Детали рулевого механизма
1 — картер; 2 — сошки; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные клинья; 5 — наружное кольцо подшипника червячного вала; 6 — сепаратор с шариками; 7 — ось сошек; 8 — регулировочный винт; | 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — червячный вал; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — уплотнение червячного вала; 16 — сальник вала сошки |
Читайте также: Передаточные числа редуктора автомобилей МаЗ.
Снять сошки
1 — экстрактор А.47043; |
2 – ось сошки управления;
4 — опора А.74076/R
Контроль момента трения червяка динамометром
1 — червяк; 2 – головка А.95697/5; 3 – динамометр 02.7812.9501; | 4 – стойка для ремонта рулевого механизма; 5 — картер рулевого механизма |
Разборка
1. Слейте масло из рулевого механизма. Закрепите корпус на опоре A.74076/R с опорой A.74076/1.
2. Отвернув гайку крепления рулевого рычага 2 (см рис. Детали рулевого механизма) и сняв пружинную шайбу, снимите сошки с помощью съемника А.47043 (см рис. Разборка сошек).
3. Верхние болты картера сцепления к блоку цилиндров.
4. Отвернув крепежные болты, снимите крышку 12 (см рис. Детали рулевого механизма) с корпуса рулевого механизма вместе с крышкой, регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Снимите шпиндель 7 с сошки в сборе с роликом картера 1 с рулевого механизма.
5. Отвернув крепежные болты, снимите крышку 3 упорного подшипника червячного вала вместе с шайбами 4.
6. С помощью червячного вала 11 выдавите наружное кольцо подшипника 5 из картера и снимите вал вместе с проставкой подшипника 6. Снимите уплотнение вала червяка 15 и уплотнение вала сошки 16.
7. Выколоткой (3) 67.7853.9541 снимите наружное кольцо (2) с верхнего подшипника (1 — картер рулевого механизма). |
Сборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Собрать рулевой механизм на опору A.74076/R в порядке, обратном разборке. 2. Запрессовать наружное кольцо верхнего подшипника шнека патроном 67.7853.9541, переставляя цангу в рукоятке патрона обратным ходом.
3. После установки червячного винта (3) в корпус рулевого механизма и фиксации нижней крышки (1) проверьте динамометром 02.7812.9501 и головкой А.95697/5 (см рис. Контроль момента трения червяк с динамометром) момент трения червяка; оно должно быть в пределах от 19,6 до 49 Н·см (от 2 до 5 кгс·см). Если крутящий момент меньше указанного, уменьшите толщину прокладок 2, а если больше, увеличьте. |
4. После установки вала сошки проверьте наличие люфта в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутых по часовой стрелке и против часовой стрелки на 30° от нейтрального положения сошки. Устранить возможный зазор в муфте регулировочным винтом 2 (см рис. Разрез рулевого механизма) и затянуть контргайку 4.
5. После регулировки зазора в зацеплении ролика и шнека проверьте динамометром момент трения вала шнека, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при вращении червячного вала 30 ° как влево, так и вправо от среднего положения и должно плавно уменьшаться до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
6. По завершении сборки проверьте углы поворота сошек от нейтрального положения, которые должны составлять 32° 10′ ± 1° как влево, так и вправо, до тех пор, пока сошка не упрется в головки болтов; В картер рулевого механизма залить 0,215 л трансмиссионного масла.
Нива вседорожник. Проверка и ремонт рулевого механизма
1. Внимательно осмотрите рабочие поверхности катка и шнека на предмет износа, заеданий или царапин. Замените изношенные и поврежденные детали.
2. Проверить зазор между втулками и осью сошки, который не должен превышать 0,10 мм. Если зазор больше указанного, замените втулки на оправку A.74105.
3. На внутренней поверхности втулок стеблей сошек имеются спиральные канавки, которые проходят только с одной стороны втулки. При запрессовке втулок располагайте их так, чтобы их концы со шлицевыми выходами находились внутри отверстия картера, а шлицевые выходы были обращены друг к другу. Концы втулок должны быть заглублены в отверстие картера на 1,5 мм.
4. Смажьте новые втулки трансмиссионным маслом перед запрессовкой.
5. После запрессовки в картер доработать втулки разверткой А.90336 до размера 28,698–28,720 мм. Монтажный зазор между штоком сошки и втулками должен быть от 0,008 до 0,051 мм.
6. Проверить легкость вращения ролика вала сошки в шаровой опоре. Червячные и роликовые шарикоподшипники должны вращаться свободно, без заеданий; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.
7. Проверить осевой люфт между головкой регулировочного винта 8 (см рис. Детали рулевого механизма) и прорезью в валу сошки 7. Люфт не должен превышать 0,05 мм. Если она больше, замените регулировочную пластину 9 на более толстую.
Запасные части поставляются с регулировочными пластинами одиннадцати размеров толщиной от 1,95 мм до 2,20 мм; увеличение каждого размера составляет 0,025 мм.
8. Проверьте состояние фиксирующих пластин 5 (см рис. Детали управления). Если они деформированы, замените их.
ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка вала рулевого управления
1. Снимите стяжной болт вилки карданного шарнира и разделите промежуточный и верхний рулевые валы.
2. В случае повреждения верхнего вала или его подшипников развальцовать места пробивки опорной трубы и вынуть из трубы вал 15 (см рис. Рулевое управление) в сборе с подшипниками 11.
3. Если вал вращается в подшипниках без заеданий и в подшипниках не ощущается радиальный люфт (допускаются упругие радиальные перемещения рулевого вала), снимать верхний рулевой вал не рекомендуется.
4. Если вал или его подшипники изношены или повреждены, замените их новыми.
5. Соберите в порядке, обратном разборке, обращая внимание на то, чтобы стопорный болт карданного шарнира прошел через кольцевой паз верхнего вала. Затем прикрутите две точки с обеих сторон опорной трубы, чтобы зафиксировать осевые подшипники.