Электромагнитный клапан, управляющий работой фазорегулятора, может стать причиной неравномерной работы двигателя на холостом ходу и негативно сказаться на динамике автомобиля и расходе топлива. Сегодня мы разберемся почему так происходит и поговорим об устранении неполадок, возникающих из-за неисправности клапана переключения фаз на автомобиле Рено Меган 2.
От чего зависит ресурс деталей фазорегулятора
Большинство владельцев автомобилей Рено Меган 2 с 16-клапанными двигателями К4М и F4R не обращают внимания на уплотнение клапана фазорегулятора (проще говоря, фазовращателя, или на жаргоне автолюбителей «фазора»). И напрасно, ведь от состояния сальника зависит чистота всех компонентов устройства управления, а значит, его производительность и ресурсы.
Электромагнитный клапан фазорегулятора находится перед двигателем Рено, и притом установлен в углублении, в том месте, где в первую очередь скапливается грязь. При высыхании или повреждении сальника пыль и песок, смешанные с моторным маслом, попадают в каналы клапанов и рабочую полость вращающегося узла. Это чревато подклиниванием электромагнитного устройства и ускоренным износом камер и лопаток самого фазорегулятора. В этом случае может возникнуть чрезмерный зазор и даже повредить отдельные детали устройства, отвечающего за изменение фаз газораспределения.
В итоге вместо замены сальника фазорегулятора стоимостью в несколько сотен рублей приходится приобретать детали общей стоимостью более 20 тысяч рублей. По этой причине специалисты рекомендуют периодически осматривать состояние уплотнителя и при малейших подозрениях заменять его.
Как работает клапан фазорегулятора
На признаки неисправности фазорегуляторного клапана и его блокировки в открытом положении указывает отсутствие холостых оборотов и неустойчивая работа двигателя. Чтобы понять, почему это происходит, давайте разберемся в механизме фазовращателя.
Изначально клапан «фазор» закрыт, то есть в нижней части устройства имеются зазоры между штоком и корпусом. При этом моторное масло оказывает давление на лопасти фазовращателя и удерживает его вращающуюся часть в исходном положении.
Как только на соленоид подается питание, шток клапана толкается вниз, и масло начинает течь по другим каналам. При этом на лопатки фазера оказывается давление сзади, что в свою очередь способствует смещению зубчатого колеса относительно распределительного вала; вот как вы меняете фазы газораспределения.
Заклинивший открытый клапан будет особенно заметен на холостом ходу или в режиме малых оборотов, то есть когда распредвал и шестерня должны находиться в нулевом положении. Из-за смены фаз впускные клапаны закрываются с задержкой.
На больших скоростях это не влияет на наполнение цилиндров, так как свою роль играет инерционность газового потока. Но в режиме холостого хода позднее закрытие впускных клапанов приводит к частичному вытеснению рабочей смеси цилиндров, что вызывает неравномерность работы и снижение крутящего момента.
Еще кое-что полезное для вас:
- Регулировка клапанов на Логане
- Замена масла в МКПП Рено Логан и Сандеро
- Замена термостата Рено Логан
Как проверить исправность фазорегулятора Рено
Работу клапана фазорегулятора Рено Меган II проверяют в два этапа. В первую очередь необходимо сделать выводы об исправности катушки соленоида. Для диагностики неисправностей в электрической части устройства понадобится мультиметр. Кстати, можно принять необходимые меры, не снимая клапана с двигателя; просто отключите блок для подключения к электронному блоку управления (ECU). Установив тестер в режим измерения десятков Ом, прикоснитесь щупами к контактам на разъеме вентиля.
При температуре окружающей среды примерно 20°С прибор должен показывать сопротивление от 6,5 до 7 Ом. Слишком низкое значение указывает на замыкание между витками, а показания прибора, стремящиеся к бесконечности, указывают на обрыв проводников. В обоих случаях деталь подлежит замене.
Для проверки неисправности механической части клапана понадобится блок питания на 12В (можно от автомобильного аккумулятора) и щуп толщиной 0,8мм. Клапан снимается с двигателя, после чего его разъем подключается к источнику питания. Внутренний поршень клапана должен выйти из корпуса соленоида и вернуться в исходное положение при снятии напряжения. Засорение внутренней поверхности устройства приводит к тому, что шток не выдвигается на всю длину, оставляя закрытыми каналы подачи масла.
Для проверки точности работы измерьте расстояние от поршня до корпуса в двух крайних положениях (клапан открыт и клапан закрыт). Зазор менее 0,8 мм указывает на то, что замок препятствует полному перемещению штока. В этом случае фазер необходимо промыть и продуть сжатым воздухом.
Что делать при появлении ошибки DF080
Очень часто нарушения в работе электромагнитного фазорегулятора Рено Меган 2 приводят к ошибке DF080, которая при подключении к диагностическому сканеру индицируется как неисправность в цепи изменения характеристики распределительного вала. Появление такой ошибки свидетельствует о неисправности электромагнитного клапана «фазы» или обрыве цепи его соединения с электронным блоком управления.
Для его устранения необходимо предварительно проверить клапан на исправность (о том, как это сделать, мы говорили выше). Если он работает нормально, причина ошибки в плохом контакте или обрыве цепи. В этом случае необходимо отсоединить колодку подключения от электромагнитного устройства и прозвонить цепь клапана к ЭБУ мультиметром. Если прибор показал обрыв одного из проводников, то сначала нужно осмотреть жгут-переходник от двигателя к блоку управления. Специалисты отзываются о нем как о самом проблемном и уязвимом месте.
В том случае, если прозвонка цепи показала ее исправность, причину неисправности нужно искать в самой колодке, в контактной части. Как показывает практика, со временем штыри разъема теряют эластичность. Особенно часто это происходит после неоднократного снятия и подключения башмака к клапану. Для восстановления контакта необходимо разобрать колодку, снять клеммы и подтянуть их контактные части тонкой отверткой или пробойником.
Обратите внимание: чтобы не перепутать полярность подключения, лучше снимать и чинить пины по очереди. Также обратите внимание, что на каждой клемме есть миниатюрная защелка, удерживающая контактную часть в колодке. Не стоит применять грубую силу – контактная часть без проблем снимется, как только вы нажмете на защелку тонким инструментом.
Почему заклинивает клапан и как его почистить
Как было сказано выше, загрязнение клапана фазовращателя сопряжено с заеданием, что влияет на работу двигателя, динамику автомобиля и расход топлива. Причиной блокировки обычно является попадание грязи в устройство через поврежденный сальник. Пыль, смешанная с моторным маслом, попадает в пространство между корпусом и штоком, из-за чего последний начинает заедать. Также заедание может быть из-за повреждения или износа пластиковых листов фазорегулятора. В этом случае мягкая стружка гарантированно попадет в каналы устройства и с большой долей вероятности может привести к заклиниванию.
Почистить клапан «Фазор» несложно; для этого устройство даже не придется разбирать. Первым делом снимаем защитную решетку, которая установлена на впускном канале. Он выполнен в виде пружинного кольца, которое легко расшатывается и снимается с корпуса. Используя любой подходящий аэрозольный очиститель (для карбюратора, тормозов, форсунок и т д.), промойте гидроблок и его внутренние каналы. Затем необходимо просушить детали сжатым воздухом; подавать лучше через выходной канал. Далее клемму соленоида подключают к источнику питания и по описанной выше методике проверяют четкость работы и целостность открытия клапана.
В особо запущенных случаях полоскание может не помочь. Затем необходимо расширить кожух, разобрать устройство и тщательно прочистить дроссельную заслонку Рено Меган фаза 2.
После промывки и проверки работоспособности клапана необходимо установить в канавку защитную сетку. Края их стыка специалисты рекомендуют осторожно проплавлять паяльником; это защитит кольцо фильтра от смещения. Осталось только заменить сальник и поставить клапан на двигатель.
Как видите, опасаться ошибки DF080 нет причин; даже новичок может решить проблему. Что касается неисправностей, таких как заедание клапанов или износ деталей фазовращателя, то их гораздо проще предотвратить, чем устранять. Внимание к такой мелочи, как масляное пятно вокруг клапана, позволит вовремя восстановить его герметичность, что, несомненно, скажется на здоровье двигателя и поможет сэкономить семейный бюджет.