Если у вас не горят фары и не работает ближний свет, езда ночью на неисправном автомобиле не только запрещена правилами дорожного движения, но и крайне опасна. Однако иногда возникают ситуации, когда фары уже выключены во время поездки. Не всегда есть возможность переночевать в машине и закончить поездку утром. Мы расскажем, как отремонтировать внешнее освещение автомобиля и как добраться до ремонта.
Возможные причины и диагностика неисправности
- В первую очередь, если фара не включается, проверяем лампочку, бывает даже, что к моменту обнаружения неисправности фары уже перегорели оба ближнего света. С дальним светом такое почти никогда не происходит, так как им редко пользуются.
- Одной из самых частых причин того, что фары не включаются, является перегоревшая нить накала предохранителя. Однако в большинстве современных автомобилей цепи питания левой и правой фар не соединены между собой и защищены отдельными предохранителями. Следовательно, выход из строя плавкого элемента приводит к выходу из строя фары. Визуально диагностировать данную неисправность фары можно, вскрыв монтажный блок и осмотрев предохранители, отвечающие за работу неисправного элемента освещения. В случаях, когда доступ к монтажному блоку затруднен, следует выяснить, какие еще цепи защищены этим предохранителем и проверить работу устройств, питающихся от этих цепей. Если и эти устройства не работают, в 99% случаев.
- Если предположение о оплавлении защитного элемента не подтвердилось, необходимо проверить реле включения фар. В норме выход из строя реле вызывает прекращение работы только одной из систем освещения, пропадает либо ближний свет, либо дальний. Убедиться в исправности реле выключателя света можно, внимательно прислушавшись к звукам, возникающим при попытке включить фары. Если при включении питания под приборной панелью слышны короткие щелчки зуммера, это означает, что реле работает нормально. Отсутствие щелчка подтверждает предположение о неисправности реле.
- Также необходимо проверить все разъемы электрических проводов, идущих к фаре, возможно, после последнего ремонта просто забыли поставить заглушку на клемму фары и, следовательно, она не сгорит. Это происходит, если ни одна из ламп фар не горит.
- Если фары по-прежнему не включаются, проводится дополнительный поиск под капотом автомобиля. Нужно внимательно осмотреть имеющиеся провода и соединения, передвинуть соответствующие клеммы на фары, проверить лампочки подсветки. Иногда из-за скачка напряжения в бортовой сети бывает, что обе лампы перегорают одновременно. Также из-за попадания воды в подкапотное пространство вода может окислиться и перестать выполнять токопроводящую функцию «чипов» в местах соединения тросов.
Собственно, этот квест можно выполнить. Если вышеописанными мерами не удалось найти неисправность, следует провести дальнейшую диагностику электропроводки мульти-тестером и процедуру «диагностирования» электроцепей автомобиля. Последней попыткой определить причину неисправности в полевых условиях может быть проверка наличия тока на клеммах, питающих ближний свет. Для этого просто вставьте в разъем заведомо исправную лампу или втыкайте провод «+» в провод «-». Загорание лампы или искра между проводами свидетельствует о наличии электрического тока в сети и неисправности фар или ламп.
Способы ремонта фар в полевых условиях
Предыдущие неисправности легко устраняются в дороге. Наличие сложного диагностического или ремонтного оборудования не требуется. Так вместо перегоревшего предохранителя можно вставить несколько жил из многожильного провода. При этом жила примерно способна выдержать 1 ампер. Провода могут быть вставлены непосредственно в розетку или обернуты вокруг предохранителя. Важно, чтобы контактная поверхность плотно прижималась к самодельному плавкому элементу.
Неисправное реле можно заменить на аналогичное, которое используется для включения других высоковольтных цепей. Его можно разобрать и использовать для замены неисправного элемента воспламенителя фары для зажигания цепи электростеклоподъемников, обогрева сидений и дополнительного оборудования. Кроме того, во многих автомобилях есть специальная запасная розетка с неиспользуемым реле. Разъемы практически всех рассматриваемых элементов в автомобиле аналогичны друг другу.
Чтобы запитать фары, не проходя через какие-либо неисправные компоненты в цепи питания, используйте провод достаточного сечения и длины. При этом с концов проводов зачищают изоляцию и подключают их к жилой розетке, предназначенной для переносного светильника. Аналогично можно использовать «зажигалку». При этом лучше подключать с тыльной стороны точки питания, подключая провода напрямую к клеммам. Вторые концы проводов подключаются непосредственно к ближнему свету. Важно, чтобы таким образом была подключена только одна фара. Этого достаточно, чтобы добраться до дома или места ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.