Датчик детонации ВАЗ 2110

Датчики детонации бывают двух типов: резонансные и широкополосные. Резонаторы в настоящее время считаются устаревшими (обычно их называют «старыми») и не используются в новых автомобилях. Они имеют один выходной контакт и имеют бочкообразную форму. Резонансный датчик детонации ВАЗ 2110 настроен на определенную звуковую частоту, которая соответствует микровзрывам в двигателе (детонации топлива). Однако эта частота индивидуальна для каждого двигателя, так как зависит от его конструкции, диаметра поршня и т.д.

Датчик детонации ВАЗ 2110

Содержание
  1. Устройство и принцип работы датчика детонации
  2. Назначение датчика детонации
  3. Датчик детонации ВАЗ 2110, основные признаки неисправности
  4. Диагностика прибора датчик детонации ВАЗ 2110
  5. Датчик детонации ВАЗ 2110 — неисправности при эксплуатации
  6. Каковы симптомы поломки датчика детонации
  7. Почему датчик детонации ВАЗ 2110 выходит из строя?
  8. Катализаторы детонации
  9. Признаки неисправности датчик детонации ВАЗ 2110
  10. Типы датчик детонации ВАЗ 2110
  11. Методы проверки датчик детонации ВАЗ 2110
  12. Замеры датчик детонации ВАЗ 2110
  13. Проверка исправности, обслуживание и процедура замены датчика детонации ВАЗ 2110
  14. Расположение датчика детонации на ВАЗ 2110
  15. Как поменять датчик?
  16. Демонтаж датчик детонации ВАЗ 2110
  17. Замена датчика детонации
  18. Самостоятельная замена датчика 21120385501001на ВАЗ 2110
  19. Как проверить вновь приобретенный датчик детонации ВАЗ 2112 либо состояние старого
  20. Стоимость датчика
  21. Заключительный итог

Устройство и принцип работы датчика детонации

Широкополосный датчик детонации, напротив, предоставляет двигателю информацию о звуках в диапазоне от 6 Гц до 15 кГц (примерно, у разных датчиков она может быть разной). И непосредственно ЭБУ уже решает, является тот или иной звук микровзрывом или нет. Такой датчик имеет два вывода и чаще всего устанавливается на современные автомобили.

Два типа датчиков

В основе конструкции широкополосного датчика детонации лежит пьезоэлектрический элемент, который преобразует оказываемое на него механическое воздействие в электрический ток с определенными параметрами (обычно считывается изменение напряжения, подаваемого на электронный блок управления двигателем, ЭБУ). Кроме того, в конструкцию датчика входит так называемый утяжелитель, необходимый для увеличения механического воздействия.

Широкополосный датчик детонации ВАЗ 2110 имеет два выходных контакта, на которые, собственно, и подается переменное напряжение от пьезоэлемента. Значение этого напряжения подается на ЭБУ, и на его основе блок управления принимает решение о том, имеет место в данный момент детонация или нет. При определенных условиях может возникнуть ошибка датчика, о которой ЭБУ информирует водителя, активируя сигнальную лампочку Check Engine на приборной панели. Существует два основных метода проверки датчика детонации, и это можно сделать либо с его снятием, либо без снятия датчика с места его крепления на блоке цилиндров.

Четырехцилиндровый двигатель, как правило, имеет один датчик детонации ВАЗ 2110, шестицилиндровый — два, а восьми- и двенадцатицилиндровый — четыре. Поэтому при диагностике нужно внимательно смотреть, на какой датчик детонации ВАЗ 2110 указывает сканер. Их номера указаны в руководстве или технической литературе для конкретного двигателя.

Назначение датчика детонации

В автомобиле ВАЗ 2110 используются два типа датчиков детонации. До 2003 года устанавливался одноконтактный резонансный ДД. С 2002 года широкополосные датчики детонации применяются на ВАЗ 2110 с 8- и 16-клапанным двигателем. ДД новой и старой модели совершенно невзаимозаменяемы, так как имеют разный крепеж и принцип действия.

Сравнение резонансных и широкополосных датчиков

Широкополосный датчик детонации ВАЗ 2110 имеет форму круглого тора. В его центре находится отверстие, через которое вставляется крепежный болт. Со стороны ДД есть разъем, который используется для подключения схемы, совмещающей с электронным блоком управления.

Резонансный датчик детонации не требует крепления болта к двигателю. Непосредственно на его корпусе имеется резьба, с помощью которой манометр можно вкрутить в посадочное место.

Широкополосный и резонансный датчик детонации

Внутри корпуса HDD находится чувствительный элемент. Реагирует на вибрации. В случае резонансного измерителя контроль производится в узком диапазоне. Счетчики преобразуют вибрации в электрический сигнал с определенной амплитудой и частотой.

На электронный блок управления постоянно поступают сигналы ДД. Модуль контролирует и анализирует амплитуды и частоты входного напряжения. Отклонение за пределы номинального диапазона свидетельствует о возникновении детонации. В этом случае ЭБУ по встроенному алгоритму корректирует работу силового агрегата.

Устранение детонации сводит к минимуму паразитные разрушающие нагрузки, воздействующие на цилиндропоршневую группу. Поэтому основным назначением ДД можно считать быстрое определение появления вибраций и стуков, что является залогом увеличения срока службы двигателя ВАЗ 2110. За это отвечает датчик детонации.

Датчик детонации ВАЗ 2110, основные признаки неисправности

Перед заменой HDD на новый рекомендуется проверить электрическую цепь его подключения. Также очень часто выход из строя датчика связан с окислением его контактов, в этом случае их необходимо зачистить. В целом элемент характеризуется чрезвычайно высокой надежностью и долговечностью.

Проблемы с датчиком можно определить, проведя компьютерную диагностику и сделав вывод по характерным «симптомам», проявляющимся во время движения, а именно:

  • машина заметно потеряла мощность;
  • периодически загорается индикация «Check Engine»: при разгоне, трогании с места или движении в гору;
  • троит мотор (работает с нехарактерными звуками).

Прочитав электронные коды неисправностей форсунок ДВС, можно сделать следующие выводы относительно состояния вашего датчика детонации ВАЗ 2112:

  • код 0325 предполагает проблемы с сетью. Например, обрыв проводки или закисание контактов розетки. В этом случае прозваниваем электрическую цепь для подключения датчика, зачищаем электрические контакты;
  • если предыдущие действия не помогли, остается только проверить ремень ГРМ, его проскальзывание тоже может быть причиной проблемы;
  • коды № 0326, 0327 соответственно говорят нам о плохом уровне сигнала датчика детонации ВАЗ 2112. Опять чистим контакты, проверяем момент затяжки гайки (от 10 до 24 Н*м) или меняем на новый;
  • код 0328 сообщает, что сигнал управления датчиком детонации слишком высокий. Возможно, сломан элемент, неисправна проводка или также необходимо проверить зацепление ремня ГРМ .

Таким способом можно диагностировать неисправность практически на любом автомобиле ВАЗ 2110-2112 инжекторного типа, кроме первых моделей, выпускаемых с 2002 года.

Диагностика прибора датчик детонации ВАЗ 2110

Чтобы убедиться, что датчик детонации 2110/2112 неисправен, стоит проверить. Делается это мультиметром.

Ведь следует понимать, что не во всех случаях потребуется замена датчика детонации. В некоторых случаях поможет очистка. Иногда обнаруживаются и другие неисправности, не связанные с самим устройством. Например, обрыв цепи (обрыв сети). Но в этом случае рабочая схема подключения подлежит диагностике.

Мультиметр

Если вы не знаете, как проверить устройство, просто выполните следующие действия:

  • Включите мультиметр.
  • Подсоедините провода к двум контактам на широкополосном датчике. Но вот небольшое замечание: если речь идет о резонансном типе, то минусовой провод должен быть замкнут в коробку, а плюсовой в центре датчика.
  • Возьмите отвертку или любой другой металлический предмет, начните наносить на датчик небольшие удары. А вот на что это влияет, мы разберем чуть ниже.

Все дело в том, что в зависимости от силы ударов значения в измерительном приборе будут постепенно меняться. Они должны колебаться в пределах 40-200 мВ. Это норма, которая соответствует тому, что устройство находится в исправном состоянии. Но любая его серьезная поломка отразится на дисплее мультиметра в виде нулевого значения.

Проверка датчика детонации

Отметим, что на этом проверка датчика детонации не заканчивается. Теперь нужно будет выявить причину неисправности. И искать его надо в проводах. В некоторых случаях может потребоваться только замена прокладки. Все дело в том, что именно она больше всего подвергается воздействию окружающей среды, что приводит к коррозии контактов.

Если вас интересует вопрос, как диагностировать 8-клапанный инжектор, то следует учитывать, что в этом случае процесс более трудоемкий. Все дело в том, что иногда нужно потратить больше времени на его удаление.

Будет нужно:

  • Размонтируйте устройство.
  • Установите мультиметр в режим измерения приложенного напряжения примерно 200 мВ.
  • Подсоедините один щуп к разъему устройства, а второй щуп к противоположному разъему.
  • Начните постукивать отверткой, как вы это делали в предыдущем случае. Но обратите внимание на силу попадания, так как чем она сильнее, тем выше должен быть уровень сигнала.
  • Наконец, проверьте сопротивление пьезоэлемента.

Вообще датчик форсунки ВАЗ 2110 8 клапанная ломается очень редко. Самая частая причина отсутствия сигнала от ЭБУ – это обрыв электросхемы.

В случае серьезной поломки этого устройства следует подумать о приобретении нового. Но обязательно ознакомьтесь с тем, как производится замена датчика детонации, так как неправильная его установка может привести к тому, что проблема не будет устранена.

замена датчика детонации

Датчик детонации ВАЗ 2110 — неисправности при эксплуатации

Чтобы решить проблему с датчиком детонации, вам нужно знать, где он находится в отсеке питания автомобиля. Его расположение недалеко от маслоизмерительного щупа в верхней части блока цилиндров.

Иногда дефект можно устранить просто подтянув или ослабив крепления изделия к двигателю, усилие затяжки должно быть в пределах 20 Нм. Этот тип силы затяжки лучше всего контролировать с помощью специального динамометрического ключа. В том случае, если регулировка не дала положительного эффекта, необходимо проверить датчик детонации ВАЗ 2110 с последующей его заменой на новый товар.

Поиск неисправности датчика детонации следует проводить на специальном стенде, которым оборудованы СТО или ремонтные мастерские. В домашних условиях можно попробовать отремонтировать датчик детонации ВАЗ 2110, если вы владеете основами электротехники и автомобилист может пользоваться тестером или подобным прибором со шкалами милливольтметра и мегомметра.

Порядок определения неисправности датчика детонации следующий:

  1. Перед проверкой датчика детонации его необходимо снять с силового агрегата. Для этого, нажав на защелку, отсоедините его от клеммной колодки.
  2. Отверните фиксирующую гайку и снимите изделие, сняв его со шпильки.
  3. Для диагностики снятого устройства требуется подать его питание на выводы мультивольтметра, установив минимальный предел измерения.

Важно: Следует знать, что для датчика детонации с контактом с черным проводом, который связан с минусовым контактом, подключение производится к втулке монтажной шпильки, а красный провод плюсового направления должен быть подключен к сигнальному контакту на разъем для горячего башмака.

Каковы симптомы поломки датчика детонации

Помимо всей системы, сам контроллер надежен и редко подвергается механическим повреждениям. На его работу влияет ряд косвенных факторов.

Снижение его функциональности можно заподозрить в следующих случаях:

  • замедление двигателя;
  • повышенные обороты на холостых оборотах;
  • при проблемном разгоне автомобиля;
  • увеличился ли расход топлива по сравнению с обычными показателями;
  • с нехарактерным стуком двигателя и самопроизвольными рывками (мотор троит).

Индикатор кода 34 — Сигнал неисправности ДД. Бортовой компьютер иногда ошибается, проверить достоверность своих показаний можно таким образом. Для подтверждения сбрасывают самодиагностику, проезжают несколько километров, и если показания ошибки пропадают, клеммы датчика смещаются или ржавеют во время движения.

Ошибка 325 указывает на обрыв датчика детонации ВАЗ 2120, иногда по этому коду неисправности датчика ЭБУ сохраняет расположение дроссельной заслонки. Для проверки находят в меню значение напряжения на интересующем датчике, при проблемах с датчиком заслонки индикатор в меню будет прыгать, а для ДД останется статичным.

Почему датчик детонации ВАЗ 2110 выходит из строя?

Это происходит по нескольким причинам:

  • Из-за обрыва сигнального кабеля.
  • Из-за короткого замыкания датчика «на массу».
  • При обрыве экранирующей оплетки кабеля.
  • При замыкании бортовой сети одного из кабелей (однако такая проблема возникает очень редко).

Запчасти на ВАЗ 2110

Но какой бы ни была причина, узнать работоспособность элемента поможет только диагностика. Как это сделать своими руками, мы расскажем ниже.

Катализаторы детонации

Все двигатели склонны к детонации, в большей или меньшей степени. Необходимо знать факторы, влияющие на усиление детонации и пытаться их нейтрализовать. К ним относятся:

  • Низкая стойкость к детонации топлива;
  • Конструктивно-функциональные характеристики двигателя внутреннего сгорания и характер его положения относительно других элементов автомобиля. К таким факторам относятся: степень сжатия поршня смеси, характеристики самого камерного устройства, расстояние свечей зажигания и многие другие обстоятельства;
  • Нарушения пропорции в смеси компонентов смеси;
  • Неверные параметры зажигания (угол опережения и момент подачи смеси);
  • Чрезмерная нагрузка на малых скоростях;
  • Сильный нагрев элементов двигателя и воспламенение копоти, что является следствием неправильной работы системы охлаждения.

Признаки неисправности датчик детонации ВАЗ 2110

Прежде чем менять датчик детонации, убедитесь, что он не работает. В большинстве случаев неисправность датчика связана с обрывом цепи. В основном это выражается в перегреве двигателя и потере мощности. Также при повышенных нагрузках на двигатель может загореться сигнальная лампа Check Engine, двигатель может троить и работать нестабильно вне зависимости от скорости.

На приборной панели ВАЗ-2110 горит датчик Check Engine

Если датчик детонации неисправен, загорится индикатор Check Engine.

Типы датчик детонации ВАЗ 2110

Существует два типа датчиков детонации:

  • резонансный тип;
  • широкополосный датчик

Датчик первого типа настраивается на колебания определенной частоты, он более точный и используется в автомобилях, выпущенных после 2002-2003 годов. Широкополосный датчик воспринимает весь частотный спектр и его показания приблизительны, а диапазон передаваемого сигнала достаточно широк.

Два типа датчиков не взаимозаменяемы, и прежде чем проверять и устанавливать новый, нужно точно знать, какой тип датчика установлен на двигателе.

Широкополосный датчик детонации на двигателе ВАЗ-2110

Датчик детонации ВАЗ-2112 расположен в передней части двигателя, рядом с масляным щупом.

Датчик вкручивается в блок цилиндров с левой стороны под свечи, его замена и диагностика занимает несколько минут.

Методы проверки датчик детонации ВАЗ 2110

При наличии признаков неисправности датчика детонации следует в первую очередь проверить журнал ошибок в бортовом компьютере. О неисправности ДД говорят:

  • код 0325, указывает на обрыв цепи в датчике;
  • код 0326 или 0327 сообщает о низком уровне сигнала;
  • код 0328, амплитуда напряжения, поступающего с датчика, слишком велика.

Косвенно проверить ДД можно, проверив сопротивление мультиметром. Для рабочего датчика оно находится в пределах от 1 до 10 МОм.

Испытание на сопротивление

Также следует проверить напряжение мультиметром. Для этого щупы подключают к контактам, а по рабочей поверхности ДД наносят легкие удары болтом или стержнем. При отсутствии скачков напряжения датчик подлежит замене.

Проверка резонансного датчикаТест широкополосного датчика

Замеры датчик детонации ВАЗ 2110

Теперь можно проверить мультиметром, что он установлен на минимальное значение.
Если датчик имеет контакт, то минусовой вывод мультиметра (обычно черный) подключается к месту установки монтажной шпильки, а плюсовой вывод (обычно красный) к сигнальному контакту в разъеме.

Проверка двухконтактного датчика осуществляется подключением вывода мультиметра к соответствующему контакту «-» к «-», «+» к «+». Следующие шаги идентичны. Чтобы активировать датчик, нужно ударить по нему чем-то не очень сильным (например, отверткой).

При отсутствии неисправностей будут наблюдаться скачки напряжения. Примерно от 40 до 200 мВ. Также не помешает проверить внутреннее сопротивление, которое должно равняться нулю. Если вы обнаружите, что с датчиком все в порядке, проверьте, нет ли обрыва цепи. В этом случае лучший совет — заменить весь блок тросами.

Если сопротивление другое, или скачков нет, то это с самим датчиком не все в порядке и его нужно заменить. Новый устанавливается в порядке, обратном снятию.

Проверка исправности, обслуживание и процедура замены датчика детонации ВАЗ 2110

Принцип работы такого устройства, как датчик детонации, схож во всех современных автомобилях. Это устройство имеет достаточную надежность и состоит из однородного монолита со специальной пластиной, залитой пьезоэлементом, реагирующим на воздействие нужной частоты. Именно такое волновое воздействие с определенной частотой образуется в блоке цилиндров силовой установки при сгорании топливовоздушной смеси.

Электрический ток с напряжением в несколько милливольт, возникающий в результате этого воздействия, служит источником измерений, которые передаются на бортовой компьютер автомобиля. А электронная система автомобиля корректирует значение момента зажигания, нейтрализуя этими действиями возможные ударные эффекты, возникающие при детонации топлива.

Несмотря на то, что датчик детонации ВАЗ 2110, цена которого вполне приемлема, имеет малые линейные размеры и очень простую конструкцию, его важность нельзя недооценивать. Ведь пропадание сигнала переключения с этого изделия приводит к отображению на экране бортового компьютера соответствующего кода неисправности, что расшифровывается на ВАЗ 2110 как ошибка датчика детонации и приводит к переводу ЭБУ в режим безопасный режим работы.

Это, в свою очередь, оптимизирует затраты на программу электронного блока управления, устанавливает угол опережения зажигания на минимальное значение, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению динамической мощности автомобиля.

В случае поломки датчика детонации автомобиль какое-то время будет работать без этой настройки. То же касается и случая, когда обнаружена неисправность датчика детонации, а заменить его не представляется возможным. В любом случае затягивать с ремонтом или заменой этого устройства не стоит.

Расположение датчика детонации на ВАЗ 2110

Расположение датчика детонации выбрано для получения наибольшей чувствительности. Для этого он устанавливается непосредственно на силовой агрегат между вторым и третьим цилиндрами. Масляный щуп может служить ориентиром для определения места установки. Также в непосредственной близости находится корпус воздушного фильтра.

Расположение датчика детонацииСхема подключения датчика

Как поменять датчик?

Если этот элемент все же вышел из строя, его необходимо заменить. К счастью, запчасти на ВАЗ-2110 можно найти в любом магазине по небольшой цене. Новый датчик детонации будет стоить не более 250 рублей. Как его заменить? Сначала нужно найти сам элемент. Как мы уже говорили, он расположен между вторым и третьим цилиндрами.

Датчик детонации ВАЗ 2110

Затем с помощью ключа на 12 откручиваем болт крепления. Далее нужно нажать на штекер фиксатора провода и вытащить его. После этого можно вынуть сам датчик. На следующем этапе устанавливается новая запчасть на ВАЗ-2110. После установки вилки с проводами нужно затянуть крепежный болт ключом на 12. На этом этапе замену датчика детонации в «десятке» можно считать завершенной.

Демонтаж датчик детонации ВАЗ 2110

Сначала нужно найти датчик. Он расположен слева от двигателя, где линия находится посередине блока цилиндров. Воздушный фильтр рядом.

Чтобы определить неисправность или ее отсутствие, необходимо устранить ее в следующей последовательности:

  • Обесточьте автомобиль, сняв минусовую клемму аккумулятора;
  • Отсоединить от датчика детонации контакты, зафиксировать проводами. Для этого нажмите на защелку;
  • Отверните гайку, фиксирующую устройство, и снимите его с крепежного болта.

Обратите внимание, что для установки или замены потребуется динамометрический ключ (момент затяжки должен составлять 20 Нм).

Замена датчика детонации

Периодичность работ по замене датчика детонации «десятки»:

  1. Отсоедините отрицательный кабель питания аккумуляторной батареи.
  2. Отсоедините проводку изделия от жгута проводов.
  3. Снимаем крепление изделия и разбираем его.
  4. Для срабатывания датчика удара необходимо постучать по корпусу изделия.
  5. При работающем устройстве изделие будет показывать скачкообразные значения разности потенциалов в пределах от 40 до 200 мВ.

При необходимости можно измерить сопротивление внутреннего контура детали. Важно помнить, что это значение для устройств такого типа очень велико, стремящееся к бесконечности.

При отсутствии хотя бы одного показателя (сопротивления или напряжения) нужно покупать новый товар и готовиться к замене датчика детонации ВАЗ 2110, так как других способов его воскресить нет.

Самостоятельная замена датчика 21120385501001на ВАЗ 2110

Замена резонансного датчика производится по инструкции ниже

  • Отсоедините разъем.

Снимите разъем

  • Открутите датчик.

Откручивание ДД

  • Снимите датчик.

Удаление датчика

  • Установите новый датчик, затянув его с моментом 20 Нм.
  • Подключить разъем.

Соединительные разъемы

Как проверить вновь приобретенный датчик детонации ВАЗ 2112 либо состояние старого

Несмотря на невысокую стоимость продукта, нередки случаи покупки, когда вам попадается некачественный датчик детонации ВАЗ 2112 или просто переодетый муляж. Поэтому будет полезно понять, как именно проверяется и диагностируется датчик, снятый с автомобиля, или как приобретается новый.

Вам понадобится электрический мультиметр для проверки диапазона измерения 200 мВ постоянного тока. Подключите щупы прибора к разъемам широкополосного датчика для измерения электрических величин (в случае резонанса один щуп измеряет относительно корпуса).

Ударьте отверткой по корпусу датчика. Абсолютные значения регистрируемого прибором напряжения будут напрямую зависеть от степени физического воздействия на него: чем сильнее воздействие, тем больше импульс напряжения. Если зависимость прослеживается, то ДД работает.

Теперь переключаем наш мультиметр на измерение сопротивления. Омическая нагрузка, измеренная на исправном датчике, должна составлять от 1 до 10 МОм. Естественно, плохой ДД или его муляж будут показывать бесконечное сопротивление, а сломанный — очень маленькое сопротивление, порядка нескольких десятых долей Ома.

Стоимость датчика

ДД крайне низкая ремонтопригодность, поэтому при его выходе из строя требуется замена на новый датчик. На автомобили с 8- и 16-клапанными двигателями устанавливается датчик 21123855020 производства Lada. Его цена 180-400 рублей. При невозможности купить оригинал следует купить любой из аналогов, представленных в таблице ниже.

Таблица — Хорошие аналоги оригинального датчика детонации Лада Приора

СоздательКод поставщикомОриентировочная стоимость, руб
Декар2112-3855020360-490
Дорожная карта21123855020260-380
Самара 21123855020200-250
ФеноксSD10100O7210-420
ЭТО БЫЛО550489300-340

Заключительный итог

Напоследок несколько слов об установке датчика после его проверки. Помните, что металлическая поверхность датчика должна быть чистой, без мусора и/или ржавчины. Очистите эту поверхность перед установкой. То же самое касается посадочной поверхности датчика на корпусе двигателя. Также необходима профилактическая чистка. Контакты датчика также можно смазать WD-40 или его эквивалентом в профилактических целях. И вместо традиционного болта, которым датчик крепится к блоку двигателя, лучше использовать более надежный болт. Он крепче фиксирует датчик, не ослабляет фиксацию и не раскручивается со временем под воздействием вибрации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector