Замена компрессора маз 5551

Ремонт компрессора МАЗ

Производительность компрессора при 2000 об/мин коленчатого вала двигателя — 201 л/мин

Компрессор необходимо разобрать, если во время работы слышен шум и стук, а также если компрессор выбрасывает много масла в нагнетательный патрубок

Чтобы снять компрессор с двигателя, снимите приводной ремень, отсоедините магистрали и отверните болты крепления компрессора.

Разбирайте компрессор в следующем порядке:

— Отвинтить колпачки выпускных клапанов, снять пружины и клапаны. С помощью квадратного ключа с размером головки 10 х 10 мм открутите седла клапанов;

— Снимите шкив компрессора с помощью съемника. Удалить ключ сегмента;

— отверните гайки со шпилек крепления головки компрессора и осторожно, отделив прокладку головки, снимите головку компрессора;

— снимите пружины и впускные клапаны с втулки в блоке цилиндров;

— открутить винты и снять патрубок подачи воздуха;

— снимите крышки шатунов и снимите поршни с шатунами и блоком в сборе;

— снимите поршневые кольца, снимите крышки и поршневой палец и разъедините шатун и поршень;

— отверните винты и снимите переднюю и заднюю крышки картера;

— снимите прокладку задней крышки с пружиной, отверните гайку упора заднего подшипника коленчатого вала (рис. 2) и снимите стопорную шайбу;

— Извлеките коленчатый вал в сборе с передним подшипником через корпус переднего подшипника в блоке. Извлеките передний подшипник коленчатого вала (рис. 3);

— Снимите стопорное кольцо заднего подшипника и нажмите на задний подшипник, чтобы снять его с блока;

— снимите сальник с втулки передней крышки;

— разъединить блок и кожух, осторожно открутить шпильки, разделяющие прокладку.

промойте детали разобранного компрессора и внимательно осмотрите. Продуйте все каналы сжатым воздухом.

Проверка технического состояния деталей компрессора

В процессе эксплуатации могут возникать следующие неисправности компрессора:

— в головке блока: трещины и сколы, срыв резьбы в конических отверстиях под штуцеры и отводы, деформация плоскости контакта с блоком;

— в блоке цилиндров — трещины, надломы или потертости и износ зеркала цилиндров;

— в картере компрессора — износ посадочных мест подшипников, срыв резьбы болтов и шпилек крышек и блока, сколы и трещины;

— на коленчатом валу — износ шатунных шеек, сальника задней крышки и сальника передней крышки;

— износ нагнетательных и впускных клапанов и их седел, деталей разгрузочного устройства, усадка или поломка пружин клапанов;

— на поршнях компрессора — задиры, износ юбки, отверстия под пальцы и поломки поршневых колец;

— на шатуне компрессора — износ втулки верхней головки и износ вкладышей нижней головки.

Поломка или износ резьбы на головке блока и других деталях компрессора устраняется установкой постобработанных болтов до номинального размера.

Изношенные седла и клапаны заменяются. После установки нового седла или клапана их необходимо притереть.

Шпильки и гайки со снятой резьбой или не обеспечивающие соединения следует заменить.

Блок цилиндров и другие детали компрессора, имеющие сколы и трещины, следует заменить новыми.

Цилиндры ремонтируют сверлением с последующим хонингованием до ремонтных размеров, приведенных в таблице 1.

При сверлении цилиндров овальность и конусность не должны превышать 0,03 мм, а перпендикулярность поверхности цилиндра к плоскости соединения с картером не должна превышать 0,03 мм на длине 100 мм.

Изношенные поршни и поршневые кольца следует заменить ремонтными комплектами, указанными в таблице два.

Разница в массе поршней не должна превышать 15 г. Коренные шейки коленчатого вала при износе до диаметра менее 34,99 мм наплавляются и обтачиваются до диаметра 35 мм.

Изношенные шатунные шейки хонингуются до ремонтного размера и подбираются соответствующие ремонтным размерам комплекты шатунных подшипников

При замене поршневой группы компрессора поршни, шатуны и пальцы необходимо подбирать группами (см табл.).

Информация о группе выделена цветом. Поршень и поршневой палец должны быть выбраны одной фирмы. При выборе шатуна допускается установка одного пальца из соседней группы.

Шатуны с кривой подлежат правке. Непараллельность отверстий под шатунные головки не допускается более чем на 0,1 мм на длине 100 мм.

Сальник передней крышки, не обеспечивающий водонепроницаемости, и изношенные детали заднего сальника ремонту не подлежат и подлежат замене.

Сборка компрессора

Компрессор должен быть собран в соответствии с техническими требованиями в следующем порядке:

— Соберите поршень с шатуном. При установке поршневого пальца в шатун он должен плотно входить в отверстие шатуна с усилием большого пальца.

Выбрать поршень и шатун при температуре окружающего воздуха 10 — 30˚С без применения смазки, а при окончательной сборке поршневого пальца смазать шатун моторным маслом;

— установите поршневые кольца на поршень (рис. 4). Установите компрессионные кольца канавкой внутреннего диаметра вверх.

Установить прокладки компрессионных колец в вертикальной плоскости оси поршневого пальца с диаметрально противоположных сторон поршня;

— Запрессуйте задний шарикоподшипник коленчатого вала в картер компрессора до упора в стопорное кольцо. Напрессуйте передний подшипник на коленчатый вал до упора.

Установите коленчатый вал в картер, наденьте стопорную шайбу заднего подшипника, затяните гайку до упора внутреннего кольца подшипника в коленчатый вал и зафиксируйте ее;

— Установите переднюю крышку картера, предварительно запрессовав в нее сальник. Смажьте шейку коленчатого вала моторным маслом перед установкой крышки;

— Установите пружину и сальник во втулку коленчатого вала. При установке пружины вставьте ее концы в отверстие коленчатого вала и уплотните.

Установите заднюю крышку картера. Через отверстие в крышке проверьте возможность свободного перемещения уплотнения в сальнике. Проверните коленчатый вал; усилие поворота не должно превышать 3 Нм;

— запрессовать блок седла 17 (см рис. 1) и направляющие 26 впускных клапанов; установить впускные клапаны 25;

— Смажьте плунжеры моторным маслом и установите их во втулки в сборе с резиновыми кольцами. Плунжеры во втулках должны свободно перемещаться под усилием 5 Н. Установить штоки с втулками в комплекте, пружину и коромысло разгрузчика;

— установить прокладку и собрать картер с блоком цилиндров;

— Смажьте зеркало цилиндра, шейки коленчатого вала, поршневые кольца и коренные подшипники моторным маслом;

— установите поршни в сборе с шатунами и компрессионными кольцами в цилиндры с помощью обжимки (рис. 5) ;

после установки вкладышей шатуна соберите нижние большие головки шатуна. Момент затяжки шатунных болтов составляет 12,25 — 13,7 Нм. Совместите отверстие под шплинт в гайке и болт шатуна, затянув гайку. Не допускается ослаблять гайку для установки шплинта;

— проверьте легкость вращения коленчатого вала; крутящий момент коленчатого вала не должен быть более 3 Нм;

— Установите прокладку и головку блока цилиндров. Равномерно в два приема затяните гайки шпилек крепления головки моментом 12-17 Нм (рис. 6);

— ввинтить седла выпускных клапанов 18 (см рис. 1) во втулки ГБЦ, установить выпускные клапаны 21, пружины выпускных клапанов 19 и ввернуть в головку блока цилиндров пробки выпускных клапанов 22;

— Установите шпонку и нажмите на ведущий шкив. Зафиксируйте шкив гайкой и шплинтом;

— проверить компрессор.

Испытание компрессора

Испытание проводят на специальном стенде при частоте вращения коленчатого вала 1200-1350 об/мин и давлении масла в системе смазки 118-245 кПа. Температура масла должна быть не менее 50 °C.

Когда компрессор работает на холостом ходу 4-5 минут, проверьте на ощупь и на слух:

— стук поршней (ударных быть не должно);

— постукивание пальцем (постукивания быть не должно);

— течь масла (течи быть не должно).

После проверки установить компрессор на двигатель и отрегулировать взаимное положение шкивов вентилятора и компрессора, затянуть прокладками. Отрегулируйте натяжение ремня привода компрессора.

С 1999 года также устанавливался компрессор производительностью 270 л/мин при 2000 об/мин коленчатого вала, отличающийся конструкцией клапанной системы. Отличительная особенность компрессора

— отсутствие заглушек выпускного клапана и наличие крышки на головке блока цилиндров.

Разборка, проверка технического состояния, сборка и испытания аналогичны компрессору производительностью 201 л/мин, за исключением несколько иного порядка разборки и установки головки клапанной системы.

​Ремонт компрессора МАЗ – установка и демонтаж

В этой статье мы расскажем, как правильно установить и проверить систему грузовика. Итак, признаком неправильной работы компрессора МАЗ является чрезмерный износ ремней. Для выявления неисправности необходимо разобрать узел, проверить крепление болтов на клапане. Если целостность узла нарушена, внутри может возрасти давление. Это приводит к засорению компрессора МАЗ и ремонту системы.

Тем не менее, перед выполнением технического обслуживания мы рекомендуем вам понять устройство устройства.

Советы по снятию узла

При ремонте необходимо заменить прокладки компрессора МАЗ (их можно вырезать самостоятельно), зачистить деталь, а затем собрать. Запас ремней в дальних поездках никогда не помешает.

Если необходимо разобрать узел, сначала снимите приводные ремни и отсоедините патрубки.

Затем действуют в следующей последовательности:

  1. С нагнетательных клапанов снимаются заглушки, снимаются пружины и клапаны;
  2. Седла откручиваются квадратным ключом;
  3. Для снятия шкивов используется специальное приспособление;
  4. Ключ сегмента удален;
  5. Гайки, удерживающие головку, откручиваются, чтобы снять блок;
  6. Впускные пружины и клапаны снимаются с втулок, расположенных внутри блока цилиндров.

Далее нужно снять патрубок, по которому подается воздух, демонтировать крышки шатунов и снять поршневой узел. После демонтажа колец, свечей, поршневого пальца шатун отсоединяется от поршня. Обе крышки картера снимаются путем откручивания болтов.

При ремонте компрессора МАЗ также следует проверять прокладки.

При обнаружении течи в тормозной системе рекомендуем заменить элементы на новые.

Демонтаж компрессора МАЗ

На крышке есть пломба, которую нужно снять. Чтобы снять стопорную шайбу, отверните гайку заднего подшипника коленчатого вала. Деталь снимается в комплекте, подшипник запрессован на перед.

Для того, чтобы выпрессовать подшипник из блока, вам потребуется достать стопорное кольцо. После снятия сальника разъединяют картер и блок, аккуратно отделяют прокладку компрессора МАЗ.

Компоненты моются и проверяются на наличие повреждений. Каналы необходимо продуть, для этого используется сжатый воздух.

Советуем обратить особое внимание на прокладку компрессора МАЗ. Не экономьте на этой части. Если вы видите сколы, трещины и порезы на элементе, покупайте новые детали МАЗ.

На нашем сайте вы найдете все необходимое для быстрого ремонта компрессора МАЗ. В удобном каталоге представлены ремни, шарниры, втулки и другие комплектующие по самым доступным ценам.

Компрессор МАЗ: «сердце» пневматической системы грузовика

Основу пневмосистемы грузовиков МАЗ составляет узел нагнетания воздуха — поршневой компрессор. О воздушных компрессорах МАЗ, их типах, характеристиках, конструкции и принципе работы, а также о правильном обслуживании, выборе и покупке данного агрегата — читайте в этой статье.

Что такое компрессор МАЗ?

Компрессор МАЗ входит в состав тормозной системы грузовых автомобилей Минского автозавода с пневмоприводом; машина для сжатия воздуха, поступающего из атмосферы, и подачи его к узлам пневмосистемы.

Компрессор является одним из основных компонентов пневматической системы, он выполняет три основные функции:

• забор воздуха из атмосферы;
• Сжать воздух до необходимого давления (0,6-1,2 МПа, в зависимости от режима работы);
• Подача необходимого объема воздуха в систему.

Компрессор устанавливается на входе в систему, обеспечивая подачу сжатого воздуха в объеме, достаточном для нормальной работы всех компонентов тормозной системы и других потребителей. Неисправность или выход из строя этого узла снижает эффективность тормозов и влияет на управляемость автомобиля. Поэтому неисправный компрессор необходимо отремонтировать или заменить как можно скорее, а для правильного выбора агрегата необходимо разобраться в его типах, функциях и характеристиках.

Типы, характеристики и применимость компрессоров МАЗ

На автомобилях МАЗ применяются одноступенчатые поршневые воздушные компрессоры с одним и двумя цилиндрами. Применяемость агрегатов зависит от модели двигателя, установленного на транспортном средстве, наиболее распространены две основные модели:

  • 130-3509 для автомобилей с силовыми установками ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 различных модификаций, ММЗ Д260 и др., а также с новыми силовыми установками ЯМЗ Евро-3 и выше (ЯМЗ-6562.10 и др);
  • 18.3509015-10 и модификации для автомобилей с блоками управления ТМЗ 8481.10 различных модификаций.

Базовая модель 130-3409 представляет собой 2-цилиндровый компрессор, на базе которого создана целая линейка агрегатов, его основные параметры представлены в таблице:

Модель компрессораПроизводительность, л/минПотребляемая мощность, кВтТип устройства
16-35090122102.17Привод клиноременный, шкив 172 мм
161-35090122102.0
161-3509012-202752,45
540-3509015,
540-3509015 Б1
2102.17
5336-3509012210

Данные приводы обеспечивают заданные характеристики при номинальной частоте вращения шпинделя 2000 об/мин и сохраняют до максимальной скорости 2500 об/мин. Компрессоры 5336-3509012, предназначенные для более новых двигателей, работают при частоте вращения вала 2800 и 3200 об/мин соответственно.

Компрессоры монтируются на двигателе, соединяясь с его системами охлаждения и смазки. Головка агрегата имеет водяное охлаждение, цилиндры – воздушное за счет развитых ребер. Смазка трущихся деталей — комбинированная (различные детали смазываются под давлением и разбрызгиванием масла). Отличия модификаций компрессоров базовой модели 130-3409 заключаются в различном расположении входного и выходного патрубков системы охлаждения и смазки, конструкции клапанов.

Агрегат 18.3509015-10 — одноцилиндровый, производительностью 373 л/мин при номинальной частоте вращения вала 2000 об/мин (максимальная — 2700 об/мин, максимальная при пониженном давлении на выходе — 3000 об/мин). Компрессор установлен на двигателе, приводится в движение шестернями газораспределительного механизма, соединенного с системами охлаждения и смазки двигателя. Охлаждение головки — жидкостное, охлаждение цилиндров — воздушное, смазка — комбинированная.

Отдельную группу составляют компрессоры 5340.3509010-20/ЛК3881 (одноцилиндровые) и 536.3509010/ЛП4870 (двухцилиндровые) — эти агрегаты имеют производительность 270 л/мин (оба варианта) и приводятся в действие от газораспределительного механизма.

Компрессоры всех моделей поставляются в различной комплектации: со шкивами и без них, без нагрузки (с механическим регулятором давления, «сварные») и без и т.д.

Конструкция и принцип работы компрессоров МАЗ

Компрессоры МАЗ всех моделей имеют достаточно простое устройство. Основой агрегата является блок цилиндров, в верхней части которого находятся цилиндры, а в нижней — коленчатый вал с его подшипниками. Корпус блока закрыт передней и задней крышками, головка крепится к блоку через прокладку(и). Поршни расположены в цилиндрах шатунов, установка этих деталей осуществляется через вкладыши. На носок коленчатого вала устанавливается шкив или ведущая шестерня, шкив/шестерня крепится шпонкой, с фиксацией продольных перемещений гайкой.

В блоке и коленчатом валу выполнены масляные каналы, подающие масло к трущимся частям. Масло под давлением поступает по каналам в коленчатом валу к шатунным шейкам, где смазывает соединительные поверхности подшипников и шатуна. Также имеется небольшое давление от шатунных шеек через шатун к поршневому пальцу. Кроме того, масло стекает вниз и распадается на мелкие капли при вращении деталей; образующийся масляный туман смазывает стенки цилиндров и другие детали.

В головке блока расположены клапаны: впускной, через который в цилиндр поступает воздух из атмосферы, и выпускной, через который сжатый воздух подается к последующим узлам системы. Клапаны тарельчатого типа, удерживаются в закрытом положении винтовыми пружинами. Между клапанами расположен разгрузчик, который при слишком сильном увеличении давления на выходе из компрессора открывает оба клапана, обеспечивая свободное прохождение воздуха между ними через нагнетательный канал.

Принцип работы воздушных компрессоров прост. При запуске двигателя приводной вал начинает вращаться, через шатуны, обеспечивающие возвратно-поступательные движения поршней. При опускании поршня под действием атмосферного давления впускной клапан открывается и воздух, предварительно прошедший через фильтр для удаления загрязнений, заполняет цилиндр. Когда поршень поднимается, впускной клапан закрывается, одновременно с этим закрывается выпускной клапан, давление внутри цилиндра увеличивается. При достижении определенного давления открывается предохранительный клапан, и через него воздух поступает в пневмосистему. Если давление в системе слишком высокое, то срабатывает разгрузочный клапан, открываются оба клапана, и компрессор работает на холостом ходу.

В двухцилиндровых агрегатах цилиндры работают в двухтактном режиме: когда один поршень движется вниз и в цилиндр всасывается воздух, второй поршень движется вверх и выталкивает сжатый воздух в систему.

Вопросы обслуживания, ремонта, выбора и замены компрессоров МАЗ

Воздушный компрессор — это простой и надежный агрегат, который может работать годами. Однако для достижения такого результата необходимо регулярно проводить назначенное техническое обслуживание. В частности, натяжение приводного ремня двухцилиндровых компрессоров следует проверять ежедневно (прогиб ремня не должен превышать 5-8 мм при приложении к нему усилия в 3 кг) и при необходимости регулировать с помощью натяжной болт.

Каждые 10-12 тысяч километров необходимо проверять герметичность канала подачи масла в задней крышке агрегата. Каждые 40-50 тысяч километров необходимо разбирать головку, чистить поршни, клапана, каналы, впускной и выпускной шланги и другие детали. Надежность и целостность клапанов сразу проверяются и при необходимости заменяются (с притиркой). Разрядник также подлежит осмотру. Все работы необходимо проводить в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

При поломке отдельных деталей компрессора их можно заменить, в некоторых случаях необходимо менять компрессор полностью (деформации и трещины в головке и блоке, общий износ цилиндров и другие неисправности). При выборе нового компрессора необходимо учитывать модель и модификацию старого агрегата, а также модель силового агрегата. В целом все агрегаты на базе 130-3509 взаимозаменяемы и могут работать с любым двигателем ЯМЗ-236, 238 и их многочисленными модификациями. Однако следует учитывать, что некоторые из них имеют производительность 210 л/мин, а некоторые – 270 л/мин, также новые компрессоры модели 5336-3509012 различных модификаций обычно работают на более высоких оборотах

Одноцилиндровые компрессоры 18.3509015-10 представлены в небольшом количестве модификаций, и не все они взаимозаменяемы. Например, компрессор 18.3509015 предназначен для двигателей КАМАЗ 740 и не подходит для двигателей ЯМЗ. Во избежание ошибок необходимо уточнять полные названия компрессоров перед их покупкой.

Отдельно стоит упомянуть немецкие компрессоры KNORR-BREMSE, являющиеся аналогами предыдущих моделей агрегатов. Например, двухцилиндровые компрессоры можно заменить на агрегат 650.3509009, а одноцилиндровые на ЛП-3999. Эти компрессоры имеют одинаковые характеристики и установочные размеры, поэтому легко заменяют отечественные.

При правильном выборе и установке компрессор МАЗ будет работать надежно, обеспечивая работу пневмосистемы автомобиля в любых условиях эксплуатации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector