Потом меня постигла беда: на скорости около 80 км/ч начался гул и появился люфт на обоих колесах, хотя их отрегулировали всего пару месяцев назад и все было нормально!
К сожалению, человек (Миханик), который периодически ремонтирует мою машину, решил уехать в отпуск, и как-то душа не легла отдать машину кому-то другому, и я давно хотел попробовать сделать это сам, но были и опасения: все в один голос говорили, что ужасной работы уже много!
Короче, по совету Миханика, купил съемник для шаров и рулевых наконечников, при замене крестовин осталась смазка MOBIL, купил два комплекта ремкомплектов для ступиц 2121 в Хламени (тольяттинский гаражный рынок!
Замена производилась в два часа дня, на каждом колесе днем после работы. Работа в принципе обычная и не особо сложная, но без экстрактора там не сложно обойтись. Я думаю, что вы не можете снять шар и наконечник с гарнитуры!
Вот ремкомплект ступицы 2121 и все что идет в тряпочку! Кроме грязных перчаток, конечно!
Откручиваем тормозной суппорт и крепим его к верхнему рычагу, предварительно освободив тормозные шланги от скоб.
Ослабляем гайки (иначе шаровые гайки могут довольно сильно выстрелить) на шаровой (нижней и верхней) и рулевой рейке (Миханик сказал, что лучше снять рулевой наконечник, чем откручивать рычаг, так как рычаг заедает насмерть и можно очень сильно трудно удалить).
С помощью съемника вынимаем две шаровые опоры и один наконечник, откручиваем все гайки, регулировочную гайку подшипника и снимаем кулак вместе со ступицей и тормозным диском.
То есть вся сборка уже снята! Выглядит немного грязно!
Разобрали ступицу с тормозным диском, состояние ступицы было хорошим и я был очень доволен этим фактом, хотя новую вынимать не надо!
Пыльниковый кулак с вышедшими из строя подшипниками и сальниками! Ударили незакаленным стальным стержнем диаметром около 10 мм. Кстати, подшипники были с самарского завода ЗАО СПЗ с пластиковым сепаратором, но насколько я знаю, пластиковый сепаратор для нивовского подшипника — не очень удачное время.
Обжимные наружные обоймы — Как ни странно, я нашел в дачном сарае два куска латунной трубы, и самое странное было то, что один имел диаметр чуть ниже наружного кольца подшипника, а другой — ниже наполнителя кассовый аппарат! Раньше у нас не было полей, и никто из родственников не признавался, чье это!
Собранный узел!
Блок собран и уже смазан!
Затем собираем все в обратном порядке, здесь нет ничего сложного.
Единственный момент — регулировка ступичных подшипников — по словам Миханика, ступичные подшипники подходят без люфта, и я доверяю его мнению.
То есть сначала закручиваем старые гайки, подтягивая последние до исчезновения люфта, но при этом колесо при движении должно нормально делать примерно 2-2,5 оборота.
После этого нужно сделать тест-драйв (300-400м) и еще раз по совету Миханика сделать это, желательно на неровной дороге (грунтовать, чтобы все встало на место) и потом сделать ту же регулировку ступичные подшипники с новыми гайками. Ну и в итоге опускаем колесо, затягиваем гайку, надеваем колпачок и все, машина готова к долгой и, надеюсь, надежной эксплуатации!
- Ремонтируем ступицу «Нивы-21213»
- Как снять ступичный подшипник на ниве
- Замена переднего ступичного подшипника на Нива Шевроле
- Конструкция передней ступицы на Нива Шевроле
- Как поменять подшипник ступицы собственноручно
- Ремонт ступицы: популярные ошибки и заблуждения
- Симптомы и обнаружение изношенного ступичного подшипника
- Необходимые инструменты для работы
- Процесс замены подшипника
- Замена ступичного подшипника НИВА
- Проверка ступицы и ступичного подшипника
- Случай из практики
Ремонтируем ступицу «Нивы-21213»
У моей старой Нивы болезнь. Правые ступичные подшипники долго не живут. Раз в год-два меняю их, причем вместе со ступицей, так как по инструкции легким движением руки ступица не выходит из поворотного кулака и ее приходится разбирать вместе с подшипниками, а потом , осмотрев и отметив «канавки» во внутреннем посадочном месте подшипника и буртике, к сожалению, буду покупать новый… А слева втулку я менял только один раз или не менял вообще — Я не помню сейчас. Стараюсь без надобности не разбирать.
Сегодня начал собирать втулки после ремонта передней подвески и заметил отличия двух новых втулок, купленных в разное время и в разных местах, а также отличия в их работе. Разница странная, и я не могу ее объяснить. Он заключается в наличии или отсутствии кольца в месте контакта ступицы с передней поверхностью втулки поворотного кулака. Раньше я пренебрегал этим различием, т.к. Я разбирал кубики в разное время и не было возможности сравнить дефекты в разных конструкциях.
Втулка 1 типа.
Производитель ОАО «ВАЗ». Цена 707 рублей в магазине, торгующем заводскими(?) запчастями. Штамп Росстандарта.
Обратите внимание на то, как устроено место, которое соприкасается с поворотным кулаком. Здесь мы видим канавки различной глубины
Втулка 2 типа.
Купил на авторынке за 550 руб. Производитель не известен. Покупал подобный дизайн-центр в Пскове и еще несколько раз после потери оригинала. Отличие заключается в несколько более грубой обработке поверхности и наличии потёртого желтоватого кольца в месте контакта с торцом поворотного кулака, там, где заводская ступица имеет только одну канавку. На фото после сборки с тормозным диском.
Смотрите: полое кольцо (П-образное в сечении) в том месте, где должна быть насечка. Когда я впервые купил такой хаб, я спросил, какого черта. Мне сказали, что это «лучшая» втулка, поэтому я продолжаю использовать этот тип втулки по сей день, не обращая внимания на кольцо и не смущаясь его отсутствием или наличием. Итак, сегодня, покрутив в руках два разных вида новых кубиков, я решил посмотреть, как выглядели старые.
Они выглядели иначе. Левый левый, заводской — тип 1, без кольца. Правая правая с кольцом — тип 2. Ступица Тип 1. Без кольца, заводская (?) Б/у не менее 4 лет. Внутренний подшипник снят. Наружная выдавлена с места, зато ее внутренняя обойма свободно ездит на внутреннем посадочном месте подшипника и даже весело на ней крутится. Его полное удаление не приводит к накатке плеча. Слой окисления (?) на наружной опорной площадке сохранен, на внутренней — отсутствует. Ступица тип 2.
Использовался чуть больше года. Кольцо в процессе эксплуатации сильно зазубрено, на нем видны следы вращения и трения. Сальник не снят, насечки в посадочном месте резца, которым был выбит подшипник Внутреннее гнездо подшипника изношено, но меньше, чем левая ступица, по краю имеется заедание буртика. Именно из-за него не снимается внутреннее кольцо наружного подшипника и, собственно, ступица не отрывается от поворотного кулака, как того требует инструкция. Взгляните на поворотные кулаки.
Левый поворотный кулак, который работал с заводской осью. Состояние контактных поверхностей почти идеальное. Уплотнительное кольцо (?) кольцо на месте и в хорошем состоянии Правый поворотный кулак, который работал с ведром с кольцом. Состояние не очень хорошее.
Уплотнительное кольцо сморщено «в конус» и имеет следы трения при вращении о кольцо на ступице. Сальник запрессован не полностью, это я понял позже, он утоплен еще на 3 миллиметра.
- Теперь настоящие вопросы:
- Как добиться правильной сопряжения поворотного кулака с втулкой с кольцом (Тип 2). Снять кольцо со ступицы или поворотного кулака? Удерживая оба кольца, они трутся друг о друга и деформируются. Также, насколько я понимаю, правильная (до упора) посадка подшипников не гарантируется.
- Насколько нужно загнать сальник на фото выше? Достаточно или до конца?
- Почему так быстро выходят из строя ступицы и изнашиваются внутренние посадочные места подшипников с образованием буртика в первую очередь? Судя по всему, подшипники все еще работали бы, если бы ступица не была разобрана киянкой.
- Насколько необходима установка проставочных колец между подшипником и сальником? У меня остался только один, но я не могу его купить. И как правильно настроить? Конус к подшипнику или сальнику. У меня была шишка в сальнике, но я не уверен, что правильно.
- Нужно ли заливать сальники литолом? Показания различаются.
Ну как бы эпилог машины в процессе. Были установлены новые перья производства Trek, передняя балка с новой штампованной втулкой была на 1,8 мм короче стоковой, а также скошена с внутренней стороны, так что площадь прилегания к шайбам уменьшилась примерно в 1,5 раза. Есть риск, что шайбы, если они не провернутся, будут вдавлены внутрь.
А теперь для тех, кто дочитал до конца ответы на некоторые вопросы.
Ступица с кольцом — это ступица Нивы-2121 — она имеет несколько иную конструкцию, чем ступичный узел. Преобразуется в ступицу Нивы-21213 путем подбора кольца из медного сплава.
На Ниве 2121 грязеотталкивающие кольца не ставились на поворотный кулак (это кольцо я неправильно назвал «герметичным»). На Ниве-21213 они предусмотрены конструкцией поворотного кулака.
Ставить два кольца на ступицу Нивы 21213 категорически неправильно. Ставить надо (обязательно) только тот, который отражает грязь, который ставится на костяшку.
Раньше делал все правильно, но потом потерял это сокровенное знание и когда писал пост решил, что всегда буду монтировать с медным кольцом, тем более что по какому-то недоразумению смонтировали старую ступицу с ступичным кольцом в сервисе для последний раз без разборки. К чему это привело, вы можете видеть на фото. Кстати, левую ступицу ни разу не менял, а вот правая после этого ремонта еще работает.
Как снять ступичный подшипник на ниве
Наверняка каждый водитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда во время движения слышен так называемый грохочущий шум. Звук может появиться на уровне скорости 40 км/ч и выше. Использование автомобиля с таким знаком чревато не только опасностью для жизни водителя и пассажиров, но и тяжелыми последствиями для самого автомобиля. Скорее всего, вы заметите гул в загруженной машине во время поворотов.
Узнать, какой ступичный подшипник изнашивается, достаточно просто: если при повороте вправо слышен шум со стороны колеса, следует заменить левый подшипник. Точно так же, если во время левого поворота слышен гул, обратите внимание на правый курс.
Различают несколько стадий износа ступичного подшипника:
- гул при повороте;
- гул при обычной езде в загруженной машине;
- гул при езде на пустой машине;
- постоянное гудение, усиливающееся при поворотах;
- громкий гул, сопровождающийся скрипом, дребезжанием и неконтролируемыми движениями автомобиля из стороны в сторону.
Промежуток времени между первой и пятой стадиями при умеренном вождении может составлять до 5 лет. При этом рекомендуется заменить деталь как можно быстрее, чтобы не подвергать риску автомобиль и жизнь водителя.
Из-за чего может выйти из строя подшипник Шевроле Нива:
- в 70% случаев выход из строя происходит из-за неподходящей смазки: ее качество, избыток или недостаток могут вывести деталь из строя;
- бывает, что в подшипник глубоко проникают различные загрязнения и влага;
- это является причиной поломки в 18% случаев;
- также возможна неправильная сборка деталей, что приводит к чрезмерной нагрузке, перегреву.
Чем опасна езда на автомобиле с поврежденным ступичным подшипником? Немалая вероятность заклинивания колеса, что при движении на высоких скоростях может привести к выходу из строя. Потерять управление автомобилем, «отпустив» руль в сторону, вполне реально. Разбавление тормозных колодок также является возможным последствием.
Замена переднего ступичного подшипника на Нива Шевроле
Монтаж рекомендуется доверить профессионалам. Однако при наличии набора инструментов и свободного времени замену вполне можно выполнить самостоятельно. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо посетить автомойку и особенно тщательно вымыть переднюю подвеску. Второй важный шаг – правильная разборка детали. Для этого заблокируйте колесо и вытащите болты, которыми крепятся колеса. Дальше:
- для начала при помощи домкрата нужно подвесить и зафиксировать переднюю часть автомобиля;
- затем снимите колесо вместе с тормозными колодками;
- отмотать поршневой палец от поворотного рычага;
- вынимаем болты крепления шаровых опор;
- прикрутите ступицу вместе с петлями.
Тот факт, что колеса автомобиля Шевроле Нива крутятся плавно, обусловлен наличием подшипников в ступицах. Они могут стоять как на передних, так и на задних колесах. Подшипники предназначены для уменьшения трения.
Если такие подшипники выходят из строя, колесо деформируется, а резина начинает изнашиваться неравномерно и быстро. Если подшипник будет поврежден во время движения автомобиля, колесо просто заблокируется и перестанет вращаться.
По этой причине важно своевременно уделять внимание подшипникам, особенно в Ниве Шевроле, так как автомобиль является внедорожником и поэтому испытывает большие нагрузки на ходовую часть.
На этом процесс замены ступичных подшипников на Шевроле Нива можно считать завершенным. После монтажа проверьте легкость поворота колеса.
Конструкция передней ступицы на Нива Шевроле
Ступица автомобиля — элемент, соединяющий колесо и приводной вал. Имеет два подшипника, уменьшающих силу трения при вращении на валу.
Такое пространство может увеличиваться со временем эксплуатации и с истиранием деталей. В этом случае колеса начинают раскачиваться на осях, что является причиной преждевременного износа резины. Чтобы исправить ситуацию, необходимо своевременно менять ступичные подшипники.
В результате на детали появляется микротрещина, которая может стать причиной плачевного результата. Поэтому всегда нужно быть осторожным на дороге.
Использование режима полного привода, езда в сложных условиях за городом, жесткая подвеска требуют от владельца автомобиля Шевроле Нива время от времени ремонтировать подшипники.
Требование вращательного переноса усложнило его конструкцию, но общий подход к конструкции узла и его конструктивные особенности остались прежними.
Это устройство можно встретить на всех моделях АвтоВАЗа, да и на большинстве автомобилей других автопроизводителей, в том числе и на Шевроле Нива.
Его главная особенность – возможность регулировки слабины. Такой комплект колес более сильно нагружен во время движения и более подвержен износу. Если понаблюдать (также можно найти наглядное видео в интернете), то со временем можно оценить, как поэтапно увеличивается зазор, вместе с появлением осевого биения колеса.
Однако не перетягивайте гайки, так как необходимо оставить небольшой зазор с учетом теплового расширения металла. Любая деталь не вечна, поэтому в какой-то момент вы не сможете отрегулировать люфт и потребуется ее замена.
Как поменять подшипник ступицы собственноручно
(как и задняя) Шевроле Нива имеет точно такую же конструкцию, как и старые автомобили, и их ремонт и замена осуществляются по той же схеме. Изначально нужно заехать на любую автомойку, где нужно тщательно вымыть всю переднюю подвеску под высоким давлением.
Для кроссоверов этот совет особенно важен.
- Передняя часть автомобиля поднята домкратом;
- Разбираются колеса, тормозные колодки и соответствующие суппорты;
- Штифт шарнира выкручивается и с помощью специального инструмента выдавливается;
- Болты шарниров, гайки разбираются.
- После этого у вас есть возможность осмотреть деталь на наличие повреждений и произвести соответствующий ремонт. Вне зависимости от того, планируете ли вы заменить подшипники, обязательно нужно менять сальники.
Внутренний сепаратор вместе с роликами после снятия необходимо тщательно промыть керосином. После этого вы сможете визуально оценить повреждение подшипника. Стоит помнить, что замена этих деталей происходит только парами.
- Нет возможности регулировать люфт гайкой (затяжка не помогает);
- Ролики и клипсы сильно поцарапаны;
- Обнаружен перегрев, наблюдается жужжание.
Если вы наблюдали один из этих признаков, вам необходимо приобрести новые подшипники для Нивы Шевроле. В противном случае замене подлежат только смазка и сальник.
Прессование происходит с помощью специальных насадок. Не выбрасывайте старый зажим, он пригодится для установки новой детали.
В случае затруднений всегда можно найти одно из многочисленных видео в интернете, демонстрирующее этот процесс.
Ремонт ступицы: популярные ошибки и заблуждения
Знатоки автомобильного тюнинга часто могут радикально изменить свои машины. И ограничений для них немного. Владельцы Нивы Шевроле не исключение. Любители тюнинга обращают свой взор на устройство переднего ступичного узла.
Часто на интернет-форумах в обсуждениях можно встретить советы (и даже соответствующие обучающие видео) как заменить подшипник на ступичном механизме, имеющем поворотный кулак от автомобиля ВАЗ 2121, так как считается, что эта конструкция лучше с точки зрения надежности.
Однако это ошибочное мнение.
Да, затяжка будет произведена без труда, но это сделает невозможным регулировку развала переднего колеса машины. Дело в том, что каждый кулак имеет разные отличия в размерах и углах осевого наклона.
Но гораздо глупее совет, который предписывает обрабатывать ступицу и вал на токарном станке.
Ремонт, например замену ступичного подшипника в полевых условиях, можно выполнить самостоятельно без особого труда. Ступичные подшипники на автомобиле ВАЗ 2121 и Шевроле Нива имеют очень малый ресурс из-за конструкции подвески, по сравнению с другими полноприводными автомобилями, поэтому следует уделять больше внимания этим деталям, чтобы выявить неисправность ходовой вовремя.
Замена ступичного подшипника в полевых условиях совсем не сложная, если строго следовать инструкции. С таким ремонтом справится любой, даже начинающий автовладелец. Не все ступичные подшипники ваз меняются одинаково. Конструкция ступицы автомобиля Нива отличается от конструкции других моделей ВАЗ, поэтому процесс замены подшипников также будет иметь свои отличия.
Симптомы и обнаружение изношенного ступичного подшипника
Когда ресурс ступичного подшипника на исходе, при езде отчетливо слышен жужжащий звук – это основной симптом. Если внимательно прислушаться, то можно понять, с какой стороны исходит этот шум.
При движении на малых скоростях он не очень заметен и его легко спутать с шумом шин, но, по мере увеличения скорости, гул усиливается, напоминая полет в самолете. С гудящим подшипником ходить нельзя, потому что вскоре он может просто развалиться, а это приводит ко многим другим проблемам.
Если предполагается, что подшипник исчерпал свой ресурс, можно проверить это на стоящем автомобиле. Для этого нужно приподнять колесо, на подшипник которого падают подозрения, и руками потянуть колесо вертикально. Если есть люфт, скорее всего виноват подшипник.
Необходимые инструменты для работы
- Джек и поддерживает. Для замены переднего подшипника нужно поднять оба колеса, иначе стабилизатор будет мешать и удерживать элементы подвески;
- Ключ для откручивания колесных гаек;
- Отвертка. Снять защитный колпачок;
- Направляйтесь к 27;
- Слесарная борода Расправить бурт гайки ступицы;
- Молоток;
- Ключи на 10, 17, 19 и 22;
- Стамеска по дереву и распорка. Чтобы не повредить другие детали при ударе;
- Винт;
- Кусок трубы для запрессовки стопорных колец подшипников.
Процесс замены подшипника
- Ослабляем гайки колеса, где планируется замена и снимаем оба колеса с оси. Снимаем нужное колесо;
- Снимите суппорт и направляющую. Чтобы не повредить тормозной шланг, привязываем суппорт к плечу проволокой;
- Сняв защитный колпачок, головкой на 27 откручиваем гайку с подшипников ступицы и вынимаем втулку из конуса;
- С помощью стамески разворачиваем стопорную пластину гаек переднего и заднего креплений рычага. Ключом на 19 откручиваем переднюю и заднюю гайки, удерживающие рычаг. После этого снимите стопорную пластину;
- При отпускании рычага его следует снять с поворотного кулака, освободив тормозной шланг;
- Отсоедините шаровые опоры (верхний и нижний) от рычага;
- Теперь вы можете снять весь узел поворотного кулака вместе с шарикоподшипниками и тормозным диском, стянув его со шлицов ШРУСа;
- Отделите поворотный кулак от ступицы вместе с тормозным диском. Если детали не разъединяются свободно, зажимаем кулак в тисках и пробойником из мягкого металла или зубилом через проставку из дерева ударяем по ступице с тормозным диском;
- Далее вынимаем болты крепления рычага и стамеской сбиваем защитное кольцо;
- Ключом на 10 откручиваем болт крепления кожуха и снимаем кожух;
- Мы зажали кулак в тиски и с помощью плоской отвертки выковыряли сальник из ступичного подшипника. За сальником находится металлическое кольцо, его тоже снимаем;
- Следующим шагом является извлечение внутренней обоймы узла внешнего подшипника из колодца. Далее так же вынимаем сальник, металлическое кольцо и внутреннее кольцо подшипника в сборе;
- С помощью бородки и молотка выбиваем металлические кольца наружного и внутреннего подшипников. На этом демонтаж закончен.
Хорошо очистив старую смазку, можно переходить к установке нового подшипника. Замена ступичного подшипника в полевых условиях происходит в обратном порядке, важно только не забыть залить в салон свежую смазку Литол 24, а после установки поворотного кулака на автомобиль отрегулировать зазор в подшипниках.
Замена ступичного подшипника НИВА
Мы покажем вам, как заменить ступичный подшипник на автомобиле НИВА. Для работы нам потребуются новые ступичные подшипники, два сальника и стандартный набор автолюбительских инструментов. Показан весь процесс ремонта от начала до конца, с подробными комментариями автора на протяжении всего процесса.
Владельцы этого автомобиля очень часто сталкиваются с проблемой гудящего ступичного подшипника. Подшипник 108 рекомендуется переделать, после этого никакой регулировки не требуется и подтягивать раз в месяц. Если по какой-то причине вы не хотите менять ступичный подшипник, то при разборке необходимо заменить сальники ступицы.
Проверка ступицы и ступичного подшипника
Если во время вождения вы слышите звук, который постепенно уменьшается или увеличивается по частоте в зависимости от вашей скорости. Для диагностики проблемы можно использовать этот метод. Подвешиваем колесо, заодно кладем под нижний рычаг пень и опускаем на него машину.
Затем беремся руками за низ и верх колеса и начинаем подкачивать, если чувствуется люфт, можно просто подтянуть подшипник. Если это не помогло, люфт еще есть, то скорее всего ступица пришла в негодность и ее нужно заменить. Если люфта нет, вероятно, вышел из строя подшипник.
Звук неисправного ступичного подшипника глухой, его хорошо слышно на средней скорости 60-80 км, если машина катится на нейтралке.
Случай из практики
Владелец НИВЫ обратился в автосервис с жалобой на неисправные тормоза. При нажатии на педаль тормоза он падал на пол и только при повторном нажатии работал как надо.
Все указывало на то, что в тормозной системе воздух, но прокачка ничего не дала. В итоге выяснилось, что виной всему выход из строя ступичных подшипников и самой ступицы. Внутренняя обойма подшипника вращалась на ступице.