В автомобилях Lanos, Sens и Chance используется задний тормозной механизм барабанного типа. Это устройство состоит из основных конструктивных узлов, таких как тормозные колодки и барабан. Сегодня эти типы устройств уже считаются устаревшими, в связи с чем им на смену приходят дисковые тормоза. Однако полностью исключить использование барабанного механизма нельзя, так как даже при использовании дисковых устройств на задней оси барабанные устройства используются для обеспечения работы стояночного тормоза. Устройства относятся к категории бюджетных типов, а потому используются в автомобилях Ланос. Как заменить задние тормозные колодки на Ланосе, а также определить необходимость данной процедуры, подробно рассказано в нашем материале.
Материальное содержание
- Как работают барабанные тормоза
- Как работает барабанный тормоз
- Каковы преимущества и недостатки барабанных тормозов
- Как определить, что барабанные колодки нуждаются в замене
- Выбор оптимальных вариантов задних колодок на Ланос, Сенс и Шанс
- Снятие и замена задних тормозных колодок на автомобилях Шевроле, ДЭУ, ЗАЗ Ланос, Сенс и Шанс — подробная инструкция с фото и выделением важных моментов
- Как отрегулировать натяжение троса ручника на Lanos, Sense и Chance
- Как устроены барабанные тормоза
- По какому принципу работает тормозной механизм барабанного типа
- Какие преимущества и недостатки у барабанных тормозов
- Как определить необходимость замены барабанных колодок
- Выбор оптимальных вариантов задних барабанных колодок на Ланос, Сенс и Шанс
- Снятие и замена задних тормозных колодок на автомобилях Шевроле, ДЭУ, ЗАЗ Ланос, Сенс и Шанс: подробная инструкция с фото и выделением важных моментов
- Как отрегулировать натяжение троса ручника на Ланосе, Сенсе и Шансе
Как устроены барабанные тормоза
Помимо колодок и барабана, в состав элементов рассматриваемых устройств входят:
- рабочий и главный цилиндры, внутри которых находятся поршни;
- муфта и возвратные пружины;
- распорки;
- стойки для поддержки тормозных колодок;
- механизм стояночного тормоза.
На Lanos установлены задние барабанные тормоза с двумя цилиндрами, эффективность которых выше, чем у одноцилиндровых. Ниже представлен внешний вид рабочего тормозного цилиндра на два поршня с составными элементами, по которому несложно разобраться, как работает механизм.
Одну из главных ролей в конструкции рабочего цилиндра барабанных тормозов играет уплотнение шлангов.
По какому принципу работает тормозной механизм барабанного типа
Принцип работы барабанных тормозов прост, и разобраться в особенностях их работы не составит труда даже новичку. Для торможения задних колес барабанными колодками выполняются следующие действия:
- Когда водитель нажимает на педаль тормоза, давление жидкости в магистрали увеличивается, что создается в главном тормозном цилиндре.
- Жидкость воздействует на поршни рабочих цилиндров, что приводит к их перемещению.
- Поршни давят на тормозные колодки, которые соприкасаются с внутренней стороной тормозного барабана во фрикционной накладке.
- Это приводит к снижению скорости автомобиля.
- Когда воздействие на педаль тормоза прекращается, давление жидкости в системе снижается и тормозные устройства возвращаются в исходное положение за счет их сжатия пружинами.
При осмотре задних барабанных тормозных колодок можно обнаружить такую картину, когда фрикционный слой на переднем элементе (по ходу движения автомобиля) имеет более высокий уровень износа, чем на заднем. Это связано с тем, что передние устройства сильнее прижимаются к барабану, чем задние. И поэтому очень часто при замене колодок владельцы меняют их не комплектом, то есть по 4 штуки, а по одной с каждой стороны.
Какие преимущества и недостатки у барабанных тормозов
Очень интересный вопрос, которым задаются многие автовладельцы. В первую очередь перечислим все преимущества барабанных тормозов:
- простота конструкции;
- низкая стоимость обслуживания и ремонта;
- высокая эффективность работы, что связано с большой площадью контакта.
Однако есть у механизмов и некоторые недостатки, из-за чего они становятся все менее популярными. К недостаткам барабанных тормозов можно отнести:
- Худшие характеристики охлаждения, что сказывается на скорости износа не только фрикционных накладок, но и барабана.
- Нестабильное торможение, проявляющееся при попадании воды или различных загрязнений.
- Высока вероятность прилипания колодок к барабану при включении стояночного тормоза в мороз.
К недостаткам можно отнести сложность процесса замены колодок. Для этого необходимо разобрать конструкцию, которая состоит из распорки, а также стяжной и растяжной пружин. На дисковых тормозах процесс замены намного проще и быстрее.
Как определить необходимость замены барабанных колодок
Подушечки аккумуляторного типа имеют достаточно высокий срок службы, который зависит от нескольких факторов. Главный из них – качество продукции. Некачественные изделия могут прийти в негодность через пару тысяч километров пробега. В качественных аппаратах замена передних дисковых колодок обычно занимает 2-3 срока. Вот почему владельцы автомобилей с барабанными тормозами реже задаются вопросом, как заменить задние тормозные колодки.
Устройства изношены неравномерно на 80% — на замену
Для определения степени износа и необходимости замены задних колодок на Ланосе потребуется произвести их визуальный осмотр. Это можно сделать через смотровое отверстие в пластине. Однако полагаться на него не стоит, так как через него не получится измерить износ. Поэтому используется второй вариант. Для этого разберите барабан и, вооружившись штангенциркулем, измерьте фрикционный слой. Производитель рекомендует замену барабанных колодок на Ланосе, если внешний слой уже имеет толщину менее 0,5мм.
Это интересно! Категорически противопоказано допускать полный износ фрикционного слоя, так как это приведет к ускоренному износу барабана, а также его деформации и перегреву.
К признакам износа задних тормозных колодок на Lanos, Sense и Chance можно отнести следующие факторы:
- Визг задней части при торможении, не обязательно вызванный износом фрикционного слоя. Однако необходимо обязательно разобрать механизм и найти причину скрипа.
- Стояночный тормоз не держит — если усилие ручника со временем пропадает и попытки подтянуть трос не помогают, это говорит о высокой вероятности износа колодок.
- При торможении заднюю часть уводит в сторону и на скользкой дороге происходит занос.
- Попадание на фрикционный слой различных агрессивных веществ, которые не только влияют на степень торможения, но и способствуют ускоренному износу устройств. К таким веществам относятся не только масла, но и тормозная жидкость. Он может попасть в фрикционный слой из-за нарушения целостности резиновых манжет. В результате возникает течь из рабочих цилиндров, что снижает не только эффективность торможения, но и способствует ускоренному износу фрикционных накладок.
- Увеличенный тормозной путь, а также неравномерное и резкое замедление автомобиля.
Средний срок службы барабанных тормозов составляет 70 тысяч километров. О точных цифрах говорить не приходится, так как приходится учитывать такие условия, как характер вождения, условия эксплуатации и отсутствие негативных воздействий.
Это интересно! Решив после диагностики, что задние колодки автомобиля Ланос нуждаются в замене, нужно прибегнуть к осуществлению этого процесса. Однако сначала рассмотрим вопрос выбора качественной продукции для Lanos, Sens и Chance.
Выбор оптимальных вариантов задних барабанных колодок на Ланос, Сенс и Шанс
Lanos предлагает множество вариантов задних накладок от разных производителей. Однако такие изделия отличаются не только стоимостью, но и качеством. Рассмотрим варианты задних колодок в Ланосе, которым стоит отдать предпочтение:
- Hi-Q – многие выбирают продукцию именно этого бренда, так как она достаточно надежна и имеет долгий срок службы. Номер детали SA055.
- ATE – дорогие немецкие варианты, имеющие артикул 03013702672. Их выбирают редко, поскольку их стоимость достаточно высока.
- Metelli — итальянский бренд. В Lanos выбирают продукцию, имеющую номер 53-0309. Они отличаются высоким качеством и безопасностью.
- НК (тормозные колодки): имеют номер 2736540.
Необходимо выбирать качественные и, главное, недешевые накладки, ведь от них зависит ваша безопасность, и на этом нельзя экономить.
Снятие и замена задних тормозных колодок на автомобилях Шевроле, ДЭУ, ЗАЗ Ланос, Сенс и Шанс: подробная инструкция с фото и выделением важных моментов
Перед проведением работ по снятию и замене задних тормозных колодок на Ланосе необходимо подготовить необходимые инструменты. К ним относятся стандартный набор гаечных ключей, пассатижи или пассатижи, зубило и молоток. При выполнении манипуляций по снятию колодок могут потребоваться дополнительные инструменты, в зависимости от отдельных случаев.
Это интересно! Для замены колодок рекомендуется использовать приведенные ниже инструкции, в которых подробно описан каждый шаг. Данная инструкция будет полезна как новичкам, так и опытным мастерам, которые, как показывает практика, не всегда знают, как правильно установить задние колодки на Ланос, Сенс и Шанс.
Ниже на видео вы можете увидеть результат работы «опытных мастеров» по замене задних тормозных колодок на Ланосе, которую продемонстрировал автор видео.
Подготовив необходимый инструмент, приступаем к непосредственной реализации задачи:
- Автомобиль должен быть установлен на ровной поверхности, а задняя часть автомобиля должна быть приподнята.
- При этом ручник должен быть опущен полностью, иначе разобрать колодки не получится, так как они будут держать барабан. Для обездвиживания автомобиля необходимо не только включить первую передачу, но и поставить под колеса колодки (башмаки).
- Если трос стояночного тормоза натянут до упора, то его необходимо ослабить. Для этого необходимо снять пепельницу с задней части салона.
- Подденьте пластиковую заглушку отверткой и снимите ее. Освободив доступ к механизму натяжения троса ручника, можно прибегнуть к его ослаблению.
- Ключом на «10» с удлинителем осуществляется ослабление затяжки регулировочной гайки.
- Механизм регулировки на автомобилях Lanos, Sens и Chance устроен следующим образом, как показано на фото ниже.
- Далее переходим к разборке заднего колеса, где в первую очередь будут заменены колодки. Важно понимать, что и передние, и задние колодки нужно менять комплексно, то есть с двух сторон одновременно.
- Следующий шаг предполагает необходимость снятия металлического колпачка. Для этого вам понадобится зубило и молоток. Перед этим металлической щеткой очищаем поверхность барабана от грязи.
- Снимаем штифт.
- Откручиваем гайку ключом на «24».
- На следующем этапе происходит разборка барабана. Однако здесь стоит отметить, что в большинстве случаев сделать это не так просто. Если он не поддается ручной разборке, мы сначала убеждаемся, что стояночный тормоз не тугой, а трос ослаблен. Далее используем простой способ разборки заднего барабана Ланос, для чего нужно установить колесо, зафиксировав его несколькими штифтами. Легкими рывками пытаемся вытащить барабан, потянув за колесо. Если этот способ не достигает желаемой цели, используем брусок дерева длиной 20-30 см и молоток. На реверсе конец бруска прикладывается к кромке барабана. Молоток бьет, при этом путешествуя по окружности барабана.
- Получив доступ к колодкам, можно приступать к их разборке.
- Рекомендуется очистить вал от смазки. Это делается не только для того, чтобы держать руки в чистоте, но и для предотвращения попадания в смазку загрязнений, которые со временем ускорят износ ступичных подшипников.
- Проверьте состояние барабана. Здесь также важно сделать шаг назад и прибегнуть к проверке барабана на износ, влияющий на возможность его дальнейшей эксплуатации. Как определить, что пора менять барабан в Ланосе? Для этого нужно измерить его внутренний диаметр (лучше штангенциркулем), который не должен быть больше 200 мм. Допустимый рабочий диаметр барабана может быть указан на его внутренней поверхности.
- Измерив внутренний диаметр барабана в нескольких местах, можно определить его эллипс. Полученные значения не должны отклоняться более чем на 0,5 мм. В противном случае барабан необходимо заменить.
- Если барабан соответствует эксплуатационным требованиям, то перед дальнейшим использованием болгаркой снимите буртик по окружности барабана (если имеется).
- После того, как вы подготовили барабан, можно прибегнуть к замене задних тормозных колодок на Ланосе. Для начала замеряем на них степень износа, что является основным признаком необходимости проведения работ по замене. Минимально допустимая толщина фрикционной накладки задних тормозных колодок автомобилей Lanos, Sens и Chance составляет 0,5 мм. Однако такие факторы, как неравномерный износ, повреждение фрикционной части или стальной конструкции колодки, а также другие виды дефектов, также являются причинами необходимости их замены.
- Приступаем к разборке задних колодок. Перед этим, если вы работаете впервые, не помешает сделать фото расположения всех узлов конструкции. Первым делом необходимо снять верхнюю распорную пружину. Показано на фото ниже.
- Далее разбирается так называемое «солдатское» крепление (по-научному — шпилька), с помощью которого блок фиксируется. Чтобы его снять, нужно использовать плоскогубцы. Он снимается захватом наружной шайбы. Затем нужно прижать его к блоку и повернуть до совмещения со специальными вырезами внутри шайбы.
- Сам «солдатик» показан на фото ниже.
- После этого вы можете удалить первый блок.
- Снимаем «приваренную» шайбу со второго блока и разбираем ее вместе с пружиной.
- Теперь очищаем поверхность от загрязнений. Проверяем работу тормозного цилиндра, двигая его рукой в обе стороны.
- Кроме того, важно обратить внимание на отсутствие протечек, а также повреждений резиновых манжет. Если они есть, то нужно будет прибегнуть к замене цилиндра. Как это сделать, вы можете прочитать в этой статье (ссылка).
- После этого на Ланос устанавливаются новые колодки. Сначала нужно поставить колодку, которая снабжена рычагом для приведения в действие стояночного тормоза.
- Фиксируем «солдатиком» с пружиной и шайбой.
- В первую очередь следует отметить, что при проведении работ может понадобиться ремкомплект задних тормозных колодок. Стоимость неоригинальных комплектов невысока, но при их использовании важно обращать особое внимание на длину всех пружин, которые должны быть идентичны штатным. В противном случае рекомендуется оставить штатные детали или купить оригинальные. На фото ниже оригинальный набор.
- В комплект для ремонта барабанных тормозов Lanos входят следующие оригинальные детали: штифт колодки (GM 06638956), стопорная шайба (GM 93740526), сварная пружина (GM94535388), нижняя пружина колодки (GM94535436), стопорная шайба (94525222). Ремкомплект для левого и правого задних тормозных механизмов поставляется отдельно, в том числе: верхняя пружина, распорка, скоба, пружина натяжения саморегулирующегося механизма и флажок. При заказе оригинала важно знать следующие артикулы: ремкомплект левого механизма GM 96395381 и правого GM 96395382.
- Далее смажьте резьбу проставочной пластины (даже если установлена новая), которая отвечает за автоматическую подтяжку колодок по мере износа фрикционного слоя.
- Переставляем пластину с опорой в новый блок. Вот очень важный момент. В этом месте (показанном на фото) нужно не забыть установить замковую стиральную машину.
- Его кладут выпуклой частью наружу.
- Его забывают поставить большинство не только автолюбителей, но и мастеров на заправках. Теперь о его назначении. Если он не установлен, механизм регулировки колодки работать не будет. Рычаг не попадет между крюком стержня регулятора, поэтому затяжка не произойдет. Замковая шайба показана ниже, номер детали выше.
- Ставим блок на место, зафиксировав его «солдатиком» с пружиной и шайбой.
- После этого плоскогубцами устанавливается нижняя прижимная пружина.
- Устанавливается верхняя пружина, которую при разборке колодок снимали первой. Чтобы его установить, придется приложить усилие, чтобы растянуться.
- Также установлена рычажная пружина, отвечающая за натяжение механизма автоматической регулировки колодок.
- Также важно уделить внимание его установке. Вам нужно расположить его, вставив за блок, чтобы убедиться, что край рычага прижат к вилке. На фото ниже показано правильное расположение.
- На фото ниже пружина рычага установлена неправильно.
- На этом этапе процесс замены задних тормозных колодок на автомобиле Ланос, Сенс и Шанс завершен. Осталось только провести аналогичные процедуры с другой стороны, а также затянуть стояночный тормоз. Как это сделать, узнаем далее.
Процедура замены задних тормозных колодок на Ланосе занимает не более 2-х часов. Это избавляет от необходимости посещения АЗС, где за такую услугу придется заплатить пару тысяч рублей. В следующем видео показано описание того, как заменить задние тормозные колодки на Ланосе.
Кроме! После установки колодок важно обратить внимание на исправность механизма автоматической подачи. В случае неисправности выполните следующие действия:
- Отрегулируйте положение колодок так, чтобы фрикционная колодка находилась как можно ближе к внутренней поверхности барабана. В основном это делается, если механизм подачи не работает, что может произойти из-за использования неоригинальных деталей из ремкомплекта. В частности, неоригинальный флажок может отличаться от стандартного и не достигать длины регулировочной гайки, как показано на фото. В идеале такого быть не должно.
- Если механизм автоматического втягивания колодок работает, эта процедура не требуется.
- Устанавливаем барабан и проверяем игру по отношению к колодкам. Люфт должен быть минимальным, указывая на небольшой зазор между пэдами и поверхностью барабана.
- В зависимости от величины зазора между колодками и барабаном производим регулировку. Для этого с помощью отвертки поверните вверх или вниз гайку распорного механизма.
- Гайка поворачивается вниз, чтобы открыть колодки, и вверх, чтобы сжать их.
- Устанавливаем барабан на свое место и проверяем, чтобы он не терся о фрикционный слой колодок. В противном случае напряжение на пробеле ослабевает.
- Аналогичная процедура выполняется и с другой стороны. Делается это сразу после установки новых колодок. Когда барабан на месте, гайка затягивается, а перед установкой шплинта проверяется люфт ступичных подшипников. Оно должно быть минимальным. Фиксируем гайку и закручиваем колесные болты.
- По окончании такой работы устанавливаем металлический защитный чехол и добавляем в него смазку.
Назначение механизма автоматического выдвижения задней тормозной колодки состоит в том, чтобы по мере износа фрикционной колодки зазор между колодкой и внутренней частью барабана оставался неизменным. Механизм работает по следующему принципу: при торможении действием поршней тормозного цилиндра колодки расшатываются и прижимаются к барабану. Выступ рычага регулятора в этом случае перемещается по полости между зубьями храповой гайки. Когда фрикционный слой стирается, при торможении автомобиля рычаг регулятора приобретает свободный ход, достаточный для того, чтобы провернуть храповую гайку на один зуб. Следовательно, увеличивается длина распорной планки и, таким образом, уменьшается зазор между блоком и барабаном. Как результат.
Как отрегулировать натяжение троса ручника на Ланосе, Сенсе и Шансе
После процедуры замены задних тормозных колодок на Ланосе потребуется отрегулировать или подтянуть стояночный тормоз.
Переходим к непосредственной регулировке натяжения троса. Важно знать, что делать это нужно только после замены задних колодок с обеих сторон.
- Трос ручника натянут из салона. Для этого ключом на «10» затягивается регулировочная гайка в салоне. Натяжение проверяется вращением заднего колеса, которое не должно тереться. Как только вы почувствуете, что колесо трется о колодки, следует ослабить гайку на 1-2 оборота.
- Далее проверьте количество щелчков стояночного тормоза. Ручной тормоз считается правильно затянутым, когда при первом щелчке колодки слегка трутся о барабан. По второму щелчку колеса блокируются и их можно крутить, но с большим усилием. На третий щелчок колеса не крутятся.
- Проверку натяжения ручника необходимо проводить периодически, так как в Ланосе колодки участвуют в процессе торможения автомобиля, поэтому быстро изнашиваются. И, соответственно, если сейчас настроенный ручник работает нормально, то через 5-10 тысяч он может вообще «не держать» машину.
В автомобилях Lanos, Sens и Chance используются задние барабанные тормоза. Они менее эффективны, чем дисковые накопители, но их исправность влияет на безопасность эксплуатации автомобиля. При первых признаках неисправности заднего тормозного механизма, в частности при износе колодок, их необходимо немедленно заменить.