Внимание! Повесьте и снимите заднее колесо. Снимите задние тормозные колодки.
Ключом на 17 откручиваем четыре гайки винтов крепления полуоси к полке балки.
Плоской отверткой отгибаем стопорные пластины болтов крепления полуоси…
. и выверните винты.
Закрепляем колесо обратной стороной на полуоси, накрутив на несколько оборотов три гайки.
Держа руль, двигаемся рывком…
. и снимите полуось в сборе с монтажной пластиной подшипника, подшипником и стопорным кольцом.
Вынимаем уплотнительное резиновое кольцо из полки балки.
В отверстия кожуха тормоза и балки заднего моста вставляем два болта, чтобы кожух не болтался на тормозной магистрали.
Поддеваем сальник раздвижными пассатижами…
Используя головку инструмента подходящего размера с удлинителем (или кусок трубы), мы запрессовали новый сальник.
В случае деформации полуоси, износа ее шлицов, а также износа подшипника полуось заменяем на новую в сборе с подшипником и стопорным кольцом (подшипник или стопорное кольцо на твой собственный).
Установите ось в обратном порядке.
Проверьте уровень масла в заднем мосту и при необходимости долейте.
Снятие задней полуоси и замена сальника
Допускается осевой люфт не более 0,7 мм.
Повесьте и снимите заднее колесо. Снимите задние тормозные колодки (см здесь).
Снимаем кронштейн заднего амортизатора — заодно откручиваем три гайки на винтах, которые крепят кронштейн амортизатора и опорную плиту полуоси к фланцу балки
Ключом на 17 откручиваем четыре гайки винтов крепления полуоси к полке балки.
Плоской отверткой отгибаем стопорные пластины болтов крепления полуоси…
. и выверните винты.
Закрепляем колесо обратной стороной на полуоси, накрутив на несколько оборотов три гайки.
Держа руль, двигаемся рывком…
. и снимите полуось в сборе с монтажной пластиной подшипника, подшипником и стопорным кольцом.
Примечание.
Если вы не меняете сальник, будьте осторожны, чтобы не повредить его рабочую кромку.
Вынимаем уплотнительное резиновое кольцо из полки балки.
В отверстия кожуха тормоза и балки заднего моста вставляем два болта, чтобы кожух не болтался на тормозной магистрали.
Поддеваем сальник раздвижными пассатижами…
Используя головку инструмента подходящего размера с удлинителем (или кусок трубы), мы запрессовали новый сальник.
В случае деформации полуоси, износа ее шлицов, а также износа подшипника полуось заменяем на новую в сборе с подшипником и стопорным кольцом (подшипник или стопорное кольцо на твой собственный).
Установите ось в обратном порядке.
Проверьте уровень масла в заднем мосту и при необходимости долейте.
Примечание: При снятии на автомобилях, выпущенных до 2009 года, нижняя проушина амортизатора фиксируется не на съемном кронштейне, а на картере заднего моста, поэтому для разгрузки амортизатора поднимать задний мост не требуется.
Замена сальника ведущей шестерни заднего моста ВАЗ-2121
Уплотнение можно заменить, не снимая коробку передач с автомобиля. Для этого после вывешивания заднего моста слейте масло из картера, снимите колеса и тормозные барабаны, отсоедините полуоси от шестерен дифференциала. Отсоединяем карданный вал от фланца ведущей шестерни и откладываем в сторону.
1. Используя динамометр, поверните ведущую шестерню по часовой стрелке через стопорную гайку фланца и определите крутящий момент шестерни, чтобы противостоять вращению.
2. Можно определить момент и другим способом.
Плотно обматываем вокруг шейки уздечки прочную нить в несколько витков и прикрепляем к ней динамометр (проще говоря ручные весы).
Усилие, с которым фланец начинает плавно вращаться, умноженное на радиус шейки, даст требуемое значение момента. Отметим его значение.
3. Вставив два болта в отверстия фланца и придерживая их монтажной лопаткой, чтобы они не проворачивались, ключом на 24 откручиваем гайку
.
4. Снимите фланец со шлицев вала шестерни главной передачи.
5. Если фланец плотно сидит на шлицах вала, то пластиковым молотком снимаем фланец со шлицов.
6. Используя плоскогубцы или мощную отвертку, снимите втулку.
8. Установите фланец и шайбу на ведущую шестерню. Придерживая фланец, затяните его фиксирующую гайку моментом 118-255 Нм (12-26 кгс.м), периодически проверяя момент сопротивления вращению ведущей шестерни (вращая динамометром шестерню по часовой стрелке).
Если первоначально измеренный крутящий момент был не менее 59,0 Нм
(6 кгс.м), то новый момент должен быть больше этого значения на 9,8–19,6 Нм (1–2 кгс.м). Если начальный момент был менее 59,0 Нм (6 кгс.м), затягиваем гайку крепления фланца до достижения момента сопротивления вращению 59,0–88,0 Нм (6–9 кгс.м), не превышая момент затяжки 118–255 Нм. (12-26 кгс.м).
Если при затяжке гайки момент сопротивления вращению ведущей шестерни превышает 88,0 Н·м (9 кгс·м), что свидетельствует о чрезмерном предварительном натяге подшипника, замените прокладку редуктора и выполните повторную сборку.
Дальнейшая сборка и установка узлов производится в обратном порядке.
Выполняем работы в смотровой канаве или элеваторе. Вешаем задний мост.
Слейте масло из картера заднего моста. Снимаем обе полуоси. Отсоединяем задний карданный вал от фланца редуктора заднего моста ВАЗ 2121.
Снимаем карданный вал с фланца редуктора.
Привязываем карданный вал за вилку шарнира к верхней продольной штанге.
С помощью динамометра вращаем ведущую шестерню по часовой стрелке за контргайку фланца и определяем момент сопротивления вращению шестерни.
Вставляем саморезы в два близлежащих отверстия фланца и накручиваем на них гайки.
Введя между винтами мощную отвертку, не допускаем проворачивания фланца, а головкой «на 24» откручиваем гайку крепления фланца.
Фланец также можно зафиксировать монтажным шпателем.
Снимите фланцевую гайку и шайбу.
Молотком с пластиковым бойком снимаем фланец со шлицов ведущей шестерни от ВАЗ 2131…
..и снять.
С помощью плоской отвертки подденьте сальник ведущей шестерни…
Смазываем рабочую поверхность нового сальника ВАЗ 2121 смазкой Литол-24…
. и запрессовать во втулку картера коробки передач с помощью подходящей трубы.
Устанавливаем фланец и шайбу на ведущую шестерню Нивы 2131. Придерживая фланец, затягиваем его контргайку моментом 118–255 Нм (12–26 кгс.м), периодически проверяя момент сопротивления вращению шестерни рабочего колеса (проворачивая шестерню с динамометром по часовой стрелке). Если первоначально измеренный момент сопротивления вращению был не менее 59,0 Н.см (6 кгс.см), то новый момент должен быть больше этого значения на 9,8–19,6 Н.см (1–2 кгс.см).
Если начальный момент был менее 59,0 Н.см (6 кгс.см), затягиваем гайку крепления фланца до достижения момента сопротивления вращению 59,0–88,0 Н.см (6 кгс.см).-9 кгс.см) , не превышая при этом, момент затяжки 118–255 Нм (12–26 кгс.м). Если при затягивании гайки момент вращения ведущей шестерни превысил 88,0 Н.см (9 кгс.см), что свидетельствует о чрезмерном предварительном натяге подшипника, заменили распорную втулку коробки передач и снова произвели регулировку. Дальнейшую сборку и установку узлов Нивы 2121 производим в обратном порядке.
Замена сальника ведущей шестерни главной передачи ВАЗ Классика, ВАЗ 2121 Нива
Симптомы: течь масла из-под вала редуктора заднего хода, следы масла на внешней поверхности редуктора заднего моста.
Возможная причина: Повреждено уплотнение шестерни главной передачи.
Инструменты: набор ключей, набор отверток, молоток, двухкулачковый съемник, динамометрический ключ, домкрат, опоры кузова.
Примечание. Наличие легкой пленки масла на поддоне редуктора заднего моста не является поводом для замены сальника. Визуально причина выглядит как капли масла на самом картере.
Не пытайтесь выполнить описанные ниже работы самостоятельно, если вы начинающий автолюбитель и не имеете опыта выполнения таких работ, так как при неправильной замене сальника ведущей шестерни могут возникнуть проблемы с ведущей шестерней коробки передач, которая, в очередь, потребует немалых затрат на оплату услуг специализированной мастерской по ремонту редуктора заднего моста.
1. Установить автомобиль на эстакаду или смотровую яму.
2. Удалите масло из заднего моста.
3. Отделите гребной вал и фланец шестерни заднего хода.
4. Переместите рычаг стояночного тормоза в крайнее верхнее положение.
5. Используя головку на 24 дюйма, снимите гайку, крепящую фланец штока.
Примечание. Также возможно зафиксировать фланец от проворачивания без включения стояночного тормоза. Для этого вставьте два болта в отверстия, расположенные во фланце шестерни главной передачи. Удерживая фланец подходящим инструментом за эти болты, одновременно ослабьте гайку.
6. Используя съемник с двумя захватами, выдавите фланец хвостовика шестерни из шлицов. При отсутствии съемного приспособления попробуйте снять фланец вручную.
7. Снимите шайбу и фланец с грязеотражателем со штока шестерни главной передачи.
8. Отверткой подденьте сальник и извлеките его из отверстия в картере коробки передач.
Примечание. Перед установкой нового сальника шестерни главной передачи проверьте состояние цилиндрической поверхности фланца, соприкасающейся с сальником. На этой поверхности часто образуется ржавчина, и эта поверхность также изнашивается. Эти дефекты необходимо устранить полировкой.
При наличии на цилиндрической поверхности фланца глубокой канавки сальник запрессовывают со смещением, то есть так, чтобы сальник немного выступал относительно торцевой поверхности шейки редуктора.
9. Смажьте кромку и седло нового уплотнения консистентной смазкой.
10. Запрессуйте новый сальник, постукивая по нему молотком через втулку подходящего диаметра. Не искажайте произведение.
11. Соберите все снятые ранее детали штока. Замените новой самостопорящейся гайкой фланца штока.
12. Повесьте заднюю часть автомобиля.
13. Отсоедините полуось и шестерни дифференциала.
14. Закрепите фланец штока болтами, ввернутыми в отверстия фланца, затем затяните гайку штока динамометрическим ключом моментом 120 Н∙м и проверните фланец рукой. Сопротивление должно быть минимальным и равномерным. В
ращение фланца должно происходить без заеданий, щелчков и заеданий. При обнаружении этих дефектов редуктор заднего моста необходимо отремонтировать, воспользовавшись услугами специализированной мастерской.
Также проверьте осевой люфт в подшипниках штока. Не допускается даже минимальная игра. Если обнаружен люфт, увеличьте момент затяжки гайки штока до 20–30 Н∙м, затем снова проверьте люфт и плавность вращения фланца.
Однако обратите внимание, что общий момент затяжки не должен превышать 225 Нм, так как более высокий момент может повредить распорную втулку. Если зазор устранить не удается, обратитесь в мастерскую для ремонта редуктора заднего моста.
Если при дальнейшем затягивании гайки крутящий момент не увеличивается, а также остается ниже необходимого значения (120 Н∙м), то распорная втулка «просела». В этом случае его необходимо заменить при разобранном редукторе в специализированной мастерской.