- Местоположение и функции раздаточной коробки
- Возможные признаки неисправности
- Раздаточная коробка Нива 21213
- Самостоятельный ремонт раздатки на Ниве
- Инструменты
- Как снять коробку с автомобиля
- Установка, центрирование и регулировка
- Устройство раздаточной коробки ВАЗ Нива
- Метод центровки
- Видео: Центровка раздатки Нивы без подъёмника
- Устранение предпосылок
- Раздаточная коробка Нивы. Способы устранения вибрации
- Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
- Изучаем проблемы и способы ремонта.
Местоположение и функции раздаточной коробки
Расположение раздаточной коробки на автомобиле Нива 21213
Раздаточная коробка занимает промежуточное положение в трансмиссии автомобиля между коробкой передач и карданным валом. У него есть собственное тело, в котором находятся его компоненты.
Раздатка помогает реализовать такие внедорожные возможности, как:
- Блокировка межосевого дифференциала.
- Отключить карданный вал.
- Увеличенный крутящий момент ведущих колес.
- Распределение крутящего момента по осям колес.
Возможные признаки неисправности
О нарушении нормальной работы раздаточной коробки ВАЗ-21213 можно предположить по следующим признакам:
- Задержки при подключении переднего диска.
- Перегрев раздаточной коробки.
- Высокий расход трансмиссионного масла.
- Самопроизвольное отключение переднего моста.
Раздаточная коробка Нива 21213
Модель ВАЗ-21213 — легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокируемым дифференциалом. Марка 21213 представляет собой рестайлинговую версию первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нива 21213 имеет три передачи:
- первый, с передаточным числом 1,2;
- второй, уменьшенный — с номером 2135;
- нейтральный
21213 комплектуется 4- и 5-ступенчатыми коробками передач, а при включении первой передачи машина работает в стандартном режиме передаточных чисел в 5-ступенчатой трансмиссии. Контрольные точки следующие:
- 1 — 4,4;
- 2 — 2,52;
- 3 — 1,63;
- 4 — 1,2;
- 5 — 0,98.
При включении второго положения рычага раздаточной коробки (заднее положение) передаточные числа изменяются (уменьшаются):
- 1 — 7,83;
- 2 -4,48;
- 3 — 2,90;
- 4 — 2,14;
- 5 — 1,75.
На обычных дорогах раздаточная коробка постоянно находится на первой передаче, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающая передача) передвинут вперед. Нейтральная передача РК отключает коробку передач, и в этом положении машина не едет, в коробке тоже есть нейтралка.
Автолюбители часто задают вопрос: зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке? Нейтраль используется, когда к трансмиссии подключаются дополнительные агрегаты, например механическая лебедка, в этом случае также необходимо установить коробку отбора мощности.
Самостоятельный ремонт раздатки на Ниве
В разветвителе нет ничего принципиально сложного, кроме того, что он не связан с главным редуктором, как в большинстве современных квадроциклов. Промежуточные карданные валы начинаются от раздаточной коробки к механической коробке передач. Остальное устройство представлено шестернями, сателлитами и подшипниками. Также в конструкцию включена свободная блокировка дифференциала.
Инструменты
- Ключ на 13.
- Отвертка.
- Ключ на 10.
Как снять коробку с автомобиля
- Станок должен быть установлен на пролете или подъемнике.
- Рычаги раздаточной коробки находятся в нейтральном положении.
- Облицовка центрального тоннеля снята с пола.
- Необходимо снять крышку тоннеля для доступа к люку раздаточных рычагов
- Ручки и кожухи рычагов снимаются.
- Ручки и крышки всех рычагов аккуратно сняты
- Крышка люка рычагов снимается четырьмя винтами.
- Получаем доступ внутрь дозатора
- Привод спидометра отсоединен от раздаточной коробки.
- Необходимо снять датчик, подключенный к спидометру раздаточной коробки
- Карданные валы съемные спереди и сзади.
- Карданные валы подходят к передней и задней раздаточной коробке
- После откручивания нескольких креплений раздаточная коробка снимается. Достаточно толкнуть его немного вперед (если смотреть в сторону машины, назад) и вниз. Одной рукой толкать, другой держать.
- При снятии коробки главное не переусердствовать
Установка, центрирование и регулировка
- Правильно установите кронштейны крепления двигателя.
- Установите раздаточную коробку, не затягивая полностью болты ее крепления.
- Фланцы трансмиссионного вала коробки должны совпадать с промежуточным карданным валом.
- Установите опоры раздаточной коробки и закрепите их.
- Подсоединить раздаточную коробку к переднему и заднему карданным валам, установить на место датчик блокировки дифференциала.
Центрирование демультипликатора может быть выполнено разными способами. Классический вариант сход-развала заключается в том, что автомобиль устанавливается на подъемник или смотровую яму, а все операции выполняются двумя людьми, один из которых за рулем. Процедура следующая:
- 4-я передача включена, блокировка отключена.
- Ставим раздатку в нейтральное положение, включаем 4 передачу МКПП
- Под машиной ослабляются гайки раздаточной коробки.
- Для центрирования редуктора ключом на 15 ослабьте крепления
- Водитель начинает крутить двигатель, сообщая об этом своему напарнику, который рулит коробкой в нужное положение.
- Помощник получает всю нагрузку работы по выравниванию, силе и умению, которые здесь нужны
Устройство раздаточной коробки ВАЗ Нива
Раздатка есть не на всех автомобилях ВАЗ, а только на автомобилях с двумя ведущими мостами. В трансмиссии раздаточная коробка (РК) установлена за коробкой передач, к ее штоку прикреплен задний карданный вал, соединяющий раздаточную коробку с задним мостом. Передний мост также приводится от РЦ, он связан с раздаточной коробкой передним карданным валом.
Понижающая передача в РК рассчитана на высокий крутящий момент, используется для преодоления сложных участков дороги, помогает справиться с бездорожьем. Раздаточная коробка ВАЗ Нива содержит следующие основные детали:
- само тело;
- приводной вал переднего моста;
- промежуточный вал;
- приводной вал;
- шестерни;
- аспекты;
- коробка дифференциала;
- спутники;
- муфта блокировки дифференциала;
- муфта переключения передач;
- фланцы (для соединения с карданными валами);
- сальники;
- рычаги управления.
Метод центровки
Для выполнения этой работы понадобится подъемник, хотя при небольшой сноровке можно обойтись и простыми опорами. Сначала нужно подготовить машину. Если есть лифт, он поднимается. Если используются опоры, углы станка поднимаются один за другим, и он ставится на них.
Обратите внимание, что все опоры должны быть устойчивыми, иначе работа будет небезопасной. Также нужно заранее подготовить инструмент. Если в дальнейшем не планируется замена других деталей, то вполне можно обойтись трещоткой и головкой «на 13». Во время работы помощник должен находиться в кабине.
Регулировка производится в следующем порядке:
- В первую очередь необходимо оценить состояние шлицов карданного подвеса. Если они сильно изношены, вы, скорее всего, не сможете правильно их выровнять. При сильном износе детали подлежат замене;
- Проверяется сборка распределителя. Смещение часто можно увидеть невооруженным глазом;
- Далее ослабляем крепление трамблера. Только не отвинчивайте его полностью;
- После этого запускается двигатель, и автомобиль «разгоняется» до скорости 80-90 км/ч. При этом сам дозатор встанет на место;
- Главное – закрепить результат. Этого можно достичь двумя способами. Механики спорят, что лучше, но в быту используются оба. Чаще всего глушат двигатель, и с его помощью останавливают работу раздаточной коробки и карданов.
- Осталось быстро затянуть гайки. Минусов здесь 2. Остановка коробки таким способом может негативно сказаться на ее состоянии.
- Также нужно максимально быстро подтянуть крепление, иначе это будет бессмысленно. Более надежный, но технически сложный способ – затяжка при работающем двигателе;
- Автомобиль опускают на землю и тестируют.
Если вибрация сохраняется, повторите процедуру.
Видео: Центровка раздатки Нивы без подъёмника
Ремонт и центровку раздаточной коробки необходимо производить при наличии опыта и знаний в области конструкции и ремонта конкретной трансмиссии полноприводных машин. Вы должны центрировать демультипликатор после каждой переустановки. О правильном положении коробки судят по наличию вибрации.
Устранение предпосылок
Неуместное центрирование брошюры происходит из-за неразработанного дизайна. Поэтому многие народные умельцы стремятся доработать крепление, чтобы не тратить время на центровку раз в год. Для этого используется специальный каркас. В последние годы его можно купить в магазинах, а можно сделать своими руками.
Преимущества данной модификации заключаются в следующем:
- Дозатор крепится к жесткому основанию подрамника. Крепление к кузову осуществляется через подрамник, что снижает уровень вибраций, передаваемых на кузов;
- Играет роль своеобразной защиты картера;
- Также стоит упомянуть придание дополнительной жесткости стрингерам.
- Из недостатков можно отметить небольшое уменьшение клиренса. Хотя, ввиду плюсов, это особой роли не играет.
Для крепления подрамника понадобится труба квадратного сечения. Некоторые используют уголок, но в этом случае конструкция получится менее прочной. Опорные плиты изготовлены из листовой стали.
Перед установкой срежьте крепежные болты со старой раздаточной коробки. Теперь он будет установлен на подрамнике. Труба отрезается по размеру и сваривается рама. После этого в поперечинах сверлятся отверстия для крепежа книжечки. Здесь важно не ошибиться с размерами.
Следующим шагом будет сборка крепления к корпусу. К подрамнику приварены опорные пластины из листовой стали. В нем просверлены отверстия. После установки нужно просверлить отверстия в полу автомобиля.
Для крепления используйте болты М12, а также толстые шайбы. После установки подрамника не забудьте обработать его антикоррозийным составом. Это увеличит срок службы детали. Итак, нехитрыми манипуляциями можно избавиться от одной из болячек Нивы.
Вывод. Даже у хороших автомобилей есть недостатки. Отечественный внедорожник «Нива» не исключение. При активной эксплуатации могут возникать вибрации, исходящие от трансмиссии. Вот тогда и возникает вопрос, как отцентровать раздатку на Ниве.
На самом деле эта работа не сложная, но есть некоторые нюансы, о которых лучше узнать перед началом работы. Некоторые люди, зная об этой особенности этого автомобиля, ставят подрамник, это позволяет значительно снизить шум трансмиссии.
Раздаточная коробка Нивы. Способы устранения вибрации
Автомобили семейства «Нива» отличаются от автомобилей ВАЗ постоянным полным приводом – у них два ведущих моста. Всего у ВАЗовского внедорожника в трансмиссии три дифференциала – по одному на каждую ось и еще один межосевой дифференциал.
I. Включена высшая передача; II включена пониженная передача; Включена 3-я низшая передача, дифференциал заблокирован.
Раздаточная коробка «Нивы» предназначена для распределения привода между осями и работает по принципу двухступенчатой коробки передач.
Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
Установка третьей опоры РК на автомобили ВАЗ 21213/21214 позволяет снизить уровень вибрации раздаточной коробки, с такой опорой легче центрировать раздаточную коробку. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить самостоятельно.
Готовое изделие идет с тремя длинными шпильками (для модели 2121), для установки третьего крепления на эту машину необходимо будет открутить короткие шпильки с раздаточной коробки и установить новые шпильки из комплекта.
Мы ремонтируем следующим образом:
- снять сиденье переднего пассажира в салоне;
- снять облицовку тоннеля с пола;
- в салоне отодвигаем ковер, закрывающий корпус усилителя (перед рычагом ручника);
- снять раздаточную коробку (как вариант можно просто повесить, но со снятием установка третьего крепления удобнее);
- закрепляем скобу нового кронштейна на корпусе RC;
- устанавливаем раздаточную коробку на место, центрируем ее в оптимальном положении, прикручиваем боковые опоры;
- совмещаем третью опору с корпусом, в днище сверлим два отверстия;
- с помощью шайб, винтов и гаек (из комплекта) крепим кронштейн к нижней части корпуса.
Вибрация наиболее эффективно устраняется установкой подрамника под раздаточной коробкой. Вы также можете сделать такое устройство своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.
Для установки подрамника необходимо снять раздаточную коробку. Такие работы удобнее проводить в колодце, ремонт проводим следующим образом:
- оставить автомобиль в нейтральном положении;
- отсоединяем карданный вал от раздаточной коробки, рекомендуется пометить фланец карданного вала и РЦ установить карданный вал согласно маркировке при установке; таким образом исключается появление ненужных вибраций;
- снимите кронштейн крепления глушителя;
- снимите поперечину с коробки передач;
- поднять раздатку, снять боковые опоры с РК;
- обрабатываем посадочные места от подрамника до кузова мовилем;
- насаживаем подрамник на шпильки коробки передач;
- размечаем точки крепления подрамника на стрингерах, сверлим отверстия, грунтуем болты на кузове;
- затяните все крепления, кроме кронштейнов дозатора;
- делаем центровку РК;
- окончательно затяните крепления раздаточной коробки.
Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РЦ не всегда приносит желаемый эффект, в некоторых случаях вибрация только усиливается.
Изучаем проблемы и способы ремонта.
Любому автовладельцу точно не нужно объяснять, почему воет и урчит плохо. Вибрация раздаточной коробки на «Ниве» на малых оборотах встречается довольно часто.
Водитель, конечно, постепенно привыкает ко многим посторонним звукам в машине, но уровень шума настолько высок, что в поездке невозможно вести беседу с пассажирами. Из-за чрезмерного шумового загрязнения вам неизбежно придется столкнуться с проблемой.