МАЗ-5516 — семейство трехосных самосвалов с колесной формулой 6х4, которое выпускается на Минском автомобильном заводе с 1994 года. В рамках этого семейства имеются модификации, оснащенные кузовами как с задней, так и с тройной разгрузкой. «МАЗ-5516» также широко используются в качестве автопоезда, для одновременной перевозки больших объемов различных сыпучих грузов. Наряду с этим автомобилем успешно используется и трехосный прицеп с кузовом такого же объема. Все подробности ниже.
Грузовики «МАЗ-5516» девяностых все же были «рождены в СССР»: прежде всего, в смысле простоты конструкции и строгости рабочего места водителя. Во всем ничего лишнего, только необходимый для работы функционал. Но, благодаря мощной 20-тонной грузоподъемности и доступной цене, эти самосвалы быстро, стабильно и надолго завоевали популярность и нашли широкое применение в различных отраслях народного хозяйства. Сначала в строительстве, конечно.
- Назначение
- История автомобиля
- Технические характеристики
- Двигатель
- Расход топлива
- Ходовая часть и рулевое управление
- Трансмиссия
- Схема переключения передач
- Электрооборудование
- Электросхема
- Устройство
- Кабина
- Габаритные характеристики
- Весовые параметры и распределение нагрузок
- Динамические характеристики
- Модификации
- МАЗ-551603
- МАЗ-551608
- МАЗ-5516А5
- МАЗ-5516Х5
- Особенности и эксплуатация
- Плюсы и минусы
- Самосвал 20 тонн МАЗ-5516: габариты, грузоподъемность, технические характеристики
- Общие сведения
- Технические характеристики
- Двигатель
- Устройство
- Стоимость
- МАЗ 5516 — подробная характеристика самосвала
- О компании МАЗ
- Самосвал МАЗ-5516
- Грузоподъёмность
- Технические характеристики 20-тонника
- Итоги
Назначение
Самосвал МАЗ-5516 по своим техническим характеристикам является многофункциональным и универсальным грузовым автомобилем. За 20 лет эксплуатации машина зарекомендовала себя как надежная техника для использования практически во всех отраслях народного хозяйства. Чаще всего МАЗ-5516 используют для перевозки урожая и другой сельскохозяйственной продукции в составе автопоездов. Его часто можно встретить развозящим на строительные площадки сухую смесь, камни, кирпичи и щебень. В дорожном строительстве автомобиль используется для перевозки асфальта и других сыпучих и строительных материалов. Часто можно встретить МАЗ-5516 в парке городских коммунальных служб – для вывоза мусора и благоустройства территории. В основном самосвал используется для перевозки грузов на небольшие расстояния.
Однако модификации, оснащенные кабинами с местами для отдыха, делают машину востребованной и на межрегиональных маршрутах. Автомобиль имеет повышенную проходимость, что позволяет с комфортом перевозить грузы, как по шоссе, так и по проселочным дорогам. МАЗ-5516 отлично справляется со своими задачами в северных широтах, в регионах с умеренным климатом, а также в условиях высоких температур и влажности.
История автомобиля
В начале 90-х годов 20 века Минский автомобилестроительный завод уже приобрел достаточную известность. К тому же продолжали появляться новинки, и следующей стала МАЗ-5516. Эта модель стала гордостью производителя как один из самых популярных самосвалов.
После осмотров, испытаний и прочих испытаний в 1994 году был выпущен первый МАЗ-5516, готовый к эксплуатации. Благодаря огромной грузоподъемности – 20 тонн, грузовик можно было использовать во многих сферах:
- Городская мебель. Машина использовалась при перевозке асфальта и других материалов, вывозе отходов и мусора;
- Сельское хозяйство. Здесь транспорт использовался для перевозки компоста, почвы, жидкости, урожая и удобрений;
- Строительство. Модель использовалась для перевозки жидких растворов, сухих смесей, камней и кирпичей в штабелях и навалом.
Основной упор был сделан на третий пункт: строительство. Поскольку машина была приспособлена для перевозки сыпучих грузов, в этой сфере, как никакой другой, был задействован МАЗ-5516. А учитывая количество построек после развала СССР, работы для самосвала было много.
Технические характеристики
Как над эргономикой, так и над технической стороной производители работали на протяжении всего периода выпуска МАЗ-5516. И, конечно же, изменения были исключительно положительными.
Мотор
Тип | ЯМЗ-238; ЯМЗ-238Д; ЯМЗ-6581.10; Дойц |
Лошадиных сил | |
ЯМЗ-238 | 240 |
ЯМЗ-238Д | 330 |
ЯМЗ-6581.10 | 400 |
Дойц | 400 |
Макс орех ньютон-метры | 1225 |
Максимальная скорость | 88 км/ч |
Расход топлива ЯМЗ-238 на 100 км | 32 литра |
Состояние окружающей среды во всех подразделениях | Евро — 3 |
Объем топливного бака | 350 |
Двигатели немецкого производства намного сложнее в обслуживании, но их долговечность значительно выше отечественных.
Трансмиссия для ярославских двигателей
Тип | ЯМЗ-238А — механическая |
Количество передач | 9 (8 — вперед; 1 — назад) |
Общее передаточное число | 7,24 |
Большое количество ступеней достигается за счет сдвоенной главной передачи ведущих мостов. Помимо базовой коробки передач, МАЗ-5516 в разное время поставлялся с такими системами, как ЯМЗ-2381-02; ЯМЗ-2391-02; ZF9S109. Говоря о подвеске, стоит отметить, что сначала она была достаточно жесткой, но затем подвеска была переработана, в том числе заменены пружины и усилены по методике «лонжерон в лонжерон».
Размеры и грузоподъемность
Длинный | 7770мм |
Высота | 3100мм |
Широкий | 2500мм |
Формула колеса | 6*4 |
угол подъема кузова (задний сброс) | 49-й |
Вес в полном снаряжении | 13 500 кг |
Грузоподъемность | 20 тонн |
Объем тела | 10,5 м3 |
Самосвал МАЗ-5516 способен перевозить грузы до 30 тонн, но в карьерных условиях это быстро убьет подвеску. На данный момент погрузка и разгрузка сыпучих материалов не составляет большого труда. Весь процесс можно контролировать из кабины водителя. В начале 2000-х кузов нагрелся. Это нововведение помогло решить проблему замерзания грузов в холодном климате. Это также позволяет транспортировать жидкие материалы на большие расстояния зимой.
Двигатель
В разные годы на автомобиль МАЗ-5516 устанавливались силовые установки Ярославского моторного завода ЯМЗ-238, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-6581 мощностью 240, 330 и 400 лошадиных сил соответственно. Некоторые модели оснащены немецким силовым агрегатом Deutz мощностью 400 л.с и известны своей высокой надежностью. Однако иностранный двигатель имеет и значительно более высокую цену, что сказывается на конкурентоспособности автомобиля в целом. Большинство грузовиков МАЗ-5516 оснащены двигателем ЯМЗ-6582, соответствующим экологическим нормам ЕВРО-3.
Основные параметры ЯМЗ-6582
- Тип: четырехтактный, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском топлива;
- Система наддува: с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике «воздух-воздух»;
- Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
- Мощность – 330 л.с. (242,6 кВт);
- Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1100-1300 об/мин -1274 Нм;
- Степень сжатия -17,5;
- Рабочий объем – 14,86 л;
- Максимальный удельный расход топлива составляет 200 г/кВтч.
- Емкость системы смазки двигателя 32 л;
- Объем системы охлаждения двигателя без радиатора 22 литра.
Характеристики двигателя улучшены за счет установки электроуправляемой топливной аппаратуры с топливным насосом высокого давления типа «Компакт-40».
Расход топлива
Средний расход топлива на 100 км составляет 30 литров. По рекомендациям автозавода выбирать маслянистую жидкость нужно в зависимости от сезона.
Ходовая часть и рулевое управление
Передняя подвеска — балка на двух продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска рессорно-балансирного типа. Рулевой механизм двухступенчатый, с червячной передачей и парой шестерен, снабжен встроенным гидроусилителем руля. Тормоза барабанного типа на всех колесах. Система включения рабочих тормозов пневматическая, с независимым включением передних и задних колес и двухконтурным включением прицепа. Стояночный тормоз на задних колесах активируется энергоаккумуляторами. Привод стояночного тормоза пневматический. Вспомогательный тормоз компрессионный, с демпферами в выхлопной трубе.
Трансмиссия
Все модификации МАЗ-5516 оснащены механическими коробками передач с числом ступеней от 5 до 9. Крутящий момент от двигателя к коробке передач и элементам трансмиссии передается сухим двухдисковым фрикционным сцеплением с пневмогидравлическим усилителем привода. Карданная передача открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках. Задний и средний мосты: двухступенчатые, состоящие из центрального редуктора и колесных редукторов. Центральный мост оснащен блокируемым межосевым дифференциалом. Передаточное число ведущих мостов 6,59.
Схема переключения передач
Схема переключения передач находится в руководстве по эксплуатации самосвала. Изменение происходит следующим образом:
- С помощью механизма сцепления силовой агрегат отсоединяется от трансмиссии автомобиля. Это позволяет переключать передачи без снижения оборотов двигателя.
- Крутящий момент проходит через блок сцепления.
- Зубчатые передачи расположены параллельно оси вала устройства.
- Первая ось связана с механизмом сцепления, на поверхности которого имеются шлицы. По ним движется приводной диск.
- От вала вращающее действие передается на промежуточный вал, совмещенный с шестерней механизма первичного вала.
- При активации нейтрального режима шестерни начинают свободно вращаться, а муфты синхронизатора приходят в разомкнутое положение.
- Когда сцепление нажато, вилка перемещает сцепление во включенное положение с крутящим моментом, расположенным на конце шестерни.
- Шестерня закреплена вместе с валом и перестает вращаться на нем, что обеспечивает передачу действия и вращательного усилия.
Электрооборудование
Схема электропроводки МАЗ-5516 выполнена по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети 24 В. Источниками электрического тока являются две пусковые свинцовые аккумуляторные батареи типа 6-СТ-182 ЭМ или 6-СТ-190А и генератор переменного тока типа Г со встроенным регулятором напряжения -273В1 тип. Для запуска двигателя используется стартер мощностью 7 кВт с электромагнитным механизмом включения.
Электросхема
Схема электрическая принципиальная включает в себя такие элементы, как:
- Аккумуляторы Их напряжение 12 В. Перед началом работы необходимо откорректировать плотность аккумуляторов.
- Генератор. Такая установка оснащена встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком. В конструкцию генератора входят подшипники, состояние которых рекомендуется проверять каждые 50 000 км.
- Начинать. Это устройство необходимо для запуска силового агрегата. Состоит из крышки реле, контактов, заглушек каналов смазки, анкерного стержня, стакана, пружин щеткодержателя, крепежа, ручки, защитной ленты.
- Электрическое устройство. Его задача – облегчить запуск двигателя при отрицательных температурах.
- Заземляющий переключатель аккумуляторной батареи. Аккумуляторы необходимо подключать и отключать от массы автомобиля.
- Система освещения и световая сигнализация. Управление фарами, прожекторами, противотуманными фарами, освещением салона.
Устройство
Для первых версий МАЗ-5516 использовались относительно дешевые элементы и краски, потому машины часто ржавели. Впоследствии вопрос был решен за счет использования передового отделочного оборудования и качественной покраски.
Кузов МАЗ-5516 имеет узнаваемые черты: прямоугольная форма, со слегка закругленным силуэтом. У модели нет капота, важные узлы и двигатель расположены под кабиной. Металлический бампер выполняет роль пассивной системы безопасности. Большие колесные арки имеют удобную ступеньку, позволяющую свободно садиться в машину. Благодаря зеркалам с разным углом обзора достигается уменьшенная мертвая зона и хороший обзор.
МАЗ-5516 управляется через устойчивую 5-ступенчатую механическую коробку передач. Для ведущих мостов предусмотрена двойная главная передача, фактически обеспечивающая полные 10 скоростей. Коробка передач имеет внушительное передаточное число – 7,24. Большой маневренности это не гарантирует, но для грузовика вполне достаточно. Рычаг коробки передач ходит очень сильно и ведет себя капризно. Он слабо реагирует на команды водителя.
Грузовой отдел автомобиля представлен несколькими разновидностями: боковым и задним. Различные модификации позволяют выполнять погрузочно-разгрузочные работы с минимумом трудозатрат и максимумом комфорта. Форма кузова МАЗ-5516 идеально подходит для перевозки наливных, сыпучих и крупногабаритных грузов. С 2000 года кузов этой модели опционально оснащался подогревом, за счет которого можно было зимой перевозить специальные жидкие смеси и бетонные растворы на внушительные расстояния. Качество сварки аппарата соответствует европейским и российским стандартам, что позволяет удерживать сыпучие и жидкие материалы в корпусе.
Кроме того, самосвал может комплектоваться прицепом, превращающим модель в автопоезд. Усовершенствованная система блокировки обеспечивает надежную работу, а подключаемые электрические элементы позволяют освещать приборную панель.
МАЗ-5516 — машина, предназначенная для повседневной работы. На комфорт в салоне этой модели рассчитывать не стоит. В автомобиле установлено два типа кабины:
- большой – с двумя или одной спальной полкой;
- маленький — нет спальных мест.
Первые модификации МАЗ-5516 были не самыми удачными с точки зрения комфорта водителя. Однако впоследствии Минский автозавод внес существенные изменения, сделавшие пребывание в салоне более приятным. В грузовике есть:
- высокая посадка для отличного обзора;
- ремни безопасности с тремя точками крепления. Они надежно поддерживают пассажиров и водителя в экстренной ситуации;
- пневматические амортизаторы, расположенные под сиденьем водителя, повышают комфорт при езде на дальние расстояния;
- прогрев двигателя облегчает запуск в холодную погоду;
- полки, установленные в салоне за спинками сидений, отделены от рабочего пространства шторками или перегородками;
- рулевая колонка и сиденья регулируются по положению и высоте;
- значительно улучшена шумо- и виброизоляция салона.
МАЗ-5516 еще достаточно сырой автомобиль, но модернизация и характеристики модели делают ее очень популярной и сейчас.
Кабина
Модель «5516» пришла на смену «6303» и повторила многие ее черты. А это значит, что во внешности еще прослеживается советский прагматизм и практичность. Это была прямоугольная изба, углы которой были сглажены. Традиционно отсутствовал капот, что давало водителю достаточный обзор. Все механизмы располагались под кабиной. Не забыли и о безопасности — пассивной защитой служил огромный передний бампер.
Удобство, хотя больше необходимость — подножки в колесных арках помогали легко забраться в салон. Зеркала регулируются, поэтому вы можете свести мертвую зону к минимуму. В конструкции не было ничего лишнего. Однако был простор и большие габариты, борт тоже ничем не отличался. Можно сказать, что производитель, разрабатывая кабину, в последнюю очередь думал о водителе – пострадало качество окраски, расположение приборов управления и теплоизоляция.
Из-за плохой покраски кузов часто ржавел. Устранить проблему удалось только в последующие годы с применением качественных и более дорогих технологий.
При покупке грузовика можно было выбрать вариант кабины из двух существующих, отличавшихся размерами и оснащением. В самом длинном есть двухъярусная кровать и три сидения. Спустя много лет автомобиль не раз модернизировался, это касается и кузова. Эргономика и даже внешний вид преобразились в лучшую сторону. Конечно, изменения не превратили кабину в роскошное рабочее место, но последние версии гораздо удобнее первых. С учетом всех изменений теперь комплектация и характеристики кабины самосвала МАЗ-5516 остались такими:
- Сиденье расположено высоко, что дополняет компоновку салона и обеспечивает хороший обзор;
- Регулировка сиденья в двух режимах: наклон спинки, выход;
- Рулевая колонка также регулируется по вылету и высоте;
- Наличие ремней безопасности;
- Под сиденьем водителя появились пневматические амортизаторы. Преодолевать большие расстояния было уже не так сложно;
- Подогреватель стартера облегчил жизнь водителю в сильный мороз;
- Полки для личных вещей и инструментов. Предусмотрено наличие перегородок или шторок, разделяющих вещи и кабину.
Решена основная проблема грузовиков МАЗ — существенно изменилась звуко- и теплоизоляция.
Габаритные характеристики
- Длина — 7190мм;
- Ширина — 2500мм;
- Высота — 3100мм;
- Колесная база – 3850 + 1400 мм;
- Дорожный просвет — 270мм;
- Высота автомобиля с полностью поднятым кузовом: выброс сзади 6000 мм, выброс сбоку 4010 мм.
- угол подъема кузова при заднем выбросе -50 град.
Весовые параметры и распределение нагрузок
- Грузоподъемность: от 20 000 до 23 000 кг;
- Снаряженная масса автомобиля 12 000 кг;
- Полная масса – 32000 кг;
- Полная нагрузка — передняя ось 7000 кг, задняя ось 25000 кг.
Динамические характеристики
- Заявленная производителем максимальная скорость – 95 км/ч;
- Максимальная скорость в составе автопоезда – 92 км/ч;
- Наименьший радиус поворота по колеи переднего внешнего колеса – 7,9 м;
Модификации
Каждая модель отличается техническими показателями и общими параметрами, а также стоимостью перевозки. Каждый самосвал имеет разные двигатели и коробки передач.
Модификации этого автомобиля включают: 551603, 551608, 5516А5, 5516Х5 и МАЗ-5516А8-336.
МАЗ-551603
Технические индикаторы:
Формула колеса | 6х4 |
Максимальная грузоподъемность | 20 000 кг |
Пустой вес | 12 700 кг |
Нагрузка на переднюю ведущую ось | 7000 кг |
Нагрузка на заднюю тележку | 26 000 кг |
Модель силового агрегата | ЯМЗ-236БЕ2 |
Тип используемой топливной жидкости | Дизель |
Объем двигателя | 11,15 литров |
Мощность автомобиля | 250л с. |
Турбокомпрессор | Там есть |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндрических элементов | V-образный |
КПП МАЗ-551603 | ЯМЗ-238М |
Тип коробки передач | Механический |
Количество передач | восемь |
Диапазон передачи | 7,3-0,71 |
Передаточное число | 7.14 |
Объем топливного бака | 350 литров |
Средний расход топлива | 32 литра на 100 км |
Максимальная скорость движения | 81 км/ч |
Тип передней подвески | Весна |
Задняя подвеска | Пружинный баланс |
Размер шин | 8,5-20 |
Тип колеса | Шина |
площадь грузового отсека | 10,1 см2 |
Варианты платформы | 1,1×2,3×4,44 м |
Объем тела | 10,5 м3 |
Международный экологический стандарт | 2 евро |
Диаметр цилиндрических элементов | 12см |
Ход поршня | 13см |
Блокировка межосевого колеса | Там есть |
Тип кабины | Складной |
Температурный режим | -30…+30°С |
Вес | 33 000 кг |
МАЗ-551608
Технические параметры модификации МАЗ-551608-236:
Колесная база единицы | 6х4 |
Дорожный просвет | 0,3 метра |
След переднего колеса | 2,4 метра |
След заднего колеса | 1,5 метра |
Размер шин | 12.00R20 |
Пустой вес | 14000 кг |
Давление на переднюю ось | 7000 кг |
Давление задней тележки | 26000кг |
Тип двигателя | С турбонаддувом |
Инженерная модель | ЯМЗ-7511.10 |
Мощность силового агрегата | 400л с. |
Номинальная скорость | 2100 об/мин |
Крутящий момент | 1785нм |
Замедленное движение | 2300 об/мин |
Модель коробки передач | ЯМЗ-239 |
Количество передач | девять |
Передаточное число | 5,49 |
Тип сцепки | Диск |
Рулевой механизм | Пневматический усилитель руля |
Блокиратор между колесами | Там есть |
Центральный блок | Там есть |
Транспортное давление в шинах | 6кгс/см2 |
Тип коробки передач | Механический |
Масса | 33000 кг |
Место для сна | Там есть |
Средний расход топлива | 32 литра на 100 км |
Тип колеса | Шина |
площадь грузового отсека | 11 см2 |
Объем двигателя | 11,2 литра |
Тип используемого топлива | Дизель |
Максимальная скорость движения | 80 км/ч |
МАЗ-5516А5
На рынке представлено несколько моделей этой модификации.
МАЗ-5516А5-380 — самосвал, предназначенный для перевозки различных сыпучих материалов. Максимальная грузоподъемность этой модели составляет 20 000 кг. Такой транспорт имеет хороший уровень проходимости. У него мощный двигатель и девятиступенчатая коробка передач. Мощность силового агрегата составляет 330 л с.
Техника используется на промышленных предприятиях и строительных площадках.
Он оснащен просторной двухместной кабиной, механизмами рессорной подвески, пневматическим усилителем руля. Рекомендуемое моторное масло — ЛУКОЙЛ-авангард.
МАЗ-5516А5-371. Автомобиль выполнен на базе шасси с колесной формулой 6х4. Здесь установлен надежный двигатель ЯМЗ-6582.10, изготовленный в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-3. Топливный бак вмещает 350 литров рабочей жидкости, а средний расход топлива составляет 33 литра на 100 км пути.
Все основные расходные материалы (шины, подшипники, клапана, фильтрующие элементы, масляная жидкость) рекомендуется менять один раз в сезон. Это поможет продлить срок службы автомобиля и защитить основные компоненты от преждевременного износа и повреждения. Первое техническое обслуживание необходимо проводить после 5000 км пробега.
МАЗ-5516А5-375. Этот автомобиль хорошо работает в условиях бездорожья и при низких температурах окружающей среды (диапазон температур -30…+35°С). Оснащен девятиступенчатой коробкой передач и небольшой кабиной без спальни. Количество выхлопных газов соответствует международному экологическому стандарту Евро-3.
Кабина крепится к кузову самосвала передней пневмоподвеской на пружинах. Здесь установлена усовершенствованная система демпфирования, что делает управление этим транспортным средством более комфортным. МАЗ оснащен восьмицилиндровым двигателем мощностью 320 л.с.
МАЗ-5516А5-347 оснащен двигателем ЯМЗ-6582.10, мощность которого составляет 330 л.с. Колесная формула автомобиля 6х4. Оборудование соответствует международным экологическим стандартам Евро-2. Автомобиль работает на дизельном топливе, объем двигателя 11,8 л. Для зимнего и летнего сезонов рекомендуется использовать разные масла.
МАЗ-5516Х5
МАЗ-5516Х5-481-000 — самосвал с задней разгрузкой, предназначенный для перевозки строительных сыпучих грузов. Установленная модель двигателя ЯМЗ-65853 (мощность 330 л.с.). Объем грузовой платформы 12,5 м3. Количество цилиндрических элементов – 8, их диаметр – 12 см. Модель отличается экономичным расходом топлива и неприхотливостью в обслуживании. Цилиндры работают в такой последовательности: 1-3-2-4-5-7-6-8.
МАЗ-5516Х5-480-050 — небольшой самосвал, предназначенный для перевозки различных грузов, вес которых не превышает 20 000 кг. Оборудован двухместной кабиной с двухъярусной кроватью, корпус кабины не подвешивается. Максимальная скорость, которую может развить этот автомобиль, составляет 85 км/ч, при этом расход топлива составит 38 литров на 100 км. Мощность силового агрегата составляет 330 л с.
Двигатель состоит из восьми цилиндров, работающих в следующей последовательности: 1-3-2-4-5-7-6-8. Диаметр цилиндрических элементов 12,5 см, ход поршня 14 см.
МАЗ-5516Х5-472-000. Эта модель оснащена пневматическим усилителем руля, однодисковым фрикционным механизмом сцепления и барабанным тормозом. Топливный фильтр имеет систему подогрева, позволяющую запускать двигатель даже при низких температурах.
Особенности и эксплуатация
Самосвал МАЗ-5516 изначально оснащался обычным цельнометаллическим необогреваемым кузовом, что затрудняло работу зимой. С начала 2000-х кузова получили систему подогрева выхлопных газов и проблема была решена. Платформа управляется из кабины гидросистемой с устройством встряхивания загруженной платформы в конце подъема. Платформа поднимается и опускается за счет прямого действия гидравлического телескопического цилиндра.
Вагон оборудован двухместной кабиной, оборудованной двухъярусной кроватью или без нее. Доступ к силовому агрегату осуществляется путем поднятия кабины на угол 60 градусов с помощью гидравлического цилиндра с ручным управлением. В салоне доминирует принцип минимализма, однако в моделях последних лет выпуска установка различных дополнительных опций позволила добиться вполне современного уровня комфорта. Начали устанавливаться подвесные водительские сиденья с различными регулировками, регулируемая по высоте и вылету рулевая колонка и трехточечные ремни безопасности. Также для вещей и инструментов в салоне оборудованы специальные полки и бардачки.
В свое время в качестве «больного места» автомобиля было выделено низкое качество окраски салона и его высокая степень подверженности коррозии. После реконструкции цехов окраски салона в 2012 году на Минском автомобильном заводе и с применением более совершенных лакокрасочных материалов эта проблема была решена.
Плюсы и минусы
Как было отмечено выше, МАЗ-5516 имеет множество плюсов и минусов. Рассматривая первые версии, стоит обратить внимание на неудачный дизайн кабины и отсутствие в ней условий для комфортной работы. Механическая часть, двигатель, трансмиссия и другие механизмы изготовлены и собраны качественно. Современные самосвалы из Минска усовершенствованы в обоих аспектах и радуют владельца. В качестве дополнительных качеств машины выделим следующие:
- Экономичность, низкая стоимость ремонта. Практически все аналоги намного дороже в ремонте, и достать на них запчасти сложнее;
- Простота обслуживания. Ремонт не требует специального обслуживания. Системы просты по конструкции и легко ремонтируются;
- Для увеличения производительности грузовика возможно присоединение прицепа;
- По сравнению с аналогами автомобиль намного дешевле, а значит и доступнее. Новый 20-тонник продается у официального дилера по цене около 2 миллионов рублей. Подержанный автомобиль в чуть худшем состоянии, но все еще готовый взорваться, стоит около 400 тысяч рублей. Оба варианта осуществят перевозку на совесть, но, очевидно, проблем с новой машиной будет меньше;
- Проверенная система подвески. Несмотря на большие нагрузки, теперь даже с пробегом машина будет в хорошем состоянии;
- Мощный силовой агрегат, позволяющий без труда передвигаться по разной местности и одновременно перевозить грузы.
Можно сказать, что все негативные отзывы поглощаются первыми версиями МАЗ-5516. А положительные качества в последних экземплярах свидетельствуют о желании развиваться вместе с производителем и совершенствовать свою технику. Высокая оценка присуждается не только за то, что дизайнеры исправили множество недостатков. В любое время самосвал выполнял поставленные задачи на высшем уровне, а при необходимости даже превышал свои силы, указанные в паспорте.
Самосвал 20 тонн МАЗ-5516: габариты, грузоподъемность, технические характеристики
МАЗ 5516 — самосвал с повышенными внедорожными возможностями и оборудованный платформой для перевозки различных видов материалов. Модель активно используется в составе автопоезда. В этом случае автомобиль дополнительно оснащается сцепным устройством.
МАЗ 5516 выпускается с 2 типами кабин (длинная и короткая), что позволяет выбрать оптимальный вариант. Сам грузовик отличается внушительными габаритами и долгим сроком службы вне зависимости от условий эксплуатации. Именно эти параметры сделали его популярным у российских потребителей. Несмотря на наличие более продвинутых «одноклассников» и большую конкуренцию, МАЗ 5516 пользуется стабильным спросом в государствах постсоветского пространства. Секрет успеха техники кроется в простоте обслуживания и низкой стоимости.
Общие сведения
Дебют МАЗ 5516 состоялся в 1994 году. Модель получила дизайн, присущий большинству продукции Минского автозавода. Первые версии оснащались бескапотной кабиной и отличались жестким аскетизмом. Кабина отличалась минималистским дизайном, лишенным эргономичности и простоты. Образ дополнялся дешевыми малярными материалами и довольно посредственной живописью. Комфорт водителя явно не был приоритетом при создании салона для этой модели. Техника отличалась жесткой подвеской, невзрачным внешним видом и предельно простой конструкцией. При этом автомобиль получился достаточно дешевым.
Несмотря на наличие недостатков, МАЗ 5516 сразу завоевал широкую популярность. Одной из основных причин этого была доступность и высокая грузоподъемность (20 000 кг). По дорогам с твердым покрытием техника перевозила до 30 000 кг груза.
Разработчики машины, учитывая популярность МАЗ 5516 и нарекания потребителей, практически сразу приступили к совершенствованию отдельных узлов, параллельно начали работу над различными вариациями техники. Постепенно улучшались потребительские свойства автомобиля, хотя даже в доработанных версиях был виден минимализм, присущий первому поколению. И если каркас кабины не претерпел конструктивных изменений, то элементы комфорта были доработаны. В салоне обновленных моделей появилось сиденье водителя с подвеской и улучшилась шумоизоляция. Силовая установка грузовика получила подогреватель, облегчающий запуск зимой.
Позже был введен удлиненный вариант кабины, дополненный 2-мя спальными местами. Эргономические параметры водительского места были выдержаны не на высшем уровне, но и вопросов к ним было гораздо меньше.
С 2000-х годов Минский автозавод пересмотрел технологию покраски моделей. Это позволило продлить «жизнь» МАЗ 5516. Потребителю также предлагался модифицированный кузов с системой обогрева.
В настоящее время выпуск автомобиля продолжается. При этом имеющиеся модификации МАЗ 5516 мало чем отличаются от вариантов 20-летней давности, за исключением некоторых конструктивных доработок. Основными преимуществами модели являются простота обслуживания, простота ремонта и невысокая стоимость.
МАЗ 5516 — универсальный и многофункциональный автомобиль. Его используют компании, работающие в различных сферах:
- в сельском хозяйстве для перевозки удобрений, почвы, компоста, сена или урожая;
- в строительном сегменте для перевозки сухих смесей, щебня, камней, различных жидкостей, песка, кирпича и других материалов;
- в коммунальном хозяйстве для перевозки мусора, асфальта, разных отходов и других материалов.
Отличные технические характеристики делают этот автомобиль незаменимым вариантом для многих организаций, выбирающих его в качестве альтернативы более дорогим грузовикам.
Технические характеристики
МАЗ 5516 имеет колесную формулу 6х4.
Габаритные размеры оборудования:
- длина — 7190мм;
- ширина — 2500мм;
- высота — 3100мм;
- колесная база – 3850 мм;
- дорожный просвет – 270 мм;
- передняя колея – 1970 мм;
- задняя колея – 1865 мм.
При задней разгрузке кузов можно поднять на угол до 49 градусов. При этом высота машины увеличивается до 6000 мм, при боковом выбросе — до 4010 мм. Поскольку у МАЗ 5516 довольно длинный кузов (5000 мм), эта модель станет отличным решением для перевозки крупногабаритных и негабаритных грузов. Грузоподъемность оборудования варьируется от 20 000 до 23 000 кг. Снаряженная масса автомобиля составляет 12 000 кг. Машина может эксплуатироваться в составе автопоезда, что значительно увеличивает объем и массу перевозимого груза.
Максимальная скорость автомобиля составляет 80 км/ч. Средний расход топлива составляет 30 л/100 км. Емкость топливного бака составляет 350 литров.
Двигатель
Первые модификации МАЗ 5516 оснащались дизельными агрегатами ЯМЗ 238 и ЯМЗ 238 Д (производитель — Ярославский моторный завод). Эти установки имели мощность 240 л.с и 330 л.с соответственно. Агрегаты имели рядное расположение цилиндров и не отличались высокими экологическими показателями.
Позже МАЗ 5516 стали оснащать более совершенными двигателями ЯМЗ 6582 с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.
Характеристики двигателя:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность — 242,6 (330) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1274 Нм;
- количество цилиндров — 8;
- степень сжатия — 17,5.
Агрегат ЯМЗ 6582 соответствовал экологическому классу Евро-3».
В настоящее время МАЗ 5516 также оснащается 400-сильными двигателями ярославского производства и дизельными агрегатами немецкой марки Deutz. Однако их количество в общем объеме проданных автомобилей минимально.
Устройство
МАЗ 5516 изготовлен в соответствии с советскими требованиями качества. Некоторые улучшения в плане комфорта и дизайна видны только в последних версиях модели. Первые вариации грузовика обрабатывались самыми дешевыми красками, а сам процесс осуществлялся вручную. В результате через 2-3 года работы кузов автомобиля начал «гнить». В современных версиях МАЗ 5516 проблема решена благодаря современным технологиям и новым материалам.
Кузов автомобиля имеет прямоугольную форму со слегка закругленными краями. Капота нет, потому что основные элементы установлены под кабиной. Бампер изготовлен из металла и является частью системы пассивной защиты. Колесные арки снабжены удобной ступенькой, помогающей забраться в салон. Зеркала имеют разные углы обзора, что гарантирует минимальную площадь «мертвой зоны». Кабина дополняется грузовым бортом с откидными бортами или задними частями. В 2000-х годах в качестве опции стал доступен подогрев кузова, позволяющий перевозить различные жидкие смеси и бетонные растворы на дальние расстояния даже в минусовую температуру. Качество сварки кузова соответствует европейским стандартам.
Основой МАЗ 5516 является усиленная рама, позволяющая нести большую массу. Современные версии не требуют дополнительного усиления, хотя в первых модификациях эту операцию выполняли сами водители или специальные рабочие. Последние вариации получили двойную раму «лонжерон в лонжерон», что повысило прочность автомобиля.
На грузовике установлены 4 тормозные системы: рабочая, стояночная, вспомогательная и запасная. Существуют также устройства для подключения тормозов полуприцепа с 2-проводным пневмоприводом. Система рабочего тормоза пневматического типа воздействует на все колеса через тормозные барабаны. В базовой версии он дополнен АБС. Стояночная и запасная системы воздействуют на тормозные элементы центральной и задней осей, которые приводятся в действие посредством тормозных камер. Они управляются изнутри с помощью крана. Парковочная система выполняет ряд функций в качестве резервной и используется для торможения в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Вспомогательная система запускается за счет создания противодавления в выхлопной системе.
Тип трансмиссии, устанавливаемой на МАЗ 5516, зависит от двигателя. Ярославский КП ЯМЗ 2381 комплектуется двигателями ярославского производства Эта 5-ступенчатая коробка передач имеет двойную главную передачу с планетарными шестернями (передаточное число — 7,24). Такая схема фактически дает 10 передач, что вполне достаточно для такой техники. Во время работы жесткий рычаг переключения передач ведет себя достаточно капризно, и автомобиль достаточно медленно реагирует на движения водителя. В версиях с зарубежными агрегатами используется более дорогая и производительная 9-ступенчатая механическая коробка передач ZF.
МАЗ 5516 – автомобиль для работы, поэтому на комфорт в его салоне можно не рассчитывать. Грузовик оборудован 2 типами кабин: стандартной (без спального отсека) и большой (с одной или двумя полками, позволяющими расслабиться). Первые версии модели не были предназначены для тихой работы. В настоящее время МАЗ 5516 получил ряд опций, делающих его эксплуатацию более приятной. За счет пневматических амортизаторов под сиденьем водителя снижалась вибрация, а высокая посадка обеспечивала отличный обзор. Звукоизоляция улучшена. Также появились ремни с 3 точками крепления и регулировкой рулевой колонки и сидений.
МАЗ 5516 – автомобиль с 20-летним стажем работы в самых напряженных условиях, завоевавший любовь во всех областях бывшего СССР. Выбирая эту модель, вы можете быть уверены в ее долговечности и надежности.
Стоимость
Стоимость новых автомобилей МАЗ 5516 у официальных дилеров начинается от 1,9 млн рублей за базовую комплектацию.
Поставки грузовых автомобилей осуществляются уже 20 лет, поэтому на рынке представлен широкий ассортимент подержанных автомобилей в хорошем состоянии. Эта техника даже 10 лет имеет отличные ТТХ и главная опасность это коррозия. При этом первые версии рассматривать не стоит, так как они обычно ведут себя не лучшим образом. Оптимальным вариантом будут модификации, выпущенные в начале 2000-х гг., они отличаются невысокой ценой (260 000-500 000 рублей для автомобилей 2001-2004 г.в.) и могут прослужить довольно долго. Модели 2009-2010 годов будут стоить 900 000-1 150 000 рублей, 2014-2015 годов – 1,42-1,65 млн рублей.
При выборе подержанного автомобиля не стоит полагаться на спидометр. Лучше обратить внимание на состояние рамы, пружин и подвески.
Самосвал маз абстрактный
МАЗ 5516 — подробная характеристика самосвала
Количество самосвалов на конвейере Минского автозавода поражает. Здесь речь идет не о серии лучшей техники, и не о десятках, а о сотнях высокотехнологичных товарных линеек и разновидностей вариантов. У пользователей всегда есть возможность выбора различных комбинаций движков, потоков или платформ загрузки. При этом разновидность подразделяется на семейства, связанные с параметрами двигателя. Далее в статье мы поговорим о технических характеристиках 20-тонного самосвала МАЗ.
Владельцу грузового транспорта будет полезно узнать об эвакуации груза.
О компании МАЗ
На данный момент бренд МАЗ может и не известен во всем мире, но на просторах бывшей страны Советов с отличительным знаком на капоте никто не ошибется. МАЗ — ведущий мировой производитель большегрузных легковых автомобилей и прицепов. Смотрите также технику Камаз, а именно модель 65117.
История завода начинается сразу после окончания ВОВ 9 августа 1945 года было организовано производство, а в октябре 1947 года свет увидели первые пять МАЗов. В 1948 году было налажено производство конвейеров. К концу 1951 года завод выпустил 25 000 автомобилей, перевыполнив план более чем на 65%.
История МАЗа – это история побед и успехов. Первый МАЗ 530 на всемирной выставке промышленных товаров в Брюсселе в 1958 году получил высшую награду.
Далее следует только увеличение производства, но без потери качества продукции, что знаменуется награждением производителя орденами Ленина и орденами Революции.
Самосвал МАЗ
Сегодня МАЗ – это бренд, узнаваемость которого подтверждена десятилетиями производства и качеством продукции, известным далеко за пределами Беларуси.
Минский автозавод сейчас буквально визитная карточка страны. Продукция соответствует всем стандартам серии Евро-3,4,5,6. Завод является объектом роуд-шоу любой иностранной делегации. Заключены контракты с фабриками из разных уголков мира: Иран, Венесуэла, Китай.
Преимущества и недостатки цепных погрузчиков подробно описаны в нашей статье.
Ознакомьтесь с характеристиками техники Manitou.
Еще одним примером погрузчиков являются экскаваторы-погрузчики Volvo.
Самосвал МАЗ-5516
Еще одна гордость завода — культовый самосвал МАЗ-5516. Этот гигантский 20-тонный бегемот сошел с конвейера в 1994 году и претерпел сотни изменений и модификаций. Грузовик чрезвычайно популярен у отечественных водителей благодаря своей неприхотливости в использовании.
Грузоподъёмность
Автомобили, выпускаемые под маркой МАЗ-5516 – их грузоподъемность заявлена в пределах 20 т. Грузовик оснащен кузовом ковшового типа. Основанные на серии 6303, 20-тонные грузовики в первую очередь предназначены для перевозки сыпучих и строительных материалов. Параметры эксплуатационного характера машин идеально вписываются в атмосферу строительных площадок, расположенных по всей стране. О другом 20-тонном самосвале Камаз 6520 читайте здесь.
Модель МАЗ 5516 на фото:
Технические характеристики
Модель 5516 выпускается с двумя вариантами кабин: короткой и длинной. Последний предусматривает наличие спального места. Обновленный многотонник создан на базе бывших самосвалов сельскохозяйственного назначения, в которых прослеживаются характеристики высокого кузова и возможность разгрузки с 2-х сторон.
Благодаря двум десятилетиям налаженного производства 20-тонная серия МАЗ-5516 претерпела ряд положительных изменений, и эволюция гиганта еще не закончена. Начальная версия самосвалов серии 5516 оснащалась дизельными двигателями. Покупатель имел право выбирать между доступными 240 и 330 вариантами. Чуть позже самосвалы получили установку более совершенных двигателей уже мощностью 330 л.с.
Не забыли и об экологичности, о чем свидетельствует класс Евро-3 (для сравнения, у Howo класс Евро-4). На данный момент есть модификации с 400-сильным двигателем от немецкого производителя Deutz. Однако они составляют лишь малую часть всего перечня реализуемой самосвальной продукции.
Аппарат с традиционным ярославским двигателем взял на себя механическую трансмиссию. Современные модели заменяют их 9-ступенчатой механикой от ZF (поставщиком комплектующих выступает Германия). Крайние модификации самосвала уже снабжаются усиленной второй рамой типа «лонжерон в лонжерон». Профессионалы отмечают рост, в зависимости от этого увеличивается и стоимость грузовика, что в ряде случаев может привести к падению спроса.
Стандартная формула самосвалов – 6х4, применима и здесь. Грузовик разгоняется до 80 км, при расходе топлива 30 литров на 100 км. Заправочные баки, питающие двигатель, емкостью 350 литров.
Технические характеристики 20-тонника
Грузовой автомобиль серии 5516 может использоваться в составе автопоезда. Показатель грузоподъемности (базовый) достигает — 20т. Снаряженная — 12т.
Габаритные размеры:
- длина — 7,19 м;
- ширина — 2,5 м;
- высота по высоте кабины – 3,1 м;
- дорожный просвет – 270 мм;
- длина колесной базы – 3,85 м + 1,4 м;
- длина реверсивного пути – 1 865 м;
- ширина передней колеи – 1,97 м;
- общий вес — 13,5 тонн.
Для сравнения можете ознакомиться с техническими характеристиками МАЗ 500.
Стоит отметить преимущества большегрузного автомобиля МАЗ-5516:
- Экономичный, стоимость ремонта низкая.
- Простота обслуживания.
- Вариативность разгрузки, а также возможность установки прицепа, что позволит максимально увеличить ресурс грузовика.
- Доступность. Относительно низкая стоимость по сравнению с зарубежными конкурентами (самый дешевый зарубежный аналог — китайский самосвал Шакман).
- Качество и надежность подвески, корпуса, комплектующих. Мощный двигатель, знакомый вид.
Отдельное слово стоит сказать о стоимости столь внушительного агрегата. При этом, если речь идет о подержанной версии в приемлемом техническом состоянии, то ее рыночная цена находится в районе 350 тысяч рублей.
Даже если принять во внимание технику с пробегом в десять лет, сохранившую собственные эксплуатационные возможности, можно рассчитывать на такую же надежность и производительность. В случае с новыми автомобилями, конечно, придется немало потратиться. Официальный дилер реализует 20-тонный самосвал МАЗ по цене более 2 млн рублей.
Для сравнения можно прочитать статью о стоимости КамАЗа.
Технические характеристики грузовика
Эксперты также сходятся во мнении, что даже при всем гламуре и блеске визуального изменения эргономика и комфорт салона не претерпели кардинальных изменений. Поэтому цена идет только от замены узлов и агрегатов.
В итоге можно подчеркнуть, что 20-тонный МАЗ – это в первую очередь рабочая лошадка. История самосвала позволяет сослаться на несколько легенд, а безупречная эксплуатация и погрузочные характеристики только подтверждают это. Различные поколения автомобилей действительно позволяют говорить о работе конструкторов и дизайнеров. Самосвал надежен (даже после десяти лет эксплуатации), вынослив, обладает отличными ходовыми, грузоподъемными и скоростными качествами.
Чрезвычайно жесткая подвеска, отсутствие комфорта и концепции эргономики кабины (как и у самосвалов Tatra T815), неказистый и непрезентабельный цвет – так можно добавить имидж автомобилям в самом начале их выпуска.
Но, несмотря на вышеперечисленные недостатки, самосвал получил высокую оценку. Созданный исключительно для коммерческих целей, автомобиль добросовестно просчитывал затраты, предлагая пользователю собственные услуги по подъему грузов до 20 тонн. Однако даже эти статистические цифры нельзя назвать точными, ведь он был способен на большее.
По дорогам общего пользования (ровное, безупречное, твердое покрытие) машина справляется с перевозкой грузов до 30 тонн. Поэтому превышение заводских показателей нежелательно, но для МАЗа это не критично. Вероятно, именно этот факт позволил марке стать чрезвычайно популярной на внутреннем рынке и в странах ближнего зарубежья.
Также вам может быть полезна статья о грузоподъемности МАЗ.
Итоги
К сожалению, даже со временем не все проблемы были решены. Скажем так, вопросы комфорта водителя остались практически на уровне десятилетней давности. Однако это только подчеркивает тот факт, что 20-тонная машина целенаправленно предназначена для спартанского труда без каких-либо излишеств и излишеств. Именно это внушает доверие к производителю. Автомобили подкупают своей простотой и надежностью.