Маз 5551 самосвал размер шин

МАЗ-5551: технические характеристики

Грузовик, проверенный временем!

Практически с начала своего серийного производства грузовиков МАЗ-5551, еще в 1985 году, и по сей день этот автомобиль можно встретить практически на всех стройках России и других республик бывшего Союза. МАЗ-5551 — компактный (для грузоподъемности 8-10 тонн), маневренный и недорогой, получивший чрезвычайно широкое распространение, причем в основном в виде самосвала. О конструктивных особенностях и конкретном применении МАЗ-5551 — подробнее.

Сфера применения МАЗ-5551

Этот простой и неприхотливый грузовик идеально справляется с такими задачами, как доставка щебня, песка и любых других сыпучих материалов; вывоз строительного мусора и др. а еще МАЗ-5551 с должным образом подготовленным кузовом показал себя неплохим зерновозом.

Дизайн этого грузовика определенно не инновационный. Ведь в основе автомобиля лежит платформа, разработанная на Минском автомобильном заводе в 1958 году. МАЗ-5551 стал результатом серьезной модернизации своего предшественника, восьмитонного МАЗ-5549. Это «предок». Что же касается «потомка» или «преемника» 5551-й модели МАЗ, то им можно назвать грузовик МАЗ-5336, дебютировавший в 90-х годах.

Хотя какой тут может быть преемник, если МАЗ-5551 остается одним из самых востребованных российских грузовиков в своем классе и в 2010-е годы; успешно конкурирует как с КамАЗом, так и с его китайскими аналогами. А в каталоге Минского автозавода она до сих пор указана как актуальная модель действующего прайс-листа — смотрите в разделе «Продукция». Евро-3». И это самая старая выпускаемая в настоящее время модель МАЗ.

Сегодня об этом грузовике (самом массовом в своем роде) некоторые говорят — «мусор». Другие предпочитают более витиеватую, но по сути правильную формулировку: «проверенное временем, экономически выгодное решение»!

МАЗ сегодня

Минский автомобильный завод в 21 веке — предприятие полного производственного цикла, на основной площадке которого современные литейные, кузнечно-прессовые, механосборочные, термогальванические, штамповочные, пружинные, инструментально-штамповочные и др производства. МАЗ объединяет тринадцать заводов в разных городах Беларуси в единый промышленный холдинг.

Автомобили МАЗ поставляются в сорок стран мира: Европа (бывшие социалистические страны); Латинская Америка, Африка, Ближний Восток, Центральная и Юго-Восточная Азия. Производственная мощность Минского автомобильного завода сегодня составляет 35 тысяч единиц техники в год (грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы). На предприятиях холдинга МАЗ работает более 25 тысяч рабочих и служащих.

Стремясь не отставать, автозавод выпускает технику, соответствующую высоким мировым экологическим стандартам (вплоть до Евро-6). Но к грузовику МАЗ-5551 это, конечно, не имеет никакого отношения – эта модель все же в первую очередь ориентирована на рынок стран СНГ.

Особенности конструкции, модификации МАЗ-5551

Однако нельзя сказать, что это тот самый МАЗ-5551, впервые сошедший с заводского конвейера в 1985 году. С тех пор устройство автомобиля претерпело некоторые изменения и усовершенствования. А в 1998 году модель подверглась довольно серьезному рестайлингу. Обновленная версия более массивного 8-тонного самосвала получила переработанную кабину, как снаружи, так и внутри – в кабине.

Кабина стала заметно просторнее, она получила более совершенный механизм опрокидывания для обслуживания и ремонта двигателя. Изменился и сам двигатель, что в сочетании с усилением конструкции автомобиля увеличило грузоподъемность с восьми до десяти тонн.

Семейство грузовиков МАЗ-5551 не очень обширно. Помимо суперпопулярной версии «самосвал», он также включает в себя универсальное шасси для монтажа различных надстроек и специального оборудования. Также доступна артикуляция на автопоезде. Изначально самосвалы МАЗ-5551 оснащались складывающимся кузовом с разгрузкой только назад; потом тоже получили корпус с трехходовым сбросом. Для северных и дальневосточных регионов выпускается модификация «ХЛ», подготовленная для эксплуатации при стабильно низких температурах до -60 градусов Цельсия.

  • МАЗ-5551 и МАЗ-5551-020 — вышеуказанные модификации, самосвал с задним выбросом, со 180-сильным атмосферным дизелем ЯМЗ-236. Единственное отличие модификации «020» — увеличенный объем грузовой части за счет изменения начальной высоты бортов. Остальные характеристики идентичны;
  • МАЗ-5551 А2-320 — более современная модель, 10-тонный самосвал с задним выбросом, с турбированным дизельным двигателем ЯМЗ-236/НЕ2 мощностью 230 л.с.
  • МАЗ-5551 А3-4327 — модель для перевозки сыпучих материалов или сельхозпродукции с большим сварным кузовом (объем 12,5 м³) и разгрузкой на три стороны. Кузов имеет откидные рейлинги, что дает возможность загрузки с двух сторон.
  • МАЗ-5551 А2-325 — самосвал для перевозки грузов в составе автопоезда, устойчивая работа совместно с прицепом. Аналогично МАЗ-5551 А3-4327 имеет возможность разгрузки с трех сторон, но с кузовом 5,5 м³.
  • тягач МАЗ-5551 А2-340 с полуавтоматическим сцепным устройством, имеющим две степени свободы. Предназначен для комплектования спецтехникой и работы в коммунальных службах, например краном и т.п

Технические характеристики МАЗ-5551

Массово-габаритные характеристики

  • Длина: 5 990 м; Ширина: 2500 м; Высота (по крыше кабины): 2 925 м.
  • Колесная база: 3,30 м или 3950 м.
  • Дорожный просвет: 280 мм (минимум, под передней осью).
  • Ширина колеи передних колес – 2032 м; ширина задней колеи – 2 162 м снаружи и 1 422 м внутри.
  • Снаряженная масса – 7 580 тонн.
  • Грузоподъемность: 10 тонн (для автомобилей до 1998 года — 8 тонн).
  • Полная масса – 16 230 тонн.
  • Распределение (со снаряженной массой): на переднюю ось — 4 130 тонн; на заднюю ось — 3450 тонн;
  • Распределение (в полной массе): на переднюю ось — 5980 тонн; на заднюю ось — 10 250 тонн;
  • Размеры погрузочной платформы: 3800 х 2269 х 630 мм.
  • Угол преодолеваемого склона – 25 градусов;
  • Радиус поворота на внешнем колесе – 7,9 м; общий радиус поворота — 8,6 м.
  • Объем кузова – от 5,5 до 12,5 куб.м (с бортами разной высоты).
  • Время подъема загруженного кузова 15 секунд, время опускания пустого кузова 10 секунд. Угол возвышения корпуса: 50 градусов.

Двигатели МАЗ-5551

МАЗ-5551 изначально оснащался V-образным шестицилиндровым дизельным двигателем модели ЯМЗ-236М2-1 Ярославского моторного завода. Некоторые параметры этого двигателя: рабочий объем — 11,15 литров; мощность – 180 лошадиных сил или 132 кВт; диаметр цилиндра – 130 мм, максимальный крутящий момент – 667 Нм; частота при максимальном холодном моменте — 1250-1450 мин-1; минимальный удельный расход топлива 214 г/кВтч (157 г/лш).

В 1990-х и 2000-х годах на смену атмосферникам пришли более современные ярославские дизели, оснащенные системой турбонаддува. На МАЗ-5551 устанавливались различные дизельные двигатели. Причем не только отечественные, но и импортные: Doitz и Cummins. Иностранцы «не прижились» по понятной причине: их использование ударило по одному из главных достоинств грузовика — его дешевизне.

К тому же двигатели ЯМЗ прекрасно выполняли свои функции. Из ярославских дизелей основными, применяемыми в настоящее время на МАЗ-5551 А2, являются ЯМЗ-236НЕ-2 и ЯМЗ-6563.10-Е3.

Это четырехтактные дизели с воспламенением от сжатия, рабочим объемом 11,15 л, типа ЯМЗ-236М2-1; с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, с жидкостным охлаждением, жидкостно-масляным теплообменником, с механическим регулированием скорости, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в воздухо-воздушном теплообменнике, установленном на автомобиле.

ЯМЗ-236НЕ-2 — представитель классического семейства шестицилиндровых V-образных дизелей производства Ярославского моторного завода, оснащенных турбонаддувом и специально адаптированных для использования на грузовиках МАЗ.

Его параметры: Мощность 230 лошадиных сил (или 169 кВт); максимальный крутящий момент – 882 Нм (90 кгс.м); частота при максимальном крутящем моменте — 1200-1400 мин-1; минимальный удельный расход топлива – 206 г/кВтч (152 г/л.с.ч).

Двигатель ЯМЗ-6563.10 также специально разработан для установки на бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, шасси МАЗ с колесной формулой 4х2; автопоезда на их базе полной массой до 32 т. Его характеристики: Мощность 230 лошадиных сил (или 169 кВт); максимальный крутящий момент – 882 Нм (90 кгс.м); частота при максимальном крутящем моменте — 1100-1300 мин-1; минимальный удельный расход топлива 200 г/кВтч (147 г/лш).

По данным производителя, реальный расход топлива в смешанном цикле составляет 22 литра на 100 км пути. Объем топливного бака: 200 литров.

Трансмиссия и гидравлика МАЗ-5551

Коробка передач ярославского ЯМЗ-236П, устанавливаемая на полноценные МАЗы с дизелем, также достаточно надежна и проверена. Это пятиступенчатая механическая коробка передач с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Передаточное отношение — 7,79.

В обновленных версиях МАЗ 5551 трансмиссия получила ряд существенных конструктивных изменений. За счет доработки механизма переключения с рычага на коробку передач удалось значительно укоротить рычаг, что облегчило работу водителя.

На МАЗ-5551 установлен традиционный для отечественных грузовиков этого класса двухдисковый фрикцион, также выпускаемый Ярославским моторным заводом. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок в процессе эксплуатации и требуют периодического обслуживания. Тормозная система: барабанные тормоза с АБС. Размер шин: 12.00R20.

Гидравлическая система автомобиля МАЗ-5551 представляет собой трехступенчатый телескопический гидроцилиндр и насос, обеспечивающий наклон кузова. Управление осуществляется дистанционно из кабины.

Частью гидравлической системы является гидроусилитель руля, который не только избавляет водителя от лишнего напряжения, но и позволяет ему в полной мере воспользоваться хорошей маневренностью автомобиля.

Кузов самосвала МАЗ-5551

МАЗ-5551 оснащен цельнометаллическим кузовом. Открытие заднего щитка и опрокидывание кузова осуществляется в автоматическом режиме. Для автомобиля этой марки прошлых лет была доступна только односторонняя разгрузка. Кроме того, опционально устанавливаемые специальные системы позволяли обеспечить при необходимости разгрузку в трех направлениях.

Не лишним техническим решением, реализованным в этой модели, является подогрев нижней части кузова за счет выхлопных газов. Это позволяет без труда использовать разгрузочный механизм даже в неблагоприятных условиях сильного мороза.

Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением. Телескопический гидроцилиндр переменного рабочего объема состоит из трех последовательно выдвигающихся звеньев: такая конструкция позволяет ему развивать достаточные рабочие усилия при небольшом весе и габаритах в сложенном состоянии. Его главный недостаток – значительная сложность, а также возможность серьезного засорения узких звеньев.

Для повышения безопасности разгрузки на клапане управления гидроцилиндром предусмотрено предохранительное устройство. Не допускает полного подъема платформы при перегрузке более 1,5 т. Время подъема груженого кузова при 1900 об/мин коленчатого вала двигателя составляет 15 секунд; время спуска пустого тела — 10 секунд.

В качестве дополнительного оборудования на МАЗ-5551 установлены: платформа увеличенного объема — 8,3 куб.м, предпусковой подогреватель двигателя — ПЖД-30.

При этом МАЗ-5551 очень маневренный и разворачивается в два приема даже на узкой дороге. Благодаря стабилизатору поперечной устойчивости гарантируется большая устойчивость на поворотах.

Кабина МАЗ-5551

Кабина самого популярного самосвала МАЗ существенно отличается от предыдущих моделей белорусских грузовиков. Изменены форма фар, решетка радиатора, форма салона – эпоха слегка округлых форм закончилась.

Читайте также: Радио с кан шиной с алиэкспресс

Изменился тип лобового стекла: не раздвоенное, а панорамное. Есть новый спойлер на крыше. Внешний вид массивного самосвала не отягощен какими-либо проявлениями современного дизайна, как бы подчеркивая, что это «трудяга», машина для интенсивной работы и только для работы.

Также был изменен интерьер кабины, изменены рычаги управления и рулевое колесо. В кабину МАЗ-5551 забираться легко и удобно, благодаря тщательно расставленным поручням и ступенькам. Хотя подушка сиденья двигается, а рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, о собственно комфорте водителя говорить все же не приходится.

Встряхнуть! Благодаря водительскому сиденью с подвеской частично компенсируется отсутствие амортизаторов в салоне. Пассажиру повезло меньше: его кресло крепится прямо к полу и не имеет регулировок.

В отличие от моделей КамАЗ, МАЗ-5551 имеет только одно пассажирское место. Посередине салона, между пассажирским и водительским сиденьями, расположена полка для хранения различных вещей и документов. Кабина автомобиля имеет хорошую обзорность, в том числе благодаря большим зеркалам заднего вида. Руль великоват, особенно на первый взгляд, и чтобы его повернуть, маленькому водителю нужно постоянно двигаться к нему корпусом вперед. Но это дело привычки.

Для наклона кабины конструкторы МАЗ учли недостатки использовавшегося ранее пружинного механизма и оснастили его гидравлическим приводом. Регулятор подъема кабины находится под решеткой радиатора. Такое расположение связано с тем, что водитель помнит о невозможности поднять кабину без открытой решетки.

Отзывы водителей и владельцев МАЗ-5551

О самом массовом самосвале МАЗ отзывы преобладают положительные. Шустрый и маневренный, экономичный и выгодный, простой, «как табуретка», в эксплуатации и обслуживании – эти положительные качества этой модели отмечают практически все водители и владельцы грузовиков.

Этот автомобиль оснащен прочным, тяговитым, безотказным двигателем; производительный, неприхотливый, надежный. «Поработав над этим автомобилем 5 лет в государственной компании, он уже начинает относиться к нему как к своему».

По отзывам многих водителей, компрессор на МАЗ-5551 слабоват, воздух приходится откачивать постоянно. На зимней дороге грузовик демонстрирует плохую проходимость: «чуть гололёда, и всё останавливается, скользит из ниоткуда, не врезается, ничего не помогает». Летом проходимость показывает себя отлично: «по любой грязи гребет как танк»; «Мне пришлось проехать по лесным дорогам, так что эта машина везде ездит».

Вызывает нарекания на работу коробки передач. А именно: груженый МАЗ-5551 довольно тяжело начинает ход, особенно на рыхлом и неустойчивом грунте. Короткая первая передача делает ускорение крайне медленным. Зато на ровной дороге самосвал хорошо стартует даже со второй передачи.

О кабине без подвески все отзываются негативно: «трясет, все летает по кабине». В связи с этим все водители и владельцы в один голос отмечают непригодность МАЗ-5551 для длительных «гонок» по времени и расстоянию».

Можно сделать следующий вывод: машина оптимально предназначена для перевозки грузов на небольшие расстояния. Это универсальная и надежная «рабочая лошадка», способная выполнять свою работу практически в любых условиях.

Цена автомашины МАЗ-5551

Стоимость нового автомобиля МАЗ-5551 начинается от 2 500 000 рублей. Благодаря широкому распространению этого грузовика на просторах постсоветского пространства практически в любом регионе не составит труда найти варианты покупки подержанного МАЗ-5551 в хорошем техническом состоянии.

Также за МАЗ-5551 90-х годов просят от 200 до 400 тысяч рублей; на автомобили 2000-х годов цена варьируется от 400 тысяч до миллиона рублей в зависимости от конкретного года выпуска, пробега и технического состояния.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector