Генератор представляет собой сложное техническое оборудование, поэтому процедуры диагностики, замены деталей, очистки и регулировки необходимо проводить в специализированных сервисных центрах. Спектр возможных неисправностей широк и может появиться из-за различных факторов. Перед разборкой специалисты отключают аккумулятор во избежание травмоопасных ситуаций. В ходе ремонтных работ производится замена изношенных расходных материалов и удаление загрязнений с поверхностей механизмов.
- Снятие генератора КАМАЗ
- Ремонтные работы
- Как проверить реле регулятор генератора Камаз?
- Какой генератор установлен на КАМАЗ
- Описание устройства
- Принцип работы
- Выполняемые функции
- Технические параметры
- Компоненты устройства
- Оригиналы и аналоги, цена, артикулы
- Характерные причины выхода из строя ГУ на КАМАЗ
- Неисправности и ремонт
- Как проверить
- Как заменить ремень
- Как снять
- Замена и ремонт генератора на КАМАЗ
- Схема подключения
- Основные проверки без демонтажа генератора
Снятие генератора КАМАЗ
Процедура разборки генератора должна выполняться лицом, квалифицированным для выполнения всех рекомендуемых работ по устранению неисправностей и ремонту генератора. Снятие привода происходит следующим образом:
- Снимаются элементы, фиксирующие щеткодержатель, затем выкручиваются винты, фиксирующие крышку шаровой опоры.
- Статор и тросы обмотки статора разбираются.
- Мастер снимает крепления шкивов для быстрого и беспроблемного снятия. Шкив, шплинт, вентилятор и втулка снимаются.
- С помощью съемника снимается крышка генератора со стороны трансмиссии.
- Генератор снят с автомобиля.
Ремонтные работы
После снятия генератора специалисты приступают к осмотру его узлов для диагностики и последующей замены неисправных и изношенных элементов. Все механизмы делятся на с обмоткой и без нее. Детали первой группы моют, а второй протирают ветошью, смоченной в бензине. После этого их сушат, выравнивают, разглаживают, устраняют недостатки и возвращают на привычные места. При необходимости поврежденные механизмы заменяются.
Специфика обслуживания и ремонта сложных систем грузовиков КАМАЗ на специализированных станциях заключается в том, что мастера максимально точно определяют проблему и используют для замены оригинальные или качественные комплектующие-аналоги.
Автоматическое снятие генератора чревато неприятными ситуациями и непредвиденным появлением дефектов, которые трудно устранить без посторонней помощи. Во избежание лишних затрат стоит доверить эти работы специалистам профессиональных мастерских.
Сервисный центр Альфа-авто предлагает свои услуги в области своевременного обслуживания, ремонта систем автомобиля и замены расходных материалов.
Как проверить реле регулятор генератора Камаз?
Генератор в автомобиле КАМАЗ служит источником выработки электрического тока (далее — ИТ) при работе силового агрегата. ИТ состоит из двух основных элементов: статора и ротора.
Стандартное расположение: перед двигателем. Крепление на трех металлических ножках к корпусу. Генераторная установка (далее ГУ) приводится в движение клиновидными ремнями (всего два). Оба должны быть из одного и того же расчета, иначе устройство не будет работать должным образом.
В силу различных обстоятельств, в том числе систематической эксплуатации, ГУ и его элементы выходят из строя. Восстановить работоспособность агрегата своими руками крайне сложно, особенно без опыта. По этой причине на первых порах используются методические рекомендации, помощь специалистов СТО.
Какой генератор установлен на КАМАЗ
Внутри ГУ установлены катушки в количестве 18 штук. Материал медь, способ соединения звезда. Ротор представляет собой стальной вал, на заднюю поверхность которого запрессованы магнитопроводы, между которыми установлена медная обмотка.
К кольцам вала приварены выводы обмотки возбуждения, медные и графитовые щетки. После включения зажигания ток от аккумулятора проходит через щетки, обмотку, образуя магнитное поле.
Таким образом, ротор приводится в движение и переменный ток через катушки преобразуется в постоянный.
На корпусе щеткодержателя есть два положения: «L» и «Z», что означает переход на лето и зиму. Зимой выходное напряжение на 3,0 В выше, чем летом. Это связано с температурным режимом, что необходимо для улучшения зарядки аккумулятора.
На задней части ГУ два вывода с обозначением «+» и «-«. Соответственно к аккумулятору подключаются клеммы с указанной полярностью.
Для раскрутки ГУ нужна батарейка. Когда фактическое напряжение во время работы агрегата выше, чем напряжение аккумуляторной батареи, генератор начнет распределять мощность между потребителями аккумуляторной батареи. За счет этого текущая мощность бортовой сети держится в определенном диапазоне.
Описание устройства
Генераторная установка является одним из основных узлов автомобиля. Обеспечивает питание однопроводной электрической цепи автомобиля при работающем двигателе. В его конструкцию входит генератор и регулятор напряжения (автор видео yuriy s).
Агрегат расположен над двигателем в передней части. Стоит на 3 ножках. Две из них крепят устройство к опоре, третья ножка служит креплением к натяжной планке. Приводится клиновыми ремнями. Они должны иметь номинальное напряжение, иначе устройство не будет эффективно работать. Поэтому на грузовики КАМАЗ устанавливаются два ремня.
Принцип работы
Напряжение аккумуляторной батареи передается на обмотку возбуждения благодаря щеткам и токосъемным кольцам до тех пор, пока переключатель приборов включен, а стартер находится в положении «I» или «II». Вокруг него возникает магнитное поле, поэтому на роторе появляются плюс и минус, соответствующие южному и северному полюсам. Когда ротор начинает работать, магнитный поток изменяется одновременно с ним. Он проходит через обмотки катушек статора, в которых возникает переменный ток, поступающий в выпрямительный блок. На блоке он становится постоянным.
Выполняемые функции
Для запуска генераторной установки вам понадобится аккумулятор. Когда напряжение, генерируемое при работе агрегата, превысит напряжение аккумуляторной батареи, агрегат начнет подавать питание потребителям и заряжать аккумулятор.
Благодаря регулятору напряжения и генератору напряжение бортовой сети держится в допустимых пределах.
Технические параметры
Генераторная установка Г273-А имеет номинальное напряжение 24 В и мощность 800 Вт. Номинальное напряжение генератора Г288 28 В, мощность 1000 Вт. Генератор Г288 устанавливается на КАМАЗ 5320. Есть и другие модели генераторов.
Компоненты устройства
Основными элементами генератора являются статор (2) и ротор (5). Кроме того, в конструкцию входят крышки (8), комплект щеток (1) и блок выпрямителя. На 2-х шарикоподшипниках вращается вал, на котором расположена обмотка возбуждения. На одном конце вала находятся контактные кольца, соединенные с обмоткой, на другом конце вентилятор (6) и двухпроволочный шкив (4). Щетки скользят по кольцам. Блок выпрямителя и щетки расположены в крышке.
Регулятор напряжения оснащен сезонным выключателем. При температуре ниже нуля градусов переключатель занимает крайнее правое положение, при температуре выше нуля — крайнее левое.
Оригиналы и аналоги, цена, артикулы
Имя / серийный номер | Цена в рублях |
Камаз-4310 (1322-3771 Прамо) | От 4500 |
Камаз, Маз (Ржев) 1312-3771 Евро 2 (65116, 65111, 65117) | От 4200 |
ГУ 6562 (90А) на 4310, Камминз (6520, 6500) | От 5500 |
Г273 В1 (45А) ЗИТ Г273В1-3701 | От 4300 |
Г273 В1 (45А) КАМАЗ 5320 | От 4000 |
Г273 В1 (50 А) (Самара) КЗАТЭ Г273В1 | От 3700 |
Г273 В2 (50 А) (Самара) КЗАТЭ Г273В2 | От 4200 |
Г288-О (47 А) в 4310 (Самара) | От 5200 |
ГУ 6582 (80 А) Евро 3 (65115) | От 6900 |
ГУ Евро-1 (80А) 4001-3771-40 | От 9500 |
ГУ Евро-2 (80А) 4001-3771-53 | От 7500 |
Ремень 5490 (653974-02) Евро 4 (4308) | От 670 до 700 |
*цены указаны с июля 2021 года |
Характерные причины выхода из строя ГУ на КАМАЗ
Причинами сбоев являются:
- недостаточное натяжение приводного ремня;
- загрязнение контактов в кольцах;
- механическое повреждение выпрямительного блока;
- чрезмерный износ щеток;
- засорение (замерзание) щеток;
- короткое замыкание в обмотке;
- обрыв цепи питания;
- неисправный регулятор напряжения;
- износ подшипников качения;
- ослабленное крепление шкива;
- лопасти вентилятора повреждены.
Неисправности и ремонт
Ремонт генераторной установки необходим в следующих случаях:
- Амперметр дает показания разрядного тока при минимальной частоте вращения коленчатого вала. В этом случае рекомендуется отрегулировать натяжение приводного ремня, осмотреть кольца и прочистить их ветошью, смоченной в керосине или бензине. Также следует проверить высоту щеток. Он не должен превышать 1 см.
- Неисправность в корпусе выпрямительной группы. В этом случае нужно заменить блок на новый.
- При возникновении короткого замыкания в роторе необходимо заменить роторный механизм.
- При плохом контакте в цепи возбуждения или проскальзывании ремней очистите щеткодержатель, проверьте его размеры и состояние. Также следует осмотреть ремни и заменить их (если они повреждены).
- Колебания зарядного тока. Необходимо очистить щеткодержатель, осмотреть пружинные механизмы, отрегулировать натяжение ремней и сборку генераторной установки автомобиля.
- Зарядный ток слишком велик. В этом случае нужно устранить короткое замыкание в цепи или заменить регулятор.
- Повышенный уровень шума при работе. Затяните гайки шкива и замените подшипник. Необходимо осмотреть весь механизм и выправить погнутые места.
- Перегрев подшипника. Осмотрите ремень вентилятора; при необходимости отрегулируйте натяжение.
Как проверить
Проверка генераторной установки:
- Омметром измерьте сопротивление обмотки возбуждения механизма.
- Если результаты не находятся в диапазоне от 5 до 10 Ом, проверьте, не разомкнута ли обмотка.
- Подключите один щуп омметра к контактному кольцу статора, а второй к корпусу статора. Проверьте сопротивление изоляции генератора и роторного механизма.
- Переключите омметр в режим проверки диодов.
- Подсоедините положительную клемму счетчика к центральной рейке.
- Подключите отрицательную клемму к выходу тестируемого диода.
- Поменяйте местами клеммы. Показатели должны стремиться к нулю.
- Взгляните на кисти. Они не должны выступать из опоры более чем на 0,5 см.
- Подсоедините положительную клемму к выходу устройства, а отрицательную клемму к заземлению выхода.
- Подключите устройство управления к щеткам.
- Подайте напряжение (13 В). В это время должно включиться управляющее устройство. При повышении напряжения до 15В устройство должно отключиться.
Как заменить ремень
Если во время работы слышно шипение или странный шум, это означает, что требуется замена деталей ремня; ремень или лямки меняются следующим образом:
- Автомобиль устанавливается на специальную платформу.
- Остановите двигатель, дайте двигателю остыть.
- Отсоедините отрицательный кабель от клеммы аккумуляторной батареи.
- С помощью специального оборудования ослабляется напряжение привода генераторной установки.
- Ослабьте натяжение фиксирующего болта и снимите изношенный ремень.
- Установите новые ремни.
- Поворачивая фиксирующий болт, отрегулируйте необходимое натяжение.
- Затяните все болты и гайки. Прогиб при нажатии на правильно натянутый ремень должен быть в пределах от 0,6 до 1 см.
- Установите требуемое напряжение привода генератора в соответствии с руководством пользователя.
- Установите на место отрицательную клемму клеммы аккумулятора.
- Запустите двигатель и проверьте работу новых ремней.
Как снять
Для проведения этой процедуры вам потребуются следующие инструменты:
- ключи;
- отвертка;
- съемное специальное оборудование.
Чтобы снять генератор Евро-3, нужно:
- Отверните крепежные винты механизма щеткодержателя.
- Снимите щеткодержатель.
- Ослабьте болты крепления крышек шаровых опор.
- Снимите боковую крышку контактного кольца вместе со статором.
- Отсоедините выводы фазы обмотки возбуждения от выводов блока выпрямителя.
- Снимите статор.
- Отверните гайки, удерживающие шкив, и снимите его.
- Снимите вентилятор, сегментную шпонку и втулку.
- Используя специальное оборудование, снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником и вентилятором.
- Снимите генераторную установку с автомобиля.
Если на КамАЗе пропал груз, это может произойти по следующим причинам:
- Обрыв электропроводки
- Обрыв ремня генератора
- Короткое замыкание в жгуте проводов
- Слабое натяжение ремня генератора
- Неисправный генератор
- Плохая батарея
Причины | Методы удаления |
Коленчатый вал вращается с номинальной частотой, а амперметр показывает разрядный ток | |
Слабое натяжение приводного ремня | Потяните за ремень. |
Грязь на контактных кольцах | Протрите бумажным полотенцем, смоченным в бензине. |
Неисправность в блоке выпрямителя | Замените блок. |
Застрявшие щетки, изношенные щетки | После снятия щеток нужно проверить их размер. Если высота меньше 10 мм, щетки подлежат замене. Без загрязнений. |
Закороченная обмотка статора | Статор меняется. |
Цепь привода разомкнута | Проверните цепь и отремонтируйте обрыв. |
Обрыв или короткое замыкание обмоток ротора | Замена ротора целиком. |
Регулятор напряжения не работает | Замените на правильный. |
Высокий зарядный ток | |
Короткое замыкание в цепи или щеточном узле | Восстановление цепи. |
Регулятор не работает | Замените регулятор новым устройством. |
Колеблющийся зарядный ток | |
Подвесные щетки, проскальзывание ремня | Отрегулируйте ремень, очистите щеткодержатель, измерьте высоту щеток. |
Подшипник перегревается | |
Тугой ремень | Отрегулируйте натяжение. |
Повышенный шум при работе генераторной установки | |
Изношенный подшипник | Замените деталь. |
Плохо собранный шкив | Затяните фиксирующую гайку. |
Изогнутый вентилятор | Замените его новым. |
Замена и ремонт генератора на КАМАЗ
- набор инструментов, ключей, головок, ручек;
- «краб» для проверки степени натяжения приводных ремней;
- монтажный лист;
- отвертка с плоским наконечником и Phillips.
Пошаговая инструкция по замене источника напряжения:
- Фиксируем транспортное средство на ровной площадке.
- Включите стояночный тормоз.
- Выключаем зажигание.
- Отсоедините клеммы аккумулятора.
- Переворачиваем кабину, выдерживаем ее струбцинами.
- Отсоедините «+» и «-» от генераторной установки.
- Откручиваем стяжной болт кронштейна опоры на 2-3 оборота.
- Опускаем ГУ, вынимаем из пазов ремни передаточных механизмов.
- Отворачиваем шпильки, откручиваем стяжной болт.
- Извлекаем ГУ из привычного места.
Далее проводим комплексную профилактику оборудования, очищаем составляющие его элементы от грязи, пыли, продуваем струей сжатого воздуха и просушиваем.
При необходимости заменяем изношенные элементы на новые и выявляем неисправные. Генератор подлежит замене комплектом, если в его корпусе обнаружены трещины, сколы или разрывы.
Запрещается дальнейшее использование оборудования, если оно неисправно.
Схема подключения
Установка ИТ своими руками:
- Закрепляем ГУ на опорных кронштейнах, надеваем шпильку, пружинную шайбу.
- Вставляем ремни в прорези.
- Вкручиваем болты крепления, до упора не затягиваем.
- Поднимаем корпус ГУ, затягиваем болты, удерживающие планку.
- Натягиваем разъемную опору.
- Затягиваем крепеж генератора динамометрическим ключом с усилием 39,0 Нм.
- Проверьте прогиб ремня. Диапазон не должен превышать 15 — 20 мм.
- Подводим силовые кабели, проверяем подключение.
- Оставляем такси.
- Ставим клеммы аккумулятора.
Основные проверки без демонтажа генератора
Описанные ниже процедуры выполняются на прогретом двигателе, работающем на холостом ходу в течение 10–15 минут. Основная проверка основана на том, превышает ли напряжение, получаемое от генератора, напряжение аккумулятора (необходимое условие для подзарядки). Для этого выключите двигатель и с помощью мультиметра, переведенного в режим работы с постоянным напряжением (предельное 20 В или около него), измерьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Затем запускается двигатель, проводится второе измерение и сравниваются результаты. Если изменений нет, генератор неисправен.
Направлена вторая группа испытаний, для чего продолжают контролировать выходное напряжение генератора мультиметром. Его показания при работающем двигателе составляют 14 В. При увеличении скорости вращения шпинделя напряжение увеличивается, но не более чем на 0,5 — 0,7 В. При нарушении этого условия производятся более подробные проверки, процесс которых описан здесь. Для проверки генерируемого тока скорость двигателя увеличивают до средней. Токовые клещи подключаются к мультиметру, прибор переходит в режим измерения постоянного тока, провод от выхода генератора закрывается рабочим органом клещей.
Далее последовательно включаются потребители электроэнергии (фары, отопитель салона и т д.) и фиксируются показания прибора. Затем одновременно включают ранее использовавшиеся потребители и сравнивают показания мультиметра с суммой зарегистрированных значений. Разница не должна превышать 5 А, иначе генератор считается неисправным мультиметром или методом маркировки лампочки на отсутствие пробоя диодов и обрывов в проводниках. Диагностика диодного моста проводится на двигателе или после демонтажа генератора.