Ремонт водяного насоса на КАМАЗе

Водяной насос является одним из основных узлов, обеспечивающих работу системы охлаждения в любом автомобиле, оснащенном двигателем внутреннего сгорания. От работы этого механизма зависит скорость циркуляции охлаждающей жидкости в каналах блока цилиндров, отвод избыточного тепла и поддержание оптимальной рабочей температуры двигателя. Определение неисправности помпы важно не только для системы охлаждения, но и для всего двигателя. Перегрев блока цилиндров, а также головки цилиндров и клапанного механизма вызывает необратимую деформацию металла, разрыв прокладки и разгерметизацию двигателя. Это подразумевает только одно: серьезную ревизию. Чтобы избежать такого неприятного сценария.

Система охлаждения КамАЗ 5511

Система охлаждения двигателя служит для поддержания определенной температуры металлического кожуха двигателя. Считается, что нормальный нагрев не должен превышать 100°С, то есть температуры кипения воды. При расчете и регулировке зазоров клапанов этот нагрев учитывается. Повышение или понижение температуры приводит к расширению или сужению выпускных отверстий для отработавших газов, влияя на общую мощность. Есть перерасход топлива. Именно поэтому перед началом эксплуатации моторы всегда прогреваются до температуры 90-95°С.

Холодильная система

Расположение каналов циркуляции охлаждающей жидкости внутри двигателя

Помимо водяного насоса, в систему охлаждения входят:

  • радиатор, расположенный в передней части автомобиля (для лучшего притока воздуха); КАМАЗ радиаторОхлаждающая жидкость становится холодной внутри радиатора
  • каналы внутри двигателя, по которым циркулирует охлаждающая жидкость;
  • подключение резиновых шлангов, служащих для подачи жидкости от двигателя к радиатору и наоборот;
  • расширительный бачок, компенсирующий изменение объема антифриза при нагреве; Расширительный бачок КАМАЗРасширительный бачок используется для свободного потока охлаждающей жидкости в системе охлаждения
  • система обогрева салона автомобиля, состоящая из радиатора печки и вентилятора; КАМАЗ печкаГорячая охлаждающая жидкость отдает тепло в салон автомобиля с помощью радиатора, продуваемого вентилятором
  • термостаты, автоматически контролирующие температуру антифриза. КАМАЗ термостатыТермостат отвечает за поддержание температуры на одном уровне

Система закрытая и полностью автоматическая. Ручное управление установлено только на «печке» в салоне — водитель может самостоятельно регулировать уровень обогрева внутри салона.

Система управляется датчиком температуры двигателя, расположенным в картере двигателя. Показания датчиков отображаются на указателе температуры, расположенном на приборной панели.

Таким образом, все элементы, составляющие систему охлаждения, работают в статическом режиме.

Единственным исключением является водяной насос, который постоянно вращается при работающем двигателе. Именно поэтому вероятность выхода из строя помпы больше, чем у других элементов системы охлаждения.

Расположение водяной помпы на КамАЗе

Расположение водяного насоса определяется приводным механизмом. Вращение передается на шкив помпы от коленчатого вала клиновыми ремнями. В соответствии с этим его местонахождение — левая передняя часть блока цилиндров. Особенность конструкции в том, что нагнетательный вентилятор расположен в гидромуфте, а не в шкиве насоса.

Расположение водяного насоса

Водяной насос расположен перед двигателем, слева — сноска №2

Устройство водяной помпы

Автомобильный насос КамАЗ состоит из следующих частей:

  1. Шкив привода насоса приводится во вращение клиновыми ремнями. Шкивы разные на разных моделях КамАЗ. Поэтому нужно обращать внимание на то, сколько ремней крутит шкив (1 или 2). Современные автомобили оснащены 2-х ременной передачей. Это повышает надежность двигателя.
  2. Стопорное кольцо, которое крепит трансмиссию к валу рабочего колеса. Он работает по принципу защемления шкива в определенном положении.
  3. Упорный подшипник состоит из двух рядов роликовых подшипников. Внутренняя поверхность подшипника заполнена специальной несмываемой смазкой. Обновлять смазку можно масленкой, шприцем, заполняя трущиеся детали до тех пор, пока отработанная смазка не пойдет из специального отверстия.
  4. Рабочий вал насоса — стальной стержень, на котором закреплено рабочее колесо.
  5. Чугунный корпус насоса.
  6. Торцевое уплотнение для предотвращения утечек хладагента. Он состоит из резинового уплотнения, которое пружиной прижимается шайбой к корпусу насоса. Он вращается вместе с осью.
  7. Рабочее колесо из стали. ПомпаУстройство водяного насоса КАМАЗ 5511

Ремонт помпы своими руками

Производители заявили, что пробег нового автомобиля КамАЗ (Евро 3) составляет не менее 800 тыс км. Однако сложные условия эксплуатации, перегрузки и резкие перепады температур вносят свои коррективы. На практике помпа выдерживает 50-60 тыс км. Это предполагает регулярное техническое обслуживание. Основными неисправностями водяного насоса 740.63–1307040 являются:

  • сколы и трещины на корпусе насоса;
  • искривление или износ рабочей оси;
  • износ сальника;
  • износ подшипников.

Качество охлаждающей жидкости (ОЖ) играет очень важную роль в правильной работе водяного насоса. Как известно, антифриз рассчитан на 30 тысяч километров пробега или 2 года непрерывной эксплуатации. По истечении заявленного срока свойства антифриза резко меняются. Особенно это проявляется в смазывающих и антикоррозионных свойствах. Постоянно влажная крыльчатка и радиатор покрываются ржавчиной, чешуйки которой забивают воздуховоды и места трения. Это приводит к преждевременному износу всей системы охлаждения.

Радует автолюбитель и тот факт, что насосы этого типа доступны для ремонта. Они легко и полностью разбираются, не имеют незаменимых деталей.

Сколы, трещины и другие механические повреждения корпуса (или крыльчатки) удаляются электросваркой или двухкомпонентными герметиками (например, эпоксидными). Погнутый ведущий ролик часто можно выровнять с помощью пресса или путем нанесения хромирования (с последующей доводкой до стандартных размеров). Не подлежит ремонту только сальник, который довольно легко снимается и заменяется.

Эпоксидный клей

Клей готовится путем смешивания двух компонентов в пропорции, рекомендованной производителем

Диагностика неполадок в системе охлаждения

Перед тем, как приступить к ремонту водяного насоса, нужно убедиться, что причина поломки двигателя кроется именно в нем.

Основным показателем, по которому можно судить о неисправности системы охлаждения, является повышение температуры двигателя при работе. Датчик температуры показывает температуру двигателя выше 100°C.

Панель

Расположение указателя датчика температуры на приборной панели КамАЗ

Причин может быть несколько:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости, утечка охлаждающей жидкости;
  • неисправность термостата;
  • неисправность радиатора;
  • отказ водяного насоса.

Факт утечки охлаждающей жидкости легко установить, взглянув на расширительный бачок – в нем отмечается максимальное и минимальное количество антифриза в системе. Если уровень ниже минимального, то где-то образовалась утечка, которую необходимо найти.

Если выходит из строя термостат (а их на КамАЗ 5511 два), то, как правило, температура жидкости падает ниже среднего значения. Это связано с тем, что постоянно включен большой круг охлаждения. Это тоже губительно для двигателя, но перегрева не происходит. Если термостат застрял в положении «маленький кружок», что бывает крайне редко, первым признаком считается полное отключение отопления в салоне. Охлаждающая жидкость закипает прямо в расширительном бачке.

Радиатор может течь или забит. Большое количество грязи и пыли, налипшей на переднюю часть радиатора, часто становится причиной перегрева двигателя. После промывания клеток ситуация, как правило, нормализуется.

Если все вышеперечисленные узлы работают исправно, но датчик все равно показывает повышение температуры двигателя, стоит осмотреть водяной насос. Опытные автомобилисты используют несколько простых, но безопасных тестов:

  1. Поврежденный насос начинает издавать характерный звук. Тон меняется с увеличением оборотов, переходя от низкого «воя» к высокому «визгу».
  2. Образование жидких пятен в районе водяного насоса. Они не всегда очевидны, жидкость вытекает только при высоких оборотах коленвала. Но опытный глаз сразу заметит на поверхности блока цилиндров специфические грязно-коричневые отметины. Причина — поломка сальника.
  3. Третий способ определить неисправность – вручную провернуть шкив водяного насоса. Для этого снимите приводной ремень (ремни) и попробуйте покачать шкив вверх-вниз. Если есть хоть малейший люфт (0,5-1 мм), то есть износ вала или подшипника. Их нужно изменить.

Зимой косвенным сигналом, который может свидетельствовать о выходе из строя помпы, может быть слабый нагрев воздуха в салоне. Медленная циркуляция охлаждающей жидкости приводит к тому, что печка не справляется со своей задачей – в салоне холодно.

Одной из причин преждевременного износа подшипника или приводного вала водяного насоса может быть чрезмерное натяжение приводного ремня. Прочность на растяжение рекомендуется проверять динамометром или сталелитейным станком. После замены или ремонта узла необходимо правильно отрегулировать степень натяжения ремня.

Иногда бывает, что помпа работает исправно (нет шума, люфта вала и подтекания жидкости), но датчик упорно показывает перегрев двигателя. В этом случае нужно проверить работоспособность датчика температуры. При обнаружении неисправности замените его.

Какие инструменты нужны для ремонта водяного насоса

Начиная ремонт авто, необходимо запастись всеми необходимыми инструментами и материалами. Из инструментов вам понадобятся:

  • обычный набор слесарных ключей: открытый конец и накидка; Набор ключейТрещотка значительно ускоряет ремонтные работы
  • при повреждении корпуса водяного насоса — электросварочный аппарат или газосварочное оборудование;
  • смазочный шприц для смазки подшипников. Шприц масленкаСмазочный шприц для закрытых полостей подшипников

Из материалов вам понадобятся:

  • антифриз для замены (или доливки) охлаждающей жидкости; АнтифризНе рекомендуется смешивать антифриз с водой, можно добавлять антифриз совместимых марок
  • смазка подшипников;
  • чистая тряпка, растворитель;
  • термостойкий силиконовый герметик, возможно эпоксидный клей (при необходимости). Термостойкий силиконовый герметикОтличительной особенностью термостойкого герметика является красный цвет

Ремкомплект для водяного насоса КамАЗ

Отличным подспорьем в ремонте помпы является ремкомплект, состоящий из оригинальных запчастей. Укажите все необходимые детали:

  • рабочий вал насоса;
  • подшипники;
  • стопорное кольцо;
  • уплотнительный сальник в сборе;
  • доски

Комплект для ремонта

Ремкомплект водяной помпы КАМАЗ

Разбирая бомбу, никогда не знаешь наверняка, что повреждено. Стоимость ремкомплекта небольшая и составляет около 5-7 долларов. Имея в наличии все необходимое, ремонт гарантированно пройдет успешно.

Ремонт водяной помпы Евро2

Перед разборкой водяного насоса необходимо выполнить два условия:

  • заглушите двигатель и дайте ему остыть;
  • полностью слейте всю охлаждающую жидкость в контейнер.

Сливать жидкость в землю нельзя; это запрещено законом. Синтетические вещества, содержащиеся в тосоле и тосоле, отравляют все живое на своем пути. Попадая в землю, они практически не разлагаются и рано или поздно попадают в грунтовые воды, делая их непригодными для употребления в пищу человеком и животными.

Слив антифриза

Делать это строго запрещено

Емкость системы охлаждения автомобиля КамАЗ составляет 18 литров. Это означает, что емкость должна быть просторной и достаточно чистой. Если антифриз не выработал свой ресурс, его можно использовать повторно.

Дальнейшая разборка осуществляется в следующем порядке:

  1. Приводные ремни снимаются. Шкив ослабляется. Шкив насосаРемни снимаются, ослабив натяжитель
  2. Откручиваются четыре болта, которыми насос крепится к блоку цилиндров. Разборка насосаНасос крепится четырьмя болтами к блоку цилиндров
  3. Насос полностью снят с двигателя.
  4. Проводится визуальный осмотр агрегата, устанавливается причина поломки.
  5. Стопорное кольцо снимается, шкив отсоединяется.
  6. Отсоедините подшипник от вала.
  7. Уплотнительная железа удалена.
  8. Рабочее колесо отдельно. Разборка насосаДля удобства разборки водяного насоса используются слесарные тиски
  9. Все детали заменяются с использованием запасных частей из ремкомплекта.
  10. Сборка производится в обратном порядке. Повторная сборкаВид на мотор после установки помпы (слева)

После установки насоса на посадочное место блока цилиндров затягивают крепежные болты. Приводные ремни снова на месте.

Установка ремня

Натяжение приводного ремня контролируется специальным ключом с динамометром

При разборке насоса рекомендуется накрывать седло чистой тканью. Это необходимо для того, чтобы остатки или старая смазка не попали в систему охлаждения. После установки насоса необходимо тщательно очистить приводные ремни и шкив от масла; он оказывает разрушительное воздействие на материал, из которого изготовлены лямки. Перед установкой нового насоса седло тщательно очищают от масел растворителем. В противном случае герметик не будет выполнять свою функцию.

Последние шаги для завершения ремонта:

  • заполнить систему охлаждающей жидкостью;
  • запустите двигатель и прогрейте его, пока он не заработает;
  • проверить работу системы охлаждения на частоте до 2 тысяч оборотов в минуту;
  • заглушить двигатель и при необходимости долить охлаждающую жидкость до нормального уровня.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector