Для привода распределительных валов в двигателях Toyota используется цепь с автоматической регулировкой натяжения. В автомобилях Тойота Королла замена цепи ГРМ производится при появлении признаков удлинения, которые не компенсируются стопорами. Владелец может провести ремонт своими силами в гаражном боксе или обратиться в сервисный центр.
Замена цепи ГРМ производится при возникновении ошибок в памяти блока управления
- Признаки изношенности цепи ГРМ
- Периодичность замены
- Необходимые комплектующие для замены
- Пошаговое руководство
- Снятие цепи ГРМ
- Установка цепи ГРМ
- Установка натяжителя цепи в сборе
- Как натянуть цепь ГРМ
- Последствия слабого натяжения цепи ГРМ
- Стоимость ремонта
- Общий порядок замены цепи ГРМ
- Дополнительные рекомендации
Признаки изношенности цепи ГРМ
Основные симптомы растяжения ГРМ:
- появление равномерного шороха из-под крышки трансмиссии (независимо от температуры двигателя);
- детонация и повышенный расход топлива (при условии использования бензина с правильным октановым числом);
- появление ошибок в памяти блока управления, свидетельствующих о нарушении фаз газораспределения;
- провисание верхней ветви цепи (обнаружено при снятии передней крышки);
- металлический стук от цепи по поверхности крышек, исчезающий по мере нагрева силовой установки.
Периодичность замены
Производитель не указывает срок службы агрегата и рекомендует обслуживание при появлении посторонних звуков при работе двигателя.
По отзывам автовладельцев, детали изнашиваются при пробеге 100-500 тыс км вне зависимости от объема работы силовой установки и типа трансмиссии.
Ресурс зависит от условий эксплуатации, типа моторного масла, климатических условий и качества комплектующих.
Интервал замены зависит от условий эксплуатации.
Необходимые комплектующие для замены
Для смены трансмиссии по ГРМ нужно:
- цепи распредвалов и масляный насос;
- модуль гидравлического натяжителя для приведения в действие распределительных валов;
- комплект амортизаторов и натяжителей;
- уплотнительные кольца крышек и регуляторов фаз газораспределения;
- шестерни ГРМ и помпы;
- герметик для герметизации стыка крышки и картера;
- моторное масло и фильтр.
Для выполнения работ могут потребоваться дополнительные комплектующие, список зависит от состояния двигателя. Например, некоторые владельцы устанавливают новый передний сальник коленчатого вала, меняют уплотнительные кольца свечных колодцев или меняют прокладку насоса охлаждающей жидкости.
Для смены трансмиссии нужны цепи распредвалов.
Пошаговое руководство
Для технического обслуживания автомобиль необходимо загнать в гаражный бокс, оборудованный смотровой ямой или установленный на механическом подъемнике. Для работы вам понадобится набор торцевых и гаечных ключей, динамометрический ключ, домкрат и предохранительные упоры (при ремонте над смотровой ямой). Необходимо приготовить чистую тряпку и щетку для удаления грязи с крышек и картера двигателя.
Также понадобится канцелярский или строительный нож для снятия слоя старого герметика.
Снятие цепи ГРМ
Общий алгоритм действий:
Процесс снятия цепи ГРМ.Поставьте автомобиль на домкрат или поднимите его на подъемнике, а затем снимите правое переднее колесо. Если машина устанавливается на пол ниже порога, необходимо установить опору, препятствующую соскальзыванию кузова с домкрата.
- Откройте капот и отсоедините аккумуляторную батарею от бортовой сети.
- Открутите винты и снимите штатную или дополнительную защиту с поддона двигателя.
- Отверните пробку слива масла и поставьте под отверстие емкость для сбора мусора.
- Открутите кран и слейте охлаждающую жидкость из радиатора и рубашки (тосол можно использовать повторно, главное, чтобы характеристики сохранялись).
- Постоянно ослабляйте разъемы проводов, подсоединенных к катушкам зажигания, клапанам системы фаз газораспределения и датчикам положения коленчатого вала и давления в системе смазки.
- Выньте катушки из колодцев и открутите свечи, а затем открутите болты, которые крепят клапанную крышку к головке.
- Подоприте под картер двигателя (например, домкратом или подставкой) с помощью деревянного бруска, чтобы предотвратить повреждение детали.
- Снимите расширительный бачок с системы охлаждения и открутите винты, которые крепят опору силового агрегата к кузову.
- Провернуть вручную вал силового агрегата через шкив до достижения верхней мертвой точки на цилиндре 1 (на шкиве и крышке предусмотрены контрольные метки).
- Ослабьте гайку шкива через колесную арку (например, с помощью пневматического или электроинструмента), затем вручную снимите шкив с поворотной цапфы.
- Отверните 2 гайки, крепящие гидравлический натяжитель, а затем выверните болты из корпуса масляного фильтра.
- Снимите генератор с натяжителем, что позволит отсоединить шланги циркуляции охлаждающей жидкости от корпуса термостата.
- Открутите болты центробежного насоса антифриза, а затем открутите 19 болтов, расположенных по периметру переднего моторного щита. Удалите грязь щетками или сухой тряпкой.
- Снимите башмак и болты направляющей цепи, а затем поверните впускной распределительный вал против часовой стрелки с помощью накидного ключа, чтобы ослабить натяжение цепи между шестернями.
- Снимите цепь, а затем верните распределительный вал в исходное положение.
- Снимите верхний амортизатор.
- Вверните болт крепления шкива и поверните вал на 90° по часовой стрелке, совместив отверстие в шестерне привода масляного насоса с прорезью в корпусе насоса.
- Отверните болт с конца вала, вставьте в отверстие фиксирующий штифт диаметром 3 мм из стальной проволоки, а затем снимите с насоса пружину и натяжитель цепного привода.
- Снимите шестерни привода газораспределительного механизма и масляного насоса с конца коленчатого вала.
- Снимите шестерню приводного вала насоса смазки вместе с цепью.
Установка цепи ГРМ
Для сборки нужно:
Установка новой цепи ГРМ.Установите вал в верхнюю мертвую точку на цилиндре 1 (шпоночная канавка направлена вертикально вверх), а затем установите вал масляного насоса прорезью напротив выступа на блоке.
- Установите на цепь новые шестерни (допускается повторное использование шестерни в насосе) и совместите центры звеньев, окрашенных желтой эмалью, с точечными метками на шестернях.
- Затяните болт (момент 10 Нм) к корпусу натяжителя, затем поверните коленчатый вал на 90° и вставьте фиксирующий проволочный штифт.
- Затяните гайку на помпе (момент 28 Н*м) и верните коленчатый вал в положение верхней мертвой точки на 1 цилиндре.
- Наденьте шестерню на конец оси и закрепите боковой стабилизатор 2 болтами (момент затяжки 21 Нм).
- Установите верхнюю часть направляющей цепи между распределительными валами (момент 10 Нм), после чего необходимо надеть цепь. Совместите центр оранжевого звена с точкой на штоке выпускного клапана и проденьте цепь через амортизаторы, не помещая ее на шестерню коленчатого вала. Поверните впускной распределительный вал против часовой стрелки и поместите цепь на звездочку, совместив оранжевое звено с точечной меткой.
- Поверните вал впускного клапана по часовой стрелке, чтобы натянуть верхнюю цепь.
- Наденьте нижнюю часть цепи на шестерню коленчатого вала, совместив центр оранжевого звена с точечной меткой на поверхности шестерни.
- Проведите дополнительную визуальную проверку правильности установки по маркировке, после чего приступайте к установке натяжителя.
Установка натяжителя цепи в сборе
Алгоритм действий:
- Вставьте башмак натяжителя, а затем установите новые уплотнительные кольца на блок цилиндров и металлическое ветровое стекло.
- Очистить сопрягаемые поверхности от остатков герметика и очистить растворителем. При необходимости установите новый сальник переднего моста (например, в случае износа или течи моторного масла).
- Нанесите слой герметика на торец блока (количество материала зависит от перепада высоты поверхности).
- Установите на место крышку и затяните винты в соответствии со схемой в документации на автомобиль (чтобы обеспечить равномерный контакт). Момент затяжки находится в пределах от 10 до 43 Н*м.
- Установите насос охлаждающей жидкости с новой прокладкой и установите шкив на конец вала двигателя, затем затяните болт моментом 190 Н*м.
- Установить натяжной механизм на прежнее место, предварительно установив новую прокладку. Чтобы снизить риск утечки масла, болты должны быть затянуты моментом 10 Нм.
Перед установкой нового натяжителя его необходимо заполнить маслом.
Как натянуть цепь ГРМ
Для предварительного натяжения цепи необходимо провернуть вал силового агрегата за шкив против часовой стрелки, обеспечив отделение плунжера от регулятора и фиксатора.
Когда подвижный стержень отпускается, раздается металлический щелчок.
Некоторые владельцы удерживают колодку на месте с помощью проволочного крючка и снимают стопорный крючок с помощью длинной отвертки, а затем поворачивают вал по часовой стрелке, пока поршень не достигнет нужной длины.
Последствия слабого натяжения цепи ГРМ
При недостаточном натяжении увеличиваются нагрузки на зубья шестерни, вызывая посторонние шумы и ускоренный износ. Удлиненные ветви могут перескочить на 1-2 зуба, что приведет к срыву фазы, а в сложных случаях произойдет разрыв с последующим столкновением клапанов с днищем поршня. В этом случае для восстановления работоспособности двигателя потребуется снять головку и заменить направляющие.
Слабое натяжение цепи ГРМ вызывает странные звуки.
Стоимость ремонта
Цена ТО зависит от перечня и производителя запчастей. Стоимость максимального комплекта (с сальниками, свечными уплотнениями и моторным маслом) находится в пределах 20-23 тысяч рублей. Если автовладелец планирует проводить работы в сервисном центре, ему придется доплатить за услуги от 10 до 25 тысяч рублей в зависимости от местонахождения мастерской.
Общий порядок замены цепи ГРМ
После установки элементов ГРМ необходимо надеть на термостат шланги подачи и отвода антифриза, отремонтировать генератор и смонтировать клапанную крышку с новыми прокладками (по линии стыка необходимо нанести новый герметик).
Также потребуется отремонтировать кронштейн силового агрегата и установить компоненты системы зажигания.
После заправки двигателя маслом и охлаждающей жидкостью подключите аккумуляторную батарею к бортовой сети и выполните пробный запуск. Во время работы двигателя не допускаются посторонние шумы и утечки смазки через соединения.
Дополнительные рекомендации
После завершения установки и разметки рекомендуется провернуть коленчатый вал вручную на 2 оборота, чтобы проверить взаимное расположение элементов трансмиссии. При правильной посадке метка не должна смещаться относительно засечек на картере и головке.
При установке крышки распределительного вала необходимо установить новые прокладки; Существующие уплотнения не следует использовать повторно из-за риска потери герметичности и утечки смазки. После запуска двигателя натяжитель может щелкнуть, и моторное масло начнет течь.