В 2003 году на смену легендарному УАЗ-469 (3151) пришел УАЗ Хантер. Новая модель сохранила утилитарный вид своего предшественника, но имела принципиально новую платформу, главной особенностью которой стали более прочные и надежные оси Spicer. Посмотрим, как устроен передний мост УАЗ этого типа, чем он отличается от предыдущих конструкций.
Схема переднего моста «Спайсер» на УАЗ
Устройство переднего моста “Спайсер” на УАЗ
Так, задолго до появления «Хантера» автомобили Ульяновского автозавода оснащались двумя типами передних мостов: с одноступенчатой главной передачей (они же «гражданские» или «тимкены») и с трансмиссией концевые (они же «П-образные», «военные», «редукторы»).
Конструкция «армейских» агрегатов имела ряд отличительных особенностей, обеспечивавших преимущества при эксплуатации УАЗа в тяжелых условиях:
- бортовые редукторы, увеличивающие клиренс автомобиля;
- распределение крутящего момента между редукторами и главного крутящего момента;
- основная пара с меньшим количеством зубов, которые были крупными, что делало такие мосты более надежными;
- передаточное число «высококрутящего момента» — 5,38;
- задний карданный вал под «П-образными» агрегатами был на 1 см короче, чем под «Тимкен”.
Впервые мост Spicer, названный в честь американского конструктора и владельца компании Spicer Manufacturing Company Кларенса Спайсера, появился на УАЗ-3162 Симбир, который впоследствии был модифицирован, а новая модель получила звучное название Patriot. С тех пор Spicer устанавливался на все последующие автомобили УАЗ, такие как Hunter, Pickup, Cargo”.
Передний мост типа «Спайсер», устанавливаемый на современные автомобили УАЗ, комбинированный, то есть и ведущий, и рулевой. Это жесткая полая балка с размещенными в ней дифференциалом и гипоидной передачей. Крутящий момент передается через полуоси от главной передачи к передним ступицам.
Полуось этого типа моста является цельной, которая оснащена ШРУСом типа Бирфилда. Шарниры этого типа гораздо компактнее, чем устанавливаемые на «гражданские» мосты, они эффективнее работают при больших углах, а также передают больший крутящий момент.
Кстати, вышеупомянутые ШРУСы сейчас устанавливаются на мосты Timken, которые до сих пор используются на некоторых пикапах и внедорожниках УАЗ. Такие мосты называются гибридами.
Передний и задний мосты типа УАЗ Спайсер имеют ряд преимуществ перед «гражданскими» аналогами. Выделим самое важное:
- Цельный картер, а значит более жесткая конструкция.
- Легкий доступ к блокам внутри. Для ремонта переднего или заднего моста УАЗ достаточно просто снять кожух.
- Не менее 200 тыс км – это ресурс узла.
- Винтовая раздаточная коробка менее шумная и более надежная, чем прямая раздаточная коробка. Поскольку передний мост и пониженная передача включаются одним рычагом, управление раздаточной коробкой стало проще.
С 2003 года Ульяновский автомобильный завод на собственных производственных мощностях выпускает два типа мостов Spryser с передаточным числом 4,111 или 4,625:
- узкий (колея 1445 мм) для «Охотника”;
- широкий (колея 1600 мм) для «Патриот», «Карго», «Пикап”.
На УАЗы, работающие на бензине, устанавливаются мосты с передаточным числом 4,111, а на дизели — Спайсеры с передаточным числом 4,625.
Техническое обслуживание
Для предотвращения заклинивания моста из-за преждевременного износа зубьев шестерни необходимо проверить подшипники ведущей шестерни; ни в коем случае не должно быть осевого люфта. Зазор легко заметить, нужно прокачать ведущую шестерню за фланцем крепления карданного вала.
Для устранения осевого люфта необходимо подтянуть фланцевую гайку. Подгоните передний/задний мост типа УАЗ «Спайсер» аккуратно, главная задача не перетянуть. Так как гайка имеет выбивку в канавке резьбовой части шестерни, затянуть ее в исходное положение может не получиться. Ослабьте гайку на 0,5-1 оборот, а затем снова затяните до устранения зазора и затяните.
Осевой люфт шестерни главной передачи устраняется затяжкой гайки подшипника дифференциала. Для этого вам нужно будет снять блокировочную пластину.
Передний мост типа «Спайсер» на УАЗ «Хантер» и других моделях управляемый. Развал передних колес в вертикальной плоскости (нерегулируемый), схождение — в горизонтальной.
Развал влияет на износ шин. Небольшой положительный развал (2-3°), очевидно, не сильно повлияет на износ шин, но при износе шкворней, балок осей и вкладышей они быстро сместятся в отрицательную сторону, что приведет к износу шины в направлении колес.
Но вот шины будут изнашиваться и управлять автомобилем будет намного сложнее. Для предотвращения (или устранения) негативных последствий опрокидывания колеса необходимо устанавливать со схождением.
Главное в регламентном обслуживании передних мостов Спайсер – поддерживать выставленный уровень масла в картере и вовремя его менять. Также важно следить за состоянием уплотнений и креплений узла, а также своевременно устранять осевые зазоры в подшипниках ведущей шестерни и дифференциала.