Схема системы охлаждения двигателя МАЗ

 

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Основными узлами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и выносной термометр.

При работе двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом с приводом от клинового ремня 7 от шкива коленчатого вала 6.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1 (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке привода ГРМ к гильзам 2 и 6 соответственно правого и левого ряда цилиндров. Также по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под давлением, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и через направляющие отверстия поступает в водяные рубашки головок цилиндров, и в первую очередь в самые горячие места — выпускные клапаны и стаканы форсунок. Путем промывки и охлаждения наружных поверхностей камер сгорания, выхлопных труб.

Из ГБЦ нагретая жидкость по двум каналам выходит в приемные патрубки 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из сливных патрубков через термостаты нагретая жидкость по двум дуритовым (резиновым) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, откуда по патрубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость за счет большой охлаждающей поверхности отдает тепло воздушному потоку, создаваемому вентилятором 12.

Охлажденная жидкость в радиаторе снова откачивается из нижний бак с водяным насосом в водяных рубашках двигателя.

При снижении температуры охлаждающей жидкости ниже 70°С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70°С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к водяному насосу через перепускной патрубок 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости при выключенном радиаторе двигатель быстро нагревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70°С термостаты открываются и жидкость из водозаборных трубок возвращается в радиатор, а оттуда в водяной насос.

Рис. 26. Система охлаждения:
А — к отопителю салона; В к С — к радиатору; Г — к компрессору; Д — от радиатора; Е — от пускового подогревателя: 1 — место установки датчика термометра; 2 — кран для выпуска воздуха при заполнении системы охлаждения при прогреве двигателя пусковым подогревателем; 3 — термостат;
4 — патрубок; 5 — вентилятор; 6—шкив коленчатого вала; 7 — ремень привода насоса; 8 — водяной насос

Оптимальная температура охлаждающей жидкости на выходе из головки блока цилиндров составляет 75-98 °С. При таком тепловом режиме двигатель развивает максимальную мощность, потребляет наименьшее количество топлива и работает с минимальным износом.

При температуре ниже 70 °С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыскиваемое в камеру сгорания топливо сгорает не полностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный дым), часть конденсируется и снимает масляную пленку с деталей двигателя.

При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможно появление царапин на трущихся поверхностях, возможно коробление и растрескивание деталей с высокой рабочей температурой (головка).

Температура охлаждающей жидкости регулируется (за исключением термостатов) также с помощью жалюзи радиатора, которые управляются ручкой из кабины водителя.

Температура охлаждающей жидкости контролируется выносным указателем температуры жидкости 3, установленным на панели приборов в кабине водителя.

Емкость системы охлаждения 32 л система охлаждения

заливка через горловину радиатора, закрытая
пробка.

Рис. 27. Контур охлаждения двигателя:
1 — водяной насос: 2 — водяная рубашка правого ряда цилиндров; 3 — указатель температуры жидкости; 4—датчик; 5 — дренажные трубы; 6 — водяная рубашка левого ряда цилиндров; 7 — термостаты: 8 — перепускная трубка; 9 — верхний бачок радиатора; 10— патрубки радиатора; 11 — нижний бачок радиатора; 12 — вентилятор

Система охлаждения двигателя (рис. 1) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Он состоит из следующих основных элементов; радиатор, расширительный бачок, водяной насос 7, вентилятор, термостаты 2 и выносной термометр.

При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и подает ее по каналам в крышке ГРМ к правой и левой водяным рубашкам блока цилиндров.

Здесь жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров, поглощает тепло, нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки головок цилиндров, и в первую очередь в наиболее горячие места выпускных клапанов и стаканов форсунок.

Из рубашки охлаждения ГБЦ жидкость поступает в водосборные патрубки, а от них через патрубки термостата к радиатору, где отдает тепло воздушному потоку, создаваемому вентилятором. Охлажденная жидкость в радиаторе возвращается к водяному насосу.

Водяной насос (рис. 2). Лопастной, центробежного типа — для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой установлена ​​втулка 8 из маслобензостойкой резины, которая зажимами прижимается к валу, а пружиной — к упорному кольцу из текстолита 6.

 

Радиатор. Трубчатая — ленточная (змеевиковая) с овальными трубками, в три ряда, закрепленная на раме через резиновые подушки.

Расширительный бачок снабжен пробкой с паровоздушным клапаном. Запорно-выпускной клапан открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см2, что соответствует температуре кипения воды около 119°С.

Пробковый впускной клапан открывается при снижении давления в системе до 0,13 кгс/см2 .

 

Термостаты

Они служат для ускорения прогрева холодного двигателя и защиты его от переохлаждения в дороге.

Когда температура охлаждающей жидкости падает до 70˚С, термостаты автоматически направляют весь ее поток напрямую к водяному насосу через так называемый малый циркуляционный контур, минуя радиатор, создавая тем самым благоприятные условия для его быстрого нагрева.

Жалюзи радиатора устанавливаются в любое промежуточное положение и управляются из кабины водителя.

Вентилятор. Шесть лопастей, приводимых в движение шестернями, вращаются в корпусе радиатора.

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:

— заправить систему охлаждения специальным всесезонным жидким антифризом — А 40 (объемный состав: антифриз-А — 56%, чистая вода — 44%) или антифриз А65 (тосол-А — 65%, чистая вода — 35%).

— перелейте жидкость через воронку с сеткой, используя чистые тарелки;

— проверьте температуру охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах от 75 до 98 ˚C;

— Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости через горловину расширительного бачка и при необходимости доливайте. Измеряйте на холодном двигателе. Минимальный уровень охлаждающей жидкости должен быть 10 мм от дна расширительного бачка;

Читайте также: чип-тюнинг bmw e90 330

— летом проверяйте состояние воздушных каналов в сердцевине радиатора и обязательно очищайте их, если они сильно забиты. Очистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха;

— своевременно смазывайте подшипники водяного насоса.

Проверка герметичности системы

Значительная часть неисправностей в системе охлаждения связана с утечками охлаждающей жидкости.

Наиболее вероятными местами протечек являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с форсунками и патрубки радиатора с их бачками, а также сливные краны.

Герметичность системы охлаждения необходимо проверять ежедневно.

Если сальниковое уплотнение крыльчатки водяного насоса неисправно, жидкость будет вытекать через дренажное отверстие в корпусе, предохраняя подшипники вала насоса от повреждения.

Не допускается устранение утечки жидкости из насоса путем перекрытия сливного отверстия. Насос с неисправным сальником подлежит ремонту.

Утечки в месте соединения шлангов устраняют подтягиванием хомутов и, при повреждении шлангов, их заменой.

Регулировка натяжения ремня привода водяного насоса. Нормально натянутая лямка при нажатии большим пальцем в центре лямки с усилием 3 кгс должна прогибаться на 10-15 мм.

Натяжение ремня регулируется регулировочными шайбами. Если натяжение ремня слабое, отверните гайки, удерживающие боковину шкива, и снимите одну или две прокладки, разместите их на внешней стороне боковины и затяните гайки, поворачивая после затяжки каждой гайки, после чего проверьте натяжение ремня. Прокладки шкива снимать не следует, так как при замене старого ремня на новый все прокладки между ступицей и боковиной шкива необходимо установить на место.

Проскальзывание ремня может произойти из-за попадания масла на ремень. В этом случае замасленный ремень очищают тряпкой, слегка смоченной бензином.

Промывка системы охлаждения

Для удаления накипи, ржавчины и шлама необходимо промыть систему охлаждения. Когда отложения извести легкие, для промывки можно использовать промывочный пистолет.

Двигатель и радиатор моются отдельно. Чтобы предотвратить засорение радиатора ржавчиной, накипью и шламом рубашки охлаждения двигателя, перед промывкой термостаты снимаются с двигателя. Направление струи должно быть противоположно направлению движения воды при нормальной циркуляции.

Перед промывкой радиатора убедитесь, что он не забит, иначе сильная струя воды может повредить радиатор.

При промывке отсоединяют шланги радиатора двигателя и при закрытой пробке сначала подают воду в верхний патрубок радиатора для удаления скопившейся грязи из нижнего бачка, затем направление потока воды меняют на противоположное и промывают до поступления воды из верхнего бака абсолютно чистый.

Накипь в системе охлаждения удаляют раствором технического трилона Б (ТУ 6431-71) в воде (20 г трилона на 1 л воды).

Трилон — белый нетоксичный порошок, хорошо растворимый в воде, не пенится при нагревании и кипячении. Чрезмерное количество трилона не повредит деталям системы охлаждения.

Раствор трилона заливается в систему охлаждения.

Через 1 сутки работы двигателя (не менее 6-7 часов) отработанный раствор сливают и заливают свежий. Промывка продолжается 4-5 дней.

При отсутствии трилона Б загрязнение системы охлаждения можно удалить раствором, состоящим из кальцинированной соды (мытой) в количестве 0,5 кг на 10 л воды и 1,0 кг керосина на 10 л воды.

Залить раствор в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель должен поработать не менее 8 часов в рабочем режиме, затем слить раствор, пока он горячий, и после остывания двигателя промыть систему охлаждения чистой водой.

Для предотвращения перегрева топлива и снижения мощности двигателя современные автомобили МАЗ оснащены системой охлаждения.

Он состоит из таких элементов, как:

  • Термостат;
  • Термометр;
  • Вентилятор;
  • Радиатор;
  • Помпа.

Благодаря работе центробежного насоса обеспечивается принудительная циркуляция теплоносителя.

Из нижнего бочка радиатора жидкость подается насосом. Затем он поступает в левую и правую гильзы блока цилиндров.

Здесь промываются гильзы цилиндров и быстро поглощается тепло. Кроме того, жидкость нагревается и попадает в водяные рубашки головок цилиндров.

На этом этапе стаканы форсунок и клапаны остывают. При попадании в радиатор жидкость отдает накопленное тепло воздуху, который создается при работе вентилятора. После этого жидкость снова возвращается в водяной насос.

Рассмотрим более подробно устройство каждого элемента системы охлаждения МАЗ Зубренок и других моделей.

Водяной насос МАЗ

Имеет несколько лезвий. Для обеспечения наилучшей герметичности устанавливается резиновая втулка.

Радиатор МАЗ

Он крепится к раме с помощью резиновых подушек с высоким сопротивлением. Так же есть расширительный бачок. На этот элемент монтируется специальная розетка.

В систему охлаждения автомобиля МАЗ также входит жалюзи радиатора. Блок фиксируется в промежуточном положении. Управляется из кабины.

Термостаты МАЗ

Благодаря работе этой штуки ускоряется прогрев холодного двигателя. Термостаты также защищают двигатель от переохлаждения в дороге.

Вентилятор МАЗ

Элемент вращается в корпусе радиатора. Он имеет шесть лопастей и зубчатую передачу.

Конструкция системы охлаждения двигателя МАЗ

Система охлаждения двигателя (рис. 1) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Он состоит из следующих основных элементов; радиатор, расширительный бачок, водяной насос 7, вентилятор, термостаты 2 и выносной термометр.

При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и подает ее по каналам в крышке ГРМ к правой и левой водяным рубашкам блока цилиндров.

Здесь жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров, поглощает тепло, нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки головок цилиндров, и в первую очередь в наиболее горячие места выпускных клапанов и стаканов форсунок.

Из рубашки охлаждения ГБЦ жидкость поступает в водосборные патрубки, а от них через патрубки термостата к радиатору, где отдает тепло воздушному потоку, создаваемому вентилятором. Охлажденная жидкость в радиаторе возвращается к водяному насосу.

Водяной насос (рис. 2). Лопастной, центробежного типа — для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой установлена ​​втулка 8 из маслобензостойкой резины, которая зажимами прижимается к валу, а пружиной — к упорному кольцу из текстолита 6.

Радиатор. Трубчатая — ленточная (змеевиковая) с овальными трубками, в три ряда, закрепленная на раме через резиновые подушки.

Расширительный бачок снабжен пробкой с паровоздушным клапаном. Запорно-выпускной клапан открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см2, что соответствует температуре кипения воды около 119°С.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector