Этот метод является одним из самых простых и быстрых способов замены обоих или одного из пыльников. Также при необходимости можно заменить смазку в ШРУСах или наружной гранате.
Необходимые инструменты: набор рожковых ключей (в том числе на 13 и 17 2), пассатижи с переменным шагом или просто очень большие пассатижи, две средние тонкие плоские отвертки, молоток на 600-800 г, хороший мягкий металл или CV съемник шарниров, большие или средние тиски (или вспомогательные), смазка для ШРУС-4, достаточное количество чистящего материала, полиэтиленовый пакет, кронштейн под передний нижний рычаг. Желательно смотровая яма.
Устанавливаем автомобиль на ручник, также нужно установить любой противооткат под задние колеса. Ослабляем гайки на колесах, поднимаем домкрат, снимаем колесо. Подставляем надежный упор под нижний рычаг (использую стопку коротких досок). Опускаем домкрат, рычаг сжат. Откручиваем гайки и снимаем три винта, которые держат нижнюю шаровую опору. Откручиваем нижнюю опору амортизатора и проталкиваем ее до упора:
Через чурбак сбиваем хромированный колпак ступицы. Откручиваем ступичную гайку, предварительно подставив упор (молоток, например) под колесный болт, чтобы ступица не вращалась (можно сначала ослабить гайку, но снимать колпачок не так удобно). Вынимаем конусную шайбу. Взявшись за низ тормозного диска, потяните его на себя и в сторону, одновременно сняв вал гранаты со ступицы. Освобожденный, соответственно, ШРУС помещаем в нижнюю чашку.
Спускаемся в яму. Проворачивая рукой ШРУС, находим удобное положение для захвата пассатижами бобышек хомута:
Затяните хомут и слегка отогните крючок отверткой, снимите его. Делаем метки на корпусе гранаты и валу (краской, или напильником — главное, чтобы не терлись), чтобы потом вставить ШРУС так же, как было, запоминаем положение хорошо. Освобожденный пыльник отодвигается как можно дальше от гранаты.
Пальцем ищем стопорное кольцо троса внутри корпуса ШРУСа а, оно находится в канавке на краю, на ощупь находим разрыв кольца и, поддев тонкой отверткой, снимаем его:
Для оси снимаем ШРУС с кожуха:
Если смазку менять не нужно, можно надеть на ШРУС целлофановый пакет и обмотать его, чтобы шарики не вывалились и не загрязнились (шарики только удерживаются смазкой).
Вылезаем из колодца и аккуратно вытаскиваем освободившуюся часть:
Смываем грязь. Снимаем оставшиеся хомуты и отрезаем пыльники, которые необходимо заменить:
Поменяли местами пластиковый кожух и пыльник с наружной гранаты на внутренний ШРУС. Чтобы они не мешали дальше, можно завернуть их в пакет и закрепить. Зажимаем вал в тисках наружным шарниром вниз, удаляем лишнюю смазку.
Теперь нам нужно постучать или нажать на внутреннюю обойму в сборе с шарниром оси. Радиальные бобышки показаны отверткой — это фигурная внутренняя обойма ШРУСа к:
Теория. Внутренняя обойма ШРУСа а закреплена на валу двумя стопорными кольцами: наружным (на конце вала) круглого сечения; и внутренний, с квадратным сечением (на предыдущем фото немного видно между внутренним кольцом и осью). При сбивании сепаратор с конической канавкой должен сжать наружное кольцо, погрузить его в канавку вала и двигаться дальше. Если энергии удара недостаточно, кольцо снова разомкнется, и клипса вернется в исходное положение.
Читайте также: Какую зимнюю резину поставить на ниву 2121
Вариант 1. Оправкой из мягкого металла и молотком аккуратно постучите по обойме по окружности, чтобы центрировать наружное кольцо, затем, расположив оправку как можно ближе к валу, потяните ее вниз (можно держать под небольшим углом) , это не страшно). Идеальный вариант, если помощник потянет ось шарнира вниз. Удар должен быть достаточно сильным и «долгим», используя всю инерцию молота. 400г мне удалось сбить молотком всего 4 раза, хотя бил со всего плеча, лучше молоток потяжелее. Если он не отклоняется, силу удара надо увеличить, здесь ее нельзя брать количеством.
Вариант 2. Использовать экстрактор. Купил по пути в гараж, специально для FAQ, 160 рублей, на ценнике было «Съемник ШРУС 2108». Честно говоря, я не хотел показывать варварский удар, который я использовал ранее. Были смутные опасения по поводу экстрактора, но оказалось, что зря я любил с ним работать, так увлекся новой игрушкой, что забыл сделать фото перед тем, как ее снять:
Снимите внешнее кольцо. Затем осторожно извлеките внутреннее кольцо из канавки:
Ослабляем тиски и легкими ударами молотка по оси затягиваем кольцо. Наружная канавка более узкая, кольцо там не застрянет:
Как видите, кольца и вал не повреждены:
Если необходима смена смазки, все промываем. Внешний ШРУС можно промыть без разборки, хотя это занимает совсем немного времени. Его можно разобрать, для этого необходимо отметить краской взаимное расположение внешней обоймы (корпуса), сепаратора и внутренней обоймы. Затем вращайте делитель и внутреннюю клетку до тех пор, пока не выйдет первый шарик, выньте его, а затем все по очереди таким же образом. Затем наклоните распорку с сепаратором на 90 градусов и, как только она займет положение, вытащите ее вместе с внутренней обоймой. Промойте, установите наружный шарнир и залейте смазку «ШРУС-4» во внутренний и наружный корпус шарнира по 150 и 60 мл соответственно.
Слегка смажьте вал маслом и установите пыльники и крышку. Зажимаем вал в тисках и ставим оба стопорных кольца:
Устанавливаем шарнир на ось и, нащупав шлицы, опускаем его до соприкосновения с наружным стопорным кольцом:
С помощью молотка, желательно через прокладку из мягкого металла, бьем по валу ШРУСа а и ставим его на место (не пытайтесь накрутить на резьбу ступицу или другие гайки, а то испортите гайку или резьбу). Проверяем крепление шарнира в обе стороны руками. Мягкой проставки у меня не было, поэтому пометил так, после трех довольно сильных ударов, как видим, с осью ничего не произошло, металл твердый:
Ставим пыльники на место (место установки хомутов на валу соответствует самой глубокой канавке). Ставим пинцеты таким образом, чтобы при движении вперед трава к ним не прилипала (то есть по шерсти). Усилия должны быть серьезными:
Читайте также: Лада Гранта 2018 по цене старого кузова
Устанавливаем готовое изделие на автомобиль, в порядке, обратном снятию.
Все комментарии и прочее можно отправлять на форум Нивы 4х4/Общая техническая часть/Пора менять ШРУСы.
Поскольку передняя подвеска и ведущий мост Нивы 2121 сконструированы аналогично переднеприводному семейству компании, избежать выхода из строя ШРУСа не удастся. Конечный ресурс обозначается:
- Характерный скрип при движении с вывернутыми колесами; Рывки при разгоне; Повышенная вибрация на ходу; Задевание при преодолении ухабов.
Как правило, он длительное время противостоит элементу в аварийном состоянии. Однако в этом случае никто не может дать гарантию, когда развалится сама «граната» или подшипник. Общий ресурс часто равен общему пробегу автомобиля за все время использования, но в большинстве случаев сдается на 120-130 тыс км.
Причины поломки
Повышенная скорость износа обусловлена манерой вождения (частые и интенсивные ускорения с вывернутым рулем), а также попаданием песка и грязи через поврежденные пыльники в подшипники.
Какой выбрать
В зависимости от года выпуска Нива 2121 может комплектоваться ШРУСами с 22 или 24 канавками. До 2002 года распространялась первая версия, после 2002 года — вторая. По другой версии, 22-слотовые «гранаты» распространялись до 2007 года.
Правильный способ определить тип — снять конусную шайбу со ступицы, считая вручную.
Опыт эксплуатации показывает, что АвтоВАЗ выпускает самые качественные «гранаты» для Нивы, и если вы уверены в происхождении продукта, есть смысл обратить внимание на продукцию CORAM и Pilenga.
Снятие привода
Разборка элементов привода возможна, если:
- Джеймс; чурбак; баллонный ключ; Ключи на 13, 17 и 23 (первые две разновидности в двойном количестве); шлицевые отвертки; ударить кулаком; Устройство для снятия хомута, изготовленное в заводских условиях или изготовленное с помощью разводных пассатижей; пыльники; зажимы; ступичная гайка; смазка ШРУС-4М; ветошь для очистки от жира; Керосин.
На слегка приподнятом автомобиле снимается крышка, закрывающая ступицу, полностью откручивается ступица и ослабляются гайки крепления.
Колесо вывешивается и снимается.
Нижний рычаг плавно опускается на прочный деревянный блок.
Гайки, удерживающие шаровую опору (в количестве 3 штук), снимаются. Наружный вал ШРУС осторожно снимается с поворотного кулака, потянув поворотный кулак назад и вверх.
Поворотный кулак фиксируется тросом к подходящей бобышке. Нижняя опора амортизатора освобождается от рычага, после чего необходимо поднять домкрат на несколько сантиметров.
С помощью пассатижей и отвертки необходимо снять хомуты пыльников с внутреннего ШРУСа, а также сам пыльник. Затем снимается стопорное кольцо, расположенное внутри корпуса «гранаты», конструкция снимается с автомобиля.
Разборка и обслуживание внутреннего ШРУСа
Когда внутренняя «граната» окажется у вас в руках, нужно собрать выпавшие подшипники и опустить все элементы в ванночку с керосином, тщательно промыть грязь и старую смазку.
Вал освобождается от стопорного кольца, удерживающего внутреннюю обойму шарнира, а также сепаратор и сепаратор.
С помощью экстрактора или модифицированных плоскогубцев снимается упорное кольцо.
Разборка и обслуживание наружного ШРУСа
Аккуратно с помощью выколотки и молотка на конце клипсы вынимается петля.
Затем стопорное кольцо снимается с вала.
Читайте также: Стрелковая ремонт ГБЦ 14
И жесткое кольцо.
Все элементы промываются в керосине, чистятся железной щеткой.
Установка
После того, как все детали неисправны, заменены на новые и промыты, установлены на свои места (кроме пыльников), их обрабатывают смазкой ШРУС-4м. Средний расход для экстерьера 60 см3, для салона 150 см3.
Рекомендации
Вместо стандартных хомутов имеет смысл использовать винтовые хомуты. Также по окончании работ заменить ступичную гайку на новую и отрегулировать зазор в подшипнике.
Видео 1
Видео 2
Отличительной чертой автомобилей Нива, как обычного ВАЗ 2121, так и Шевроле, является наличие ШРУСов приводов переднего моста. По сути, компоновка довольно похожа на любой переднеприводный ВАЗ.
Основные симптомы неисправности ШРУСов на Ниве
Как и у любой другой машины, неисправности гранаты дают о себе знать сразу. И первое, что будет симптомом, это:
- появление щелчков при запуске и резкой остановке
- появление скрипа при трогании с места при вывернутом до упора руле
- скрипящий шум даже при движении по прямой на высокой скорости, особенно при наезде на ровные неровности дороги
Замена ШРУСА привода на Ниве своими руками
Многие владельцы «Нивы» привыкли доверять такие ремонтные работы специалистам на СТО, но все можно сделать и в гаражных условиях, имея под рукой список необходимых инструментов.
Ну а дальше все делается в следующем порядке:
- Снимаем колесо, предварительно приподняв переднюю часть автомобиля домкратом
- Откручиваем крепление шаровой опоры к рычагу, чтобы освободить ее
- Отверните гайку ступицы и снимите ШРУС со ступицы
- Для большей доступности лучше снять блок в сборе — поддеть гранату внутри креплением и вытащить
- После этого вся трансмиссия в сборе снимается
- Зажимаем диск в тиски
- С помощью специального пинцета избавляемся от хомутов на пыльниках (при необходимости меняем их потом на новые)
- Легкими ударами молотка сбиваем нужный ШРУС с привода, прикладывая силу удара к наружной обойме
Обычно после пары легких ударов ШРУС без проблем сходит и его можно заменить на новый. Еще раз стоит отметить, что пыльник лучше осмотреть на наличие повреждений, а при необходимости еще и поменять на новый.
Таким же образом заливается новый ШРУС, до щелчка стопорного кольца.
Стоит отметить, что в результате сборки трансмиссий необходимо протолкнуть смазку во внутреннюю часть ШРУСа, типа ШРУС или литол (в крайнем случае). Если этого не сделать, износ будет происходить гораздо быстрее, чем если бы присутствовало необходимое количество смазки. Также обратите внимание на целостность защитных пыльников внутренней и внешней гранаты. Если вы видите, что пыльник поврежден, необходимо заменить его на новый.
Установка на автомобиль осуществляется в порядке, обратном снятию. Также не забудьте установить все снятые в процессе ремонта детали.
Цена нового внутреннего ШРУСа 800 рублей, а вот внешний будет стоить почти в два раза дороже — от 1400 рублей. Если рассматривать покупку целых блоков, то один может обойтись вам минимум в 3500 рублей, а пара, конечно же, около 7000 рублей.