Как правильно переключить КПП на КАМАЗе

В любом автомобиле коробка передач является одним из основных агрегатов. А если речь о КамАЗе, то это тоже сложный аппарат. Этот материал позволит вам разобраться в конструктивных особенностях, а также о том, как переключать передачи на КамАЗе и чего делать нельзя.

Устройство КПП

В зависимости от модели автомобиля, в новом КамАЗе схема управления и расположение шестерен трансмиссии могут отличаться. Отечественные грузовики могут комплектоваться коробками передач двух типов. Разница в том, что одни коробки передач имеют пять передач, а другие десять. Эти модели называются 14 и 15. Пятиступенчатые трансмиссии обычно устанавливаются на автомобили, которые используются как автономные. Десятиступенчатыми коробками передач обычно оснащаются грузовые автомобили, относящиеся к категории автопоездов.

Как поменять коробку передач на КамАЗе

Схема блока управления сплиттером КАМАЗ

По конструкции десятиступенчатая коробка передач представляет собой пятиступенчатую коробку передач, дополненную раздельной коробкой передач. Благодаря устройству автомобиль может использовать 10 передач переднего хода, а также две передачи заднего хода. Когда начинался выпуск грузовиков КамАЗ, рассчитывали, что эти автомобили будут работать в условиях большой грузоподъемности. Инженеры автомобильной компании создали новую модель трансмиссии, которая получила название 152.

Ниже приведены основные отличия коробки передач 152 от доработок, включенных в эту модель коробки передач:

  • трансмиссия стала оснащаться усиленным синхронизатором-разветвителем;
  • слоты усилены, их заглушки удалены из коробки;
  • реализован другой способ крепления шестерен трансмиссии;
  • увеличена высота зубьев шестерни.

В усовершенствованной версии трансмиссии КАМАЗ процесс управления и активации делительного устройства осуществляется с помощью пневматической системы.

Правильное использование этого узла во время управления коробкой передач чрезвычайно важно. Что не менее важно, техническое обслуживание, осмотр агрегата на наличие поломок, его ремонт и сборку комплектующих осуществляли профессионалы. Этот процесс необходимо проводить с использованием специализированного оборудования и инструментов. Рассмотрим основные элементы, которые входят в конструкцию трансмиссии КамАЗ:

  1. Картер. В этом узле установлено три вала: промежуточный, первичный и вторичный.
  2. Шестеренчатый блок. Они предназначены для включения задней передачи.
  3. Верхняя крышка агрегата.
  4. Механизм переключения передач. Этот узел считается разборным.
  5. Мотор. Устанавливается на передней части картера устройства.

Пользователь Олег Копаев снял и выложил видео о коробке передач ZF на КамАЗ 6520.

С делителем

Одной из особенностей трансмиссии отечественных грузовиков является возможность работы в пониженном или повышенном режиме. Эти варианты инженеры автопроизводителя разработали для минимизации нагрузки на двигатель автомобиля. И неважно, едет машина загруженная или пустая. По схеме редуктора делитель представляет собой механическую коробку передач. Его основное предназначение – увеличение передаточных чисел главной передачи.

Устройство разветвителя включает в себя:

  1. Золотниковый клапан, который используется для управления редукторным устройством. Он установлен на кронштейне рычага переключения передач. Работает в прямом и низкоскоростном режимах.
  2. Редукционный клапан. Применяется для отбора потока сжатого воздуха из пневматического узла. Этот клапан стравливает воздух, когда давление в системе слишком высокое. Из этого устройства воздух поступает в регулирующий клапан, а также в клапан включения делительного устройства. Это приводит к появлению одновременно двух цепей в системе управления двигателем внутреннего сгорания.
  3. Переключающий клапан делителя. Подает сжатый воздух на устройство, когда водитель отпускает сцепление. Это позволяет включать и выключать пониженную скорость параллельно с переключением передач в главной коробке передач.
  4. Механизм деления. Он включает в себя поршень, установленный внутри цилиндра. Шток поршня соединен с рычагом, установленным на валу монтажной вилки. Когда сжатый воздух поступает в устройство, он заставляет поршень двигаться в определенном направлении. Их смещение способствует изменению режима работы.
  5. Воздухораспределительная трубка механизма делителя. Он служит для подачи воздуха к монтажному цилиндру.

Галерея «Схемы устройства КПП»

Посмотрите на фото схемы переключения передач КПП КамАЗ.

Как правильно переключить КПП на КАМАЗе1. Схема переключения передач для КПП моделей 142 и 144 Как правильно переключить КПП на КАМАЗе2. Схема переключения передач для 152 модели коробки передач

Инструкция

Теперь предлагаем узнать, как запустить и в какой последовательности правильно включать передачи в коробке КАМАЗ. В этом процессе есть определенные особенности, и процедура переключения передач отличается от легковых автомобилей.

Начало движения

Нужно знать, как переключать передачи на КамАЗе. Начало движения на КамАЗе следует осуществлять на пониженной скорости. Обратите внимание, что при запуске переключение передач производится при выключенном сцеплении. В коробках КАМАЗ схема переключения осуществляется в несколько ступеней, это связано с особенностями повышения и понижения скоростей.

Как включаются скорости в КамАЗе:

  1. Грузовик может быстро передвигаться по разным типам дорог, но на первом этапе по схеме рекомендуется начинать движение на передаче 1В.
  2. После этого включается передача 2V.
  3. На заключительном этапе запуска включается скорость 3В.

По данной схеме движения выезд осуществляется на пониженной скорости. То есть до четвертой передачи рычаг переключения передач в коробке трогать не надо. Чтобы начать движение, нужно увеличить обороты коленчатого вала примерно до семи тысяч оборотов (автор видеоурока, как включить обороты на КамАЗе, — Никита Вагин).

Переключение скоростей

Сейчас мы расскажем вам, как переключается коробка передач на КамАЗе, когда автомобиль трогается с места. При разгоне автомобиля порядок переключения передач на КамАЗе следующий: 4Н-4В-5Н. Для включения второй передачи необходимо, чтобы частота вращения коленчатого вала увеличилась до трех тысяч оборотов по тахометру. Отметим, что работа коленчатого вала играет важную роль. При правильном переключении передач можно добиться экономии расхода топлива. В этом случае будет достигнута максимально экономичная работа двигателя без простоев.

Задний ход

Что касается задней передачи, то по схеме для ее включения необходимо перевести переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи во время движения запрещено. Чтобы включить задний ход, полностью остановите автомобиль, а затем поверните.

Правила переключения КПП в разных условиях

Для правильной работы трансмиссии КАМАЗ недостаточно уметь заводить и продолжать движение. Чтобы во время использования редуктора с агрегатом не возникло проблем, необходимо соблюдать правила. Ошибки, допущенные во время работы, могут привести к серьезным неисправностям.

На подъеме

Как поменять коробку передач на КамАЗе

Как переключать передачи на КамАЗе при движении в гору

Движение в отечественном грузовике при поднятии должно осуществляться с большей скоростью. Чтобы переключиться с первой на вторую, водитель должен дважды выжать сцепление. Учтите тот факт, что вы должны одновременно нажимать педаль акселератора, а также педаль подачи топлива. Эти действия важны, так как помогают стабилизировать работу коленчатого вала в целом. Во избежание проблем в работе агрегата не следует при подъеме снижать обороты двигателя менее чем на две тысячи. Это приведет к тому, что двигатель автомобиля заглохнет. Также такая езда способствует повышению рабочей температуры силового агрегата, а это может привести к его поломке.

Ездя таким образом, можно добиться максимальной курсовой устойчивости. Благодаря принципу разделения схемы трансмиссии на два режима облегчается работа двигателя. Причем независимо от того, загружена машина или нет.

На спуске

Если вы едете под гору, вам не нужно глушить двигатель. Когда двигатель выключен, рулевое колесо будет заблокировано. А это приведет к аварийной ситуации на дороге. При движении вниз по склону не выключайте вспомогательный тормоз и не выжимайте педаль сцепления до упора. В более новых версиях грузовиков используются усовершенствованные трансмиссии, что позволило инженерам добиться снижения нагрузки на основные части коробки передач. Поэтому при езде в критических условиях и на склонах двигатель автомобиля не будет изнашиваться.

В грузовиках КамАЗ используется двухступенчатая тормозная система. То есть кроме торможения силовым агрегатом есть дополнительная система остановки двигателя. Если вы едете под уклон с активным усилителем торможения, вы не можете выжать сцепление и переключить передачу.

Как поменять коробку передач на КамАЗе

Схемы главной и раздаточной коробки КамАЗ

Обледенелые участки

Вождение грузовика в обледенелой местности должно осуществляться с максимальной скоростью и запасом хода. При торможении используйте активную вспомогательную систему остановки двигателя внутреннего сгорания. Если торможение экстренное, водитель должен остановить колеса прицепа. Если не учесть этот момент, попадешь в занос. Снижать скорость силового агрегата рекомендуется только в исключительных случаях. Потому что это приводит к ускоренному износу двигателя, но значительно сокращается тормозной путь. При торможении не допускайте пробуксовки колес. Чтобы этого избежать, нужно вовремя отключать пониженную скорость, это приведет к падению частоты вращения коленчатого вала.

Занос

При заносе соблюдайте главное правило: не выжимайте сцепление, иначе ситуация ухудшится. В автомобилестроении инженеры реализовали схему, по которой автомобиль может двигаться с наибольшей автономностью. Благодаря этому можно добиться курсовой устойчивости при движении по любой дороге. Если во время движения происходит занос, руль автомобиля необходимо повернуть в его сторону. То есть, если машину заносит влево, руль тоже поворачивается влево.

Если грузовик начал буксовать, нужно как можно быстрее прекратить движение и немедленно отключить межосевой дифференциал. Вы можете увидеть переключатель для выключения на приборной панели. При выключенном дифференциальном мосту на компьютере появится соответствующий индикатор. После этого начало движения осуществляется на более высокой скорости – со второй передачи. При проезде труднодоступного участка дороги не забудьте включить дифференциал (видео снято и размещено Владимиром Никоновым).

Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?

Коробки передач 16S151ZF-ECOSPLIT применяются на автомобилях КамАЗ 6520 и 5460. К машине прилагается инструкция по эксплуатации таких коробок передач. На практике они часто выходят из строя именно из-за неправильной эксплуатации. Поэтому автовладелец должен внимательно изучить инструкцию, чтобы соблюсти требования и не допустить ошибок.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают автовладельцы при эксплуатации коробки передач:

  1. Когда водитель переключает передачу, педаль сцепления должна быть полностью выжата. Если не выжать сцепление полностью, это приведет к ускоренному износу синхронизаторов коробки передач.
  2. Одним из основных требований является запрет на переключение с более высокой передачи на более низкую. То есть измените скорость с 5, 6, 7 или 8 на 1, 2, 3 и 4, если скорость автомобиля превышает 30 км/ч. Такая ошибка быстро приведет к выходу из строя синхронизатора коробки передач.
  3. При необходимости переключиться с высокой скорости на низкую, это нужно делать последовательно. Не прыгайте на передачу, так как это также разрушит синхронизаторы коробки передач. При необходимости перехода на более высокую передачу допускается такое изменение.
  4. Нельзя полностью закрывать рычаг коробки передач, переходя с одного диапазона скоростей на другой. Процесс изменения должен осуществляться ладонью открытой руки.
  5. При необходимости перехода из нейтрального положения I в положение II необходимо действовать легким ударом открытой руки, сцепление не включается. Так меняется демультипликатор.
  6. При движении на нейтральной скорости вы не можете перемещать селектор влево или вправо для поиска нейтральной передачи. Коробка передач КАМАЗ имеет крепления, фиксирующие селектор коробки передач в нейтральном положении. Кроме того, они держат его между третьей и четвертой передачами в уменьшенном диапазоне, а также между пятой и шестой передачами в увеличенном диапазоне.
  7. Вы не можете двигаться вниз по склону. Масляный насос трансмиссии вращается за счет движения входного вала коробки. Когда машина движется накатом, двигатель работает на холостом ходу, а масляный насос работает на низкой скорости. Из-за этого создаваемого насосом давления будет недостаточно для оптимальной смазки опорных элементов. А если смазки будет недостаточно, подшипники быстро перегреются.
  8. Не допускается буксировка автомобиля с карданным валом, соединенным от коробки передач с карданным валом или с раздаточной коробкой. Я имею в виду машины с полным приводом. При несоблюдении этого правила масляный насос коробки передач может выйти из строя из-за отсутствия смазки.
  9. При запуске двигателя буксировкой используйте только высокие обороты.
  10. Перед тем, как оставить КамАЗ на стоянке, нужно поставить селектор коробки передач в левое нейтральное положение.
  11. Отдельно поговорим об обратном. Его включение возможно при полной остановке машины и снижении оборотов холостого хода до минимума. Это разрешено через 10 секунд после выключения сцепления.

Видео «Последствия неправильного использования камазовской коробки передач»

Сломаны зубья на шестерне трансмиссии — последствия несоблюдения правил эксплуатации трансмиссии на КамАЗе (автор видео Илья С).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector