Nissan Qashqai – современный кроссовер, пользующийся большим спросом у автолюбителей в России. Современность выражается не только в привлекательном оригинальном дизайне и большом количестве электронных систем, но и в соблюдении строжайших экологических требований.
Одним из основных элементов, за счет которого достигается такое соответствие, является катализатор, в задачи которого входит снижение температуры и объема выхлопных газов, нейтрализация вредных выхлопных газов и приведение их в соответствие с Евро-3, 4 или 5 по модификации Nissan.
Деталь состоит из двух частей.
Снаружи — стальной короб, внутри — металлические или керамические соты, на которые распылено специальное вещество, отвечающее за нейтрализацию вредных газов. Кашкай использует 2 катализатора. Первый — во впускном коллекторе, второй — в основной выхлопной трубе. В процессе эксплуатации элементы подвергаются высоким нагрузкам, из-за чего замена становится актуальной.
Выхлопная система автомобиля с двигателем MR20DE: 1 — коллектор; 2 — датчик концентрации кислорода (контрольный); 3 – датчик концентрации кислорода (диагностика); 4 — дополнительный каталитический нейтрализатор; 5 — подушки подвески выхлопной системы; 6 – дополнительный глушитель; 7 — основной глушитель.
Почему они выходят из строя?
По статистике, основную роль в разрушении катализаторов играют следующие факторы:
- использование некачественного топлива с высоким содержанием свинца;
- использование присадок к топливу, несовместимых с катализаторами;
- несвоевременная замена свечей зажигания;
- случайное механическое повреждение корпуса катализатора;
- модернизация двигателя с увеличением его мощности.
Часто имеет место банальная выработка эксплуатационного ресурса. В среднем этот показатель составляет 100 тысяч километров.
Признаки неисправности
Задуматься о замене каталитического нейтрализатора следует при появлении следующих симптомов, свидетельствующих о его выходе из строя:
- Появление ошибки «Check Engine»
- Потеря мощности двигателя, ухудшение динамических характеристик автомобиля.
- Проблемы с запуском двигателя. Выхлопные газы просто не могут выйти через разрушенные соты элемента.
- Повышенный расход топлива.
- Чернение выхлопа.
- Чрезмерный шум выхлопной системы.
- Из-за обгорания корпуса катализатора в салоне ощущается специфический запах
Внимание!!!!
Если проблемы начинаются с катализатора, срочно меняйте его или ставьте пламегаситель, есть вероятность, что в двигатель попадут кусочки керамики!
На что менять?
Самый простой ответ на этот вопрос – оригинальный каталитический нейтрализатор Nissan. Такой выбор сохранит все черты автомобиля, которые он имел, когда сошел с конвейера. Недостатком решения является высокая стоимость, поэтому владельцы не слишком нового Nissan Qashqai отдают предпочтение альтернативным вариантам:
- Поставка оригинал (Б/у от 7000 руб)
- Установка стороннего аналога для Nissan или универсальной детали. Если подойти к выбору внимательно и ответственно, выбрать правильного производителя, то стоимость элемента будет в разы меньше оригинала, при той же эффективности работы.
- Установка пламегасителя. Пламегаситель также охлаждает выхлоп, заглушает выхлопную систему и предотвращает возгорание металлического элемента, и эта деталь очень недорогая, особенно по сравнению с каталитическим нейтрализатором. Главный недостаток — выхлоп не очищается, поэтому о соответствии нормам Евро-3 и выше можно забыть. Впрочем, в России действующие стандарты не слишком строгие, так что этот момент никак не ограничивает эксплуатацию машины.
- Просто снимите и установите каталитическую трубку на свое место. Абсолютно не дорого, но худший вариант. Мало того, что скоро придется повторять все работы по снятию и замене, так еще, скорее всего, придется попотеть над сгоревшей выхлопной системой
Важным моментом при установке пламегасителя является «обман» бортового компьютера, который будет получать данные от кислородных датчиков о том, что катализатор не работает и будет посылать соответствующие команды, настраивая работу двигателя и состав топлива смесь . Чтобы «обмануть» ЭБУ, к пламегасителю прикрепляют специальные приспособления (обманки), вносят изменения в прошивку ЭБУ или монтируют электронные схемы, отправляющие данные о том, что катализатор работает исправно.
Процесс замены
Перед заменой катализаторов необходимо установить автомобиль на эстакаде или над смотровой ямой, включить стояночный тормоз. Далее нужно придерживаться следующей схемы:
- Резьба, фиксирующая катализатор, обрабатывается смазкой типа WD-40, которую оставляют примерно на четверть часа, этого достаточно для растворения ржавчины и других трудноудаляемых отложений.
- Снимите гайки и болты, удерживающие элементы.
- Отключите кислородный датчик.
- Удаление катализатора.
- Установите новую деталь и повторите вышеуказанные операции в обратном порядке.
Чего не стоит делать?
Есть мнение, что вместо катализатора вполне можно поставить обычный кусок трубы, имеющий подходящие размеры. Да, с финансовой точки зрения это наименее затратный вариант. Однако мы настоятельно не рекомендуем издеваться таким образом над Nissan Qashqai.
Установка простой трубы приведет к тому, что уровень шума выхлопной системы повысится примерно на 30 процентов, появятся посторонние вибрации и подпрыгивания. Вдобавок к этому труба не сможет снизить температуру выхлопных газов, поэтому все детали будут подвергаться большим термическим нагрузкам, что может привести к ожогам с дополнительной необходимостью дорогостоящего ремонта.