Редуктор КамАЗ: основные поломки и способы ремонта

Коробка передач КамАЗ – важный элемент трансмиссии, служащий для передачи крутящего момента от коленчатого вала к ходовой части. Он приводит в движение оси грузовика, испытывая при этом большие нагрузки. Техника, выпускаемая Камой, имеет множество модификаций: заднеприводные автомобили, самосвалы, внедорожники. Механические устройства бывают передними, средними и задними.

Передаточный элемент

Характеристики агрегата следующие:

  • Эффективность;
  • передаточное число;
  • энергия;
  • угловая частота вала;
  • количество осей;
  • тип передачи.

Как устроен редуктор

Диск постоянно крутится. В устройстве редуктора первостепенное значение имеют подшипники и зубчатые передачи, испытывающие постоянное трение. Для обеспечения нормальной работы деталей в картер необходимо добавлять смазку.

Уровень масла в коробке передач проверяется следующим образом:

  1. Крышка картера поднята.
  2. Жидкость заливается.
  3. Когда жидкость покидает отверстие, процедура прекращается.

Все механизмы трансмиссии собираются одинаково, кроме переднего на полноприводных автомобилях КамАЗ с колесной формулой 6х6. Межосевой элемент расположен в отдельном от центральной оси корпусе и передает момент под углом 90° на ведущие колеса. Если КамАЗ 2-осный, то центрального редуктора не предусмотрено. Узлы межколесного дифференциала заднего моста представлены на схеме заднего редуктора.

Подробная схема заднего моста

Карданные фланцы используются для крепления к карданному валу. На старых моделях они квадратные, на новых – круглые со шлицами в стыке и боковыми шестернями («евро») на 20 шлицов. Многие грузовики оснащены межосевыми замками задней или средней оси; на фронт не распространяется.

В устройство КамАЗ также входит угловой редуктор, обеспечивающий крутящий момент от карданного вала и подачу его на рулевой механизм.

Объемно-весовые характеристики:

  1. Для модификаций 5320, 53205, 5511, 4310:
    • редуктор заднего моста весит 140 кг, объем – 0,097 м³;
    • средний мост – 180 кг, объем – 0,24 м³.
  2. Для моделей КамАЗ-6520, 6522:
    • масса агрегата на заднюю ось – 115 кг, объем – 0,09 м³;
    • средний мост — 220 кг, вместимость — 0,158 м³.
  3. Для КамАЗ-4310, 43118 масса редуктора переднего моста составляет 132 кг при 0,14 м³.

Средний редуктор КамАЗа

Центральный редуктор отличается от переднего (устанавливается на полноприводные модели 6х6) и заднего наличием межосевого дифференциала МОД. Двухосные модели не имеют промежуточного редуктора.

Средний редуктор, как и два других, имеет передаточное число, важно, чтобы ПЧ всех редукторов совпадали. Например, для КамАЗ 5320 и 6520 подходит коробка передач с повышенным частотным преобразователем (4,98; 5,11; 5,43).

Большое влияние на повышение проходимости оказывает центральный редуктор; при движении по трассе МОД можно отключить, что сэкономит топливо.

Схема устройства промежуточного редуктора:

Редуктор заднего моста

Частым выходом из строя промежуточного редуктора является выход из строя МОД, например из-за отсутствия масла. В некоторых случаях можно выполнить ремонт самостоятельно, но если поломка стала более серьезной, следует обратиться к специалисту.

Регулировку и монтаж редуктора необходимо производить по схеме. Необходимо регулярно проверять уровень масла, следить за тем, чтобы боковой зазор был необходимой ширины.

Какой редуктор лучше

Основными характеристиками механизма являются количество зубьев по отношению к шестерне коленчатого вала и мощность машины. Чем больше мощность, тем больше зубьев у редуктора.

Цилиндрические пары выглядят так:

  • 46/16 с передаточным числом 4,98;
  • 47/15 — 5,43;
  • 48/14 — 5,94;
  • 49/13 — 6,53;
  • 50/12 — 7,22.

Зубья шестерни

Передаточное число зависит от количества зубьев, а от количества зависит производительность тележки. Цифры означают следующее: 4,98 — это 46 зубьев ведомой шестерни и 16 зубьев трансмиссии.

Коробки передач на всех осях должны иметь одинаковое передаточное число, которое подбирается индивидуально для каждой модели с учетом условий эксплуатации:

  • для грузовиков, движущихся с малыми и средними скоростями, устанавливаются пониженные параметры: 7,22 (50/12) или 6,53 (49/13);
  • для тягачей, в борт КамАЗ подходят повышенные: 5,94 (48/14), 5,43 (47/15) или 4,98 (46/16).

На бортовые автомобили, самосвалы и узкую спецтехнику производства КамАЗ автовладельцы ставят коробку передач с передаточным числом 4,98. Цилиндрическая пара имеет самую высокую цену, поэтому устройство дорогое.

Каждый блок имеет информационную платформу с серийным номером, датой изготовления и передаточным числом.

Как предотвратить поломку редуктора

Правильные правила эксплуатации помогут продлить срок службы редуктора. Одной из наиболее частых причин выхода из строя является перегрузка. Существуют коробки передач с разными передаточными числами, чем выше число, тем больше нагрузка, адаптированная к коробке передач. Например, для средних автомобилей подходят коробки передач с инвертором от 5,43 до 6,33.

Несвоевременное техническое обслуживание также влияет на срок службы и качество коробки передач. Необходимо контролировать количество масла: низкий или высокий уровень приводит к нестабильной работе.

Важна и регулировка: уровень преднатяга подшипников ведущей и трансмиссионной шестерен, дифференциала, люфт.

Неисправности и их устранение

Коробка передач надежна, редко выходит из строя при условии своевременного проведения профилактических мероприятий.

Поломка механизма определяется следующим образом:

  1. На скорости 20 км/ч появляется посторонний шум, при увеличении до 80 км/ч пропадает.
  2. При движении со скоростью 80 км/ч включите нейтраль и выключите зажигание; если появился шум, то проблема в коробке передач.

Коробка передач грузовика

В работе агрегата КАМАЗ чаще всего встречаются 3 вида неисправностей:

  1. Перегрев главной передачи. Причины могут быть:
    • отсутствие или избыток масла в картере;
    • усиленное натяжение подшипников;
    • неточная установка зубов.
  2. Увеличение шума. Причины:
    • износ подшипников;
    • плохо отрегулированное сцепление;
    • слабые подшипники.
  3. Утечка масла может быть следствием:
    • износ манжеты;
    • вентиляционное загрязнение.

При выявлении проблем проводится ремонт. Автовладельцы обращаются на СТО или делают это своими руками.

Попадание в редуктор посторонних предметов

Авария, возникающая из-за заклинивания каких-то предметов, обычно приводит к полному выходу из строя.

Такая неисправность может возникнуть при установке новой коробки передач, когда картер полуоси недостаточно хорошо очищен. Обычно в коробку передач попадают мелкие металлические осколки от старого редуктора.

Устранить неисправность можно только полностью разобрав коробку передач и найдя деталь, получившую механическое повреждение.

Масляное голодание

При низком уровне масла происходит поломка центрального редуктора, частью которого является МОД — межосевой дифференциал.

Недостаток масла приводит к высокому трению и нагреву деталей коробки передач, часто такой выход из строя возникает при утечке масла из картера из-за течи в отдельных участках или повреждения целостности конструкции.

Если центральный редуктор не успел пострадать, устранить проблему можно, устранив течь масла и восстановив его нормальный уровень в картере.

Попадание воды в картер моста

При попадании воды снижаются смазывающие свойства масла, что приводит к повышенному трению между деталями коробки передач.

Из-за неплотного соединения с коробкой передач или отсутствия сапуна, трещин в картере может попасть вода.

Прежде чем менять редуктор или его узлы, обязательно нужно найти причину попадания воды и устранить ее.

Износ редуктора и неправильная эксплуатация КамАЗа

Какие ошибки при эксплуатации могут привести к преждевременному износу редуктора?

Некоторые водители совершают крутые повороты с включенной блокировкой колес. Кроме того, коробка передач, не предназначенная для определенных условий, быстрее изнашивается: частая эксплуатация автомобилей с коробкой передач, у которой частотный преобразователь меньше 5,43, на участках со сложным рельефом, бездорожье, на холмистой местности приводит к поломке коробки передач.

Несвоевременное техническое обслуживание также оказывает большое влияние на качество и долговечность коробки передач.

Как отрегулировать

Тюнинг редуктора моста на грузовиках КамАЗ заключается в настройке таких параметров, как:

  • натяжение колец конических роликоподшипников;
  • дифференциал;
  • боковой люфт в муфте пары шестерен;
  • контактный патч

При ремонте промежуточного редуктора необходимо соблюдать технические данные; номинальные значения зазоров и допусков выдерживаются.

Техническое обслуживание коробки передач

Для точной регулировки натяжения необходимо:

  1. Уменьшите размеры пакета шайб на величину осевого смещения с допуском 0,04-0,06мм.
  2. Затяните фиксирующую гайку.
  3. Проверьте силу вращения стекла.
  4. Установить в корпус.

Для регулировки бокового зазора с допустимой величиной 0,2-0,35 мм необходимы прокладки разной толщины.

Дифференциал отрегулирован так, чтобы звездочка ведущего колеса была симметрична по отношению к передней части. Регулировка производится равномерным затягиванием регулировочных гаек и затягиванием соединительных болтов.

Как снять, разобрать и собрать

Этапы разборки и сборки промежуточного или заднего редуктора:

  1. Слив масла.
  2. Разборка приводного вала в сборе.
  3. Разбивая его на составляющие:
    • ведущие и ведомые шестерни;
    • картер;
    • коробка дифференциала;
    • спутниковые оси.
  4. Проверка статуса:
    • кресты;
    • шеи;
    • боковые шестерни;
    • водить машину.
  5. Замена изношенных изделий.
  6. Внесение корректировок.
  7. Соберите мост в обратном порядке.
  8. Проверить собранный мост на отсутствие притирки, протечек в местах соединений.

После выполнения всех операций собранный механизм устанавливается в рабочее положение.

Разборка ведущей конической шестерни

Для разборки ведущей конической шестерни необходимо снять чашку (6), подшипник (15), шайбу (1) и втулку (2). Далее необходимо запрессовать приводной вал заднего моста (4), сжать внутреннее кольцо подшипника (5). Все действия соответствуют схеме 1:

Коническая шестерня главной передачи заднего моста КАМАЗ

Чтобы снять звездочку, необходимо расположить края прокладок (8) так, чтобы они оказались между внутренним кольцом подшипника и шестерней. Манжеты должны передвигаться по клиньям (8), удерживая их в этом положении, упереться наконечником (2) в шестерню, снять кольцо.

Схема 2:

Важно разбирать и собирать шестерни и редуктор в строго определенном порядке, иначе поломка может усугубиться и регулировка будет затруднена.

Стоимость ремонта и запасных частей

В зависимости от сложности поломки, требуемой детали и т д стоимость ремонта коробки передач будет варьироваться.

Сколько стоит ремонт коробки передач в Москве? Минимальная цена ремонта 10 тысяч рублей, а средний ремонт коробки передач будет дороже — средняя цена составит 20 тысяч рублей. Ремонт заднего редуктора немного дешевле — 15 000 руб.

Запчасти для разных моделей КамАЗ тоже стоят по-разному. Некоторые детали стоят несколько сотен (проставка ~650 рублей), а некоторые, например, защита картера, имеют широкий ценовой диапазон – от 4500 до 50000 рублей. Конические шестерни центрального вала стоят около 20 тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector