Электросхема тормозов КАМАЗ 53501

Схема стоп-сигнала КамАЗа несколько сложнее, чем у других автомобилей. Это связано с применением различных датчиков, обеспечивающих включение стоп-сигналов при работе различных тормозных систем. Тормозная система хоть и называется КАМАЗ, но благодаря своей надежности она теперь используется и в других автомобилях.

Описание работы схемы

Принципиальная схема для всех этих автомобилей идентична и отличается только компоновкой. В схему стоп-сигнала КамАЗ входят датчики, промежуточное реле, зуммер и сигнализатор стояночного тормоза, и, конечно же, сигнальные лампы в задних фонарях тягача и прицепа.

Датчики устанавливаются в контурах тормозной системы в районе тормозного крана и срабатывают при изменении давления в контуре. На более поздних моделях в качестве датчика стоп-сигнала используется кнопочный переключатель, установленный под педалью, как и в большинстве автомобилей. При нажатии на педаль происходит изменение давления в одном из контуров, что вызывает замыкание контактов датчика. При наличии кнопочного выключателя контакты замыкаются механически, за счет удара по кнопке. При этом обмотка промежуточного реле подключается к массе автомобиля. При этом ток от предохранителя проходит через обмотку реле, контакты одного из датчиков или переключатель под педалью.

При включении стояночного тормоза в дополнение к сигнальным лампам мигает контрольная лампа стояночного тормоза. Это связано с тем, что выключатель стояночного тормоза и контрольная лампа получают через датчик стояночного тормоза отрицательный знак.

Так как все датчики подключены к промежуточной катушке реле, то при замыкании одного датчика на всех датчиках появляется знак минус. Чтобы контрольная лампа не загоралась при срабатывании других датчиков, в цепь включен диод, препятствующий попаданию знака минус на провод датчика ручного тормоза.

Неисправности электросхемы

В процессе эксплуатации могут возникать некоторые неисправности. Чаще всего для всех автомобилей это происходит при выключенных стоп-сигналах. В этом случае необходимо проверить, горят ли фары при включении стояночного тормоза или нет.

Если лампы горят, то либо неисправен датчик, либо оборван провод от него к реле. Для проверки необходимо отсоединить кабель от датчика и подключить его к массе автомобиля. Если загораются сигнальные лампочки, датчик неисправен. В противном случае происходит обрыв кабеля. Если фары не загораются при включении стояночного тормоза, необходимо проверить предохранитель, сигнальные лампочки и реле. Дефектные элементы должны быть заменены.

Причиной неисправности также может быть обрыв провода, соединяющего реле с сигнальными лампами. Если сигнальные лампы загораются при нажатии на педаль тормоза, но не загораются при включении стояночного тормоза, то датчик, провод и диод необходимо проверить на исправность. Начать лучше всего с проверки диода, который находится на панели сигнальных ламп панели приборов рядом с ножкой управления стояночным тормозом. Если при включении стояночного тормоза на диоде появляется знак минус, то датчик и соединительный кабель исправны. Если нет, отсоедините кабель датчика и подключите его к массе автомобиля. Если на диоде не появляется знак минус, то необходимо устранить обрыв провода; если оно появится.

Еще одна проблема, когда постоянно горят сигнальные лампочки. В отличие от описанных выше, это характерно только для стоп-сигнала КамАЗ. Причин может быть несколько. Первый – замыкание плюсового провода на кабель сигнальных огней, на практике происходит, если проводка оплавилась в процессе замыкания плюсового провода на массу автомобиля. Вторая причина – залипание контактов реле сигнальной лампы.

Для проверки просто снимите и замените реле в розетке. Если реле исправно, будет слышен характерный щелчок. Неисправное реле необходимо заменить.

Третьей причиной может быть отсутствие питания на сигнализаторе стояночного тормоза и реле его выключателя. В этом случае плюс через обмотку реле сигнальных огней, контрольной лампы стояночного тормоза, кабеля питания контрольной лампы и через один из потребителей, который питается от этого же кабеля, становится отрицательным. Это замыкает цепь и активирует реле сигнальной лампы. Для проверки достаточно отсоединить кабель питания от выключателя контрольной лампы. Реле должно разомкнуться и сигнальные лампочки должны погаснуть.

См. Также: Принцип работы автоматического тормоза прямого действия

Возможными причинами могут быть неисправный предохранитель или оборванный провод. Последняя причина — подключение каких-либо проводов от датчиков к массе автомобиля.

Как и у всех автомобилей на КамАЗе стоп, также возможно перегорание предохранителя вашего сигнального фонаря. Поиск и устранение неисправностей зависит от того, когда перегорел предохранитель. Для поиска необходимо отпустить стояночный тормоз и отпустить педаль тормоза. Если предохранитель перегорел сразу после установки, проверьте наличие короткого замыкания под панелью приборов от предохранителя к реле сигнальной лампы. Если предохранитель перегорает при нажатии на педаль тормоза, значит, есть короткое замыкание в проводе от реле к задним фонарям или в штекере прицепа.

 

Тормозная система

Автомобиль оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами. Хотя эти тормозные системы имеют общие элементы, они работают независимо друг от друга и обеспечивают необходимую эффективность торможения при любых условиях эксплуатации. Также автомобиль оборудован сигнализацией и устройствами контроля, позволяющими следить за работой пневмопривода. Автомобиль также оборудован тормозными устройствами для подключения тормозной системы прицепа с однопроводным пневмоприводом и двухпроводным приводом.

Тормозная система автомобилей показана на рис. 6-1, 6-2, 6-3.

Рис. 6-1. Схема пневматического привода тормозов автомобилей КАМАЗ-4350 и -43501: 1 — передние тормозные камеры; 2 (А, В, Г, Д) — контрольные выводы; 3 — ресивер регенерации; 4 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 — двухточечный манометр; 6 — компрессор; 7 — пневмоцилиндр привода рычага остановки двигателя; 8 — теплообменник; 9 — осушитель адсорбционный с регулятором давления; 10 — клапан подкачки шин; 11 — двухходовой перепускной клапан; 12 — 4-контурный защитный клапан; 13 — кран управления стояночной тормозной системой; 15 — двухсекционный тормозной кран; 17 — пневмоцилиндры привода амортизаторов механизма вспомогательной тормозной системы; 18 — приемный контур I; 19 — приемный контур II; 20 — регулятор давления; 21 — приемный контур III; 22 — контур IV приемника; 23 — кран слива конденсата; 24 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 26 — ускорительный клапан; 28 — кран управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однотросовым приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35, 36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35, 36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных усилий; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35, 36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — автоматическая соединительная головка (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А.

Рис. 6-2. Схема пневматического привода тормозов автомобилей КАМАЗ-5350, -53501, -53504: 1 — передние тормозные камеры; 2 (А, В, Г, Д) — контрольные выводы; 3 — ресивер регенерации; 4 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 — двухточечный манометр; 6 — компрессор; 7 — пневмоцилиндр привода рычага остановки двигателя; 8 — теплообменник; 9 — осушитель адсорбционный с регулятором давления; 10 — клапан подкачки шин; 11 — двухходовой перепускной клапан; 12 — 4-контурный защитный клапан; 13 — кран управления стояночной тормозной системой; 15 — двухсекционный тормозной кран; 17 — пневмоцилиндры привода амортизаторов механизма вспомогательной тормозной системы; 18 — приемный контур I; 19 — приемная цепь И; 20 — регулятор давления; 21 — приемный контур III; 22 — контур IV приемника; 23 — кран слива конденсата; 24 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 26 — ускорительный клапан; 28 — кран управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однотросовым приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35, 36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных усилий; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35, 36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35, 36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных усилий; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А.

 

Рабочая тормозная система предназначена для замедления или полной остановки автомобиля. Он позволяет надежно и быстро остановить движущееся транспортное средство. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы устанавливаются на все колеса автомобиля. Привод рабочей тормозной системы пневматический, двухконтурный, раздельный для тормозных механизмов передней оси и задней тележки вагона. Он управляется двухсекционным тормозным краном, расположенным на передней панели кабины.

Стояночная тормозная система обеспечивает торможение неподвижного автомобиля даже на уклоне и в отсутствие водителя. Его допустимо использовать для остановки движущегося автомобиля только в экстренных случаях, при отказе работающей тормозной системы, а также для торможения в сложных дорожных условиях, при гололеде, для «растяжки» автопоезда. Резервная тормозная система предназначена для плавного замедления или остановки движущегося транспортного средства в случае частичного или полного выхода из строя рабочей тормозной системы.

Рис. 6-3. Схема привода пневматических тормозов автомобиля КАМАЗ-6350, -63501, -6450: 1 — передние тормозные камеры; 2 (А, В, Г, Д) — контрольные выводы; 3 — ресивер регенерации; 4 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 — двухточечный манометр; 6 — компрессор; 7 — пневмоцилиндр привода рычага остановки двигателя; 8 — теплообменник; 9 — осушитель адсорбционный с регулятором давления; 10 — клапан подкачки шин; 11 — двухходовой перепускной клапан; 12 — 4-контурный защитный клапан; 13 — кран управления стояночной тормозной системой; 15 — двухсекционный тормозной кран; 17 — пневмоцилиндры привода амортизаторов механизма вспомогательной тормозной системы; 18 — приемный контур I; 19 — приемный контур II; 20 — регулятор давления; 21 — приемный контур III; 22 — IV приемный контур; 23 — кран слива конденсата; 24 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 26, 27 — ускорительный клапан; 28 — кран управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однотросовым приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35,36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35,36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 29 — кран управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 — влагоотделитель; 32 — клапан аварийного сброса; 33 — выключатель сигнала торможения; 34, 35,36, 37 — датчик перепада давления в контурах I, II, III и IV соответственно; 38 — датчик (сигнализатор стояночного тормоза); 39 — регулятор тормозных усилий; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А. 39 — регулятор тормозных сил; 40 — головка автоматического подключения (R — к линии питания двухпроводного блока, N — к линии управления двухпроводного блока); 41 — соединительная головка типа А.

Для автомобилей всех моделей роль резервной тормозной системы выполняют контуры I и II рабочих тормозных систем. Двухсекционный тормозной кран имеет две независимо работающие секции, с помощью которых осуществляется торможение автомобиля. Интенсивность торможения неповрежденной цепью зависит от степени нажатия на педаль тормозного крана.

Вспомогательная тормозная система автомобиля служит для снижения нагрузки на тормозные механизмы рабочей тормозной системы. Вспомогательная тормозная система представляет собой газодинамический тормозной механизм в выхлопной системе, при срабатывании которого перекрываются выхлопные трубы двигателя, прекращается подача топлива, повышается эффективность торможения двигателем.

Система сигнализации и управления состоит из двух частей: световой и звуковой сигнализации работы тормозных систем и их приводов. В ресиверах вариатора установлены реле падения давления, которые при недостаточном давлении в ресиверах замыкают цепи сигнализаторов, расположенных на панели приборов, а также цепи звукового сигнала (зуммера). Кроме того, имеется выключатель стоп-сигналов, который замыкает цепь на лампы стоп-сигналов при включении рабочей тормозной системы. В системе также имеются управляющие выходные клапаны, которые используются для диагностики технического состояния пневмопривода тормозов и, при необходимости, отбора сжатого воздуха из пневмосистемы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector