Ульяновский автозавод устанавливал на модель УАЗ Хантер (315195) всего 3 типа двигателей: ЮМЗ-4213, ЗМЗ-409 и ЗМЗ-5143. Первые два бензиновые, инжекторные, последний дизельный. Из трех вариантов предпочтительнее УМЗ-4213, так как у него самая ровная полка крутящего момента, а значит хорошая тяга доступна с низких оборотов, почти как у дизеля. ЗМЗ-409 тоже неплох, работает только по крутящему моменту, но объем все же сказывается: 2,9 у УМЗ, против 2,7.
Родной дизель
А вот с ЗМЗ-5143 все не так просто, время от времени в сети появляются гневные отзывы об этом двигателе, который ненадежен, постоянно ломается и имеет малый ресурс. И действительно, например, ГБЦ спроектирована не лучшим образом, поршни постоянно перегреваются из-за непродуманной системы охлаждения, а все потому, что дизель ЗМЗ-5143 сделан не с нуля, а является глубокой модернизацией. (переработка) бензина ЗМЗ-406. Но ведь искровой двигатель нельзя «переделать» в дизель по определению, вернее, можно, но с «косяками».
По словам многих владельцев охотников, бывают ситуации, когда мощности их штатного двигателя не хватает. Особенно это проявляется в тяжелых условиях бездорожья, когда резко разгоняться нет смысла и ехать медленно в нятяж не получается именно из-за недостаточной тяги двигателя. Вот тут и возникает вопрос: какой двигатель ставить на УАЗ Хантер? Вы можете заменить двигатель, если хотите, практически любым, который поместится в моторном отсеке вашего автомобиля, и таких вариантов множество.
OM616
Можно, но если поставить на УАЗ слишком мощный двигатель, то при резком старте можно «сломать» коробку, раздатку, мосты или кардан. Ладно, это нехорошо. Поэтому необходимо выбрать такой вариант, чтобы мотор был еще и надежным, а помех было минимум. В идеале все, кроме самого двигателя, остается прежним. А двигателей этого типа уже гораздо меньше, и лучшие из них японские. Hunter с завода комплектуется коробкой передач Dymos).
Для подключения к даймосу любого другого двигателя, кроме газового серии УАЗ, потребуется соорудить переходную пластину под коленвал этого двигателя, маховик с наружным диаметром под венец УАЗ, и стартер, который еще понадобится вспомните про корзину сцепления.
Но, замена двигателя на импортный, означает не только японский. Отличным примером тому является немецкий дизель OM616 от Mercedes-Denz, достаточно старый, но в то же время надежный двигатель, не требующий сверхпрофессиональных навыков для его сборки и разборки. Однако сегодня найти такой двигатель в хорошем состоянии достаточно проблематично, да и технические характеристики не особо впечатляют: всего 72 л.с при 4400 об/мин и 138 Нм при 2400 об/мин, радует только то, что крутящий момент доступен уже от дно.
Удивительно, но тяга, которая ощущается, нормальная, пока колеса не превышают 33 дюйма. Максимальная скорость составит около 110 км/ч. Его можно сравнить с ЗМЗ-402, расход около 10 литров на «сотню», и к качеству солярки этот агрегат не особо требователен.
1KZ-TE
На УАЗ Хантер можно поставить японский двигатель 1KZ-TE или 2L-T, в случае последнего под передний кардан нужно будет стачивать пластину толщиной около 2 см, а также переносить основной радиатор охлаждения на немного вперед. 1KZ-TE — один из лучших японских дизелей, вскоре после выхода на рынок он пришел на смену старому двигателю 2LT. Трехлитровый 1KZ-TE отличается чугунным блоком, пиковый крутящий момент доступен уже с 2000 об/мин, а мощность составляет примерно 130-140 лошадиных сил. У него 2 клапана на цилиндр, а средний расход около 7 литров!
Из недостатков можно выделить: использование электронного ТНВД, что несомненно является недостатком с точки зрения надежности. Замена такого ТНВД обойдется вам в очень значительную сумму, поэтому рекомендуется брать более старую вариацию двигателя 1KZ-T с механическим ТНВД. Сложная система ГРМ в совокупности с плоскими поршнями (без канавок клапанов) тоже не добавляет ей надежности, ведь при обрыве ремня поршни с вероятностью 99% встретятся с клапанами, как следствие — дорогой ремонт.
Nissan Qd-32 и Td 27
Вот еще парочка японских двигателей от Nissan. Стоимость этих моторов примерно одинакова и составляет около 80 тысяч рублей, так что какой ставить решать вам. ТД 27 тяжелый и шумный, но это потому, что блок цилиндров и головка чугунные, зато двигатель очень надежный. Мощность Qd-32 значительно выше, поэтому его часто используют в паре с коробкой Atlas и дозатором. Некоторые умудряются ставить более 3л и даже 5л моторы от Тойоты, но тут не нужны мосты УАЗ, нужны мосты Ниссан Террано. Qd-32 имеет множество модификаций, его мощность варьируется в пределах 135-150 л.с., а крутящий момент составляет около 330-350 Нм. Как и Тд 27, он полностью чугунный.
Отечественная «восьмерка»
УАЗы тоже часто комплектуются V-образными 8-цилиндровыми двигателями, но не от иномарок, а отечественного производства. Например, двигатель ЗМЗ-523 карбюраторный, объемом 4,7 литра. Также устанавливался на грузовики ГАЗ и автобусы ПАЗ. С двигателем v8 вы просто не узнаете свою машину; ездить будет очень приятно.
Если вы решили установить такой, обязательно затяните все болты и проверьте зазоры клапанов. Для того, чтобы «подружить» этот двигатель с коробкой передач, вам потребуется просверлить новые отверстия в крышке сцепления. Для того, чтобы все работало ровно, возьмите старый и новый «колокольчики» и узнайте, где должны быть отверстия, а затем метчиком нарежьте резьбу под болт М12.
Итог
Перед заменой двигателя необходимо получить разрешение в ГИБДД на переоборудование автомобиля, ведь в этом случае у него будет не тот номер двигателя, а тот, который указан в ПТС. Другими словами, у вас (если вы делаете это сами) или у тюнинговой компании должны быть все необходимые документы на новый двигатель, прибывший из-за границы (и не только). Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с регистрацией транспортного средства.
Сопутствующие работы по замене:
- Придется менять всю проводку, либо отдельную ее часть.
- Переделка эскейпа, в случае установки v8 придется делать двойной эскейп.
- Установка нестандартного ЭБУ и прошивки.
- Переделка опор двигателя под новый агрегат.
- Сцепка нового двигателя с неродной коробкой передач.