На грузовики Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливается коробка передач ЯМЗ-236.
Коробка передач подходит для Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке коробки передач при появлении различных признаков неисправностей.
Итак, если не включены IV и V передачи КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные включены, то необходимо следующее:
— нанести установочные метки на шток 10 (см рис. 53) и наконечник 8;
— ослабить стяжные болты наконечника тяги 9 и повернуть наконечник тяги 8 против часовой стрелки (если смотреть вдоль автомобиля) на 4-5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой примерно на 1 мм;
— затяните стяжные винты 9 и проверьте зацепление шестерен.
При необходимости дополнительно поверните конец штока.
Если не включены I КПП и задняя передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные передачи включены, то порядок регулировки аналогичен описанному выше, за исключением того, что Наконечник 8 должен быть повернут по часовой стрелке (если смотреть по длине автомобиля).
1 — рычаг переключения передач; 2 — рычаг механизма переключения; 3 — ролик переключения передач; 4 — картер механизма дистанционного переключения передач; 5 — рычаг промежуточной передачи; 6 — палец; 7 — шарнирная серьга; 8 — упорный наконечник; 9 — стяжные болты; 10 — тяга; 11 — промежуточный механизм; 12 — стопорный болт; 13 — поперечный ролик.
Коснувшись рукоятки рычага 1 на панели приборов или крышке кабины, произведите следующую регулировку:
— установите рычаг 1 в нейтральное положение;
— отсоедините наконечник штока 10 от серьги 7 и убедитесь, что рычаг 2 находится в нейтральном положении. Вилка должна находиться в вертикальном положении и при угловом движении должно ощущаться сопротивление вращению;
— зафиксировать поперечный ролик 13 промежуточного механизма управления стопорным болтом 12, полностью ввернув его в коническое отверстие ролика;
— шипом 8, предварительно ослабив стяжные болты 9, отрегулируйте тягу 10 вдоль так, чтобы штифт 6 вошел в отверстие вилки шипа 8 и серьгу 7 свободно, без дополнительных движений произвести совмещение отверстий, и соедините шип с серьгой, затяните стяжные болты шипа;
— отверните стопорный болт 12 на пять оборотов и законтрите его гайкой.
Ремонт КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Установление причины и устранение неисправности в КПП КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 редко требует ее полной разборки.
В некоторых случаях для устранения неисправности можно ограничиться снятием крышки редуктора, для чего сначала снимается механизм дистанционного управления с редуктора.
Если детали, расположенные в картере коробки передач, нуждаются в замене или ремонте, их необходимо снять с автомобиля.
Для этого, прежде всего, слейте масло из коробки передач, отсоедините карданный вал от коробки передач, отсоедините трансмиссионную тягу сцепления от крышки рычага переключения передач и трансмиссионную тягу сцепления от рычага переключения передач и снимите дополнительную опору с коробка передач.
Поставив подъемную каретку под картер коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, прижать коробку, отвернуть болты крепления коробки к двигателю, отсоединить шток от ведущего вала от коробки, опустить коробку на тележку.
В дальнейшем для устранения каких-либо неисправностей или замены отдельных деталей достаточно разобрать коробку передач на отдельные узлы.
Для разборки редуктора рекомендуется установить его на опору с поворотной платформой.
Разборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 начинают со снятия механизма дистанционного переключения и верхней крышки коробки передач.
При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить прокладки.
Снимите крышку выжимного подшипника с карданного вала, предварительно отсоединив шланг смазки сцепления и выжимные пружины от вилки.
Снимите вал вилки выключения сцепления, предварительно отвинтив стяжной болт и повернув вал на 180°. В этом случае можно использовать легкий штрих.
С помощью универсального съемника снимите фланец приводного вала коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и болты съемника, крышку приводного вала в сборе с сальником и прокладкой.
Ударяя по приводному валу алюминиевым молотком и встряхивая его рукой, можно снять узел приводного вала с подшипником. Чтобы снять ведомый вал с картера, необходимо сначала снять крышку заднего подшипника и с помощью съемника снять задний подшипник с ведомого вала, предварительно сняв стопорное кольцо.
Ведомый вал коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с шестернями вынимают из корпуса коробки плоскогубцами, снимая со шлицев шестерню 1-й передачи и шестерню заднего хода.
Промежуточный вал снимается таким же образом после снятия крышки заднего подшипника промежуточного вала, упорной шайбы и заднего подшипника промежуточного вала.
См. Также: Настройка фар Tuareg 2006 г с использованием модифицированного сканера
Затем с картера коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 снимают масляный насос и прокладку.
Для снятия редуктора с подшипниками и промежуточной втулкой из картера необходимо предварительно выпрессовать из картера вал шестерни заднего хода с помощью съемника.
Необходимость дальнейшей разборки редуктора определяется внешним осмотром.
Разборка приводного вала не представляет затруднений, так как после снятия кольцевой гайки с подшипника последний отжимается съемником.
При разборке ведомого и промежуточного валов коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо предварительно с помощью универсальных съемников спрессовать подшипники и снять стопорные стопорные кольца с подшипников и шестерен с специальные экстракторы.
Для дальнейшей разборки ведомого вала снимаются синхронизаторы передач IV и V. Для снятия с вала 5-й передачи из шлица вала вынимается стопорная шпонка.
Затем, повернув шлиц отверткой, снимите упорную шайбу V-образного зубчатого колеса.
Под давлением ведомого вала коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 через оправку и деревянный шарнир выпрессовываются втулки шестерни и синхронизатора, снимаются шестерни и синхронизаторы II и III передач.
Окончательная разборка промежуточного вала после снятия подшипников и стопорных колец производится также прессом или универсальным съемником.
Сначала запрессовывают шестерню привода промежуточного вала, затем запрессовывают шестерни V и III шестерен, снимают распорную втулку и, наконец, запрессовывают шестерню II шестерни.
Разборка крышки коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с механизмом переключения передач, а также маслонасоса коробки передач обычно не вызывает особых затруднений.
После снятия узла редуктора промойте детали керосином или дизельным топливом и продуйте их сжатым воздухом.
При внешнем осмотре выявляют трещины, изломы, обрывы резьбы, выкрашивание и поломку зубьев шестерен и другие повреждения.
При наличии трещин или поломки зубьев, а также повышенного износа зубьев шестерни заменяют.
Синхронизатор может ослабить посадку штифтов сцепления в каретке, износ конических колец, износ зубьев каретки и износ шлицев.
При откручивании сцепления на каретке синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 высверливают негодные штифты и на их место ставят новые с латунной приваркой. Место сварки зачищается.
Для определения степени износа бронзовых конических колец обойм синхронизатора используют конические поверхности соответствующих шестерен, входящих с ним в зацепление.
При надевании кольца на шестерню измерьте зазор между концом зуба и обоймой синхронизатора коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Износ конического кольца считается в допустимых пределах, если зазор между передней гранью зуба и опорой составляет не менее 1,5 мм.
Износ зубьев каретки (вдоль) на стороне переключения допускается до 8 мм.
Трещины в обойме синхронизатора заваривать не допускается.
Сборка узлов, а также окончательная сборка коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 производится в обратном порядке.
При этом следует максимально использовать детали набора.
Это особенно важно для передач, работающих в условиях тихой работы.
Однако при забраковке одной из сопрягаемых деталей необходимо подобрать наиболее плотную посадку на совпадениях типа шлицевых посадок на полозьях синхронизаторов, 1-й и задней передач, подшипников на валах и в картерах картера и других прокладках, а условия плавности хода на шлицевых валах наблюдается плавное вращение валов и шестерен без рывков и заеданий и т п.; При замене синхронизатора или первичного вала, а также одной из шестерен ведомого вала (кроме 1-й передачи и передачи заднего хода) притрите конические поверхности синхронизаторов к коническим поверхностям шестерни или первичного вала.
Площадь контактной метки каждой конической поверхности должна составлять не менее 65 % от общей площади и быть равномерно распределенной по всей конической поверхности.
После сборки все валы коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должны вращаться легко и плавно.
Коробка передач устанавливается на автомобиль в обратной последовательности.
После установки коробки проверьте четкость переключения всех передач.
Ремонт КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Техническое обслуживание коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке уровня масла и его замене в картере согласно указаниям карты смазки.
Масло заливается в картер коробки передач до уровня контрольной пробки.
Масло должно стекать горячим через оба сливных отверстия.
В масляном поддоне есть перегородка, поэтому все масло через одно отверстие вылить невозможно.
После слива масла снимите крышку на дне картера КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, в которой магнитом помещается маслоприемник маслонасоса, хорошо промойте и установите на место.
При этом необходимо следить за тем, чтобы маслопровод не блокировался пробкой или ее прокладкой.
Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5-3 литра мостового масла.
При нейтральном положении рычага управления коробкой передач провернуть двигатель на 7-8 минут, затем остановить, слить масло из шпинделя и залить в коробку передач масло, указанное в карте смазки.
Так как в коробке передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 стоит масляный насос, промывать коробку передач керосином или соляркой категорически запрещается, так как недостаточный вакуум всасывания может привести к неработоспособности.
Читайте также: Как отрегулировать трос холостого хода
Необходимо помнить, что масляный насос приводится от промежуточного вала коробки передач.
Поэтому при неработающем двигателе масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен ведомого вала или к коническим поверхностям синхронизаторов.
Особенно это важно знать при буксировке автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с неработающим двигателем.
В случае буксировки двигателя необходимо выключать сцепление и включать IV передачу (прямую) в коробке или отсоединять последнюю от трансмиссии, в противном случае возможно появление царапин на поверхностях скольжения и износе колец синхронизатора.
Также необходимо проверить надежность крепления верхней крышки к корпусу редуктора и механизма управления к верхней крышке.
Кулиса КПП: устройство, неисправности и регулировка
Большинство водителей слышали о таком известном термине, как кулиса коробки, но не все знают, что это такое, как выглядит и зачем она в машине. Сегодня в нашей статье мы постараемся разобрать все, что связано со словом кулисы, каково его функциональное значение и для чего оно в коробке передач.
На фото: Короткоходная коробка передач Hyundai Accent
Назначение
Для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля, а также для изменения при необходимости режима и направления движения любой автомобиль оборудован устройством выбора и переключения передач, так называемым коромыслом коробки передач.
Устройство
Кулиса представляет собой составной механизм, служащий для соединения рычага переключения передач с коробкой. По конструкции он может состоять из различных тяг, рычагов, тросов, коромысел, пружин, системы карданных шарниров и других вариантов.
Закулисное устройство
В различных марках автомобилей схема кулисы имеет свои особенности, которые связаны с расположением коробки передач и способом соединения ручки переключения передач с валом коробки передач.
Так, например, в заднеприводных автомобилях ВАЗ классической серии, таких как ВАЗ 201-07, рычаг переключения передач установлен непосредственно в корпусе коробки передач и, соответственно, не имеет трансмиссионных деталей.
Сам рычаг переключения передач принято называть кулисой, которая была перенесена и на другие модели автомобилей, где ручка уже конструктивно отделена от корпуса и связана с ним кинематической связью.
Это, в частности, переднеприводные модели ВАЗ, как и большинство других марок автомобилей, уже имеют механизм привода от ручки рычага переключения передач к штоку коробки передач, который называется коромыслом коробки передач.
Кулиса в сборе с тягами и ручкой КПП ВАЗ 2110
Признаки неисправности кулисы:
• Скорректированные изменения;
• Рычаг переключения передач с большим зазором;
• Включена не та передача, то есть вместо одной включена другая;
• Можно включать только некоторые передачи, остальные не включаются;
• Звук при включении, напоминающий скрип.
Регулировка
В большинстве случаев некорректная работа кулисы связана с ее несоосностью, либо состоянием работы соединений, а также выработкой соединений. Это связано с тем, что большая часть механизма кулисы расположена под днищем автомобиля и подвергается воздействию дорожной грязи и воды, разного рода механическим ударам, что негативно сказывается на его состоянии.
Перед регулировкой рекомендуется проверить состояние всех элементов механизма кулисы, очистить их от грязи и убедиться в надежности всех соединений.
Так, при наезде на препятствие может погнуться один из штоков кулисы, сбить стопор, перекоситься коромысло, что сразу скажется на корректности работы выбора и четкости переключения передач.
Схема работы по регулировке кулисы
Монтаж не требует сложных приспособлений, специальных инструментов или большого опыта. Операция не сложная, и практически каждый автовладелец может сделать ее своими руками, не обращаясь в сервисный центр.
Регулировка требуется после каждого снятия коробки передач или когда вилка в сборе расшатывается и ручка переключения передач не работает должным образом.
Есть два общих варианта настройки:
• Задним ходом. Для этого автомобиль устанавливается на смотровую площадку (лифт, эстакада), ставится ручник, дополнительно под колеса подкладываются колодки.
Рекомендуется работать с помощником. Один в салоне, второй в смотровом люке под днищем. Один, расположенный в нижней части кузова, выдает фиксатор штока коробки передач, а второй в салоне переводит рычаг переключения передач в наиболее удобное положение для включения задней передачи. После этого зажим на штоке затягивается и регулировка считается завершенной.
Закулисный тюнинг
• Для первой передачи. Включается первая передача, и зажим, удерживающий кулису на штоке коробки передач, освобождается. Затем шток редуктора поворачивают против часовой стрелки до упора и затягивают хомут.
Мы регулируем
В обоих вариантах проверяется четкость зубчатого зацепления и при необходимости регулировка повторяется, добиваясь желаемого результата.
В зависимости от конструкции могут быть и другие варианты регулировки кулисы. Поэтому перед работой на своей модели автомобиля рекомендуем ознакомиться с сервисным приложением, в котором указан конкретный способ регулировки трансмиссии негласно.
В заключение
При обнаружении признаков неисправности рычага переключения передач рекомендуется без промедления провести диагностику коробки передач, после чего отрегулировать или заменить коромысло.
Это связано с тем, что в момент движения рычаг переключения передач может «внезапно» перестать выполнять свои функции (сломаться, застрять, выскочить из соединения и т д.), что может иметь непредсказуемые последствия.