Технические характеристики и устройство самосвала маз-5551

Самосвал МАЗ-5551

Самосвал МАЗ-5551 впервые был выпущен в 1988 году. В качестве основных узлов и агрегатов для переработки и доработки были выбраны детали МАЗ-53371. Несмотря на свою четвертьвековую историю, МАЗ-5551 остается самым большим 8-тонным автомобилем России.

История развития

Белорусский «трудяга», как его называют, начал свою жизнь в военные годы после освобождения Минска.

Эмблемой бренда стал беловежский зубр. С развитием производства был создан МАЗ-500 — главный прародитель современного МАЗ-5551. Произошло это в конце 1960-х годов.

преимущества и недостатки самосвала МАЗ-5551

Самосвал стал собственной разработкой минских конструкторов. К нему добавился двигатель ЯМЗ-236, уже четырехтактный.

После ряда модификаций и доработок в 1985 году в серийное производство пошла одна из версий — самосвал МАЗ-5551. Наиболее распространен в России.

Важным преимуществом «Белоруса» является его маневренность и маневренность за счет небольшой колесной базы грузовика и двухосной компоновки.

Поэтому в городских условиях отлично вписывается даже на небольшие стройки и развороты.

Устройство самосвала МАЗ-5551

Основным рабочим агрегатом, приводящим в движение все остальные, является 6-цилиндровый двигатель. Имеет V-образную компоновку цилиндров, модель двигателя ЯМЗ-236М2. Его мощность составляет 180 л.с.

В основе трансмиссии лежит 5-ступенчатая коробка передач, которая на максимуме выдает более 83 км/ч. Обращение с ним несколько сложное, и для этого требуется некоторый опыт. Тип тяги — 4х2. Соответствует переднему переднему мосту.

Главная передача имеет планетарные шестерни в ступицах. На колеса устанавливаются шины моделей 12.00R20 (320R508) и 11.00R20 (300R508) в зависимости от модификации модели.

Установленный тип кузова — самосвал. Полностью металлический, с автоматическим открыванием/закрыванием. Его нагрев осуществляется очень экономно, с помощью выхлопных газов двигателя. Грузоподъемность этой модели ограничена 10 тоннами. Трехступенчатый телескопический гидроцилиндр.

Тормозная система основана на типе пневматической конструкции, что делает все эффективным.

Кабина двухместная. При необходимости можно наклониться вперед. Кабина, по сравнению с предшественником (МАЗ-5337), получила множество улучшений, как с технической, так и с точки зрения дизайна. Он стал комфортнее, обзавелся панорамным лобовым стеклом, получил новый руль и укороченные рычаги управления. На руле есть гидроусилитель.

Электросистема модели не отличается большим набором компонентов и включает в себя только датчики в салоне, печку и осветительные приборы. При необходимости к нему добавляется кондиционер, который не предусмотрен в базовой комплектации.
Существует несколько вариантов доработанных версий самосвала. Некоторые из них предназначены для работы в суровых условиях северных регионов.

Грузовой самосвал МАЗ-5551

Рабочие характеристики

  • грузоподъемность — 8500 кг;
  • объем погрузочной площадки 5,5 м3;
  • время подъема нагруженной платформы при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин — 15 с;
  • время спуска пустого тела — 10 с;
  • угол возвышения корпуса — 50 градусов.

Технические характеристики

Габаритные размеры, мм

  • длина — 5990 (с наклонной кабиной — 7850)
  • ширина — 2500 мм (в моделях с разгрузкой на 3 стороны — 3450 при полностью наклонном кузове)
  • высота — 2925мм
    • со сложенным кузовом — 4850
    • при разгрузке вбок — 3850
  • дорожный просвет — 270 (минимум, в районе переднего моста)

Параметры двигателя

  • Объем — 11150 см³ (ЯМЗ-236)
  • Мощность — 180 л.с
  • Крутящий момент — 667 Нм
  • Максимальная скорость — 83 км/ч (в некоторых моделях до 90 км/ч)

Масса МАЗ-5551 в стандартной модификации, кг

  • бордюр — 7580, в т.ч.
    • на переднюю ось — 4130
    • на заднюю ось — 3450
    • в сборе — 16 230, в т.ч.
    • на переднюю ось — 5980
  • на заднюю ось — 10 250

Грузоподъемность и объем кузова МАЗ-5551

  • грузоподъемность — 8500кг
  • объем кузова — 5,4 м³, при этом

Габариты кузова МАЗ-5551 при таком объеме платформы составляют 3800 х 2269 х 630 мм.

Для сравнения предлагаем ознакомиться с размерами бортового кузова КамАЗ.

В зависимости от модификации грузоподъемность может быть до 10,2 т (сопоставимо с грузоподъемностью КАМАЗ-43118), объем кузова МАЗ-5551 до 12,5 м³ (15,5 с поднятыми бортами).

статья о том, сколько стоит камазовская земля.

Колеса и шины

Колеса и шины

  • колесная формула — 4х2 максимальный угол наклона дорожного полотна — 25 градусов
  • радиус поворота — 7,9 м (общий — 8,6 м)

Шины — 12.00 R20, также допускается 12.0-.00 R20

Давление в шинах МАЗ-5551 будет зависеть от модели шин и грузовика. Например, для самосвала грузоподъемностью 10 т и шинами 12.00 R20 — 7,1 на переднюю ось и 6,9 кгс/см2 на заднюю ось.

Общие сведения

МАЗ 5551 считается одной из старейших моделей, выпускаемых в настоящее время Минским автомобильным заводом. Само предприятие появилось в столице Белоруссии в 1944 году. Уже через 4 года завод выпустил первые автомобили. Дебют МАЗ 5551 состоялся значительно позже, в 1985 г. В качестве основы для техники была выбрана модель МАЗ 5337. После заметных доработок новинка была выпущена в серию.

4814168_%cc%c0%c7%205551%201

Автомобиль получил заметные изменения по сравнению с предшественником. Переработана форма рычага переключения передач, который в предыдущих версиях изготавливался из металлолома. Водителю больше не приходилось подбирать передачи в пространстве кабины. При этом сохранилась прежняя схема переключения скоростей.

Среди других доработок следует отметить:

  • отсутствие проблем с «отстегиванием» салона, которые присутствуют у предшественников;
  • замена барабанного ручника на элемент с пружинными энергоаккумуляторами. В составе тормозной системы также появились болты принудительного растормаживания, обеспечивающие торможение при отсутствии воздуха в системе;
  • новая форма фар, отдельные узлы салона и решетка радиатора. Раздвоенное лобовое стекло заменили на панорамное с прекрасным обзором. На крыше автомобиля также был установлен спойлер.

Первые модификации МАЗ 5551 имели совершенно невзрачный вид. Для автомобиля была выбрана бескапотная кабина с мощным передним бампером с большими круглыми фарами и небольшой решеткой радиатора, визуально разделенной на три секции. Классический вариант получил поднимающийся металлический кузов с задним бортом и схемой заднего отвала.

4814168_%cc%c0%c7%205551%202

В 1998 году МАЗ 5551 подвергся рестайлингу. Обновленная версия получила новый дизайн салона, небольшие изменения в дизайне и переработанную панель приборов. Салон автомобиля стал просторнее. Автомобиль был оборудован большой 2-местной кабиной с возможностью откидывания для проверки технического состояния.

Рестайлинговая версия оказалась более интересной. Решетка радиатора увеличилась в размерах (убраны прежние разрезы), а бампер стал более обтекаемым (помимо фар установлены поворотники). По бокам рядом с дверями появились пластиковые элементы. Конструктивно обновленный МАЗ 5551 изменился незначительно: были исправлены некоторые недостатки, появились новые двигатели. Именно эта модификация в настоящее время предлагается на рынке.

4814168_%cc%c0%c7%205551%2022

Семейство МАЗ 5551 достаточно обширно. Базовая версия — самосвал со складным кузовом. Однако Минский автомобильный завод выпускает и шасси, которое используется для установки различного специального оборудования, что увеличивает запас хода автомобиля. Также доступна артикуляция на автопоезде. Для северных регионов изготавливается модификация «ХЛ», эксплуатация которой возможна при температуре до -60 градусов Цельсия.

МАЗ 5551 отличается от большинства конкурентов компактными габаритами, благодаря чему может использоваться в городских условиях. Традиционно автомобиль востребован на стройках в черте города. Основное назначение машины – транспортировка сыпучих материалов на небольшие расстояния. Высокие технические характеристики делают эту модель одним из самых популярных самосвалов среднего класса в своей категории.

Самосвал МАЗ-5551

Видео

Привод грузовой платформы

Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением.

Телескопический гидроцилиндр переменного рабочего объема состоит из трех последовательно выдвигающихся звеньев: такая конструкция позволяет ему развивать достаточные рабочие усилия при небольшом весе и габаритах в сложенном состоянии. Его главный недостаток — большая сложность, а также риск засорения очень тугих звеньев.

Для повышения безопасности разгрузки на клапане управления гидроцилиндром предусмотрено предохранительное устройство. Он не позволяет платформе полностью подняться при перегрузке более 1,5 тонны.

Цапфы задней двери управляются пневмоцилиндром, который приводится в действие при переводе рукоятки устройства в положение «Поднять».

Погрузочная платформа

Габаритные размеры

  • снаряженная масса – 7580 кг;
  • распределение на переднюю ось – 4130 кг;
  • распределение на заднюю ось – 3450 кг;
  • полная масса – 16 230 кг;
  • распределение на переднюю ось – 5980 кг;
  • распределение на заднюю ось – 10 250 кг;
  • длина — 5990мм;
  • ширина — 2500мм;
  • высота потолка кабины – 2925 мм;
  • дорожный просвет – 690мм;
  • минимальный дорожный просвет – 280 мм (под передним мостом);
  • колесная база – 3300 мм;
  • колея передних колес – 2032 мм;
  • колея задних колес – 2162 мм снаружи/1422 мм внутри;
  • колесная формула – 4х2;
  • угол наклона – 25 градусов;
  • радиус поворота на внешнем колесе – 7,9 м;
  • общий радиус поворота — 8,6 м.

Устройство

МАЗ-5551 без спального места намного просторнее автомобилей КамАЗ. Благодаря удачно расположенным поручням и ступенькам забраться в кабину самосвала чрезвычайно легко. Правда, эргономика кабины — не самая сильная сторона грузовика. Хотя подушка сиденья двигается, а рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, о комфорте водителя говорить не приходится. Салон автомобиля имеет хорошую обзорность, но дискомфорт вызывает повышенную утомляемость, что особенно проявляется в дальних поездках. Не добавляет комфорта и огромный руль, так как маленьким водителям приходится наклоняться вперед, чтобы его повернуть.

Панель приборов МАЗ-5551 достаточно информативна и удобна. Однако здесь есть и недостатки. Световая индикация имеет низкую яркость, поэтому днем ​​ее плохо видно.

Однако в кабине самосвала существуют куда более удачные решения. Расположение блока предохранителей и реле за приборной панелью очень удобно, и к нему легко подобраться. Эффективная система отопления, люк на крыше и плафон освещения внутри кабины повышают комфорт вождения.

В отличие от моделей КамАЗ, МАЗ-5551 имеет только одно пассажирское место. Посередине салона, между сиденьями пассажира и водителя, расположена полка для хранения бутылок, различных вещей и документов. Здесь же есть портсигар. Но в салоне нет ни прикуривателя, ни пепельницы.

Благодаря большим зеркалам заднего вида повышается обзорность и безопасность управления МАЗ-5551.

Сиденье водителя имеет подвесную систему и регулируется в нескольких направлениях. Однако в салоне все равно не очень комфортно, так как в машине отсутствует система амортизации. Пассажирское сиденье крепится непосредственно к полу.

Регулировка сцепления

МАЗ-5551 оснащен традиционным для мощных грузовиков двухдисковым фрикционом. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок в процессе эксплуатации и требуют периодического обслуживания.

Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:

  • пробуксовка сцепления на высоких оборотах
  • стук при переключении передач
  • сцепление не полностью отключается

Можно выделить три основных этапа:

1. Зазор в 1 мм между регулировочными винтами и центральным диском привода следующий:

  • снимите крышки люков, чтобы открыть сцепление и маховик,
  • при включенном сцеплении переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение,
  • отвернуть контргайки и вкрутить все регулировочные винты в диск центрального привода до упора, маховик для этого нужно провернуть,
  • ослабьте винты на 1 оборот и с небольшим усилием затяните контргайки.

За счет такой регулировки обеспечиваются требуемые расстояния между дисками и фрикционной поверхностью маховика.

2. Обеспечьте зазор 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки ослабьте контргайку и отрегулируйте зазор до нужного значения, затянув регулировочную гайку.

3. Конфигурация свободного хода педали. Стандартное значение 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).

Схватить

Инструкция по эксплуатации

Приборная панель и органы управления

Грузовик заводится поворотом ключа в замке, расположенном в нижней части рулевой колонки.

Ниже с левой стороны находится переключатель указателя поворота и дальнего и ближнего света. Указатели поворота меняются в горизонтальной плоскости. Возможна постоянная или кратковременная активация. Фары регулируются в вертикальной плоскости. При нажатии на ручку с торца активируется звуковой сигнал.

Справа от рулевой колонки находится переключатель стеклоочистителя и омывателя.

Спидометр, тахометр и комбинированный прибор, отображающий уровень топлива, температуру охлаждающей жидкости, давление масла и напряжение, расположены на панели приборов перед водителем.

Также имеются контрольные лампочки и выключатели световых приборов, а также кнопка отключения АБС и контрольные лампочки межколесного дифференциала (если грузовик оснащен данной системой стабилизации).

Возле панели приборов расположены сигнальные лампочки:

  • температура охлаждающей жидкости (включается при температуре 105±5°С),
  • аварийное давление масла,
  • уровень топлива (загорается при заполнении топливного бака на 16-20% и менее),
  • давление воздуха в тормозной системе,
  • загрязнение масляного фильтра и другие.

Панель

Управление автомобилем

Чтобы прогреть двигатель или накачать шины, нажмите педаль топлива, зафиксируйте ее и отпустите. Двигатель должен прогреваться на холостых оборотах с постепенным увеличением до средних. Он может тронуться с места только тогда, когда охлаждающая жидкость прогреется не менее чем до 40°С.

Не используйте постоянный запас топлива во время вождения!

Стояночный тормоз активируется переводом рычага в заднее положение. Когда вы возвращаетесь в переднее положение, он выключается. В промежуточных положениях подключается дополнительный тормоз.

Коробка передач ЯМЗ-236П — пятиступенчатая с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Переключение передач происходит следующим образом:

Чтобы поднять платформу, поверните управляющий клапан в положение «поднять». Прочие положения: остановка, спуск и транспорт.

Стартуя на скользком участке, проезжая сложные участки дороги, необходимо активировать блокировку дифференциала. Это необходимо делать на неподвижном автомобиле или на скорости до 10 км/ч.

Входить в поворот с заблокированным дифференциалом опасно. Это снижает управляемость и приводит к повышенному износу привода! Когда дифференциал заблокирован, соответствующий значок на приборной панели загорается оранжевым цветом.

Водить машину

Безопасность

Работа с самосвалом связана с риском получения травм и несчастных случаев. Для снижения этих рисков и вероятности поломок необходимо соблюдать ряд правил безопасности. Вот некоторые из них.

  • Запрещается стоять перед кабиной при посадке и высадке, а также движение без фиксации кабины тросом и с открытым механизмом наклона.
  • Не регулируйте сиденье водителя во время движения.
  • Запрещено движение с поднятой платформой и опусканием загруженной платформы.

Подробную инструкцию по безопасной эксплуатации содержит и руководство по эксплуатации МАЗ-5551. Там же, помимо подробного описания конструкции и узлов самосвала, можно найти требования к техническому обслуживанию и основные рекомендации по устранению неполадок.

Из-за популярности этого автомобиля в продаже имеется также множество руководств по ремонту, а покупка запчастей не вызовет затруднений.

Аналоги

МАЗ-5551 часто сравнивают с КАМАЗ-65115 и ЗИЛ-ММЗ-4520, но это не совсем так. Отечественные самосвалы больше подходят для дальних перевозок, чего нельзя сказать о МАЗ-5551. Его колесные формулы шесть на четыре, тогда как у минского грузовика четыре на два.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector