Клапан управления тормозами прицепа Маз 5440

Расскажем о клапане управления.

Разборка, сборка и испытание клапана управления тормозами прицепа

Кран управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом (рис. 292), снятый с автомобиля для ремонта, разбирается в следующей последовательности:

  • отвернуть гайки винтов крепления верхней части корпуса;
  • снимите верхний кожух 7, снимите пружину 5, снимите верхний большой поршень 9 вместе с малым 10;
  • отвернуть болты 12 и разъединить нижнюю 14 и центральную 8 обечайки;
  • удерживая нижний поршень 15 так, чтобы он не вращался, отвернуть гайку и снять шайбы и диафрагму 13, снять центральный поршень 2 целиком;
  • снимите упорное кольцо, снимите и разберите верхний малый поршень;
  • снимите упорное кольцо, снимите клапан 11 и пружину 1;
  • открутите винты и снимите выходное окно.

Сборка клапана производится в порядке, обратном разборке, в условиях, исключающих попадание пыли и грязи. Все поверхности трения деталей и узлов арматуры следует смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221. Резиновые детали не должны иметь повреждений.

Работу клапана проверяют на опоре, схема которой показана на рис. 293, в следующей последовательности:

  • подключить вентиль по схеме, при этом открывая вентиль 12 и закрывая вентиль 6;
  • отрегулировать давление 0,7 МПа (7 кгс/см2) по показаниям манометров 4 и 13);
  • быстро перевести давление дважды от 0,7 МПа (7 кгс/см2) до нуля и наоборот по показаниям манометра 4. При этом значение давления на манометре 9 должно соответственно быстро увеличиваться и уменьшаться;
  • проверить герметичность клапана, покрыв выход воздуха и запорный клапан 6 мыльной эмульсией;
  • медленно снижайте давление по манометру 4. При этом отношение давлений по показаниям манометров 4 и 9 должно быть следующим:
    Манометр 4, кгс/см2Манометр 9, кгс/см2
    5,9-5,6Начало подъема давления
    5.6-0Медленное синхронное повышение давления
    6.2-7
  • медленно увеличивать давление по манометру 4. При этом отношение давлений по показаниям манометров 4 и 9 должно быть следующим:
    Манометр 4, кгс/см2Манометр 9, кгс/см2
    0-0,5Начало падения давления, слышимый выпуск воздуха
    0,5-6,1Медленное синхронное повышение давления
    6.1-6.8
  • установочное давление 7,0 кгс/см2 по манометру 4;
  • быстро перевести давление два раза по манометру 3 от нуля до 7,0 кгс/см2 и наоборот. При этом давление в манометре 9 должно быстро повышаться и падать;
  • медленно повышайте давление по манометру 3, при этом перепад давлений по показаниям манометров 3 и 9 должен быть следующим:
    Манометр 3, кгс/см2Манометр 9, кгс/см2
    0-0,3Начало подъема давления
    1,01,6±0,5
    1,0-6,2Медленное синхронное повышение давления
    6,2-6,67,0
  • медленно уменьшайте давление по манометру 3, при этом соотношение давлений по показаниям манометров 3 и 9 должно быть следующим:
    Манометр 3, кгс/см2Манометр 9, кгс/см2
    6,2-5,8Начало падения давления 0-0,1
    Слышимый выхлоп воздуха
  • открыть запорный вентиль 6. Медленно увеличивать давление по манометру 5, при этом соотношение давлений по манометрам 5 и 9 должно быть следующим:
    Манометр 5, кгс/см2Манометр 9, кгс/см2
    1,0—1,4Начало подъема давления
    7,06,4-7,0
  • установочное давление 7,0 кгс/см2 по манометру 3;
  • проверить герметичность клапана;
  • закрыть запорный кран 12, отрегулировать нулевое давление по манометрам 3 и 5.

Постепенное изменение давления при всех испытаниях не должно превышать 0,3 кгс/см2.

Источник

Каталог запасных частей к технике: МАЗ-5440. Установка клапана управления тормозами прицепа и присоединительной арматуры

Положение на иллюстрацииСерийный номер деталиНаименованиеЦена
один643020-3522014СерединаНет в наличии
два201591Болт М14-6гх45Нет в наличии
325213814. Шайба OTНет в наличии
4250558Гайка М14-6ННет в наличии
564221-3522010Клапан управления тормозами прицепа
Кран управления тормозами прицепа с двухпроводным управлением (БЕЛОМО) 64221-3522010В мусор
6252135Шайба 8TНет в наличии
7250510Гайка М8-6ННет в наличии
восемь014-018-25-2-3ЗвенетьНет в наличии
девять376145Шайба 22Нет в наличии
десять012-016-25-2-3Звенеть
Кольцо пневмосоединений УВК (МАЗ)В мусор
11008-011-19-2-3ЗвенетьНет в наличии
12544021-3506183Трубка к тормозному крануНет в наличии
тринадцать544021-3506132Трубка к крану стояночного тормозаНет в наличии
146430-3506146-10Тройник трубы к модулятору АБСНет в наличии
пятнадцать375960Шайба 16Нет в наличии
шестнадцать250636Гайка М16х1,5-6ННет в наличии
17402969Квадрат
Площадь (МАЗ)В мусор
Восемнадцать010-014-25-2-3ЗвенетьНет в наличии
девятнадцать375818Шайба 12Нет в наличии
двадцать374614Гайка М12х1,5-5Н6ННет в наличии
21402737КвадратНет в наличии
22544021-3506100Трубка к клапану прицепаНет в наличии
23544021-3506336Трубка к пневматическим выходам на полуприцепеНет в наличии
24402947КвадратНет в наличии
25544021-3506337Трубка к пневматическим выходам на полуприцепеНет в наличии
26020-025-30-2-3Звенеть
Кольцо УВК уплотнительное тормозного механизма (МАЗ)В мусор
27404303СоюзНет в наличии
28401439ТройникНет в наличии
29643021-3506305Трубопровод к четырехконтурному клапануНет в наличии
30374939Гайка М22х1,5-6ННет в наличии
31379755КвадратНет в наличии
32544021-3506348Трубка к ресиверуНет в наличии
33432.407.070.0ГлушительНет в наличии
3. 4404342СоюзНет в наличии
Дополнительная информация

Двигатели и запчасти

В наличии широкий ассортимент.

На заводе мы заказываем самый широкий ассортимент у всех дилеров.

Предлагаем к покупке все серии двигателей ЯМЗ, ТМЗ, КамАЗ по ценам производителя.

Техника

«Дизель-Арсенал» работает на рынке продажи сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники более 20 лет.

Предлагаем цены от производителя и ниже.

Позвольте нам помочь вам воплотить в жизнь вашу старую технику.

Дизельные электростанции

Мы предлагаем широкий ассортимент электростанций и другой продукции по конкурентоспособным ценам, а также обеспечиваем полный спектр гарантийных и сервисных услуг.

Имеются дизельные электростанции и генераторы мощностью от 10 до 6400 кВт

Собственное прозводство

Более 50 лет Ярославский инструментальный завод успешно осуществляет: проектирование и изготовление штампового инструмента и холодных форм.

Изготовление и штамповка нестандартных деталей и многое другое

Грузовые автомобили FOTON

Дизель-Арсенал, официальный дистрибьютор Foton в России

Весь модельный ряд в наличии и под заказ, гибкая система скидок и отсрочки платежа, лизинг, тест-драйв.

Источник

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Тормозная система (ТС) МАЗ служит для обеспечения безопасности при управлении грузовым автомобилем и его фиксации на стоянке. Конструктивно он выполнен в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В обычном режиме движения используется рабочая машина, однако в случае аварии или экстренного торможения включаются все тормоза.

Устройство

Схема тормозной системы основана на принципе независимого воздействия на механизмы привода колес передней и задней осей. Пневмопривод, применяемый на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • баллоны со сжатым воздухом (ресиверы);
  • пневматические линии и устройства управления;
  • тормозные механизмы.

Автомобиль может быть оснащен одно- или двухцилиндровым компрессором. Последний используется в тракторах (автопоездах).

Сжатый воздух по пневмошлангам подается к ресиверам. В автомобиле, в зависимости от модели, могут использоваться 3 или 4 пневмобаллона различной мощности. Каждая пара колес (ось) имеет свой ресивер: передний и средний — по 40 литров, задний — 20 литров. Парковочная система оснащена отдельным 20-литровым баллоном.

Устройство тормозной системы МАЗ предусматривает установку барабанных тормозов.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего при подгонке колодок, расположенных в неподвижном суппорте, к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Он изготовлен из чугуна диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху устанавливаются фрикционные накладки из безасбестового материала. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие мембранными тормозными камерами (ТК). На задние оси усилие на колодки передается через пружинные энергоаккумуляторы.

Управляющий воздух подается к исполнительным механизмам тормозным краном через четырехконтурный вентиль. Это активирует тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа для предотвращения его столкновения с тягачом устанавливается кран управления тормозами прицепа, позволяющий включать тормоза несколько быстрее, чем на тягаче.

Возможные неисправности тормозной системы МАЗ и способы их устранения

Ресурс
Компрессор
Снижение расхода компрессора, стук, повышенное количество масла в конденсате, сливаемом из воздухосборников
Зеркальный износ цилиндров, колец, гильзПересверлить цилиндры, заменить изношенные детали
Регулятор давления с предохранительным клапаном в сборе
Давление воздуха 0,65-0,80 МПа (6,5-8,0 кгс/см2) в системе не поддерживается
Нарушена настройка регулятора давленияПодгонка с помощью подгонки
Утечка воздуха из атмосферного отверстия в корпусе пружины регулятора
Отверстие недостаточно закрыто.Затяните корпус пружины.
Поврежденная диафрагмаЗаменить или изменить открытие
Утечка воздуха из навесного оборудования при неработающем двигателе и давлении воздуха в системе менее 0,6 МПа (6 кгс/см2)
Износ и загрязнение диафрагмыОчистите и переверните или замените диафрагму.
Износ и загрязнение перепускных и обратных клапановЗаменить клапаны
Медленное заполнение баков сжатым воздухом
Фильтр грязныйОчистить фильтр
Не работает регулятор давления, срабатывает предохранительный клапан при давлении воздуха более 0,9 МПа (9 кгс/см2)
Открытие не работает (заблокировано, заморожено и т.д.)Ослабьте регулировочный болт и проверьте (очистите) диафрагму
Заедание разгрузочного поршняОчистить разгрузочный поршень
Утечка из стационарных интерфейсов с телом
Свободные сальниковые уплотненияПодтянуть или заменить прокладку
Водоотделитель
Утечка воздуха из дренажного отверстия
Течь клапана слива конденсата (повреждение, загрязнение, замерзание)Очистите или замените клапан
Клапан слива конденсата не работает при срабатывании регулятора давления (рука не чувствует воздуха)
Поврежденная мембрана.Заменить мембрану
Повреждено уплотнительное кольцо золотника (на мембранном диске)Заменить кольцо
Отсутствие поступления воздуха в систему через водоотделитель
Замерзший конденсат на ребрах охладителя и впускном клапанеСнимите водоотделитель, нагрейте его и продуйте сжатым воздухом
Утечка из стационарных интерфейсов с телом
Ослабленные уплотнительные элементыЗатяните уплотнительные элементы
Тормозной кран
Неполное освобождение тормозных камер (наличие избыточного давления воздуха)
Винт регулировки холостого хода рычага крана повернутПри регулировке следить за тем, чтобы свободный рычаг крана был не менее 5 мм; поверните винт.
Нарушена затяжка гайки резинового элемента балансаЗатянуть гайку
Утечка воздуха из вентиляционного отверстия
Негерметичность клапана и кольца из-за повреждения (износа) и загрязненияОчистите или замените уплотнительный элемент
Утечка воздуха через вентиляционное отверстие при нажатии рычага
Течь подвижных уплотнений большого поршня, малого поршня нижней секции, уплотнений гидроблока, а также негерметичность клапанов (особенно при сильных протечках) из-за поврежденийОчистите интерфейсы или замените уплотнительный элемент
Утечка воздуха через корпус рычага
Течь сальника верхнего поршняОчистите интерфейс или замените уплотнение
Утечки воздуха в неподвижных соединениях
Затяжка ослабленного соединенияЗатяните или замените, если это необходимо! звенеть
Простой предохранительный клапан
Утечка воздуха в атмосферном отверстии крышки
Разбитая диафрагма. Открытие не держит достаточноЗамените диафрагму. Затяните болты крышки
Двойной предохранительный клапан
Утечка воздуха через атмосферное отверстие крышки
Небольшая утечка из подвижного уплотнения поршняОчистите или замените кольцо.
Неплотно прилегающая крышкаЗатяните крышку или замените кольца
При выпуске воздуха из одного ресивера (через клапан слива конденсата) давление воздуха в другом ресивере падает
Негерметичность обратного клапана (повреждение, загрязнение) Износ поршневых колецОчистите или замените клапан заменить кольцо
Клапан управления тормозом полуприцепа с однопроводным приводом
Утечка воздуха из-под крышки в атмосферу. При торможении воздух продолжает выходить под палубой в атмосферу
Течь выпускного клапана (верхнийОчистите или замените клапан
Разрыв мембраны впускного (нижнего) клапана УтечкаЗамените диафрагму. Очистите или замените клапан
Давление воздуха в ресиверах полуприцепа имеет отклонения от нормы 0,47-0,52 МПа (4,7-5,2 кгс/см2)
Регулирующий клапан не отрегулированРегулировка регулировочным винтом
Давление воздуха в пневмосистеме полуприцепа (через регулирующий выпускной клапан) соответствует давлению в системе трактора
Течь нижнего клапанаОчистите или замените уплотнительный элемент
Утечка через верхнее уплотнительное кольцо корпуса клапанаОчистите или замените уплотнительный элемент
Утечка воздуха через атмосферное отверстие в нижней крышке
Негерметичность нижнего уплотнительного кольца корпуса клапанаОчистите или замените уплотнительный элемент
Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
Утечка воздуха из-за атмосферного отверстия в одном из фиксированных положений рукоятки
Утечка из клапана или подвижного уплотнения корпуса клапана или поршня (износ, разрушение, загрязнение)Очистите или замените уплотнительный элемент
Утечка воздуха из-под крышки крана
Утечка из поршневого штока или направляющих уплотнений (износ, разрушение, загрязнение)Очистите или замените уплотнительные кольца
Рукоятка привода не фиксируется в крайних положениях
Сломана пружина ручкиЗаменить пружину
Небольшой поворот ручки полностью выпускает воздух
Заклинивший поршеньПрозрачный поршень
Клапан управления визирным тормозом с двухпроводным приводом
Утечка воздуха из вентиляционного отверстия
Негерметичность центральных поршневых уплотненийОчистите или замените уплотнительный элемент
Утечка клапанаОчистите или замените уплотнительный элемент
Утечка воздуха из сапуна при торможении клапаном обратного действия с ручным дублированием
Текут нижние сальники верхнего поршняОчистите или замените уплотнительный элемент
Утечка клапанаОчистите или замените уплотнительный элемент
Утечка воздуха через сапун при торможении тормозным краном (педалью)
Течь верхних уплотнительных колец верхнего поршняОчистите или замените уплотнительный элемент
Регулировка герметичности уплотнительного кольцаОчистите или замените уплотнительный элемент
Течь уплотнительного кольца нижнего кольцаОчистите или замените уплотнительный элемент
Самопроизвольное торможение полуприцепа, сопровождающееся подсосом воздуха из сапуна тормозного крана
Сломанная диафрагмаЗаменить диафрагму
Утечка воздуха через сапун тормозного клапана
Свободное крепление диафрагмыЗатянуть диафрагму
Утечка воздуха на стационарных уплотнениях корпуса
Уплотнения недостаточно плотныеЗатянуть уплотнения

Неисправности

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать следующие неисправности:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • блокировка рабочего или стояночного тормозов (тормозной клин);
  • увеличение хода рычага ручного тормоза.

Увеличение тормозного пути может происходить из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), из-за износа колодок или недостаточной отдачи штоков при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то велика вероятность замасливания фрикционного материала или внутренней поверхности топливного бака.

В большинстве случаев буксование автомобиля при торможении происходит из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси, или ось застревает в распорных втулках в блоке тормозных колодок.

Медленное торможение обычно происходит из-за сломанной или застрявшей возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть неправильная регулировка педали тормоза. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Из-за поломки прижимных пружин тормозных колодок может произойти самопроизвольное торможение, а при движении в колесе будет слышен характерный стук.

Когда грузовик движется с прицепом, торможение прицепа может происходить с задержкой. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца на тормозной кран. Такая же неисправность характерна для замка поршня в воздухораспределителе прицепа.

Необходимо помнить, что отказ рулевого управления приведет лишь к потере управления машиной, а отказ транспортного средства – к невозможности его остановки, что неминуемо закончится аварией.

Принцип работы тормозной системы в МАЗ

Тракторы модели МАЗ пользуются большой популярностью среди автомобилистов благодаря своей надежности и приемлемой стоимости. Этот автомобиль выпускается на специализированном заводе в Минске с 1988 года.

Автомобиль имеет большой салон и легкость в управлении. В салоне два удобных мягких кресла. При необходимости кабину можно откинуть в заднее положение благодаря наличию гидроцилиндра, который активируется вручную. Автотехника отличается повышенной надежностью и выносливостью, особенно при перевозке крупногабаритных грузов на дальние расстояния.

Тормозная система МАЗ выступает в качестве основного узла автомобиля. При обнаружении в ней тех или иных неисправностей водитель теряет уверенность в собственной безопасности. В таком случае не стоит пренебрегать ремонтом и как можно скорее обратиться за помощью к специалисту.

В автомобилях марки МАЗ одновременно присутствуют четыре системы, которые тесно переплетаются друг с другом. Среди них стоит отметить:

  • Работающий.
  • Запасная система (включается после выхода из строя первой).
  • Система парковки (в случае поломки транспортное средство не будет стоять на одном месте и возникнут проблемы с парковкой).
  • Вспомогательный (выключает двигатель).

Виды системы

Кроме того, также необходимо упомянуть о наличии тормозной системы полуприцепа, которая оснащена специальными пневматическими приводами, предназначенными для работы других систем, работающих от сжатого воздуха.

Его преимущество в том, что он останавливает все имеющиеся колеса МАЗ. Наличие пневматического привода с раздельным торможением позволяет останавливать пару передних и задних колес.

Основная функция аварийного и стояночного тормозов заключается в воздействии на механизмы мостов, которые приводятся в действие действием подпружиненных энергоаккумуляторов и камер, включаемых водителем транспортного средства с помощью специального крана, расположенного на салон самолета.

Система парковочной остановки считается дополнительной и используется в крайнем случае, например, когда рабочие тормоза не работают или выходят из строя по разным причинам. Во время его активации необходимо поставить ручку крана таким образом, чтобы она находилась в крайнем положении.

Воздух, сжимающий пружины, попадает в атмосферу и начинают работать другие механизмы, приводящие в действие стояночный тормоз. В момент срабатывания системы экстренного торможения рукоятка крана управления должна находиться посередине, никаких дополнительных усилий для ее перемещения прилагать не следует. Важно знать, что в случае увеличения оборота рукоятки усилие торможения возрастает из-за уменьшения воздействующего на пружины воздуха.

Вспомогательное торможение

Этот тип системы работает с использованием газов, которые поступают в автомобильную систему. Его основная функция — останавливать и удерживать МАЗ на крутых дорогах.

В сочетании с парковкой для дополнительного удобства и надежности. Вспомогательный тормоз представляет собой специальный моторно-пневматический тормоз-замедлитель. Тормозной привод полуприцепа выполнен из двухпроводных и однопроводных элементов. Зимой можно столкнуться с тем, что конденсат замерзает, особенно в больших автомобилях типа МАЗ, но тут разработчики все продумали и подстраховали машину, внедрив предохранитель, устраняющий эту проблему.

Автомобиль также имеет средство, которое позволяет уменьшить трафик на трассе. Он состоит из специального цилиндра и системы клапанов. Ко всему этому присоединяется трекшн-контроль. Для его включения нужно использовать специальную кнопку.

Контроль тяги и ограничитель скорости помогают подавать сжатый воздух, который подается через пропорциональный клапан. Важно отметить, что при одновременном торможении МАЗ останавливается и полуприцеп, ведь эти системы взаимосвязаны.

Механизмы тормозов

Все модели МАЗ имеют барабанные механизмы диаметром 42 сантиметра и шириной 16 сантиметров. Кроме того, система также оснащена двухконтурным пневматическим приводом. Тормозные камеры, расположенные в задней части трактора, имеют энергоаккумуляторы пружинного типа.

Ручник

Тормозной кран — это специальный привод, необходимый для подачи воздуха в камеры и воздействия на педаль останова. Например, МАЗ-500А имеет комбинированный кран, который работает одновременно с прицепом и помогает в его торможении. Этот кран оснащен двумя цилиндрами. Первый необходим для управления тормозами прицепа, второй помогает тормозить грузовик.

Система стоп-тяги для прицепа имеет определенные особенности, то есть в момент, когда давление возрастает до предельной отметки 0,48-0,53 МПа, колеса расцепляются, а оно снижается, иначе — торможением.

Тормозной кран снабжен цилиндрами, в которых установлены штампованные поршни, окруженные резиновыми втулками, расположенными на штифтах. В задней части корпуса крана находятся резиновые клапаны, которые выполняют двойную функцию.

Автовладелец должен знать, что для того, чтобы прицеп не столкнулся с автомобилем или не занесло заднюю ось прицепа, и в результате МАЗ не согнулся пополам, важно следить за правильным торможением колес прицепа, а потом машина. В таком случае рекомендуется изменить значение опережения, сосредоточившись на тормозах прицепа и используя кольцо управления для регулировки натяжения.

При работе контрольного кольца осевое перемещение может быть получено через болт через регулировочную втулку. Такие действия изменяют натяжение пружины и втулка расшатывается.

При подборе режима кольца и пружины необходимо установить взаимосвязь и нормализовать давление в тормозных камерах автомобиля. Постоянные значения в полостях изменяются во времени, секции в кране перемещаются при изменении педали тормоза, то есть после ее перехода из одного положения в другое, но, несмотря на все это, взаимосвязь остается без изменений.

Когда автомобиль останавливается, усилие от стояночного рычага передается на верхнюю цилиндрическую область поршня, прицеп тормозит точно так же, как и в момент нажатия на педаль. Автовладельцам следует помнить, что полуприцепы и прицепы могут быть оборудованы воздушным ресивером, через который сжатый воздух поступает в дороги. Не менее важная деталь: на прицепе установлен воздухораспределитель, а клапан, отвечающий за торможение, имеет на нем тесную связь с воздухораспределителем.

Обслуживание тормозной системы

Каждый владелец МАЗ должен знать некоторые основные правила межсезонного обслуживания своего автомобиля во избежание замерзания его отдельных деталей и механизмов, речь пойдет о пневматическом приводе.

  1. Водоотделитель необходимо хорошо продуть, чтобы жидкость в нем не замерзала.
  2. Тщательно прочистите поддон водоотделителя и антифриза, в который нужно налить немного спирта.
  3. Не забудьте поставить ручку антифриза вверх.

Тормозной привод грузового автомобиля не подлежит постоянному обслуживанию или регулировке, но при малейших неисправностях он подлежит срочной замене, устранению дефектов, причем делать это следует не самостоятельно, а под наблюдением специалиста. В противном случае при неправильной установке или ошибке в пути может возникнуть аварийная ситуация, последствия которой будут плачевными. Важно в профилактических целях съездить к автосалону для проверки диагностики всей сложной системы МАЗ.

Как снять тормозной барабан

В процессе эксплуатации автомобиля изнашиваются как тормозные колодки, так и внутренняя поверхность барабана. В результате снижается эффективность торможения. В этом случае необходимо разобрать барабан и заменить колодки. Работа по разборке не сложная, но потребует определенных физических усилий, так как детали тяжелые.

Чтобы снять тормозной барабан, выполните следующие действия:

  • установите машину на ровную поверхность и зафиксируйте от возможных перемещений;
  • поднимите колесо;
  • отверните гайки и снимите его;
  • ввернуть 3 болта М10 в отверстия крышки барабана и выдавить их;
  • снимите часть ступицы.

Помните, что TB сделан из чугуна, поэтому вы должны использовать молоток, чтобы извлечь его очень осторожно.

Грузовой автомобиль МАЗ имеет несколько типов тормозных систем:

1)Стояночная.

2) Рабочая.

3) Вспомогательная.

Пневмосистема выходит из строя, как правило, из-за механических повреждений вследствие аварии, физического износа. Проникновение в систему масла, пыли, грязи и различных предметов свидетельствует о нарушении ее герметичности. Выход из строя блока управления системой также приведет к остановке работы пневматической системы и, как следствие, к остановке движения грузовика.

Во избежание поломок необходимо систематически проводить профилактические осмотры и своевременную замену узлов и запчастей. Проверка должна проводиться перед каждым выездом. Рекомендуется проводить ремонт и замену комплектующих не реже одного раза в год.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического корпуса и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который устанавливался на металлическую деталь с помощью заклепок. Моторесурс таких деталей был невелик и составлял 40-50 тыс км. Сегодня используются новые фрикционные материалы, способные пройти без замены 180-200 тыс км. Поэтому менять тормозные колодки нет смысла и колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для разборки элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снимите пружину, сжимающую колодки;
  • разобрать чашки с пружинами, прижав детали к защитному кожуху;
  • снимите подушки сиденья.

Если принято решение о замене только фрикционных накладок, необходимо дополнительно выполнить следующие действия:

  • демонтаж отходов фрикционных материалов;
  • зачистка поверхности детали;
  • установка новых колодок;
  • токарные станки до нужного размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, с запасом покрытия до головки заклепки 3,5 мм. Зазор между фрикционным материалом и корпусом блока не допускается более 0,1 мм. Выполнить такую ​​работу без специальных приспособлений можно в тисках в соответствии с требуемыми размерами и допусками.

Регулировка

На ремонтопригодных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует смещению стержня ТК с 25 до 40 мм. Если это значение увеличивается до 45 мм и более, необходимо отрегулировать тормоза. Большинство водителей предпочитают выполнять эту работу своими руками.

Тюнинговые работы предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • регулировка вала на домкрате;
  • червячная передача рычага регулировки стопорной пластины;
  • поворачивая его до тех пор, пока прялка не начнет тормозить;
  • вращение бесконечного шнека в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Следует помнить, что разница хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Ремонтопригодные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Тормозная система автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Автомобили Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также устройствами для соединения тормозной системы полуприцепа с двумя пневматическими приводные кабели и отводы для подачи сжатого воздуха к другим потребителям. Рабочая тормозная система автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Механизмы привода пневматические с раздельным торможением передних и задних колес. В приводе тормозных механизмов установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов. Стояночная и запасная тормозные системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействуют на тормозные механизмы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие посредством тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 25). Управление осуществляется краном в кабине водителя. Стояночная тормозная система также служит в качестве запасной. Он предназначен для торможения автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей тормозной системы. При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворачивается) в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выбрасывается в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы. При вторичной эксплуатации тормозной системы автомобилей МАЗ-5516, 5340, МАЗ-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329, Ручка крана стояночного тормоза в любом промежуточном нефиксированном положении. С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения возрастает за счет уменьшения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов. Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля, создавая противодавление в выхлопной системе через дроссельную заслонку с пневматическим приводом. Он предназначен для замедления автомобиля на затяжных спусках по горным дорогам. Автомобиль Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудован системой ограничения скорости, состоящей из цилиндра 15 (рисунок 27) и пропорционального клапана 14, а также противоскользящая система, состоящая из электропневматического клапана и двух двухлинейных клапанов. Эти системы имеют электронное управление. Воздух подается в цилиндр ограничения подачи топлива через пропорциональный клапан, который управляется электронной системой контроля тяги и системой ограничения скорости. При торможении тягача рабочей или стояночной (запасной) системами одновременно происходит торможение полуприцепа (прицепа). Рис. 25. Тормозная камера автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинным энергоаккумулятором 1,7 пружины; 2 — диск. 3 — диафрагма; 4 — толкатель. 5 — цилиндр; 6 — поршень; 8 — болт; упорный подшипник 9; 10 — стержневой барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном. В тормозных колодках (перед крючками пружин муфты) выполнены специальные отверстия для обеспечения снятия пружины при замене тормозных колодок (накладок). На автомобилях Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 устанавливается регулировочный рычаг со встроенным автоматическим регулятором зазора (рис. 26). Тормозные камеры диафрагменного типа, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при срабатывании рабочей тормозной системы. Тормозные камеры автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 25) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего мостов при срабатывании рабочего, стояночного и запасного тормозов. При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличаются от передних тормозных камер. При включении стояночной тормозной системы из полости под поршнем 6 выпускается сжатый воздух, который под действием силовой пружины 7 перемещается вниз и перемещает толкатель 4, последний через подшипник тяги 9 воздействует на диафрагмы 3 и штока 10 тормозной камеры, что приводит к торможению автомобиля. При выключении стояночной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 под поршень 6 подается сжатый воздух, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружиной и позволяющей возвратить шток тормозной камеры в исходное положение под действием возвратной пружины 1. При торможении резервной системой воздух в цилиндрах энергоаккумуляторов частично высвобождается в пределах требуемой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рычага клапана управления. Таким образом, эффективность торможения зависит от угла поворота рукоятки крана. Рис. 26 — Регулировка рычага тормоза Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 1 — кузов; 2 — толкатель, 3 — подвижная полумуфта; 4 — полуподвижная муфта; 5 — пружина; 6 — розетка; 7 — ось — червяк; 8, 9, 10 — уплотнительные кольца; 11 — винт; 12 — крышка; 13 — планка 14 — кольцо управления; 15 — шестерня; Пневмопривод тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329. Принципиальная схема пневмопривода тормозной системы представлена ​​на следующих рисунках. Регулировка рабочего тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Исходное положение педали тормоза (размер 245 мм) регулируется болтом 6 завинчиванием или отвинчиванием последнего. При этом штифт 6 должен своим торием касаться защиты педали. Свободный ход педали тормоза (3 + 1J мм регулируется тягой 4, вращением шестигранника толкателя 2 при отпущенной контргайке 3. Уход за пневмоприводом тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 При обслуживании пневмопривода тормозов автомобиля Маз-5516, 5340, Маз- 6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 следует контролировать в первую очередь, проверять герметичность системы в целом и отдельных ее элементов. Особое внимание следует уделить герметичности соединений труб и гибких шлангов, а также месту соединения шлангов, так как здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильных подсосов воздуха определяют на слух, а места слабых подсосов воздуха определяют с помощью мыльной эмульсии. Утечки воздуха из соединений труб устраняют подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Течь устраняется затяжкой соединительных гаек с моментом: для труб диаметром 6 мм — 9,8 — 12,3 Нм (1 — 1,25 кг/см), 10 мм -21,6-27,5 Нм (2,2-2,8 кг/см).)); 15 мм — 49 — 60,8 Нм (5 — 6,2 кг/см). Если утечка сохраняется после затяжки, резиновые уплотнительные кольца следует заменить. Во избежание поломки соединительных втулок тормозного аппарата момент затяжки штуцеров, заглушек, гаек и других приспособлений не должен превышать 30-50 Нм (3-5 кг/см). Проверку на герметичность необходимо проводить при номинальном давлении в пневмоприводе 588 кПа (6,0 кгс/см2), включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления от номинального в пневмобаллонах не должно превышать 30 кПа (0,3 кгс/см2) в течение 30 мин при свободном положении органов управления приводом и в течение 15 мин при включении. Уход и техническое обслуживание камер с пружинными энергоаккумуляторами автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в регулярном осмотре, очистке от грязи, проверке герметичности и работы тормоза камеры, затянув гайки крепления к опоре. Момент затяжки должен быть 177 — 196 Нм (18 — 20 кг/см) для пружинных энергоаккумуляторов и 108 — 137 Нм (10,8 — 13,7 кг/см) для передних тормозных камер. Проверить герметичность камер пневмопружинного тормоза при наличии сжатого воздуха в цепи включения аварийного или стояночного тормозов и в цепи включения тормоза задней тележки. Для проверки регулировки стояночного или ручного тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 отпустить стояночный тормоз автомобиля. Это заполняет цилиндры сжатым воздухом. Затем определите утечку воздуха. Наличие подсоса воздуха свидетельствует о повреждении уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае замените цилиндры тормозными камерами. 54329 на герметичность отпустить стояночный тормоз автомобиля. Это заполняет цилиндры сжатым воздухом. Затем определите утечку воздуха. Наличие подсоса воздуха свидетельствует о повреждении уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае замените цилиндры тормозными камерами. 54329 на герметичность отпустить стояночный тормоз автомобиля. Это заполняет цилиндры сжатым воздухом. Затем определите утечку воздуха. Наличие подсоса воздуха свидетельствует о повреждении уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае замените цилиндры тормозными камерами.

Рис. 27. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с рессорной подвеской (двигатель ЯМЗ).

Рис. 28. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 4×2 с рессорной подвеской (двигатель ЯМЗ).

Рис. 29. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с пневматической подвеской (двигатель ЯМЗ).

Рис. 30. Схема пневматического привода тормозов автомобиля Маз 4×2 с пневматической подвеской (двигатель ЯМЗ). Рисунок 31. Схема пневматического включения тормозов автомобиля Маз с двигателем MAN или Deutz. Рис. 27-31. Схема привода пневматического тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 1 — компрессор: 2 — регулятор давления с адсорбентом; 3 — ресивер регенерации: 4 — четырехконтурный клапан; 5 — буксировочный клапан; 6 — приемник-потребитель; 7 — передний контур приемника; 8 — ресивер заднего контура; 9 — приемник парковочного контура; 10 — кнопка моторного тормоза; 11 — противоугонная система EPC и моторный тормоз; 12 — пневмоцилиндр демпфера моторного тормоза; 11 — пневмоцилиндр ограничения подачи топлива; 14 — клапан ограничения скорости; 15 — ограничитель скорости пневмоцилиндра; 16 — кран тормозной; 17 — модулятор АБС переднего контура; 18 — передняя тормозная камера: 19 — задний контур модулятора АБС; 20 — тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором; 21 — регулятор тормозных сил со встроенным дроссельным клапаном; 22 — двухлинейный клапан; 23 — клапан ПБС; 24 — кран управления тормозами прицепа; 25 — подключение контрольной головки (желтая крышка); 26 — головка подключения питания (красная заглушка); 27 — кран стояночной тормозной системы; 28 — обратный клапан; 29 — ускорительный клапан стояночной тормозной системы; 30 — регулирующий выпускной клапан; 31 — блок датчиков; 32 — кран слива конденсата; 33 — датчик включения моторного тормоза; 34 — ускорительный клапан рабочей тормозной системы; 35 — цилиндр системы энергосбережения двигателя; 36 — регулятор тормозных сил без встроенного ускорительного клапана. Пневматический привод тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудован пневматическими устройствами, не требующими обслуживания и специальных регулировок. Герметичность соединения во многом зависит от правильного центрирования поршня тягово-сцепного устройства в уплотнительной манжете тягово-сцепного устройства прицепа (полуприцепа). Проверить затяжку сцепных головок при сцепке автомобилей с полуприцепом последовательно в тормозном и тормозном положениях. В пневматическом приводе тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 используется регулятор давления в сочетании с адсорбционным осушителем сжатого воздуха. Замена фильтрующего элемента (патрона) осушителя сжатого воздуха производится по мере необходимости при обнаружении наличия конденсата в ресиверах пневмосистемы. В зависимости от условий эксплуатации и технического состояния устройств пневмопривода интервал замены может составлять от одного до двух лет. Поэтому периодически проверяйте бачки тормозной системы на наличие конденсата. При сливе конденсата из баллонов во избежание попадания брызг на руки необходимо использовать проволочную подвеску. Замена фильтрующего элемента (картриджа) осушителя сжатого воздуха Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производится в следующем порядке: — очистить поверхность сушилки от загрязнений; — ослабить резьбовое соединение нагнетательного патрубка компрессора (вход 1) и выпустить воздух; — отвинтить картридж, повернув его против часовой стрелки; — очистите внутреннюю часть корпуса осушителя, не допускайте попадания грязи в обратный клапан; — установить новый картридж, для осушителя Вабко № 432410 020 2, для осушителя КНОРР № II 17793 или 1140100 Ф. (для осушителя БелОМО — ремкомплект 8673.00.00.000 — 01 или патрон Вабко или КНОРР), слегка смазав уплотнительное масло в обтяжку; — затяните патрон от руки (момент не более 15 Нм). Уход за колесными тормозами Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в регулярной замене тормозных колодок по мере их износа. Степень износа колодок можно контролировать через смотровые отверстия в кожухах. На концах колодок имеется линия ограничения износа, позволяющая визуально определить необходимость замены. Если замена колодок производилась со снятием ступицы колеса, то после установки ее следует надавить отверткой или чем-либо подобным на торец колесного датчика АБС и привести его в соприкосновение с индуктором (зубчатым кольцом), затем повернуть ступица на 2-3 оборота. Зазоры между колодками и барабаном регулируются с помощью рычага автоматической регулировки, работа которого во многом зависит от его правильной установки. Ход штоков тормозной камеры должен составлять от 38 до 44 мм (при приложении максимального давления). После замены колодок, а также при замене регулировочного рычага или тормозной камеры необходимо отрегулировать ход штоков тормозной камеры. Регулировка хода тяг тормозных камер Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329: — установить регулировочный рычаг на вал расширителя таким образом, чтобы расстояние от тормозной камеры вилки до рычага 20 — 80 мм. При этом рычаг должен располагаться заслонкой вперед по пути штока тормозной камеры при торможении, а шестигранный конец вала — червяком к тормозной камере (при замене на заднем мосту тормозные камеры с пружинные аккумуляторы энергии должны быть развязаны); — поворачивая шестигранный конец вала-червяка против часовой стрелки, при этом должен ощущаться щелчок муфты заднего хода, совместить отверстия вилки штока кулачка и рычага и соединить рычаг с вилкой пальцем. При этом ось расширяемой манжеты должна оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок; — повернуть лямку рычага до упора (в направлении вращения рычага при торможении) и зафиксировать защелку в этом положении; — отрегулировать ход штока тормозной камеры последовательным нажатием на педаль тормоза до упора до давления сжатого воздуха в системе 600 кПа (6 кгс/см2) не менее чем до установления постоянного хода штока в пределах 38 -44 мм. Уход за регулировочным рычагом (рисунок 26) заключается в периодическом смазывании его через пресс-масленку 18 до выхода смазки через предохранительный клапан 19 для увеличения расстояния между тормозными колодками и барабаном допускается выкручивать пробку с резьбой К1/8″ от корпуса рычага, тонкой отверткой выведите из зацепления храповую муфту и поверните червячный вал за шестигранник по часовой стрелке, после чего установите заглушку на свое место. После установки тормозного барабана необходимо отрегулировать ход штока тормозной камеры, как показано выше. Во время работы периодически проверяйте работу рычагов, измеряя ход штока камеры. Разница хода стержней не должна превышать 5 мм. При обнаружении увеличения хода проверить правильность установки рычага или выяснить причину неисправности и устранить ее, для чего произвести разборку рычага с очисткой и промывкой деталей. Демонтаж рычага с тормозного барабана Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производится в следующем порядке: — отвинтить пробку 6, предварительно разблокировав ее; — снимите пружину 5 с полумуфтой 3; — снимите крышку 12 с рабочим колесом 13 и кольцом управления 14 в целом и прокладкой 17, толкателем 2; — снимите бесконечный винт 7 с полумуфтой 4 целиком; — снятие шестерни 15. 54329 осуществляется в следующем порядке: — отвинтить колпачок 6, предварительно разблокировав его; — снимите пружину 5 с полумуфтой 3; — снимите крышку 12 с рабочим колесом 13 и кольцом управления 14 в целом и прокладкой 17, толкателем 2; — снимите бесконечный винт 7 с полумуфтой 4 целиком; — снятие шестерни 15. 54329 осуществляется в следующем порядке: — отвинтить колпачок 6, предварительно разблокировав его; — снимите пружину 5 с полумуфтой 3; — снимите крышку 12 с рабочим колесом 13 и кольцом управления 14 в целом и прокладкой 17, толкателем 2; — снимите бесконечный винт 7 с полумуфтой 4 целиком; — снять шестерню 15. — снимите крышку 12 с рабочим колесом 13 и кольцом управления 14 в целом и прокладкой 17, толкателем 2; — снимите бесконечный винт 7 с полумуфтой 4 целиком; — снять шестерню 15. — снимите крышку 12 с рабочим колесом 13 и кольцом управления 14 в целом и прокладкой 17, толкателем 2; — снимите бесконечный винт 7 с полумуфтой 4 целиком; — снять шестерню 15.

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector