Замена регулятора холостого хода

Правильная работа датчика холостого хода позволяет уменьшить износ поршневой группы, а также коленчатого вала автомобиля. При наличии признаков неисправности устройства контроллер можно проверить вручную, мультиметром или импровизированным стендом.

Назначение датчика холостого хода

Назначение РХХ на автомобилях, оборудованных электронной системой зажигания:

  1. Микропроцессорный модуль компенсирует соотношение воздух-топливо, создавая воздушно-топливную смесь в инжекторном силовом агрегате.
  2. Блок управления дозирует определенное количество бензина или дизельного топлива.
  3. Электронный тип системы оснащен контроллерами коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, детонации и расходомера. По показаниям этих приборов включается топливный насос. Зажигание распределяется на определенные цилиндры двигателя внутреннего сгорания.
  4. Если водитель отпускает педаль акселератора, крышка топливного бака полностью закрывается. Это приводит к тому, что пропорции горючей смеси нарушаются. Продукты сгорания перемещаются в камеру при наличии разницы давлений между впускным и выпускным коллекторами.

Датчик холостого хода в электронных системах зажигания выполняет функцию регулировки состава топливной смеси при запуске двигателя. Используя сигналы, посылаемые контроллером, микропроцессорный модуль принимает решение об обогащении топлива. При этом он игнорирует показания, которые посылает контроллер дроссельной заслонки. Датчик передает сигналы по линии. При необходимости открыть свободный канал, по которому проходит воздух. Это приводит к выравниванию частоты вращения двигателя во время движения или на холостом ходу.

Принцип работы

Принцип работы клапана следующий:

  1. Блок управления калибрует показания датчика, если он обнаружен в системе.
  2. Сам контроллер представляет собой электрический шаговый двигатель. Он оснащен конической иглой, которая находится в специальном отверстии в канале дроссельной заслонки.
  3. Регулятор не передает информацию микропроцессорному модулю, а получает ее от него. Поэтому правильнее называть его не датчиком, а исполнительным механизмом, клапаном.
  4. Блок управления определяет по сигналу расходомера отсутствие воздуха в топливной смеси. Затем он сравнивает эти импульсы с импульсами, переданными TPS.
  5. Напряжение подается на регулятор. Это заставляет иглу выйти из канала недостающего объема воздуха, подаваемого в топливную смесь для перемешивания.

Кроме того, микропроцессорный модуль получает импульсы об уровне охлаждающей жидкости и температуре двигателя. Если двигатель запускается при низких отрицательных температурах, его необходимо прогреть, что уменьшит износ фрикционных элементов и узлов. Для обогащения смеси канал датчика холостого хода приоткрывается, для этого водителю не нужно нажимать на педаль газа.

В начале работы устройства алгоритм действий следующий:

  1. Ключ вставляется в замок, зажигание включается.
  2. Шток выдвигается до упора. За счет этого игла перекрывает обходной канал.
  3. Когда стержень упирается в калибровочное отверстие, блок управления начинает обратный отсчет шагов.
  4. Напряжение подается на обмотки. В результате клапан возвращается в исходное открытое состояние.

Количество шагов назад задается миганием блока управления, этот показатель может меняться в зависимости от модели устройства. Например, в ЭБУ Bosch это 50 шагов, а в январских модулях — 120.

Инжектор

В инжекторных двигателях на входе коллекторного устройства используется дроссельная заслонка. Он оснащен индивидуальным контроллером для определения положения в определенное время.

При запуске двигателя или остановке силового агрегата происходит следующее:

  1. Микропроцессорный модуль получает данные об оборотах вращения.
  2. Затем блок управления анализирует работу силового агрегата, уточняет его целевое назначение.
  3. Сравниваются показания дроссельной заслонки и воздушного регулятора. Блок управления определяет, закрыты ворота или нет. Также можно «понять», какая смесь поступает в цилиндры силового агрегата – обедненная или обогащенная.
  4. Клапан IAC открывается. Поток воздуха отклоняется заслонкой. Это позволяет поддерживать скорость на определенном заранее запрограммированном уровне.

На самом деле в этом процессе участвуют различные устройства системы зажигания. Если двигатель автомобиля останавливается или глохнет из-за неисправности, проверка работоспособности выполняется вручную. Это связано с тем, что РХХ и система диагностики не имеют обратной связи.

Дизельные силовые агрегаты не оборудованы дроссельной заслонкой, поэтому датчики холостого хода в них не используются, они бесполезны.

Пользователь Alex ZW подробно рассказал о принципе работы контроллера РХХ в автомобиле.

Конструктивные особенности

Клапан конструктивно состоит из:

  • шаговый электродвигатель;
  • четырехпозиционный шток;
  • пружинный элемент;
  • иглы

Когда РХХ только появились, они были вращающимися или соленоидными механизмами. Такие устройства имели два положения: открытое и закрытое. Это способствовало снижению эффективности управления скоростью ДВС. Сегодня в автомобилях используются четырехступенчатые датчики, для которых характерна возможность ступенчатой ​​подачи через байпас.

Сам регулятор холостого хода относится к разряду расходных материалов, поэтому считается неисправным. Его можно отремонтировать в случае неисправности, но дешевле будет поменять полностью.

Где находится РХХ?

Устройство должно располагаться рядом с дроссельной заслонкой и ДПДЗ. На некоторых автомобилях датчик можно закрепить лаком прямо на корпусе амортизатора. Иногда устройство крепится двумя болтами, снабженными специальными крепежными отверстиями. Главное, чтобы расстояние от иглы до монтажного фланца на установленном устройстве было 2,3 см.

Схема подключения

Схема подключения контроллера холостого хода

К датчику холостого хода подводится жгут, состоящий из четырех проводов; поступает от микропроцессорного модуля. В результате такого подключения диагностика может вызвать определенные трудности. Автовладелец не сможет просто подать напряжение на клеммы устройства, так как микропроцессорный модуль делает это импульсивно.

Признаки некорректной работы РХХ

Симптомы неисправности регулятора в автомобиле:

  1. Двигатель автомобиля перестал работать. При движении или стоянии на светофоре скорость силового агрегата может произвольно увеличиваться или уменьшаться, а затем возвращаться к норме. Может быть, они зависают.
  2. Двигатель автомобиля начал работать на холостом ходу. Слышится детонация: металлический стук под капотом.
  3. Во время движения не происходит компенсации повышенной нагрузки на двигатель машины.
  4. Возникли трудности с запуском силового агрегата. Если при трогании с места водителю приходится дополнительно нажимать на педаль газа, это свидетельствует об износе и необходимости замены датчика холостого хода.
  5. Обороты нагрева отсутствуют или остаются на недостаточном уровне.
  6. Двигатель автомобиля может самопроизвольно заглохнуть без видимых причин. Это происходит при работе на холостом ходу, отпускании педали газа или переключении рычага коробки передач.
  7. Скорость вращения коленчатого вала может произвольно падать при включении электропотребителей. Например, системы кондиционирования или отопления, стеклоочистители, оптика и т д

Основные поломки и неисправности РХХ

Причины проблем с датчиком холостого хода:

  1. Обрыв в цепи питания. Эта неисправность может быть связана с проводкой автомобиля, окислением или повреждением контактных элементов в блоке. Если связь некачественная, эта проблема будет появляться периодически. Диагностика устройства может быть затруднена.
  2. Загрязнение штока, что приводит к неправильному его ходу. Данная проблема является наиболее распространенной и проявляется в результате скопления шламовых отложений в каналах дроссельного узла. Если амортизатор долгое время не чистился, то следует искать причину в штоке датчика.
  3. Отказ электродвигателя. Такое устройство вряд ли подлежит ремонту, мотор нужно менять целиком вместе с регулятором.
  4. Разрушение уплотнительного элемента из-за износа. Проблема может появиться сразу после замены датчика, если вместо нового установлено старое кольцо.
  5. Удаление материала. Если регулятор исправен, то движение шторки должно осуществляться без заеданий, не допускается проскальзывание червячных передач. Для определения состояния элементов конструкции потребуется разобрать устройство.

Диагностика

Перед проверкой работы контроллера выполняются следующие действия:

  1. Рычаг стояночного тормоза затягивается. Противооткатные колодки должны быть размещены под колесами автомобиля.
  2. Открывается моторный отсек автомобиля, отсоединяется минусовая клемма от аккумулятора. Для этого с помощью гаечного ключа ослабьте хватку на защелке.
  3. Осматривается область под капотом. Вам нужно найти регулятор холостого хода.
  4. Блок с кабелем отсоединяется от устройства.

Проверка вручную

Этот этап диагностики считается самым простым в плане выполнения:

  1. Блок с кабелями отсоединяется от устройства.
  2. Два болта откручиваются, регулятор снимается.
  3. Датчик подключен к микропроцессорному блоку. Контроллер должен быть под рукой.
  4. Запускается двигатель, желательно, чтобы это делал помощник. В этот момент стержень должен быть вставлен в катушку до упора. Происходит это в результате получения импульса от блока управления. Затем следует пройти небольшое расстояние вперед.

Ручная проверка регулятора холостого хода позволяет определить работоспособность щупа. Когда это будет сделано, вы сможете убедиться, что деталь не погнется и не застрянет внутри устройства.

Но этот вариант проверки не дает 100-процентного результата. Модификация датчика холостого хода, установленного в автомобиле, может не соответствовать прошивке микропроцессорного блока. Стебель удлиняется, но количество, необходимое для его удлинения, неизвестно. Таким образом, блок и розетка проверяются, и маркировка стоит только на последней.

При визуальной проверке необходимо диагностировать целостность электрических цепей и катушек. Также следует проверить состояние перепускного канала и иглы на предмет износа.

Диагностика мультиметром

Проверить работу контроллера с помощью тестера можно следующим образом:

  1. Разъем с кабелем отсоединяется от регулятора в моторном отсеке. Если автомобиль оснащен двигателем объемом 1,6 л, то необходимо заранее открутить два крепления от дроссельного механизма к ресиверу. Затем он отходит от конца последней примерно на 1 см.
  2. Сначала тестер производит диагностику электрической цепи контроллера, чтобы убедиться, подается ли на него напряжение или нет. Минусовая клемма мультиметра подключается к массе, то есть к кузову или двигателю автомобиля. Положительный контакт должен быть подключен к контактам A и D, они отмечены на разъеме.
  3. Включается зажигание, считываются показания тестера. Сначала мультиметр необходимо перевести в режим омметра. Результирующее значение напряжения должно быть не менее 12 вольт. Если этот параметр ниже, то есть вероятность, что проблема в разрядке аккумулятора. В случае полного отключения питания необходимо проверить целостность электрической цепи или блока управления.
  4. Зажигание выключено. Следующим шагом будет диагностика самого контроллера.
  5. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, его выводы поочередно подключаются к контактам А и В, а затем к С и D. Полученное диагностическое значение должно быть примерно 53 Ом.
  6. Затем измеряют сопротивление между парами А и С, а также между В и D. В них значение работы должно стремиться к бесконечности. Если полученные значения отличаются, то датчик подлежит замене.

Импульсная проверка на самодельном стенде

Собрать самодельный прибор можно и без микросхем, его схема показана ниже:

  1. В оборудовании используется зарядное устройство на 6 вольт. Его можно взять с мобильного телефона.
  2. Соединительные площадки приобретаются в любом тематическом магазине.
  3. При диагностике датчик сначала отключается от микропроцессорного модуля. След проверяется. Если индикаторная лампочка на самодельном кронштейне загорается ярко, это говорит о том, что шток регулятора неисправен. Если лампочка перегорает на половине мощности, то механизм исправен.

Схема простого домашнего диагностического стенда

Цена такого оборудования не менее 1500 рублей. Учитывая низкую стоимость датчика холостого хода, использование фирменной скобы экономически нецелесообразно.

Как почистить регулятор холостого хода?

Чистка проверенного РХХ рассмотрена на примере автомобиля Шевроле Нива:

  1. Открывается моторный отсек и отключается аккумулятор. Для этого необходимо разобрать крышку воздухоочистного устройства, которая снимается и убирается в сторону.
  2. Башмак отсоединяется от обработчика воздуха. Разъем расположен в толстой обрезиненной гофре, соединяющей впускной коллектор и крышку воздухоочистителя. Крепится этот блок специальной скобой П-образной формы, при разборке она может выпасть, поэтому нужно быть осторожным.
  3. Затем гофра отсоединяется от впускного коллектора, фиксируется хомутом. То же самое нужно сделать с резиновой трубкой, гофру соедините с клапанной крышкой силового агрегата. Шланг фиксируется железной скобой.
  4. Тонкая трубка, соединенная с впускным коллектором, отсоединяется, разбирается вместе с ней. Этот шланг натягивается на штуцер.
  5. Внутри патрубков можно заметить загрязнения в виде нагара и следов моторной жидкости. Все шланги необходимо очистить и промыть, после чего их необходимо продуть. Для выполнения задачи рекомендуется использовать специальный очиститель или жидкость WD-40. Главное, чтобы в комплекте с баллоном была трубка.
  6. Сам датчик холостого хода выполнен в черном пластиковом корпусе и установлен во впускном коллекторе. Отсоединяется штекер и откручиваются два болта, фиксирующие устройство. Процедуру проводят короткой крестовой отверткой, предварительно удалив с болтов следы герметика. При разборке устройства также необходимо снять уплотнительное кольцо.
  7. Очищается РХХ и для этого тоже можно использовать топливо. Процедуру проводят тряпками и ватными тампонами. Нельзя заливать в механизм слишком много жидкости, чтобы не вывести его из строя. После каждой очистки датчик необходимо оксидировать и сушить.
  8. Грязь с впускного коллектора рекомендуется удалить, грязь убирается ветошью. Посадочное место датчика холостого хода очищено на всю глубину. Он также удаляет загрязнения с места установки устройства.
  9. После очистки вся конструкция собирается в обратном порядке. На датчик холостого хода устанавливается новое резиновое кольцо, после чего контроллер устанавливается на свое место и фиксируется. К нему крепится разъем, сзади устанавливается устройство воздушного фильтра.

Что нужно знать при замене РХХ?

Чтобы поменять и установить регулятор, позволяющий регулировать холостой ход, нужно обратить внимание на положение штока. Нельзя допускать, чтобы он был слишком продвинутым. Это может произойти, если перед установкой устройство было включено в розетку и включено зажигание. Запрещается толкать шток рукой.

Если клапан установлен с выдвинутой иглой и затянуты установочные винты, возможно повреждение устройства в результате среза шнека. Починить такой датчик не получится. В зависимости от модели автомобиля после установки нового регулятора может потребоваться его калибровка. На некоторых автомобилях эта процедура осуществляется с помощью специального оборудования или стенда.

На автомобилях ВАЗ калибровка проводится следующим образом:

  1. Одна клемма подключена к отрицательному выводу аккумулятора.
  2. Ключ в замке поворачивается, чтобы включить зажигание на десять секунд. Силовой агрегат запускать не нужно.
  3. Зажигание выключено.

Советы для продления срока службы РХХ

Чтобы увеличить срок службы датчика, необходимо соблюдать простые правила:

  1. Замена устройства воздушного фильтра должна быть сделана вовремя.
  2. Не оставляйте автомобиль на длительную зимнюю стоянку. При низких отрицательных температурах владелец автомобиля должен периодически включать силовой агрегат, прогревать его и подзаряжать. Это позволит спроектировать клапан таким образом, чтобы предотвратить заедание.
  3. Нельзя допускать попадания посторонних жидкостей в зону дроссельного механизма. Спреи для быстрого старта, как правило, не вредны для сенсора, но лучше не переусердствовать.

Нюансы выбора датчика

Оригинальный регулятор холостого хода имеет маркировку XX-XXXXXX-XX. Последние два символа определяют тег совместимости.

Подробнее о них:

  • нечетные символы (03 и 01) взаимозаменяемы, как и четные символы (04 и 02);
  • данные группы устройств не могут быть взаимозаменяемыми, то есть четные не могут заменить нечетные.

Определить некачественный датчик ложных срабатываний можно по нескольким признакам:

  • на упаковке устройства отсутствуют отличительные знаки;
  • кончик стебля имеет темный оттенок;
  • желтая этикетка на корпусе устройства бескаркасная;
  • оригинальные датчики снабжены тонким черным уплотнителем, а поддельные — толстым красным кольцом;
  • корпус некачественного устройства будет короче на 1 см;
  • неоригинальные датчики оснащены белой пружиной вместо черной, их катушки стоят реже;
  • на заклепках корпуса отсутствуют шляпки диаметром 3 мм.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector