Коробка передач Камаз

Трансмиссия машины состоит из следующих деталей и узлов:

  • силовая установка;
  • коробка передач;
  • обратный блок;
  • трехосный картер;
  • защитный кожух агрегата.

Тип и устройство коробки передач напрямую зависит от модели грузовика. На данный момент большинство автомобилей комплектуются пятиступенчатой ​​механической коробкой передач. Трансмиссия может иметь коробку передач и 10 передач. 5 скоростей в основном используются в грузовиках КамАЗ, которые работают как отдельные грузовики. 10 скоростей актуальны для огромных автопоездов, перевозящих внушительные грузы.

Коробка передач Камаз

Модели КамАЗ, на которые устанавливаются эти два типа коробок:

  • 55111;
  • 43118;
  • 4308;
  • 5490;
  • 5511;
  • 53229;
  • 53212;
  • 53205;
  • 53114;
  • 65115 и многие другие.

Десятиступенчатая коробка отличается повышенной мощностью. Он был разработан специально для транспортных средств, работающих в сложных условиях, например, на местности, непригодной для вождения, гористой местности, при перевозке крупногабаритных и массивных грузов.

Главной конструктивной особенностью этой коробки является редуктор, позволяющий работать в двух режимах, а именно: в пониженном и повышенном. Имеет улучшенный синхронизатор. Мощность передачи значительно увеличилась именно из-за делителя мод. Необходимо снизить нагрузку на двигатель, что положительно сказывается на его характеристиках и экономичности.

При движении в легком режиме рычаг делителя должен находиться в нижнем положении. Если планируется поездка с грузом, его необходимо перевести в приподнятое состояние.

Независимо от типа включенной передачи, как низкой, так и высокой скорости, использование системы сцепления обязательно. Водитель воздействует на него с помощью соответствующей педали в кабине.

Содержание
  1. Как начать движение
  2. Модификации КПП
  3. Устройство и принцип работы
  4. КПП с делителем
  5. Описание коробок передач
  6. Схема переключение передач на КАМАЗЕ
  7. Технические характеристики
  8. Делитель коробки
  9. Старт
  10. Особенности переключения
  11. Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто
  12. Правила переключения КПП в разных условиях
  13. На подъеме
  14. На спуске
  15. Обледенелые участки
  16. Занос
  17. Начало движения
  18. Переключение скоростей
  19. Задний ход
  20. Контроль уровня масла
  21. Как проверить уровень масла
  22. Замена масла
  23. Какое масло выбрать
  24. Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения
  25. Появился шум
  26. Не включается задняя и первая
  27. Выключаются (вылетают) передачи
  28. Неисправности и ремонт
  29. Как проверить уровень масла
  30. Замена масла
  31. Как снять коробку
  32. Как отрегулировать
  33. Как правильно собрать
  34. Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем
  35. Проверка сцепления
  36. Вентиляция КПП
  37. Заводская табличка
  38. Таблица: технические характеристики
  39. Управление на оледенелой дороге
  40. Ошибки и рекомендации при эксплуатации КПП
  41. Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины

Как начать движение

Вы должны начать движение этой машины на пониженной скорости. Поэтому рычаг делителя трогать не нужно. Обязательное условие – выжать педаль сцепления. Порядок переключения высшей и низшей передач на КамАЗе может различаться, в зависимости от условий окружающей среды и массы самого грузовика.

Классическая схема выглядит так:

  • сцепление выжато и включена первая передача (1В);
  • затем нужно переключиться на передачу 2В;
  • следующий шаг — включить передачу 3V. При этом скорость вращения коленчатого вала уже должна быть не менее семи тысяч оборотов в минуту.

Автомобиль начинает двигаться и постепенно ускоряется. Теперь вы можете переместить рычаг делителя в верхнее положение. Когда стрелка тахометра показывает 3000 об/мин, включается четвертая передача 4H. Затем снова снизить скорость, включить уже 4В. И на финальном этапе нужно поменять на 5Н. Если все было сделано правильно, КамАЗ уже будет в безопасном и быстром темпе.

Завести КамАЗ не так уж и сложно при соблюдении вышеперечисленных рекомендаций. Постоянная практика позволит развить мышечную память, чтобы нужные передачи включались быстро и без задержек.

Важно понимать, что расход топлива также зависит от уровня оптимизации коленчатого вала. Передачи КамАЗ включаются быстро, без лишних задержек и именно в тот момент, когда это требуется. Несоблюдение основных правил и рекомендаций приводит не только к значительному увеличению расхода топлива, но и к износу механических деталей и узлов трансмиссии.

Модификации КПП

Сводные данные из каталога производителя о применимости каждой базовой модели:

КПП 14 КАМАЗ

Снят с производства, заменен на КП 142. Тип — механический, без увеличения и уменьшения. Передаточные числа: 7,62 — 1,0.

Масса нетто, кг: 252

Применимость: 5320, 5410, 4310, 43101

КПП 141 КАМАЗ

Для автомобилей с двигателями с крутящим моментом до 850 Нм. Устанавливается на индивидуальное и автобусное шасси. Тип — механический, без увеличения и уменьшения. Передаточные числа: 5,62 — 0,724. Масса нетто, кг: 250

Применяемость: Урал 4320, КАМАЗ 43253, 43505, 4308

КПП 142 КАМАЗ

Выпускается взамен КП 14, имеет множество модификаций под обычное и однодисковое сцепление (МФЗ 430). Для автомобилей с двигателями с крутящим моментом до 850 Нм. Тип — механический, без увеличения и уменьшения. Передаточные числа: 6,38 — 0,815. Масса нетто, кг: 254

Применяемость: 43114, 43118, 43253

КПП 15 КАМАЗ

Снят с производства, заменен на КП 152. Крутящий момент до 667 Нм. Тип — механический, с делителем. Передаточные числа: 7,82 — 0,815. Масса нетто, кг: 268

Применимость: 5410, 5511, 5320, 53212, 55102

КПП 152 КАМАЗ

Выпускается взамен 15, шлицы первичного вала делителя, муфта шестерни первичного вала и синхронизатор делителя усилены производителем, применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала. Несмотря на обычную конструкцию, он расположен под однодисковым сцеплением. Есть модификация для сопряжения с двигателем ЯМЗ (на МАЗ). Крутящий момент до 850 Нм. Тип — механический, с делителем. Передаточные числа: 7,82 — 0,815. Масса нетто, кг: 272

Применяемость: 55111, 53212, 53215, 54105, 4326, 43114, 43118, 43253

КПП 154 КАМАЗ

Ориентируясь на тяговые параметры, он поддерживает крутящий момент до 1100 Нм, широко применяемый в полноприводных грузовиках повышенной проходимости 6х6. 10-ступенчатая, для однодискового сцепления, при желании может быть установлена ​​вместо коробки передач ZF 9S с заменой карданного вала и ведомого диска. Тип — механический, с делителем. Передаточные числа: 7,82 — 0,815. Масса нетто, кг: 330

Применяемость: 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605, 43114

Коробка передач ZF 16S151/16S1820 ТО

Ориентирован на шасси КАМАЗ, самосвалы и магистральные автомобили тяжелого семейства, поддерживает крутящий момент до 1850 Нм. Первоначально выпускался как модель 16С 151, в настоящее время выпускается под обозначением 16С 1820. Тип — механический, с планетарным редуктором и механическим делителем. Производитель ООО «ЗФ КАМА», сборка в Набережных Челнах. Масса нетто, кг: 290

Применяемость: 6350, 6450, 6520, 65221, 65225, 5460.

Модификации:

  • 1341.002.073 и 1341.002.074 — стандартное исполнение
  • 1341.002.075 и 1341.002.075 — герметичные

Передаточные числа

Номер переводаМеханизм
один13,74
два11.54
39,44
47,93
56,5
65,46
74,57
восемь3,84
девять3.01
десять2,53
112.07
121,74
тринадцать1,42
141,2
пятнадцать1,0
шестнадцать0,84
3X112,86
3х210,8

Коробка передач ZF 9S1310 ТО

Недорогая трансмиссия серии Ecomid, выдерживающая крутящий момент до 1300 Н·м, устанавливается на шасси, самосвалы, среднетоннажные транспортные автомобили КамАЗ. 9-ступенчатая, для однодискового сцепления, при желании может быть установлена ​​вместо 154 коробки с заменой карданного вала и ведомого диска. Тип — механический, с редуктором. Производитель ООО «ЗФ КАМА», сборка в Набережных Челнах. Масса нетто, кг: 190

Применяемость: 65115, 65116, 65117, 53605, 5308.

Стандартная модификация — 1324.001.098

Передаточные числа

Номер переводаМеханизм
Трактор9,48
один6,58
два4,68
33,48
42,62
51,89
61,35
71,00
восемь0,75
Р8,97

Устройство и принцип работы

Вот, например, как работает коробка передач Камаз (модель 154):

  • 5-ступенчатая основная коробка;
  • делитель на 2 шага или множитель;
  • схватить;
  • оси — главная, второстепенная, промежуточная;
  • синхронизаторы и шестерни;
  • картеры и привод

Принцип работы, направленный на улучшение характеристик автомобиля, увеличение скорости движения и позволяющий экономить топливо, можно представить следующим образом. При включении первой передачи механизм сцепления соединяет валы коробки передач и МКПП. Начальный крутящий момент или КМ (крутящий момент) подается от двигателя Камаз на трансмиссию. Как только скорость увеличивается, зубья синхронизатора соединяются с приводным валом двигателя внутреннего сгорания. Вращение передается на промежуточный вал коробки, коэффициент уменьшается, а число оборотов увеличивается.

Традиционная коробка передач 152 или 14 — пятиступенчатая механическая, устанавливаемая для упрощения конструкции и повышения надежности изделия.

Но есть и другие варианты:

  • 10- или 15-скоростная модель;
  • 8-ступенчатая с четырехступенчатой ​​коробкой передач и «пониженная» или 16-ступенчатая модель, применяемая на КамАЗ-65115;
  • 9-ступенчатая ЗФ со вспомогательной понижающей ступенью — полноприводные квадроциклы КамАЗ-43150, 4310, 4350 Мустанг.

коробка передач модели №14 была улучшена в последних версиях грузовика. В результате появилась новая коробка КамАЗ 154, имеющая ряд преимуществ перед старой классической «пять шагов»:

  • усиленные синхронизаторы;
  • новая шестерня в сборе;
  • модифицированная шлицевая система;
  • применение новых конических подшипников в осевых опорах;
  • отсутствие щелевого крепления;
  • увеличение высоты зубов.

перестали летать 4 и 5 передачи, как на старой КПП. Обратите внимание, что модель 154 или 15 рассчитана на работу с моторами с крутящим моментом 1100 Нм. Это модификации автомобиля Камаз 55111, 43118 и другие.

КПП с делителем

5-ступенчатая коробка передач распространена, предназначена для отдельных автомобилей. 10-ступенчатая — модернизированная камазовская коробка передач с делителем. По сути, это те же коробки, но в случае с 10-ступенчатой ​​коробкой передач добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создает 10 передних и 2 задних скорости.

Коробка с разделителем считается усовершенствованной моделью, она дает множество преимуществ:

  • меньшая частота переключений во время движения;
  • увеличенная тяга двигателя;
  • повышенный комфорт управления.

Устройство привода управления разветвителем выглядит так:

  • рычаг или кронштейн;
  • уплотнительное кольцо;
  • ось;
  • виброизолятор.

Описание коробок передач

Конструктивно десятиступенчатая трансмиссия представляет собой коробку с пятью ступенями и одним редуктором. В этой схеме используется 10 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Трансмиссия популярна, используется для установки на транспортные средства, перевозящие тяжелые грузы. Механизм получил индекс 15.

Отличительные особенности коробки КамАЗ-15:

  • Используется в паре с усиленным синхронизатором-разветвителем;
  • Обновлены и усилены пазы, из коробки удалены прижимные детали;
  • Улучшенная фиксация шестерен трансмиссии;
  • Увеличение высоты зубов.

Клапан пониженной передачи (разветвитель) КАМАЗ-15:

Клапан понижающей передачи

Пневмосистема активирует и управляет делительным устройством трансмиссии КамАЗ. От правильного использования данного агрегата напрямую зависит работоспособность и долговечность агрегата. По этой же причине осмотр трансмиссии КамАЗ проводится на специализированных станциях.

Элементы трансмиссии КАМАЗ:

  1. Кузов-фургон со встроенными осями: ведущая, ведомая, промежуточная;
  2. Шестеренчатый механизм включения реверса;
  3. Верхняя оболочка;
  4. Складной механизм смены ступеней;
  5. Силовой агрегат располагался в передней части коробки.

Схема переключение передач на КАМАЗЕ

Схема переключения коробки передач на КамАЗе имеет гораздо больше возможностей по сравнению с классическими автомобилями. Во многом это связано с установкой проставок.

Расположение шестерен на отечественных моделях КамАЗ 5320 или 6520 хорошо видно на представленном изображении, где Н — пониженный режим работы, а В — повышенный:

С точки зрения водителя, переключать передачи на КамАЗе нужно следующим образом:

  • первая передача – влево и вверх (при условии, что рычаг изначально находился в нейтральном положении);
  • вторая передача – вправо и вверх;
  • третья в центре;
  • четвертый — вверх, вправо и снова вверх;
  • пятая — внизу справа.
  • сзади — слева и снизу.

Положение рычага делителя не влияет на порядок переключения или расположение передач.

Технические характеристики

Коробка передач КАМАЗ с делителем включает в себя следующие элементы:

  • картер, в котором ведущий, ведомый и промежуточный валы собраны с шестернями;
  • аспекты;
  • синхронизаторы,
  • реверсивный блок
  • верхняя крышка коробки
  • механизм переключения передач.

Коробка передач автомобилей КамАЗ может быть пятиступенчатой ​​и десятиступенчатой. Делитель коробки передач имеет повышенную и пониженную передачи и в сочетании с основной коробкой передач позволяет получить 10 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Делительная система улучшает тяговые качества машины, облегчает управление и снижает частоту переключения передач рычагом. Передаточные числа редуктора доступны в инструкции по эксплуатации устройства.

Коробка и делитель участка

На КПП 141 КамАЗ есть выключатель света заднего хода. Для предотвращения одновременного включения 2-х передач крышка имеет шариковый замок, а от случайного включения задней передачи — предохранитель пружинного типа. Редуктор делителя весит 320 кг. Захваты расположены на кожухах осей. Они защищают коробку передач от засорения и предотвращают утечки масла. Недостаточное количество масла в коробке передач приведет к ее повреждению. При первой заправке в коробке передач должно быть 9 литров масла, при замене жидкости – 8 литров.

Технические характеристики КПП КАМАЗ-141:
Картер:

  1. Внутренний диаметр подшипника 150 мм.
  2. Диаметр отверстия вала редуктора 32 мм.

Первичный вал:

  1. Диаметр передней опорной шейки 24 мм.
  2. Задний подшипник — 59мм.

КАМАЗ-141 КПП

Выходной вал имеет следующие диаметры по деталям:

  1. Втулки четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовые подшипники — 80 мм.
  3. Втулки заднего хода — 70 мм.
  4. Внешний диаметр гильзы 72 мм.

Промежуточный вал:

  1. Диаметр шейки переднего подшипника 65 мм, заднего 49 мм.
  2. Диаметр чашки заднего подшипника составляет 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала 65 мм.
  4. Внутренний диаметр звездочки 65 мм.

Вес редуктора с делителем 320 кг.

Делитель коробки

Высокий и низкий режимы работы – особенность коробок КамАЗ. Эта специфика вызвана стремлением снизить нагрузку на силовую установку. Обычно не имеет значения, загружена машина или нет. Делитель представляет собой коробку передач, основанную на принципе механики и увеличивающую передаточные числа. Работа механизма запускается переключателем на крыльях.

Дизайн включает в себя:

Раздаточная коробка первичного вала КАМАЗ-15:

  1. Регулирующий вентиль. Деталь крепится к основанию переключателя, использует прямой и низкоскоростной режимы.
  2. Клапан, поддерживающий постоянное давление на выходе. Забирает сжатый воздух, сбрасывает давление в системе при превышении установленных показателей. Подает воздух к регулирующему клапану и делительному клапану из воздушного узла. Благодаря манипуляциям в системе управления двигателем одновременно два контура.
  3. Переключающий клапан делителя. Обеспечивает давление воздуха на устройство при выключенном сцеплении. Это включает и выключает пониженную передачу параллельно с переключением передач в трансмиссии.
  4. Механизм деления. В состав входит поршень, расположенный внутри цилиндра. Рычаг поршня соединен со штоком, прикрепленным к валу монтажной вилки. При попадании давления воздуха поршень перемещается, это меняет режим работы коробки.
  5. Воздухораспределительная трубка подает давление воздуха на монтажный цилиндр.

Старт

Начало движения начинается с самой нижней ступени. Изменение скорости осуществляется только при выжатом сцеплении, в несколько ступеней. Паттерн связан с повышением и понижением передачи, что дает возможность использовать автомобиль на разных покрытиях и местности.

Удачной схемой считается переключение 1В-2В-3В при разгоне, 4Н-4В-5Н при движении дальше. Пусковая скорость шпинделя установлена ​​на 7000 мин-1, вторая передача используется после 3000 мин-1. От строгого соблюдения режима перевозки КамАЗ 65115 и др зависит правильная работа коробки передач и ее долговечность. Правильные режимы снижают расход топлива, делают вождение экономичным и продлевают срок службы силовой установки

Особенности переключения

Если автомобиль КамАЗ едет под уклон, используйте высшую передачу. Переход с 1-й на 2-ю передачу происходит двумя щелчками ножного рычага сцепления. Маневр сопровождается добавлением газа для выравнивания оборотов коленчатого вала. При подъеме каретки скорость оси должна соответствовать 2000 мин-1 и более. Несоблюдение этого совета приведет к перегреву, а также к остановке и поломке двигателя.

Трансмиссия КАМАЗ отличается качеством, надежностью и курсовой устойчивостью при эксплуатации. Разделение коробки на два режима используется для облегчения движения двигателя при разной транспортной нагрузке. При трогании с нагруженным автомобилем применяется более высокая скорость, обеспечивающая скорость вращения вала 2600 мин-1.

Переключение передач на КамАЗе (ZF):

Коробка передач Камаз

Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто

Чтобы запустить двигатель большегрузного автомобиля, необходимо сначала детально разобраться в схеме коробки передач КамАЗ, которая немного отличается от обычной схемы коробки передач легковых автомобилей. Единственное, что похоже на такие автомобили, это то, что при запуске двигателя и попытке тронуться с места обязательно выжимается педаль сцепления. После этого КамАЗ должен переключать передачи в несколько этапов. В качестве примера приведем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:

1. Первая «Б».

2. Вторая «Б».

3. Третье «Б».

4. Переключаемся на второстепенную «Н» и переходим на четвертую передачу.

5. Возвращаемся к начальному «В», но при этом остаемся в четвертом.

6. Включите «H» и перейдите на последнюю пятую передачу.

7. Возвращаемся к облегченной версии «В» и продолжаем с пятой.

Дизель КамАЗ
Как видите, главной особенностью вождения с дизельной коробкой передач КамАЗ является необходимость легкого трогания с малых оборотов и плавного набора скорости. Если речь идет о сложных условиях вождения или большой нагрузке на сам автомобиль, то хотя трогание с места все равно нужно будет производить с последовательным переключением с первой на пятую передачу, первые четыре передачи рекомендуется включать на тяжелой второстепенной Режим «Н».», после чего четвертая переводит передачу в режим «В», переключается на пятую «Н» и, при возможности, снова переключается на «В». Однако все это необходимо делать с учетом следующих рекомендаций:

1. Перед поездкой на КамАЗе обязательно разогнать коленчатый вал двигателя автомобиля до 7 тысяч оборотов в минуту.

2. Переключение на вторую передачу возможно только после того, как тахометр зафиксирует 3 тыс об/мин (его стрелка показывает цифру «3»).

Важно! Правильный запуск и вождение КамАЗа является не только залогом слаженной работы трансмиссии грузового автомобиля, но и позволяет его владельцу и водителю существенно экономить топливо.

Правила переключения КПП в разных условиях

Для правильной работы трансмиссии КАМАЗ недостаточно уметь заводить и продолжать движение. Чтобы во время использования редуктора с агрегатом не возникло проблем, необходимо соблюдать правила. Ошибки, допущенные во время работы, могут привести к серьезным неисправностям.

На подъеме

Как поменять коробку передач на КамАЗе

Как переключать передачи на КамАЗе при движении в гору

Движение в отечественном грузовике при поднятии должно осуществляться с большей скоростью. Чтобы переключиться с первой на вторую, водитель должен дважды выжать сцепление. Учтите тот факт, что вы должны одновременно нажимать педаль акселератора, а также педаль подачи топлива. Эти действия важны, так как помогают стабилизировать работу коленчатого вала в целом. Во избежание проблем в работе агрегата не следует при подъеме снижать обороты двигателя менее чем на две тысячи. Это приведет к тому, что двигатель автомобиля заглохнет. Также такая езда способствует повышению рабочей температуры силового агрегата, а это может привести к его поломке.

Ездя таким образом, можно добиться максимальной курсовой устойчивости. Благодаря принципу разделения схемы трансмиссии на два режима облегчается работа двигателя. Причем независимо от того, загружена машина или нет.

На спуске

Если вы едете под гору, вам не нужно глушить двигатель. Когда двигатель выключен, рулевое колесо будет заблокировано. А это приведет к аварийной ситуации на дороге. При движении вниз по склону не выключайте вспомогательный тормоз и не выжимайте педаль сцепления до упора. В более новых версиях грузовиков используются усовершенствованные трансмиссии, что позволило инженерам добиться снижения нагрузки на основные части коробки передач. Поэтому при езде в критических условиях и на склонах двигатель автомобиля не будет изнашиваться.

В грузовиках КамАЗ используется двухступенчатая тормозная система. То есть кроме торможения силовым агрегатом есть дополнительная система остановки двигателя. Если вы едете под уклон с активным усилителем торможения, вы не можете выжать сцепление и переключить передачу.

Как поменять коробку передач на КамАЗе

Схемы главной и раздаточной коробки КамАЗ

Обледенелые участки

Вождение грузовика в обледенелой местности должно осуществляться с максимальной скоростью и запасом хода. При торможении используйте активную вспомогательную систему остановки двигателя внутреннего сгорания. Если торможение экстренное, водитель должен остановить колеса прицепа. Если не учесть этот момент, попадешь в занос. Снижать скорость силового агрегата рекомендуется только в исключительных случаях. Потому что это приводит к ускоренному износу двигателя, но значительно сокращается тормозной путь. При торможении не допускайте пробуксовки колес. Чтобы этого избежать, нужно вовремя отключать пониженную скорость, это приведет к падению частоты вращения коленчатого вала.

Занос

При заносе соблюдайте главное правило: не выжимайте сцепление, иначе ситуация ухудшится. В автомобилестроении инженеры реализовали схему, по которой автомобиль может двигаться с наибольшей автономностью. Благодаря этому можно добиться курсовой устойчивости при движении по любой дороге. Если во время движения происходит занос, руль автомобиля необходимо повернуть в его сторону. То есть, если машину заносит влево, руль тоже поворачивается влево.

Если грузовик начал буксовать, нужно как можно быстрее прекратить движение и немедленно отключить межосевой дифференциал. Вы можете увидеть переключатель для выключения на приборной панели. При выключенном дифференциальном мосту на компьютере появится соответствующий индикатор. После этого начало движения осуществляется на более высокой скорости – со второй передачи. При проезде труднодоступного участка дороги не забудьте включить дифференциал (видео снято и размещено Владимиром Никоновым).

Начало движения

Прежде чем начать движение, нужно нажать на пониженную скорость. Переключение передач должно производиться только при выжатой педали сцепления. Схема переключения передач основана на ступенчатом переключении передач. Чтобы начать движение в грузовике, нужно провернуть коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания.

Вторую передачу следует включать, когда стрелка тахометра достигает отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой способ переключения передач продлит срок службы коробки передач и снизит расход топлива.

Переключение скоростей

Рассмотрим порядок передач после того, как автомобиль уже начал движение. Когда КамАЗ разгоняется, то порядок переключения передач: 4Н — 4В — 5Н. Для включения 2 скорости необходимо, чтобы частота вращения коленчатого вала увеличилась до 3000 об/мин по показаниям тахометра. Функции коленчатого вала являются основными.

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, вы должны перевести переключатель в нижнее левое положение. Нельзя включать заднюю передачу во время движения машины. Для включения заднего хода необходимо сначала полностью остановить агрегат, а затем выполнить маневр.

Контроль уровня масла

Объемы заправки указаны на заводской табличке, расположенной сбоку редуктора. Перед наполнением емкости мусор сливают, через отверстие заливают трансмиссионную жидкость. Проверка уровня масла осуществляется следующим образом: уровень считается правильным, когда он достигает нижней кромки контрольного отверстия или когда из него выходит материал.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяется следующим образом. Вывернуть пробку из картера. При проверке необходимо установить картерный указатель в отверстие до упора. Слив картерного масла десятиступенчатой ​​МКПП осуществляется через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части корпуса редуктора и третье — делитель. Из картера пятиступенчатой ​​коробки передач дренаж осуществляется через 2 отверстия.

Замена масла

Для замены масла необходимо промыть картер коробки передач моторным маслом. Очистите магнитные пробки от металлических частиц и залейте масло до верхней линии указателя. Уровень масла измеряется через 5 минут. При движении автомобиля коробка передач должна работать без запинок, передачи должны переключаться свободно и быть жестко зафиксированными. Громкий шум может указывать на износ подшипника вала, недостаточный уровень масла или плохую смазку картера.

Какое масло выбрать

Коробки ZF 9S1310 ITV и ZF 16S151 подходят для масла, соответствующего перечню смазочных материалов TE-ML 02. Его можно найти на всех точках ITV компании. Производитель рекомендует использовать трансмиссионное масло ZF-Ecofluid M.

Объем масла в коробке ZF 9 – 9 литров, в КамАЗ ZF 16 при штатной установке – 11 литров, при замене – 8 литров.

Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения

Износ механизмов – самая распространенная неисправность коробки передач автомобиля Камаз. Как правило, чаще всего страдают подшипники и шестерни, так как они постоянно находятся под нагрузкой, двигаются и трутся. Ремонт в этом случае предполагает замену этих деталей.

На примере кадра 152 рассмотрим, как ведет себя проблемный кадр:

  • шумы и стуки усиливаются;
  • самопроизвольно вылетают передачи;
  • механизм с трудом включается;
  • скорость фиксируется в одном положении.

Ремонт всегда предполагает разборку и разборку агрегата с последующим выявлением дефектов. Меняются проблемные и изношенные элементы, корректируются параметры. Масло надо обновить. Затем, после того как коробка передач собрана и установлена ​​на место, проводится проверочный тест-драйв.

Появился шум

Как правило, когда выжимаешь сцепление, гул пропадает. Обычно это происходит при износе подшипника первичного вала. Коробка шумит почти на всех передачах, кроме пятой. Со временем шум становится громче.

Причиной воя может быть не только коробка передач, но и сцепление. Поэтому после снятия корпуса перед его разборкой желательно проверить устройство. Нам нужно запустить двигатель. Если слышен металлический дребезжащий звук, изношены дисковые пружины корзины или другая неисправность сцепления.

Не включается задняя и первая

Резкое переключение на заднюю и первую передачу может указывать на то, что сцепление включено. Другими словами, диск изнашивается, ухудшается посадка и работоспособность узла. Что касается проблем в самой коробке, то возможен износ синхронизаторов, на переднюю передачу. Еще одна причина – отсутствие масла в коробке.

Если на стоящем автомобиле и заглушенном двигателе сложно переключать передачи, то неисправность однозначно в механизме выбора передач коробки передач. Он сломан или неправильно установлен.

Выключаются (вылетают) передачи

Данная неисправность связана с механизмом переключения передач. Возможно износились вкладыши вилки, разболтались их защелки. Часто это происходит при длительной езде в гору. Автомобиль, как правило, должен быть загружен, и нужно включать низшие передачи – первую или вторую. Причина скорее всего в износе синхронизаторов. Коронки, возможно, стерлись на зубах, поэтому скорость удалена.

Своевременно меняйте трансмиссионное масло, периодически проверяйте работу сцепления, меньше нагружайте автомобиль! Так что Камазу не страшна никакая дорога.

Неисправности и ремонт

Ремонт коробки передач состоит из разборки узла, диагностики, ремонта или замены изношенных деталей. После восстановления механизма производится повторная сборка узла и проверка работы системы. Можно обратиться в сервисный центр, но ремонт раздаточной коробки лучше сделать своими руками.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяется следующим образом. Вывернуть пробку из картера. При проверке необходимо установить картерный указатель в отверстие до упора. Слив картерного масла десятиступенчатой ​​МКПП осуществляется через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части корпуса редуктора и третье — делитель. Из картера пятиступенчатой ​​коробки передач дренаж осуществляется через 2 отверстия.

Замена масла

Для замены масла необходимо промыть картер коробки передач моторным маслом. Очистите магнитные пробки от металлических частиц и залейте масло до верхней линии указателя. Уровень масла измеряется через 5 минут. При движении автомобиля коробка передач должна работать без запинок, передачи должны переключаться свободно и быть жестко зафиксированными. Громкий шум может указывать на износ подшипника вала, недостаточный уровень масла или плохую смазку картера.

Техническое обслуживание КПП

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Нужно снять передачу. Для этого откручиваем 4 гайки крепления.
  2. Снимите блок питания.
  3. Удалите загрузочный носитель.
  4. Отсоедините трубку, идущую к редуктору.
  5. Снимите рычаг переключения передач.
  6. Между маховиком и поддоном двигателя ставится домкрат, а двигатель демонтируется через деревянную подставку.
  7. Отверните гайки на задней траверсе и снимите ее.
  8. Снимите толкатель.
  9. Ослабьте болты крепления выпускного кронштейна.
  10. Прикрепите подъемник к болтам и затяните.
  11. Отвернуть гайки крепления боковых подушек двигателя.
  12. Открутите болты, крепящие коробку передач к двигателю.
  13. Поднимите подъемник, отведите редуктор от двигателя к выходу входного вала коробки передач.
  14. Вытяните коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать коробку передач, провести дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, замените их новыми. Шпунтовые соединения должны быть без дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменять после осмотра места их установки на предмет износа или защемления роликов.

Заменены подшипники валов, так как в результате пробоя и попадания в масло металлической стружки повреждаются точки качения подшипников, что может привести к поломке коробки передач. Осмотрите шестерни, выявите повреждения, износ зубьев шестерен. Конические втулки синхронизатора не должны деформироваться или изнашиваться. Направляющие валы не должны провисать. На растяжках не должно быть никаких повреждений.

Как правильно собрать

Монтаж КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал установлен в картере коробки передач. Установлены подшипники: передние и задние сферические ролики. Прикрутите опорную шайбу. Закрепите его гайкой и закройте заднюю крышку кронштейна сферического подшипника. Установите прокладки. Шпиндель должен легко вращаться, не должно быть заклинивания заготовки при движении.

Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем

Для ремонта коробки передач КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Анализ включает в себя следующие этапы:

  • чтобы разобрать коробку, нужно сначала разобрать воздушный выключатель, открутить крепления;
  • снимите ролик и вилку переключения передач;
  • следующий шаг – разобрать вилку и вал выжимного устройства, а также синхронизатор;
  • затем нужно открыть крышку заднего подшипника, открутив фиксирующие ее винты;
  • снимите подшипник и вал;
  • кроме того, чтобы открыть доступ к мультипликатору коробки передач, потребуется снять шайбу опорного ролика, металлический стакан и подшипник ведомого вала;
  • с помощью резинового (не металлического) молотка или деревянного бруска нужно аккуратно вынуть подшипник из картера редуктора, стараясь не раздавить деталь;
  • затем необходимо снять муфту и гайки нагнетания масла соответствующими ключами;
  • последним этапом разборки узла является снятие подшипника качения, втулки и ведущей шестерни редуктора.

Далее необходимо осмотреть все детали и заменить изношенные, а затем собрать устройство, следуя приведенным выше инструкциям в обратном порядке.

Кассовый аппарат

Проверка сцепления

Чтобы синхронизаторы в коробке работали долго, сцепление тоже должно работать плавно. Чтобы проверить это, сделайте следующее:

  • Выжмите сцепление на холостом ходу.
  • В течение 20 секунд медленно и осторожно включите задний ход.

Если при этом слышен дребезжащий звук, то следует отрегулировать сцепление или полностью проверить его работоспособность.

Вентиляция КПП

Потому что при движении автомобиля в коробке передач масло нагревается, и тогда внутри создается более высокое давление. Для сброса избыточного давления в верхней части корпуса коробки имеется специальное вентиляционное отверстие. Периодически проверяйте его на предмет чистоты.

Заводская табличка

Идентификационная табличка находится на верхней части картера коробки передач. Оттуда вам обычно понадобятся только три позиции:

  1. Номер контрольной точки согласно спецификации.
  2. Тип КПП.
  3. Серийный номер КПП.

Таблица: технические характеристики

Типмеханическая 3-ходовая 10-скоростная
Картер сцепления21.1600010 Сакс МФЗ 430, 17.1601008-10
Количество передач и передаточные числа1Н-7,82; 1Б-6.38; 2Н-4,03; 2Б-3,29; 3Н-2,5; 3В-2,04; 4Н-1,53; 4В — 1,25; 5Н-1; 5В — 0,815; 3ХН-7,38; 3XV — 6.02

Управление на оледенелой дороге

Особенностью езды по обледенелым дорогам является использование цепей на колесах автомобиля. Меры повысят коэффициент сцепления с дорогой.

Рассмотреть возможность:

  • Держитесь на расстоянии, оставляйте место для маневра;
  • При торможении используйте вспомогательную тормозную систему;
  • Помните, экстренное торможение на КамАЗе приводит к блокировке колес прицепа.

Экстренное торможение не рекомендуется, так как это приведет к заносу и неконтролируемому движению. При заносе держите ногу на педали сцепления, поворачивайте руль в сторону заноса, это выровняет машину.

Ошибки и рекомендации при эксплуатации КПП

Еще об ошибках, которые нельзя допускать при эксплуатации вариатора КамАЗ:

  1. При переключении передач выжимайте педаль сцепления до упора. Если систематически не соблюдать это правило, синхронизаторы коробки передач будут быстрее изнашиваться.
  2. Переключение с высокой скорости на низкую не допускается. В частности, переключаться с пятой на восьмую передачу с первой на четвертую при скорости движения более 30 км/ч. В противном случае синхронизатор коробки передач быстро выйдет из строя.
  3. Если вам нужно переключиться с высокой на низшую передачу, вы должны действовать последовательно, то есть нельзя прыгать. В случае перехода от низкого к высокому такое изменение возможно.
  4. Не рекомендуется полностью охватывать селектор коробки передач при переключении с одного диапазона передач на другой. Процедуру замены рекомендуется проводить с открытой ладонью. Сила, действующая на рычаг, может сбить настройку и быстро вывести селектор из зацепления.
  5. Если необходимо перейти из первого нейтрального положения во второе, то действовать необходимо легким ударом раскрытой ладони. При выполнении этого маневра не обязательно включать сцепление. Поэтому демультипликатор изменен.
  6. При движении на нейтрали не допускается перемещение рычага влево и вправо для поиска «нейтрали». Трансмиссии КамАЗ имеют кронштейны, предназначенные для фиксации рычага коробки передач в нейтральном положении. Эти элементы устанавливают его между скоростями 3 и 4 в нижнем диапазоне и между 5 и 6 в верхнем диапазоне.
  7. Катиться вниз по склону запрещено. Масляный насос коробки передач вращается во время движения за счет движения входного вала коробки передач. Если транспортное средство движется накатом, силовой агрегат работает на холостом ходу, а насосное устройство — на малых оборотах. В результате получаемого давления недостаточно для качественной обработки подшипников смазкой. При отсутствии последнего элементы быстрее перегреваются и в результате износа выходят из строя.
  8. Не допускается буксировка автомобиля при соединении карданного вала трансмиссии с приводным валом или раздаточной коробкой. При несоблюдении этого правила быстрее изнашивается масляный насос агрегата из-за отсутствия смазки.
  9. При запуске силового агрегата буксировкой можно использовать только передачи повышенного диапазона.
  10. После остановки двигателя и перед тем, как оставить автомобиль на стоянке, необходимо перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение.
  11. Включение задней передачи допускается после полной остановки автомобиля и снижения оборотов холостого хода до минимального значения. Активация должна происходить через десять секунд после выключения сцепления.
  12. Если автомобиль застрял в снегу или грязи, единственным способом решения проблемы является движение на второй передаче на высокой скорости.

Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины

В грузовиках, соответствующих нормам Евро 4-6, используется метод нейтрализации воздействия выхлопных газов на природу. Для этого в специальный бак заливается мочевина, которая затем впрыскивается в выхлопную систему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector