Антиблокировочная тормозная система (ABS) — общая информация и коды неисправностей
Антиблокировочная тормозная система (ABS) не является обязательной для этих моделей.
Если автомобиль оснащен обычной тормозной системой, резкое нажатие на педаль тормоза приводит к блокировке колес. В этом случае нарушается сцепление протектора с дорожным покрытием и автомобиль может занести, потеряв управляемость. Антиблокировочная тормозная система (ABS) предотвращает преждевременную блокировку колес, постоянно контролируя скорость вращения колес во время торможения путем регулирования давления гидравлической жидкости в каждом из тормозов.
ABS состоит из двух основных подсистем: электрической и гидравлической. Электрическая часть системы включает датчики скорости четырех колес, управляющий процессор и соединительный жгут электропроводки. Гидравлическая часть включает в себя модулятор давления, суппорты дисковых тормозов и гидравлические линии, соединяющие компоненты.
Компоненты системы АБС
1 — Датчики передних колес
2 — Датчики задних колес
3 — контрольная лампа
4 — блок управления АБС
5 — Гидромодулятор
Принцип работы системы достаточно прост. Каждое из колес оснащено индивидуальным датчиком скорости. Датчик состоит из ротора (кольцо с равномерно расположенными по его периметру зубьями) и чувствительного элемента в виде намагниченной катушки. Чувствительный элемент датчика улавливает моменты прохождения через него зубьев ротора и преобразует полученную информацию в электрические сигналы, которые непрерывно передаются на управляющий процессор АБС. По результатам обработки поступающих сигналов процессор получает информацию об относительной скорости вращения каждого из колес. Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой скоростью, ABS находится в пассивном состоянии. Как только одно из колес начинает блокироваться.
Принцип работы тормозного контура ABS в параллельной конфигурации
Нормально открытый, без признаков блокировки колес, впускной электромагнитный клапан (EV) подает полное гидравлическое давление на колесные тормоза. Режим «удержание давления» активируется при подаче питания на клапан. Необходимое снижение давления обеспечивается активацией выпускного (AV) и впускного (EV) клапанов, а также обратного насоса (RFP)
Принцип работы тормозной цепи диагональной конфигурации ABS
Тормозная жидкость поступает в аккумулятор и перекачивается обратным насосом (ОПН) через демпферную камеру (Д) обратно в ГТЦ, сглаживая скачки давления и тем самым снижая шум тормозов. Клапаны управления, подключенные параллельно клапану EV, обеспечивают возможность быстрого снижения давления при отпускании педали тормоза |
V— передние тормоза
R — Тормоз правого колеса
H — Механизмы заднего тормозаL — Тормоз левого колеса
ВЭ — впускной клапан
АВ — выпускной клапанЧтобы ложные сигналы не влияли на работу АБС, в ее систему управления встроена специальная схема безопасности. При получении блоком управления неадекватного сигнала, а также при слишком низком уровне напряжения питания система автоматически отключается и на приборной панели загорается контрольная лампа АБС (см главу Органы управления и методы работы в начале руководства) . Тормозная система продолжает нормально функционировать.На самом деле работа системы АБС намного сложнее, чем кажется, поэтому составители данной инструкции не рекомендуют автовладельцам пытаться ремонтировать систему самостоятельно. В случае неисправности разумнее всего будет обратиться к специалисту автосервиса, где будет произведена соответствующая диагностика с помощью сканера-считывателя, подключенного к разъему DLC (см. Главу Системы подачи, выпуска и снижения токсичности выхлопных газов).Чтение кода неисправности АБСПри запуске двигателя контрольная лампа ABS на приборной панели автомобиля должна ненадолго загореться и почти сразу же погаснуть. Если из-за какого-либо нарушения лампа остается включенной после запуска двигателя, процессор АБС записывает соответствующий цифровой код в память блока самодиагностики. Коды считываются с помощью специального сканера, подключенного к 16-контактному диагностическому разъему, расположенному под передним порогом водительской двери автомобиля. При отсутствии сканера под рукой, автомобиль необходимо загнать для считывания памяти и проведения необходимых восстановительных ремонтов на СТО. Идентификационная карта диагностических кодов ABS приведена в Главных спецификациях тормозной системы.Очистить память АБСПосле устранения выявленных проблем в системе следует очистить память процессора. Для очистки памяти снова понадобится сканер, при отсутствии которого автомобиль придется гнать на СТО. Более подробная информация о считывателе сканера представлена в разделе «Электрическая система двигателя.