Устройство сцепления КАМАЗ 5511

Сцепление КамАЗ-5320, 55111, 43118 состоит из механизма и привода, имеет следующие конструктивные особенности:

— механизм сцепления КамАЗ-5320 имеет устройство автоматического перевода центрального ведущего диска в центральное положение при выключенном сцеплении. Это устройство не требует регулирования во время работы;

— форма корпуса обеспечивает фиксацию нажимных пружин;

– ведомый диск имеет термостойкую фрикционную накладку с длительным сроком службы;

— педаль сцепления подвешена, что не нарушает герметичности салона, а металлопластиковые втулки на опорах педалей не требуют пополнения смазки.

Механизм сцепления Камаз-55111, 43118, 5320 (рис. 1) состоит из картера 20, нажимного диска (корзины) с корпусом 17, нажимных пружин 16 и тяговых рычагов 6, двух 1 ведомых дисков с накладками 22 фрикционных и крутильных гасители колебаний; центральный ведущий диск 2.

Штампованная крышка сцепления КамАЗ-5320 крепится к маховику двумя монтажными втулками 3 и крепится десятью болтами М10 и двумя болтами М8.

Диски сцепления трансмиссии Камаз-55111, 43118, 5320 давление 4 с половиной 2 имеют на внешней поверхности четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхность трения ведомых дисков, ступицы которых являются устанавливается на шлицы вала редуктора или делителя.

Между корпусом 17 сцепления КамАЗ-5320 и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведущий и средний диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Средний ведущий диск Камаз-5320 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.

Устройство расцепления КамАЗ-5320 состоит из 4 тяговых рычагов, уравновешенных на нажимном диске с упорным кольцом 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным подшипником 10, установленным на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилка выключения сцепления 13 размещена на валике в картере сцепления (разветвителе).

Привод сцепления КамАЗ-5320 (рис. 2) состоит из педали сцепления 1 с выжимной пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18, патрубков и шлангов подвода рабочей жидкости от главный цилиндр к усилителю сцепления и подача воздуха из пневмосистемы к усилителю сцепления.

 

1 — ведомый диск; 2 — передний центральный диск; 3 — втулка монтажная; 4 — нажимная пластина; 5 — вилка отжимного рычага; 6 — рычаг разблокировки; 7 – пружина упорного кольца; 8 — шланг смазки муфты; 9 — пружинная петля; 10 — выжимной подшипник; 11 — пружина выключения; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка выключения; 14 — упорное кольцо; 15 — вал вилки; 16 — пружина внешнего сжатия; 17 — крышка сцепления; 18 — шайба теплоизоляционная; 19 — болт крепления корпуса; 20 — картер сцепления; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — пружина внутреннего сжатия; 24 — входной вал; 25 — диск демпфирования крутильных колебаний; 26 — крутильные колебания демпфера внутренней пружины; 27 — наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 8 — кольцо ведомого диска; 29 — механизм автоматической регулировки положения диска центрального привода

Пневмогидравлический усилитель привода Камаз-5320 служит для снижения усилия на педали сцепления. Крепится двумя болтами к фланцу картера сцепления (разветвителю) с правой стороны силового агрегата.

 

1 — педаль; 2 – главный цилиндр; 3.10 — верхний и нижний упоры; 4 — опора; 5 – компенсационный депозит; 6 — гидравлическая трубка; 7 — рычаг; 8 — поршень-толкатель; 9 — эксцентриковый палец; 11 – возвратная пружина; 12 — розетка; 13 — труба; 14 — клапан выпуска воздуха; 15 — сферическая регулировочная гайка; 16 – пневматический толкатель поршня; 17 — защитный кожух; 18 — пневмогидравлический серводвигатель; я — сжатый воздух

При нажатии на педаль сцепления КАМАЗ-5320 давление жидкости от главного цилиндра по трубкам и шлангам передается на пневмогидроусилитель сцепления к гидропоршню и следящему поршню, который автоматически изменяет давление воздуха
в пневмоцилиндре бустерной мощности пропорционально усилию на педали сцепления.

В процессе эксплуатации по мере износа накладок на ведомых дисках необходимо регулировать привод сцепления, чтобы обеспечить свободный ход муфты выключения сцепления.

Регулятор сцепления Камаз-43118, 5320, 55111

Регулировка сцепления Камаз-5320, 55111, 43118 в процессе эксплуатации:

— затяните болты пневмодвигателя привода сцепления:

— проверить герметичность срабатывания сцепления внешним осмотром, при необходимости устранить течь и прокачать гидросистему
водить машину;

— проверить работу выжимных пружин педали сцепления и рычага вала выжимной вилки, при необходимости отремонтировать;

— отрегулировать срабатывание сцепления;

— смажьте подшипник выжимной муфты и втулки вала выжимной вилки;

— проверьте уровень жидкости в бачке сцепления и при необходимости долейте;

— слить конденсат из пневмогидравлического серводвигателя, отвернув колпачок 12 (см рис. 3).

Регулировка срабатывания сцепления Камаз-55111, 43118, 5320 заключается в проверке и регулировке свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

Проверка и регулировка свободного хода муфты выключения сцепления Камаз-5320 осуществляется путем ручного перемещения рычага вала вилки от регулировочной шаровой гайки 15 толкателя 16 пневмогидроусилителя сцепления (при этом необходимо отсоедините пружину от рычага).

Если свободный ход рычага, измеренный по радиусу 90 мм, меньше 3 мм, отрегулируйте его шариковой гайкой пневмогидравлического сервопривода на величину 3,7. 4,6 мм, что соответствует люфту 3,2. 4мм

Затем проверьте полный ход толкателя пневмогидроусилителя Камаз-5320 нажатием на педаль сцепления до упора, при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25мм, при меньшем ходе сцепление полностью не выключается.

Если ход толкателя пневмоусилителя Камаз-5320 недостаточен, проверьте свободный ход педали сцепления, количество жидкости в главном цилиндре (рис. 3) и бачке трансмиссии сцепления и при необходимости прокачайте привод сцепления гидравлическая система.

Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен быть 6,12 мм. Его следует измерять посередине накладки педали сцепления. Если свободный ход выходит за указанные выше пределы, отрегулируйте зазор А между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра.

Зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра Камаз-5320 регулируют эксцентриковым штифтом 9 (см рис. 3), соединяющим верхнюю проушину толкателя 8 с рычагом 7 педали.

Отрегулируйте зазор, когда возвратная пружина нажимает на педаль сцепления до верхнего упора. 10. Поверните эксцентриковый штифт так, чтобы ход педали от верхнего упора до касания поршня с поршнем составлял 6,12 мм, затем затяните и зафиксируйте корончатую гайку.

 

Смазка сцепления Камаз-5320. Смажьте втулки вала выжимной вилки через две масленки 5 и подшипник выжимной муфты через масленку 6, делая не более трех проходов шприцем. В противном случае лишняя смазка может попасть в картер сцепления.

Визуально проверьте уровень жидкости в расширительном бачке главного цилиндра. Нормальный уровень жидкости в баке составляет 15,20 мм от верха бака.

Общий объем жидкости в гидроприводе сцепления Камаз-5320 составляет 380 см3. В сервисе С (осень) поменяйте жидкость в гидросистеме сцепления.

 

1 — гайка шаровая: 2 контргайка; 3 — толкатель поршня разблокировки: 4 — защитный колпачок: 5 — поршень разблокировки; 6 — корпус поршня толкателя: втулки 7, 21, 24, 26; 8 — перепускной клапан; 9 — сапун; 10 мембранных толкателей; 11 — седло мембраны; 12 — вилка: 13 — возвратная пружина; 14 — крышка подачи воздуха; 15 — стержень клапана; 16 — впускной клапан; 17 — выпускной клапан; 18, 22 — мембранные и поршневые пружины; 19 — передний корпус; 20 — пневматический поршень; 23 — корпус уплотнения поршня; 25 — распорная пружина; 27 — задний корпус; I — подача тормозной жидкости; II — подача воздуха

Главный цилиндр сцепления Камаз-5320 состоит из толкателя, корпуса, поршня, расширительного бачка и крышки бачка

Ремонт сцепления КАМАЗ-43118, 55111, 5320

Прокачайте гидросистему привода сцепления Камаз-5320 после устранения течи в гидроприводе в следующем порядке:

— Очистите защитный резиновый колпачок клапана 14 (см рис. 3) воздуховыпускного отверстия от пыли и грязи, снимите его и наденьте на клапанную головку резиновую трубку, поставляемую в комплекте с автомобилем. Опустите свободный конец шланга в залитую в чистую стеклянную емкость тормозную жидкость.

— Полностью 3. Выжмите педаль сцепления 4 раза, а затем, удерживая педаль нажатой, отпустите на 1/4. Клапан выпуска воздуха на 1/3 оборота. Под действием давления часть жидкости и содержащийся в ней воздух в виде пузырьков вытечет из шланга.

— Закройте воздухоотводчик, когда жидкость перестанет выходить.

— Повторите действия в абзацах. 2 и 3 до полной остановки выхода воздуха из шланга. В процессе прокачки необходимо доливать тормозную жидкость в систему, не допуская падения ее уровня в компенсационном бачке главного цилиндра более чем на 2/3 нормального уровня для предотвращения попадания в систему атмосферного воздуха.

После окончания прокачки при нажатой педали сцепления заверните клапан выпуска воздуха до отказа и только после этого снимите шланг с его головки и наденьте защитный колпачок.

Далее необходимо установить нормальный уровень жидкости в главном цилиндре. Тормозная жидкость, которая выделяется из гидросистемы при прокачке, может быть использована повторно после отстаивания и последующей фильтрации. Качество откачки определяется величиной полного хода толкателя пневмогидравлического серводвигателя.

Проверить наличие конденсата в силовом цилиндре гидросерводвигателя. Для слива конденсата отверните пробку на алюминиевом корпусе пневмогидравлического серводвигателя. Для полного слива слегка нажмите педаль сцепления.

Не реже одного раза в три года рекомендуется промывать гидросистему привода сцепления техническим спиртом или чистой тормозной жидкостью, разбирать главный цилиндр и пневмогидроусилитель и заливать новую тормозную жидкость.

Трубки гидросистемы промойте спиртом или тормозной жидкостью и продуйте сжатым воздухом, предварительно отсоединив оба конца. Перед сборкой смочите поршни и шланги гидросистемы тормозной жидкостью.

Читайте также: Зачем нужна диагностика автомобиля

Замените неисправные шланги и защитные чехлы (затвердевшие, поврежденные и изношенные.

При замене пневмогидравлического серводвигателя привода сцепления Камаз-5320 снять пневмогидравлический серводвигатель:

— стравить воздух из контура IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей через ресиверный клапан;

— снимите возвратную пружину с рычага вала вилки сцепления, отсоедините воздушную трубку от пневмогидроусилителя, гидрошланг и слейте жидкость из системы гидропривода;

— Ослабьте два винта крепления пневмогидравлического серводвигателя и снимите серводвигатель со штоком.

Для установки пневмогидроусилителя КамАЗ-5320:

— совместите монтажные отверстия с отверстиями в картере сцепления и закрепите серводвигатель двумя винтами с пружинными шайбами;

— подсоедините гидрошланг пневмогидроусилителя и воздуховод: установите пружину выключения вала вилки выключения сцепления.

Залейте тормозную жидкость в бачок главного цилиндра и прокачайте гидравлическую систему. Проверить герметичность соединений трубопроводов (не допускается утечка тормозной жидкости из соединений), при необходимости устранить течь подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте расстояние между передней поверхностью крышки и ограничителем хода штока клапана, чтобы зацепить делитель шестерни.

При снятии сцепления Камаз-5320 с двигателя после отключения коробки передач сначала вверните в картер до упора четыре стяжных болта М10х1,25х62, затем отверните болты, крепящие картер сцепления к маховику, и снимите корпус с комплектом нажимных дисков, промежуточный и ведомый диски сцепления.

В случае замены отдельных деталей сцепления Камаз-5320 перед установкой на двигатель отрегулируйте положение упорного кольца тяговых рычагов.

Для регулировки сцепления Камаз-5320 установите нажимной диск в сборе и закрепите его на кронштейне управления (рис. 4) или на маховике вставкой, обеспечив установочный размер А = (29 + 0,1) мм, и ослабьте соединительные болты.

Правильное положение упорного кольца определяется установочным размером В = (54 + 0,3) мм, торцевое биение Т2 относительно Т1 не должно превышать 0,2 мм.

При нарушении положения упорного кольца отрегулировать положение кольца на приспособлении гайками 3, восстановив размер В, при этом опорные поверхности четырех тяговых рычагов должны одновременно касаться упорного кольца. Не регулируйте положение упорного кольца указанными гайками на двигателе.

Перед установкой сцепления Камаз-5320 на двигатель залейте 15 г смазки 158 в полость переднего подшипника приводного вала, расположенного на коленчатом валу.

Установить сцепление Камаз-5320 с помощью шлицевой оправки, обеспечивающей соосность осей ведомого диска с осью коленчатого вала.

Обратите внимание на правильное взаимное расположение ступиц ведомых дисков — торчащие друг от друга короткие концы. Центральный ведущий диск КамАЗ-5320 в сборе должен легко перемещаться в пазах маховика под действием спусковых рычагов.

Установить нажимной диск (корзину) КАМАЗ-5320 с корпусом в сборе на маховик также без дополнительной регулировки, но без перекоса, добиваясь этого равномерной затяжкой болтов крепления моментом 54,61,8 Нм (5,5,6,3кг /см).

После затяжки болтов, крепящих корпус к маховику, открутите стяжные болты от нажимного диска.

Смещение упорного кольца тягового рычага относительно оси коленчатого вала не должно превышать 0,5 мм.

 

1 — контрольная опора; 2 — болт; 3 — регулировочная гайка; 4 — стопорная пластина; 5 — упорное кольцо; 6 — стяжной болт: А — установочный размер; Б — монтажный размер; Т1, Т2 — перекос лица

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector