двигатели
Двигатель Toyota 4A-FE выпускался компанией с 1987 по 1998 год и устанавливался на популярную Corolla, спортивную Celica, элегантный Avensis и ее предшественницу Carina.
На практике первый ремонт (который не является капитальным, включая замену маслосъемных колпачков и колец) проводится после 250 000 — 350 000 пробега и зависит от качества обслуживания. Важным регламентным моментом является своевременная замена ремня ГРМ, на котором под воздействием естественного износа и температурных перепадов появляются механические повреждения в виде трещин.
Важно помнить, что ременно-роликовая система этого двигателя рассчитана на пробег 100 тыс км.
В отличие от форсированного 20-клапанного 4A-GE, при обрыве ремня ГРМ на 4A-FE в 95% случаев клапана не встречаются с поршнями, но допустить ход категорически нельзя.
- Запчасти и инструменты
- Подготовка к демонтажу ремня ГРМ
- Снятие ремня насоса кондиционера
- Демонтируем генератор Отсоедините провода генератора
- Снятие ремня гидроусилителя
- Демонтаж клапанной крышки
- Демонтаж защитного чехла и шкива коленвала
- Метки
- Снятие старого ремня ГРМ
- Демонтаж шкивов для замены сальников
- Установка нового ремня
- Сборка
Запчасти и инструменты
Прежде всего, чтобы заменить ремень ГРМ, необходимо приобрести соответствующие сменные детали. Рекомендуется покупать оригинальные детали, но подойдут и качественные и проверенные аналоги: Gates (который является поставщиком ремней для конвейера Toyota), Contitech и т.д.
- Ремень ГРМ 4A-FE — OEM 13568-19046 (аналоги CONTITECH CT827, GATES 5403XS).
- Натяжной шкив 4A-FE — OEM 13505-15050 (аналог GATES T41072, SKF VKM 71007).
- Вы можете сразу приобрести сменный комплект, например CT536K1 Contitech или GATES K015027.
Так как замена ремня предполагает снятие клапанной крышки, шкивов распредвала и коленвала, необходимо также запастись прокладками и сальниками:
- сальник коленвала 4A-FE — OEM 90311-35040 (VICTOR REINZ 81-53247-00 — качественный аналог);
- сальник распредвала 4A-FE — OEM 90311-32020 (аналог VICTOR REINZ 81-53234-00);
- шайбы клапанной крышки 4A-FE — TOYOTA 90210-06010 (аналог покупать нет смысла);
- прокладка клапанной крышки 4A-FE — TOYOTA 11213-15071 (можно использовать датскую ELWIS ROYAL 15.528.25, но цена оригинала более чем справедлива).
Помимо самих запчастей вам понадобится ряд инструментов и прочих мелочей:
- герметик;
- жидкий ключ;
- смазка (литол, смазка);
- фиксатор резьбы (можно заменить смазкой);
- динамометрический ключ;
- гаечные ключи, экстракторы, молоток, отвертки.
Подготовка к демонтажу ремня ГРМ
Перед выполнением этой процедуры желательно ознакомиться с инструкцией производителя по ремонту автомобиля.
Перед началом многих работ на автомобиле необходимо снять клеммы с аккумулятора. Замена ремня ГРМ Тойота Королла 4A-FE не исключение. Это необходимо для предотвращения короткого замыкания.
Снимите бачок омывающей жидкости
Замена ремня ГРМ 4A-FE предполагает снятие некоторых аксессуаров. В первую очередь снимаем правое переднее колесо, предварительно поставив машину на домкрат. Затем домкрат убирается (он еще пригодится), а на его место устанавливается крепление для штатива или любой другой упор.
Следующий процесс – это снятие бачка со стиральной машины. Снимается ключом на 10. Сначала откручивается верхний болт, затем отсоединяются входящие трубки и снимается разъем питания. После этого достать танк не составит труда.
Ослабьте натяжитель ремня кондиционера
Затем отсоединяются высоковольтные провода, а свечи выкручиваются специальным ключом.
Снятие ремня насоса кондиционера
Чтобы снять ремень кондиционера, вам нужно открутить гайку меньшего шкива, а затем ослабить натяжение торцевым ключом. Затем откручивается гайка ролика и снимается ремень.
Демонтируем генератор Отсоедините провода генератора
Определяем расположение разъемов генератора и разъединяем их. После этого отсоединяются подходящие к нему провода, и ломается контактная фишка.
Чтобы снять провода, нужно снять пластиковую накладку сбоку клапанной крышки.
Болт вала генератора
Ключом на 14 откручивается верхний осевой болт генератора, а затем нижний болт. После этого ремешок начинает ослабевать, а когда он полностью осядет, откручиваем генератор от оставшихся точек крепления и снимаем его полностью.
Разбираем генератор
Снятие ремня гидроусилителя
Следующим препятствием, при замене ГРМ Тойота Королла 4А-ФЕ, является ремень ГУР.
Натяжитель ремня гидроусилителя руля
Необходимо ослабить два винта в следующей последовательности: сначала натяжной винт, а затем центральный осевой. Вооружившись монтировкой, снимите ремень со шкива водяного насоса.
Болт вала гидроусилителя руля
Чтобы не повредить кожух ремня ГРМ, нужно снять шкив помпы, открутив четыре болта передним ключом на 10. Со снятием навесного оборудования сделано.
Демонтаж клапанной крышки
После манипуляций приступаем к снятию клапанной крышки, которая крепится четырьмя винтами на резиновых уплотнительных гайках и одним возле кронштейна троса ВВ.
Точки крепления клапанной крышки
Сначала снимаем шланги сапуна и клапан вентиляции картера. Затем ключом на 10 заворачиваем болты и снимаем, собственно, крышку, которая устанавливается в пазы.
Установить состояние двигателя по увиденному после снятия клапанной крышки невозможно, но качество отработанного масла и его моющие свойства определяются количеством жировых отложений под ним. Также следует обратить внимание на состояние уплотнителей свечных колодцев. Если они стали слишком жесткими, сейчас самое время приобрести новые и заменить их. Оригинальный код детали 11193-15010. Их снимают после отгибания усиков, которые их закрепляют.
Замена уплотнителей свечей зажигания
Демонтаж защитного чехла и шкива коленвала
Снимаем ранее открученный защитный колпачок и при помощи домкрата подвешиваем двигатель. Делается это следующим образом: снимите защиту двигателя, выберите место под двигателем возле шкива коленчатого вала и поднимайте двигатель в этом месте до тех пор, пока не почувствуете некоторое давление на домкрат и двигатель немного не поднимется. Между домкратом и мотором следует использовать мягкую, резиновую или резиновую прокладку, например.
Снятие подвески двигателя
Далее с помощью торцевого ключа на 14 откручиваем опору подушки от силового агрегата. Крепление расположено внизу под кронштейном. Затем откручиваются верхние болты крепления двигателя и снимается подушка. После этого откручиваем болт крепления шкива к коленвалу и снимаем оставшиеся части пыльника ремня ГРМ.
Следующим этапом замены ремня ГРМ 4A-FE является снятие шкива коленчатого вала. Со специальным экстрактором эта процедура достаточно проста.
Но, если такого инструмента нет в наличии, то можно обойтись и без него. Головку болта шкива коленчатого вала фиксируем передним ключом, упираем в неподвижную часть корпуса и плавно крутим стартером. Защелка должна поддаться. Других способов без привлечения специального инструмента нет.
Открутив болт, ставим нулевую метку коленвала на кожух защиты.
Откручиваем шкив коленвала стартером
Метки
Совмещение метки на шкиве коленчатого вала с меткой 0
Перед снятием ремня необходимо позаботиться о установочных метках 4A-FE. После того, как вы выполнили процедуру нанесения меток на кожухе блока цилиндров и шкиве, необходимо также убедиться в их совпадении. Это можно сделать, посмотрев на поршни. Если первый и четвертый поршни находятся максимально высоко, метки расположены правильно.
Следы шкива распредвала
Маркировка на распределительном валу двигателя 4A-FE — буква К. Отверстие под этой буквой должно совпадать с выемкой в шейке вала с сальником. Проверяем правильность, сняв крышку распределителя. Для этого откручиваем несколько болтов на десять. Бегунок должен быть на первом цилиндре, значит он идет на первый ВВ провод и все сделано правильно.
Положение ползунка распределителя
Снятие старого ремня ГРМ
Наконец-то мы подошли к снятию изношенного ремня ГРМ 4A-FE. Снимаем направляющую шайбу со шкива коленчатого вала и освобождаем натяжной ролик, ослабив фиксирующий винт. Затем откладываем его в сторону и поворачиваем. Только после этого снимаем ремень.
Ослабьте натяжитель ремня ГРМ
Снова отпускаем ролик, снимаем натяжную пружину и полностью снимаем натяжной ролик. В обратном порядке надеваем новый ролик, надеваем пружину и возвращаем на место. Ролик полностью затягивать не нужно.
Демонтаж шкивов для замены сальников
Удерживая втулку распредвала ключом с переменным размером, ключом на 14 откручиваем коренной болт, затем любым удобным предметом вытаскиваем выглянувший сальник, не боясь его повредить.
Откручиваем шкив для замены сальника
Обрабатываем новый сальник смазкой и методом слепого удара устанавливаем его на место. Возвращаем шкив обратно, затягивая его ключом с усилием 60 Н/м.
Для снятия нижнего шкива коленвала двигателя 4A-FE придется приложить усилия и воспользоваться любым инструментом типа «жидкостного ключа», например, ВД-40. Химию следует обильно брызнуть на сам шкив. Когда коррозия вступит в реакцию, двумя мощными отвертками или маленькими рычагами, с подложенными внизу мягкими подложками, ослабьте шкив вперед-назад.
Снятие шкива без съемника. Обязательно подложите что-нибудь под импровизированные рычаги
Если шкив не поддается, то придется воспользоваться обратным молотком, предварительно наварив на шкив гайки с подходящей для молотка резьбой. Используя съёмник с одной стороны и монтировку или монтировку с другой, необходимо вывернуть шкив из посадочного места. После этого нарежьте орехи и очистите поверхность, чтобы она стала гладкой.
Затем снимаем клин коленвала и снимаем сальник уже известным методом. Сальник необходимо смазывать и устанавливать по аналогии с сальником распределительного вала. После этого вставляем клин в паз и ставим шкив. Перед затягиванием болта шкива его необходимо смазать резьбовым фиксатором или водоотталкивающим герметиком. Болт закручивается с усилием 120 Н/м.
Установка нового ремня
Заключительная часть замены ремня ГРМ двигателя 4A-FE и наверное самая простая. Проверяем метки, которые мы поставили. Они должны оставаться в исходном положении. После этого на оба шкива надевается новый ремень и натягивается ролик. Для проверки натяжения необходимо вручную провернуть газораспределительный механизм и при необходимости отрегулировать натяжение.
Сборка
Сборка производится в обратном порядке. Устанавливаем шайбу шкива, собираем кожух, возвращаем на место шкив помпы водяного охлаждения, ремень ГУРа. Не забудьте переустановить опору двигателя 4A-FE перед снятием домкрата.
Клапанную крышку ставим на место с новой прокладкой, ставим трубки маслоотделителя. После установки ремня климат-контроля наденьте ремень генератора. Осталось установить бачок омывателя лобового стекла и прикрутить колеса. Наконец, подключите аккумулятор.
После этого можно заводить машину и доверять своему слуху: если двигатель не издает ранее неизвестных звуков, значит все сделано правильно, и процедуру придется повторить не скоро, после 100 000 пробега.