5 — ступица; 9 — контргайка; 10 — стопорная шайба; 11 — стопорное кольцо; 13 — диск колеса; 14 — стопорное кольцо; 15 — бортовое кольцо; 16 — колесо; 17 — самоуплотняющийся сальник; 18 — продольная рулевая тяга; 19 — рычаг поперечного управления; 20 — поперечный рычаг управления; 21 — корпус переднего моста; 22 — продольный рычаг управления; 23 — суппорт колесного тормоза; 24 — тормозные колодки; 25 — тормозной барабан; 26 — бронзовая втулка; 27 — поворотный палец; 28 — шаровая опора поворотного пальца; 29 — проставка; 30 — прокладки; 31 — опорная шайба

Для обеспечения свободного вращения шкворня и колеса на шкворне между верхней проушиной шкворня и корпусом передней оси имеется люфт 0,1 — 0,4 мм для ограниченного вертикального перемещения. Между верхней проушиной и балкой устанавливаются металлические шайбы 30 для обеспечения заданного зазора. Балки соединяются с рулевой трапецией.

Ушки цапф заменяются цилиндрическими усилениями, в которых сделаны конические отверстия. На левом валу усиления расположены в верхнем и нижнем ушках, а на правом валу только в нижнем ушке. В коническое отверстие верхней проушины левого шкворня вставляется поворотный рычаг 22 продольной рулевой тяги, а в конические отверстия нижних проушин обоих шкворней вставляется конический рычаг 19 поперечной рулевой тяги.

Читайте также Возможные неисправности двигателя КамАЗа, причины и решения

Рычаги соединены с рулевыми кулаками на ключах и стянуты по конусу гайками, а с рулевыми тягами трапеции — шаровыми шарнирами. Для этого на концах рычагов имеются места, где просверлены конические отверстия для концов шаровых пальцев, соединяющих рычаги с тягами. Конические хвостовики шаровых пальцев плотно входят в конические отверстия рычагов и надежно затягиваются на них коническими гайками, которые фиксируются шплинтом.

Задний конец рулевой тяги соединен с рулевой сошкой, а передний конец соединен с корпусом шарнира гидроусилителя руля через шаровой палец.

Продольная рулевая тяга (рис. 84) выполнена из трубы 1, в переднем конце которой приварен конец 10, для шарового пальца 11, соединяющего тягу с механизмом гидроусилителя руля. На другом конце трубка зажимается на небольшую длину и образует гнездо для вставки штекера. Сферическая часть штифта 8, входящая в состав удлиненного стержня, закрыта двумя костяшками 4, наружная поверхность которых немного меньше внутренней поверхности конца трубки, а внутренняя поверхность костяшек, как и штифта, сферическая. Сферические поверхности костяшки и пальца подвергаются прецизионной обработке для повышения износостойкости соединения, палец подвергается науглероживанию, а костяшка — науглероживанию и объемной закалке.

Сферическая головка штифта прижимается к осушителю пружиной 3, натяжение которой регулируется пробкой 6, ввинченной в конец трубки. Пружина автоматически устраняет люфт, вызванный износом деталей, а также снижает ударную нагрузку на компоненты рулевого управления.

Для установки шарового пальца на внутренней стороне костяшек сделаны выемки. Шаровые пальцы с кулаками смазываются через пресс-масленку и уплотняются защитным резиновым уплотнением 7.

Поперечная рулевая тяга (рис. 85), а также продольная, трубчатая тяга. В отличие от продольной рулевой тяги, длина поперечной рулевой тяги регулируется, что необходимо для регулировки схождения колес. Поэтому на концы трубы 10 поперечной тяги навинчиваются стальные скобы 1 и 13, отличающиеся только направлением резьбы.

Сферическая головка поперечного стержня 3 заключена в выступы 2 и 7, сжатые пружиной 8, установленной во втулке большого выступа 7. Натяжение пружины регулируется гайкой перед сборкой конца с поперечной трубкой.

Система поперечного рулевого управления МАЗ

Рис. 84 Продольная рулевая тяга МАЗ:

1 — трубка; 2 — пружинный упор; 3 — пружина; 4 — связующее звено; 5 — уплотнительная манжета; 6 — пробка; 7 — прокладка; 8 — шаровой палец; 9 — пресс-масленка; 10 — проушина; 11 — штифт.

Система продольного рулевого управления МАЗ

Рис. 85 Поперечная рулевая тяга МАЗ:

1 — левая тяга; 2 — малый поворотный кулак; 3 — шаровой палец; 4 — уплотнитель пальца; 5 — корпус уплотнения; 6 — пружина уплотнения; 7 — большой поворотный кулак; 8 — пружина поворотного кулака; 9 — пятка подшипника; 10 — трубка; 11 — крепежный болт; 12 — соединительные болты; 13 — правая тяга.

Самоотвинчивание гайки предотвращается винтом 11, который вставляется в посадочное место гайки, когда посадочное место совпадает с отверстием в глазке. После того, как длина поперечины отрегулирована, прикрученные к трубе проушины фиксируются в нужном положении двумя ленточными винтами 12 на каждой проушине. Для этого на конце делаются пазовые выступы и затягиваются крепежные болты.

Шариковые пальцы смазываются через пресс-масленки, ввинченные в головки наконечников.

Уплотнение шаровых шарниров обеспечивается резиновым сальником 4, прижимаемым к проушине конической пружиной 6.

Поворотные цапфы имеют развитые прямоугольные фланцы, к которым крепятся колесные тормозные суппорты 23 (см. рис. 83), которые также являются тормозными дисками:

Шарнир 7 имеет плавный переход к фланцу, обработанный с высокой степенью чистоты и подвергнутый поверхностной закалке t. h. для повышения усталостной прочности детали. На большой цилиндрической шейке установлен внутренний конический роликовый подшипник ступицы переднего колеса, на меньшей шейке — внешний роликовый подшипник. Эти подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, действующие на колесо.

Конические подшипники вращают ступицу переднего колеса 8. Подшипники крепятся к втулочному валу гайкой 12 со стопорным кольцом 11 и контргайкой 9 с шайбой 10.

Внутреннее уплотнение подшипников обеспечивается самоуплотняющимся сальником 17, расположенным в крышке, привинченной к внутренней поверхности ступицы. Герметизация подшипника снаружи обеспечивается крышкой 6, привинченной через уплотнение к наружной поверхности ступицы колеса.

Ступицы колес, изготовленные из ковкого чугуна, имеют снаружи шесть фигурных спиц, к которым с помощью зажимов крепится обод колеса 13.

Тормозной барабан 25 прикреплен к внутреннему фланцу ступицы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector