Обрыв ремня генератора – вещь довольно неприятная, ведь это всегда происходит на ровном месте. В лучшем случае вы останетесь без генератора, в худшем — даже без гидроусилителя руля и/или кондиционера. Это происходит где-то далеко от дома, и наступает беда. Поэтому очень важно не допустить возникновения проблем с генератором и иметь возможность устранить их самостоятельно.
Признаки растянувшегося приводного ремня
О том, что ремень находится в состоянии, близком к критическому, требующем его немедленной замены, можно судить по следующим признакам:
- на его внутренней поверхности имеются поперечные трещины. Такой дефект является явным признаком того, что поликлиновой ремень может порваться в этих местах. Подобные трещины можно увидеть и на тех изгибах, которые окружают валик с внешней стороны;
- через отверстия в ремне. Если это единичный случай, то это не страшно, но множественные повреждения говорят о том, что внутренняя структура ремня, в том числе и трос, нарушены и могут начать рваться;
- свистящий звук ремня является признаком того, что он был растянут и провисает больше, чем необходимо. А раз так, то при запущенной ситуации ремень начинает проскальзывать, что влияет на мощность генератора и его способность заряжать аккумулятор;
- износ ролика. Не обязательно натяжение — в современных автомобилях много роликов, как и шкивов. Чем грозит такая проблема? Более быстрый износ ремня, вероятность его спадания со шкивов, а если это произошло на ходу, то ремень может натворить много гадостей в подкапотном пространстве;
- на необходимость замены ремня также указывают дефекты на его внешней стороне: трещины, обширные пятна, отличающиеся другим цветом, отечность наружного слоя.
Какие приводные ремни нужны для УАЗ Hunter
Так как автомобиль в зависимости от года выпуска и комплектации поставлялся с разными двигателями, длина и ширина приводных ремней также отличаются.
Так для УАЗ Хантер с двигателем 409 (Евро 0-2) нужен ремень генератора с каталожным номером 6РК1220, для ремня ГУР подойдет изделие 1210/1220. Если вам необходимо заменить натяжной ролик, его артикул 406-1308080.
Размер ремня генератора того же двигателя, но соответствующего стандарту Евро 3, несколько больше. Каталожный номер 6RK1275, ремень ГУР 6RK1195, натяжной ролик тот же, 406-1308080.
На двигатель ЗМЗ-514 требуется ремень генератора с номером 6РК1220, ГУР — 6РК923, ролик натяжной — 514.1308080, ролик направляющий — 514.3407070.
Как подтянуть ремень генератора УАЗ Hunter
Скрипел ремень: выполните эту процедуру, не затягивая его слишком сильно. К тому же он простой, из инструментов нужен только ключ на 13, открытый конец и торцевая головка.
Пошаговый алгоритм:
- ослабить болт ролика натяжителя, натянуть ремень регулировочным болтом;
- нормальным считается прогиб приводного ремня в пределах от 16 до 18 мм, если его проверяют прижатием участка ремня между насосом и генератором с усилием 80 Н;
- затяните болт натяжителя.
Если под рукой нет динамометра, пригодится верфь, с крюком, с которого нужно натянуть ремень с усилием 8 кг.
Замена ремня генератора УАЗ Hunter
Эта процедура сложнее, но ненамного:
- снимите ремень привода насоса ГУР и шкив коленчатого вала;
- отвернуть болт натяжного ролика на 2-3 полных оборота;
- начинаем откручивать регулировочный болт, добиваясь ослабления ремня, на котором его можно снять;
- установите новый ремень и натяните его по правилам, описанным в предыдущем разделе;
- затяните болт натяжителя;
- наденьте ремень гидроусилителя руля.
Замена ролика натяжителя УАЗ Hunter
Последовательность действий:
- ослабьте гайку крепления ролика;
- откручиваем регулировочный болт, снимаем ремешок;
- полностью открутить гайку натяжителя, под которой находится эластичная шайба;
- разберите валик, убедитесь, что не потерялось дистанционное кольцо под валиком (его лучше снять);
- проверьте, как легко вращается ролик. При наличии заеданий, заметного люфта или видимых следов смазки ролик подлежит безоговорочной замене;
- установите новый ролик в порядке, обратном снятию, натянув при этом ремень.
Обычно ролик меняют вместе с ремнем; если он изношен, скорее всего, ролик тоже.
Ремонт, замена генератора
Если с приводным ремнем все в порядке, но заряда АКБ нет, то очевидно, что проблема с генератором. Давайте посмотрим, как его можно удалить:
- отсоедините минусовую клемму аккумулятора;
- то же самое делаем с кабелями, которые идут на обмотку возбуждения генератора;
- также отключаем плюсовую клемму генератора;
- снимите приводной ремень;
- откручиваем болты крепления генератора (один нижний и два верхних)
- осторожно снимите его и отправьте на диагностику и ремонт.
Генератор устанавливается в обратном порядке.
Можно ли самостоятельно определить, что не так с генератором УАЗ Хантер, и отремонтировать его? Ответ будет положительным, чего нельзя сказать о генераторах на иномарках; там эта процедура затруднена или невозможна.
Тогда приступим:
- перед разборкой очищаем генератор от грязи;
- откручиваем болты, которые держат заднюю крышку, снимаем ее;
- теперь регулятор можно снять вместе с щеткодержателем, для чего откручиваем винт и гайки, которые держат щеткодержатель;
- при помощи паяльника припаять выводы диодного моста, открутить болты его крепления и снять блок выпрямителя;
- открутив четыре бота с передней крышки, вынимаем ее вместе с ротором;
- надеваем головку соответствующего размера на гайку шкива, фиксируем пассатижами, вкручиваем шестигранник в отверстие в головке и откручиваем гайку, после чего можно снять шкив с якоря (закрепить гайку и шкив можно так чтобы они иначе не вращались);
- приступаем к диагностике реле генератора УАЗ Хантер. Если на плюсовую клемму щеткодержателя подать 12В, а минусовую клемму соединить с массой и зажечь в цепи лампочку на 12 вольт, то при исправном регуляторе она должна загореться. В противном случае реле необходимо заменить;
- проверяем износ щеток генератора УАЗ Хантер, при необходимости заменяем их;
- с контактными кольцами немного сложнее, но и их можно отремонтировать (отшлифовать или просверлить с последующей полировкой), если на них есть царапины и потертости;
- неисправность генератора может быть вызвана обрывом обмотки якоря. Вы можете проверить это с помощью тестера или омметра, подключив провода к токосъемным кольцам. Если показания прибора зашкаливают, значит обрыв все же есть и ротор нужно будет заменить;
- ту же процедуру следует проделать с якорем, для чего один вывод омметра присоединяют к корпусу якоря, другой — сначала к одному кольцу, затем к другому. Норма бесконечность, если это не так, то обмотка якоря закорочена;
- теперь можно визуально осмотреть статор на наличие задиров и потертостей на его внутренней поверхности, свидетельствующих о том, что якорь трется о статор. В этом случае необходимо заменить один из подшипников (крышка генератора или вал якоря);
- если вышеуказанные процедуры не выявили отклонений, следует проверить, не имеет ли обмотка статора короткого замыкания с корпусом генератора. Для этого на корпус статора подаем 12 В (можно от аккумулятора), к обмотке статора подключаем 12-вольтовую лампу. Если он загорается, то обмотка статора закорочена и ее необходимо заменить (или заменить обмотку, но это работа для квалифицированного электрика);
- если короткого замыкания нет, проверяем обмотку статора на обрыв, для чего подключаем концы омметра к выводам обмотки статора. Если показания прибора бесконечны, то обрыв;
- неисправностью может быть сгоревший диодный мост. Для проверки подключаем один вывод омметра к массе, другой к выводу выпрямительного блока, затем меняем местами выводы. В одном случае устройство должно отображать бесконечность, в другом какое-то значение. Если показания в обоих случаях совпадают, диодный мост следует заменить;
- в последнюю очередь проверяем подшипник на задней крышке генератора (которая находится со стороны привода). Если при вращении подшипника вы чувствуете наличие люфта между кольцами или их заедание, необходимо заменить подшипник. При наличии трещин в крышке вместе с ней;
- для этого разберите опорную плиту подшипника, отвернув 4 винта;
- при помощи отвертки и молотка снимаем опорный подшипник, действуя осторожно, чтобы не повредить его;
- установите новый подшипник и проверьте, насколько легко он проворачивается;
- теперь таким же образом проверяем подшипник с другой стороны генератора;
- при наличии люфта и заедания его также необходимо заменить, выпрессовав из вала ротора;
- ставим новый, используя оправку подходящего диаметра;
- осмотрите колпачок, расположенный со стороны контактных колец, при наличии трещин замените его;
- последней операцией является проверка целостности прокладки передней крышки. При наличии износа и дефектов резиновое уплотнение подлежит замене.
После окончания ревизии собираем генератор в обратном порядке. Если проблем с генератором не было, следует проверить предохранитель генератора (точнее, это надо было сделать в первую очередь). Возможно перегорание, если суммарная мощность потребителей превышает мощность генератора или при неправильном подключении одного из потребителей.
Отметим, что УАЗ Хантер – автомобиль, простой в обслуживании и ремонте, чего нельзя сказать о большинстве иномарок.