МАЗ-6430

Седельный тягач МАЗ-6430 – настоящий труженик. Этот бескапотный грузовик, вдохновленный моделями MAN, выпускается с 1997 года и остается востребованным и актуальным по сей день. Десятки удачных модификаций, улучшенная эргономика и комфорт, простота обслуживания и отличная грузоподъемность и прочность делают тягачи семейства МАЗ-6430 столь популярными. О технических характеристиках, двигателях, коробках передач, шасси и кабине мы поговорим далее в статье.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

История создания и производство

МАЗ-6430 — один из самых популярных седельных тягачей белорусского производства. Его сборка на Минском автомобильном заводе началась в 1997 году. Формально тягач называется «МАЗ-МАН», так как производство велось не полностью на белорусском предприятии, а на совместном предприятии, созданном с автопроизводителем MAN.

Седельный тягач МАЗ-6430 является наследником легендарного МАЗ-6422, выпускавшегося уже тридцать лет. Но преемник имеет много черт, заимствованных у немецких тягачей, в частности, MAN и Mercedes-Benz. Совместное белорусско-германское производство позволило создать трактор европейского уровня по гораздо более доступной цене. По сравнению с европейскими «одноклассниками» разница в стоимости достигала 30 %.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Современные модели седельных тягачей МАЗ 6430 имеют много общего с новинками MAN. В частности, можно отметить визуальное сходство грузовиков. В настоящее время выпускается версия 2008 года. Именно тогда состоялся последний рестайлинг мазовского трактора модели 6430. С 2011 года к названиям комплектаций добавился индекс «Простор».

Где используется седельный тягач

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Трактор МАЗ-6430 востребован в строительстве, грузоперевозках, сельском хозяйстве

Тягач МАЗ 6430 используется для перевозки различных грузов в междугородних или международных маршрутах. Механизмы и электроника грузовика адаптируются к широкому спектру условий эксплуатации, поэтому трактор чувствует себя комфортно как в жару, так и в холод.

Тягач МАЗ-6430 может использоваться с разными прицепами. В зависимости от этого грузовик нашел применение в различных отраслях:

  • производственный сектор;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • логистика.

Трёхосные седельные тягачи МАЗ-6430 отлично зарекомендовали себя в эксплуатации в сельской местности – они легко могут ездить по проселочным дорогам. Автомобиль эффективнее использовать для грузоперевозок на межрегиональных и международных маршрутах.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Технические характеристики

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Технические характеристики МАЗ 6430 существенно различаются в зависимости от поколения и модификации грузовиков. На седельные тягачи устанавливалась широкая гамма дизельных двигателей: ярославские двигатели ЯМЗ, двигатели RENAULT и Mercedes, а также китайские Cummins. Последние, однако, не получили широкого распространения и встречаются относительно редко. Начальные версии МАЗ 6430 комплектовались только ярославскими двигателями ЯМЗ, которые соответствовали Евро-2. Позже, в ходе доработок и рестайлинга, Минский автозавод перешел на двигатели, соответствующие нормам Евро-3, Евро-4 и даже Евро-5.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Технические характеристики позволили МАЗ-6430 занять место среди самых производительных, выносливых и неприхотливых седельных тягачей. На базе базовой версии выпускались различные модификации тракторов, основные из них:

  • Маз 6430 а8
  • МАЗ 6430А9
  • Маз 6430с9
  • МАЗ 6430В7
  • МАЗ 6430В9
  • МАЗ 6430Е8
  • Маз 643028

На сегодняшний день выпускается три модификации: МАЗ 643028, МАЗ 6430С9 и МАЗ 6430Е8.

Опционально некоторые модификации МАЗ 6430 оснащаются встроенной CAN-шиной, по которой можно подключать самое разнообразное электронное оборудование. Это позволяет отслеживать технические данные и рабочие параметры, такие как давление в шинах, расход топлива, нагрузка на ось, пробег, часы работы, количество запусков двигателя и техническое обслуживание в режиме реального времени через электронный интерфейс.

Рассмотрим технические характеристики более подробно для разных модификаций.

МАЗ 6430А8

Тягач МАЗ 6430 А8 с пневмоподвеской оснащен 400-сильным двигателем ЯМЗ ЯМЗ-6581. Максимальная масса автопоезда составляет 52 тонны. Трактор имеет колесную формулу 6х4. В качестве трансмиссии предлагается 16-ступенчатая механика ZF 16S1650. Объем топливного бака на МАЗ 6430 А8, как и на других модификациях тягача, составляет 500 литров. Грузовик может развивать скорость до 90 км/ч.

МАЗ 6430А9

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Седельный тягач МАЗ 6430А9 комплектовался двумя вариантами двигателей: французскими турбированными грузовиками RENAULT и ярославскими ЯМЗ-651.10. Оба двигателя работают на дизеле. Они работали в паре с 16-ступенчатой ​​механической коробкой передач. Грузовики этой модификации выпускались с рессорно-балансирной подвеской и пневмоподвеской, с разной величиной смещения сидений. В зависимости от комплектации тягача МАЗ 6430А9 снаряженная масса варьировалась от 9,67 до 9,82 т, а максимальная масса автопоезда составляла от 52 до 65 т. Максимальная скорость тягача МАЗ 6430-А9 составляет 100 км/ч, что позволяет ему успешно перевозить грузы даже на большие расстояния.

Расход топлива при полной нагрузке: 30-36 л/100 км в смешанном цикле.

Полный комплект МАЗ-6430А9 до сих пор собирает Минский автомобильный завод. Трактор обладает отличными техническими характеристиками и одним из лучших показателей грузоподъемности в своем классе. Современное оснащение и комфортный салон соответствуют европейским стандартам и не уступают тем же SCANIA или MAN.

МАЗ 6430В7

Этот седельный тягач, как и предыдущая модификация, выпускался в двух вариантах сменной посадки и с рессорной или пневмоподвеской. Снаряженная масса МАЗ 6430В7 составляет от 9,67 до 9,72 т, что немного меньше, чем у МАЗ 6430А9. Проиграл МАЗ 6430В7 и по мощности: тягачи комплектовались только двигателями ЯМЗ-6511.10, производительность которых была меньше, чем у агрегатов Renault. Это, однако, положительно сказалось на расходе топлива: в смешанном цикле у МАЗ 6430 V7 он составляет 28-34 л/100 км в зависимости от скорости. Максимальная масса автопоезда с этим тягачом составляет 52 тонны.

МАЗ 6430В9

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Данная модификация аналогична МАЗ 6430А9 по техническим характеристикам, максимальной скорости и грузоподъемности. На МАЗ 6430 V9 устанавливается дизельный двигатель ЯМЗ-651.10 повышенной мощности – его мощность составляет 412 л.с. Силовой агрегат соответствует европейскому стандарту Евро-4. Расход топлива МАЗ 6430 V9 в среднем составляет 34 литра на 100 км в смешанном цикле. На передней и задней осях установлена ​​рессорная подвеска.

Эту модификацию особенно ценят дальнобойщики и городские водители за более высокий уровень шумоизоляции.

МАЗ 6430С9

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

На МАЗ 6430С9 установлен 420-сильный дизельный агрегат ЯМЗ-653.10, характеристики которого превосходят другие двигатели модельного ряда Ярославского моторного завода. Рабочий объем силовой установки 12 литров, крутящий момент 1900 Н*м. Рядный шестицилиндровый двигатель с турбонаддувом разгоняет тягач до 100 км/ч. Двигатель соответствует экологическому стандарту Евро-5.

В составе автопоезда МАЗ 6430С9 способен перевозить до 65 тонн. Снаряженная масса трактора составляет 10,3 тонны.

Кабина тягача МАЗ 6430 С9 оборудована тремя сиденьями: одно для водителя и два для пассажира. На борту есть небольшой откидной столик, за сиденьями две двухъярусные кровати. В базовую комплектацию МАЗ 6430 С9 входят кондиционер и обогрев салона.

МАЗ 6430Е8

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Модификация МАЗ 6430Е8 выпускается до сих пор. Грузовик доступен в двух версиях: с седельно-сцепным устройством диаметром 1150 мм и 1250 мм. «Сердце» трактора — производительный и гениальный немецкий дизель производства Mercedes-Benz. Турбированный двигатель OM501LA V мощностью 435 лошадиных сил имеет шесть цилиндров и работает в паре с 12-ступенчатой ​​механической коробкой передач. Вес автопоезда достигает 52 тонн.

МАЗ 6430Е9

На МАЗ 6430 Е9 устанавливаются дизельные двигатели Mercedes OM501LA V, соответствующие стандарту Евро-5. Силовая установка рядная шестерка турбированная и развивает мощность 435 л.с. Рабочий объем двигателя 12 литров. Двигатель работает в паре с 16-ступенчатой ​​механической коробкой передач ZF 16S2520TO.

Подвеска МАЗ 6430Е9 рессорная, дорожный просвет 42 см, тягач способен разогнаться до скорости 100 км/ч.

МАЗ 6430 Е9 с трехместной кабиной, рассчитанной на водителя и двух пассажиров. Также в салоне оборудовано два полноценных спальных места.

МАЗ 643028

МАЗ-643028

Еще одна модификация седельного тягача, производство которой до сих пор осуществляет Минский автомобильный завод. Также эта вариация грузовика стала бестселлером в своем классе в третьем квартале 2019 года. МАЗ 643028 оснащен дизельным двигателем Weichai WP12/430E50. Эта силовая установка разработана совместно белорусскими и китайскими инженерами. Производительность двигателя составляет 430 л.с., а крутящий момент достигает 2059 Н*м. Рабочий объем двигателя составляет 11,59 л.

Одной из отличительных черт этой версии является увеличенная кабина. Автомобили выпускаются в двух модификациях: со стандартной крышей (модели МАЗ 643028-8529-011 и МАЗ 643028-8529-012) и с высокой крышей (модели МАЗ 643028-520-011/012).

Двигатели

Запрещается запускать двигатель трактора с поднятой кабиной. Если на силовом агрегате проводятся работы по техническому обслуживанию или ремонту, требующие поднятия кабины, убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении.

ЯМЗ-650

Базовая модификация тягача МАЗ-6430 оснащена четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ-650 с шестью цилиндрами, расположенными в ряд. Двигатель экономичный и соответствует стандарту Евро-3. В конструкции двигателя много комплектующих европейского производства, несмотря на то, что двигатель собран в Ярославле. В частности, на ЯМЗ-650 устанавливается электронный блок Bosch EDC-7 и система подачи дизельного топлива Common Rail. Вместе с этим силовым агрегатом на МАЗ-6430 предлагается механическая трансмиссия ZF 16S221.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-650 на базе МАЗ-6430 следующие:

  • Рабочий объем — 11 литров.
  • Мощность — 330 л.с
  • Предельный крутящий момент — 1900 Н*м.

ЯМЗ-651.10

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Дизели ЯМЗ-651.10 устанавливались на МАЗ 6430А9 и МАЗ 6430В9. Конструктивно этот двигатель во многом похож на базовый ЯМЗ-650 и отличается настройками топливной аппаратуры. Шестицилиндровый четырехтактный двигатель имеет рядное расположение цилиндров, его рабочий объем составляет 11,12 л. Силовая установка имеет непосредственный впрыск топлива и оснащена турбокомпрессором. Двигатель имеет двойную систему охлаждения: жидкостное и промежуточное воздушное охлаждение. Степень сжатия дизельного топлива в ЯМЗ-651.10 составляет 16,4.

Мощность двигателя МАЗ 6430 А9 и МАЗ 6430 V9 составляет 412 л.с., максимальный крутящий момент – 1911 Н*м.

ЯМЗ-653

Двигатель ЯМЗ-653 устанавливается на тракторы МАЗ 6430Е9. В этой версии по-прежнему выпускаются грузовики. Двигатель ЯМЗ-653 относится к семейству 650 и имеет ту же архитектуру. Силовая установка имеет шесть цилиндров, расположенных в ряд. Цикл четырехкратный. Двигатель турбированный и имеет систему непосредственного впрыска топлива охлаждающая жидкость и воздух.

МАЗ 6430Е9 с двигателем ЯМЗ-653 соответствует европейскому стандарту Евро-5. Каталитический нейтрализатор был установлен для снижения выбросов. Двигатель развивает мощность 422 л.с., максимальный крутящий момент составляет 1900 об/мин.

Mercedes OM457LA V

Тягачи МАЗ 6430Е8/Е9 получили двигатель Mercedes OM457LA V мощностью 435 л.с. Этот дизель, как и остальные двигатели семейства МАЗ 6430, шестицилиндровый, четырехтактный, цилиндры расположены рядно. Максимальная скорость 1900 об/мин.

Двигатель отличается отличной экономичностью – в такой комплектации МАЗ 6430 имеет один из самых низких показателей расхода топлива. Это стало возможным благодаря технологии Mercedes Blue Tec и электронной системе подачи топлива. Рабочий объем агрегата 11,97 л, степень сжатия дизеля 18,5. Двигатель соответствует стандарту Евро-5 и оснащен каталитическим нейтрализатором отработавших газов.

Weichai WP12/430E50

МАЗ 643028 оснащен дизельной силовой установкой Weichai WP12/430E50. Агрегат белорусско-китайского производства имеет мощность 430 л.с и максимальный крутящий момент 2059 Н*м. Двигатель не так часто встречается на отечественных автомобилях, хотя в Китае он устанавливается на многие грузовики и отлично справляется со своей задачей.

Техническое обслуживание двигателя

Для очистки воздуха, подаваемого в силовую установку, на МАЗ-6430 используется воздушный фильтр сухого типа, двухступенчатый, с бункером для сбора загрязнений и картонным фильтрующим элементом. При загорании сигнальной лампы необходимо промыть корпус воздушного фильтра с бункером и заменить картонный элемент.

Система охлаждения отвечает за поддержание стабильной рабочей температуры двигателя. При заливке новой марки жидкости систему необходимо промыть, так как смешивание разных жидкостей запрещено. Проверка уровня жидкости производится визуально через горловину заливной горловины. Измерение проводится только при холодном двигателе.

Трансмиссия

В большинстве модификаций МАЗ-6430 используется немецкая коробка передач ZF 16S2520TO. Это 16-ступенчатая механическая коробка передач. Передние передачи включаются с помощью синхронизаторов, а задняя – с помощью зубчатой ​​муфты.

Основные элементы МКПП МАЗ-6430 следующие:

  • 4-ступенчатая коробка передач;
  • 2-ступенчатый делитель скорости переднего хода;
  • планетарная коробка передач.

Переключение демультипликатора осуществляется синхронизатором посредством воздушного клапана. Двухступенчатый делитель состоит из синхронизатора и двух пар шестерен. Делитель управляется пневматическим механизмом.

Замена масла в КПП МАЗ-6430 проводится каждые 90 тыс км. Полный заправочный объем масла составляет 0,015 м3. Максимальный интервал между заменами технической жидкости не должен быть более 120 тыс км. Если трактор используется нерегулярно, масло следует менять не реже одного раза в год.

На тягач МАЗ-6430Е8 вместе с двигателем «Мерседес» устанавливается 12-ступенчатая механическая коробка передач. Его также производит Mercedes, индекс трансмиссии G330-12.

Сцепление однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом и пневматическим серводвигателем.

Ходовая часть

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

На тягаче МАЗ-6430 применяется пневматическая или рессорная подвеска с автоматизированным управлением. Благодаря этому полуприцеп можно легко перевести в рабочее транспортное положение после погрузки. Функция автоматизации позволяет обойтись без участия оператора в этом процессе.

Пневмоподвеска установлена ​​на ведущих мостах и ​​имеет четыре цилиндра. Оснащен комплексом электронных систем ECAS, включая контроль нагрузки на ведущие мосты и контроль расхода топлива. В список оборудования также входят противоскользящие системы.

Для тягача МАЗ 6430 предлагается два варианта сцепных устройств: высотой 1250 и 1350 мм.

В задней части грузовика используется балансировочная конструкция. Он может быть подвесным или многостворчатым, пружинным. Некоторые модификации тракторов также оснащены стабилизаторами поперечной устойчивости.

Передняя подвеска зависимая, состоит из:

  • две полиэллиптические рессоры;
  • два телескопических амортизатора;
  • анти-ролл-бар.

Задняя подвеска пружинно-балансирная с реактивными тягами или пневматическая с электронным управлением (используется для тракторов с колесной формулой 6х4).

Промежуточный вал на тракторе ступенчатого типа. Имеет двойную передачу, состоящую из центральной конической шестерни и зубчатых колес. Центральный мост МАЗ-6430 оборудован блокируемым межколесным и межосевым дифференциалом.

Задний мост трактора имеет иную конструкцию – он оснащен двойной главной передачей, состоящей из центрального редуктора и звездочек. Задний мост имеет блокируемый межколесный дифференциал.

Блокировка межколесного дифференциала среднего и заднего мостов осуществляется посредством переключателя. Не зависит от включения блокировки межосевого дифференциала. В закрытом положении загорается контрольная лампа.

Блокировка дифференциалов между колесами и между осями трактора срабатывает только на стоянке. Также допускается блокировка дифференциалов при движении со скоростью до 10 км/ч.

Запрещается активировать блокировку при пробуксовке колес.

Следует отметить, что ходовая часть МАЗ-6430 различается в зависимости от серии и модификации. Подвеска, пружины и амортизаторы совершенствовались при каждой модификации трактора.

Рулевое управление

Рулевой механизм МАЗ-6430 оснащен встроенным распределителем и гидроусилителем руля, который предлагается в виде силового гидроцилиндра. Система рулевого управления трактора очень чувствительна и позволяет легко управлять грузовиком и прицепом, обеспечивая точное и безопасное маневрирование даже при максимальной нагрузке.

Водитель может регулировать рулевую колонку по высоте и наклону рулевого колеса. Для регулировки руля нажмите на педаль, расположенную на опоре колонки. Фиксация руля в удобном положении происходит автоматически при отпускании педали. Рулевой механизм оборудован предохранительным устройством.

Тормозная система

На МАЗ-6430 используется двухконтурная тормозная система с раздельной тормозной передачей на колеса передней и задней осей. Тягач также имеет двухпроводную тормозную трансмиссию полуприцепа. Основная тормозная система грузовика имеет ABS.

В качестве резервной тормозной системы используется либо один из двух рабочих контуров основной тормозной системы, либо стояночный тормоз. Имеет пневматическую систему отключения. Рабочие тормоза ведущих колес приводятся в действие энергоаккумулирующими пружинами.

Вспомогательный тормоз МАЗ-6430 установлен в выхлопной системе. Он имеет компрессионную конструкцию и управляется пневматическим приводом.

Рукоятка клапана стояночного и аварийного тормозов расположена справа от рулевого механизма, под приборной панелью. Фиксируется в 2-х крайних положениях:

  • нижнее положение — активирован стояночный тормоз;
  • верхнее положение — выключить стояночный тормоз;
  • промежуточное положение — аварийный тормоз активирован.

Кабина

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягачаМАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Внешний вид МАЗ-6430 последнего поколения напоминает европейские тягачи. Бескапотная кабина оснащена блок-фарами и композитным бампером. Блок-фара представляет собой совмещенные в одном корпусе ближний и дальний свет, указатель поворота и габаритные огни. В оптику встроен корректор угла ближнего света. Такое освещение не только делает экстерьер тягача МАЗ-6430 более современным, но и надежно защищает его от внешних воздействий.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

За откидным бампером находится ящик для инструментов.

Пропорции салона МАЗ-6430 обтекаемые, то есть при его разработке анализировалось распределение встречных потоков воздуха. Это позволило оптимизировать форму элементов кузова и снизить расход топлива. По периметру установлены многочисленные брызговики – они сделают движение рядом с тягачом комфортным для других участников дорожного движения.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягача

Приборная панель МАЗ-6430 информативна. Он расположен вокруг водителя в форме полукруга и содержит множество датчиков и приборов, которые отображают текущее состояние основных систем трактора. На приборной панели, в частности, имеется цифровой дисплей, на который выводятся данные с бортового компьютера.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягачаПриборы на МАЗ-6430

За столешницей компактный складной столик. Для дополнительного удобства во время перекусов есть встроенный холодильник и даже небольшая газовая плита.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягачаСкладной столик в кабине МАЗ-6430

В районе лобового стекла МАЗ-6430 имеет верхнюю полку. Он имеет тахограф, подключенный к приборной панели. Другие полезные опции в кабине трактора включают 12-вольтовую розетку и преобразователь напряжения. Окна оснащены электрическими подъемниками.

Большая дверь – еще одна отличительная черта кабины тягача МАЗ-6430. Это значительно упрощает вход и выход. Надежная конструкция ступеней и поручней также является несомненным плюсом.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягачаПосадка в кабину МАЗ-6430

Водительское сиденье МАЗ-6430 имеет несколько степеней, чтобы его можно было отрегулировать и поставить в оптимальное положение для конкретного человека. Например, высота сиденья, высота подушки, наклон спинки, высота сиденья и подлокотник регулируются. Сиденье имеет ребра по бокам, обеспечивающие отличную боковую поддержку. В качестве опции доступен дополнительный нагреватель воздуха в помещении. При правильной конфигурации водительского места достигается отличный обзор: большая площадь остекления, тонкие рамы, электрически регулируемые зеркала заднего вида и зеркало с погрузочной рампой обеспечивают отличный обзор дороги и отличный обзор в стороны транспортное средство автомобиль. Благодаря этому МАЗ 6430 практически не имеет мертвых зон.

Для пассажира предлагается то же место, что и для водителя. Его также можно настроить под вас, независимо от вашего роста или комплекции.

Большой руль диаметром 46 см удобно лежит в руке. Управлять трактором будет приятно и комфортно даже длительное время по трассе. Рулевая колонка МАЗ-6430 может регулироваться по трем направлениям: по высоте, по вылету и по углу наклона.

МАЗ-6430: технические характеристики, двигатели, коробка передач, шасси, кабина - все модификации тягачаДвухместная кабина МАЗ-6430 с двумя спальными местами

В кабине МАЗ-6430 взрослый человек может встать в полный рост или отдохнуть на специально оборудованном спальном месте. Стоит отметить, что МАЗ-6430 намного превосходит предыдущие модели МАЗ по шумоизоляции, не уступает европейским грузовикам. Поэтому вам больше не нужно выходить из салона, чтобы отдохнуть или согреться.

В целом по комфорту и продуманности кабина МАЗ-6430 не уступает зарубежным аналогам. Это действительно функциональный тягач, идеально подходящий для дальних поездок. В отделке салона использованы практичные материалы, устойчивые к механическим повреждениям и легко очищаемые от загрязнений. В салоне имеется большое количество ящиков, ниш и отсеков для личных вещей, путеводителей, документов и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector