Автомобиль КамАЗ-43501-ВДВ (4×4) был спроектирован в 2003 году. Автомобиль грузоподъемностью 3,8 т должен был заменить в войсках устаревший и снятый с производства ГАЗ-66, стоящий на вооружении более 40 лет годы. Данная модификация отличается от базовой модели КамАЗ-4350 в основном своей компактностью, за счет чего имеет укороченную базу (3670 мм), уменьшенный размер шин, длину рамы и высоту кабины, более низкую бортовую платформу с нишами для колес.
В 2006 году стало известно, что для оснащения ВДВ предполагалось выбрать ГАЗ-3308 «Садко» в специсполнении или КамАЗ-43501, тоже, разумеется, в специсполнении (базовая машина не боевая транспортное средство). Конструкция КамАЗ-43501 была максимально облегчена и приспособлена для десантирования.
Во время испытаний головы на военном полигоне (грузовики бросали из копра под разными углами с высоты 6-8 м; машины должны были приземляться с недемпфированным парашютом) рама «Садко» этого не выдержала. Заводу порекомендовали доработать машину, а ГАЗ, однако, этого не сделал, поэтому в итоге был выбран КамАЗ, хотя «Садко» в то время имел гораздо большее распространение в СВ. Два автомобиля КамАЗ-43501 успешно прошли полный цикл комплексных испытаний.
В течение 2007 года в рамках госпрограммы летных испытаний модернизированной парашютной системы с платформой П-7М (разработчик и изготовитель шасси — завод «Универсал») произведено 3 пуска автомобиля КамАЗ-43501 в одном специсполнении самолетов Ил-76. Сначала с высоты 500 м, а затем и с нескольких километров, когда автомобиль попадает в полосу разреженного воздуха, что вызывает увеличение нагрузки в ряде полостей. Для КамАЗ-43501 аирдроп оказался просто проблемой — каждый раз надувалась передняя панель кабины. В итоге пришлось немного изменить конструкцию этой панели, перекрыв под ней доступ воздуха, и проблема была решена.
После всего цикла испытаний многоцелевой автомобиль КАМАЗ-43501-0000399-02 (КАМАЗ-43501-ВДВ) был принят на снабжение ВДВ. На 2008 г планировалась закупка 100 автомобилей, на 2009 г. – 54 и 2010 г. – 18. По состоянию на март 2013 г., с момента принятия предложения, закупки данного автомобиля превысили 730 единиц.
Тактика и базовая техника характеристики автомобиля | КАМАЗ-4350 опытный | КАМАЗ-4350* | КАМАЗ-43501-ВДВ* |
Формула колеса | 4×4,1 | ||
Габаритные размеры, мм — длинный — широкий — высота | 7950 2500 3110 | 7960 2550 3290 | 6395 2500 3000 |
Габаритные размеры платформы, мм — длинный — широкий — высота | 4890 2420 750 | 4890 2470 750 | 3795 2220 500 |
Весовые параметры и нагрузки, кг: | |||
пустой вес | 7900 | 7700 | 7100 |
грузоподъемность | 4000 | 3000 | |
полная масса | 11700 | 11900 | 10300 |
распределение веса по осям | н/д | 5300/6600 | 5200/5100 |
полная масса прицепа | 5000 | ||
Мотор: | |||
модель | КАМАЗ-740.11-240 (Евро-1) | КАМАЗ-740.31-240 (Евро-2) | КАМАЗ-740.11-240 (Евро-1) |
тип | Дизель V8 | ||
рабочий объем, л³ | 10,85 | ||
максимальная мощность, кВт/л.с. (об/мин) | 176/240 (2200) | ||
максимальный крутящий момент, Нм/кгс•м (об/мин) | 834/85 (1400±200) | 931/95 (1400±100) | 814/83 (1400±100) |
Передача инфекции | |||
модель | КАМАЗ-144 | КамАЗ-154 | КамАЗ-142 |
количество шагов вперед/назад | 5/1 | 10/1 | 5/1 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 | 90 | |
Запас хода, км | 1100 | 1000 | 1200 |
Преодолеть преграды: | |||
брод, м | 1,75 | 1,65 | |
канава | н/д | 0,6 | 0,55 |
уровень набора высоты | 31 | н/д | |
н/д — нет данных * по источнику [7] |